→ Али ибн абу талиб четвертый праведный халиф. Али ибн Абу Талиб (да будет доволен им Аллах)

Али ибн абу талиб четвертый праведный халиф. Али ибн Абу Талиб (да будет доволен им Аллах)

— Суннит: в наших книгах написано, что Абу Талиб умер неверующим.

— Шиит: По нашему убеждению, Абу Талиб был мусульманином, верующим, и предок Али ибн Аби Талиба и всех Имамов мусульман (мир им) не мог быть кафиром.

— Суннит: если так, то почему существует много риваятов, в которых он назван неверным?

— Шиит: «Вина» Абу Талиба состояла только в том, что он был отцом Имама Али (А), а враги Имама Али (А), и особенно Муавия, давали тысячи тысяч динаров из казны мусульман людям без совести и веры, чтобы они выдумывали и распространяли клевету про него. Среди таких людей был лжец Абу Хурейра, который выдумал такой хадис: «Пророк (С), умирая, отдал приказ отрубить руку Али» (Шарх нахдж уль-балага, Ибн Аби Хадид, том 1, С. 358). Таким образом, «ширк Абу Талиба» был выдуман лжецами по политическим причинам.

— Суннит: в Коране, суре «Скот», аят 26, говорится: «Они удерживают других от него, и сами сторонятся его». По мнению некоторых наших ученых, в этом аяте имеется в виду Абу Талиб, который поддерживал Посланника Аллаха (С), но при этом сторонился его пути.

— Шиит: во-первых, смысл этого аята другой, во-вторых, даже если бы он имел такой смысл, где далиль, что он относится именно к Абу Талибу?

— Суннит: Далиль в том, что Суфьян Сури передал от Хабиба ибн Аби Сабита от Ибн Аббаса: «В этом аяте сказано об Абу Талибе, потому что он защищал Посланника Аллаха (С) от людей, но сам не принял Ислам» (тафсир Ибн Касира, том 2, С. 128).

— Шиит: в ответ хочу привести несколько аргументов. Во-первых, смысл приведенного аята совсем в другом. Этот аят надо брать вместе с теми, которые идут до и после него:

«Среди них есть такие, которые слушают тебя, но Мы накинули на их сердца покрывала, чтобы они не могли понять его, и поразили их уши глухотой. Какое бы знамение они ни увидели, они все равно не уверуют в него, и поэтому, когда они приходят к тебе, чтобы препираться с тобой, неверующие говорят: “Это – всего лишь сказки древних народов”» (6: 25).
И:
«Если бы ты только увидел их, когда их остановят перед Огнем. Они скажут: “О, если бы нас вернули обратно! Мы не считали бы ложью знамения нашего Господа и стали бы верующими!”
О нет! Им открылось то, что они скрывали прежде. Если бы их вернули обратно, то они непременно вернулись бы к тому, что им было запрещено. Воистину, они – лжецы.
Они говорят: “Есть только наша мирская жизнь, и мы не будем воскрешены”» (6: 27-29).

Отсюда ясно, что в приведенном аяте говорится о неверующих вообще, и значение его такое: «они удерживают других от Посланника Аллаха, и сами не следуют за ним».

Во-вторых, в аяте сказано: يَنْأَوْنَ(«сторонятся»), что имеет значение отдаления, тогда как Абу Талиб всегда был рядом с Посланником (С).

В-третьих, по поводу риваята от Ибн Аббаса: он приведен от Суфьяна Сури, который, даже по мнению суннитских ученых, является лжецом и недостоверным передатчиком (Мизан уль-иатидаль, с. 398). От Ибн Мубарака передано, что Суфьян выдвал истину за ложь, а ложь за истину (Тахзиб ут-тахзиб, том 4, С. 115).

Далее, этот хадис – «мурсаль» (не имеет полной цепи передатчиков), потому что от Хабиба до Ибн Аббаса должно быть еще несколько человек в цепочке, а их нет.
Известно, что Ибн Аббас был уверен в имане Абу Талиба – тогда как он мог передать, что Абу Талиб остался неверующим?

Хадис выше говорит, что этот аят был ниспослан только по отношению к Абу Талибу, тогда как в самом аяте используется множественное число: يَنْهَوْنَ, وَيَنْأَوْنَ– «удерживают», «сторонятся».

Согласно мнению некоторых ученых, этот аят относится к дядям Пророка (С). У Пророка (С) было десять дядь, из которых трое – Хамза, Аббас и Абу Талиб – приняли Ислам и стали верующими, а потому этот аят не касается их.

Еще один аргумент состоит в том, что Пророк (С) всегда держался в стороне от своих неверующих дядь, таких как Абу Лахаб, но с Абу Талибом он поддерживал особые тесные отношения вплоть до его смерти, и даже назвал год его смерти «амуль хузн» — «год печали». На его похоронах он произнес:

«و ابتاه! و احزناه علیك كنت عندك بمنزله العین من الحدقه و الرّوح من الجسد
«О, отец! Как печалит меня твоя утрата! Возле тебя я был как глаз в зрачке, как дух в теле!» («Гадир», том 7, «Абу Талиб мумину курайш», С. 303-311).

Разве мог Пророк (С) так говорить о мушрике, сравнивая себя с духом в его теле и с глазом в его зрачке и печалиться по нему при его смерти, тогда как огромное количество аятов Корана призывает отдаляться от неверующих?! Мы говорим, что это невозможно.

Полная история ислама и арабских завоеваний в одной книге Попов Александр

Халиф Али (656-661)

Халиф Али (656-661)

Следующим халифом стал приемный сын Мухаммеда Али – Али ибн Абу Талиб. Последующие мусульманские историки рисуют картину его избрания благостной, но, скорее всего, состоялось оно не в день убийства Османа, и даже не на утро следующего дня, а примерно через неделю. Всю эту неделю Медина кипела, никто не выходил на улицу без оружия, и даже убитого халифа похоронили с большими проблемами: несогласные, утверждая, что Осман отправится прямо в ад, не давали читать над ним молитвы, пинали его труп ногами, и в итоге Осман был похоронен не по правилам, а просто засыпан землей.

Многие видные люди Медины, в том числе и старые сподвижники Пророка, отказались присягать Али. Впрочем, после присяги они не оказывали никакого противодействия новому халифу, хотя и оказались через несколько лет в стане его врагов.

Внешность Али ибн Абу Талиба, многократно описанная, была весьма примечательной. Четвертому халифу на момент принятия присяги было около 57 лет, он был очень смугл, весьма толст и обладал роскошной бородой, закрывавшей его грудь от плеча до плеча. Большую лысину окаймляли седые волосы, свисавшие на спину подобно львиной гриве. Али имел от восьми жен девять сыновей, а также в его семье было еще и три приемных сына. Количество дочерей обозначить сложнее, но, по всей видимости, их было около пятнадцати.

Былая его воинственность сошла на нет, и он был весьма мирным семейным человеком. Али не принимал многие перемены в мусульманском обществе, появившиеся после смерти Пророка. Это добавляло ему популярности среди несогласных и беднейших слоев, как и то, что он никогда не занимал никаких административных должностей.

Кое-как Али удалось навести порядок в городе: он заставил удалиться большинство кочевников и провел расследование убийства Османа. Но найти его реальных убийц вряд ли было возможно, и к тому же опасно. Часть негодующих египтян, возглавляемая Муавийем ибн Худайджем, все равно Али не признала, отказалась присягать и ушла в район Аль-Бахнаса. Из Медины был выслан отряд для «усмирения», но он потерпел неудачу. Возглавляемые же Муавийем отошли дальше и через некоторое время нашли пристанище в Харбите (округ восточнее Александрии, примерно в дне пути).

Затем Али занялся налаживанием отношений с провинциями, особенно с Куфой, и даже назначил туда нового наместника. Однако с половины пути тот вернулся в Медину: Куфа хотела остаться под старым управляющим. Между тем было не все спокойно и в самой Медине: Али раздал поровну деньги, найденные в доме у Османа, и многим видным мухаджирам показалось обидно, что их сравняли с бывшими рабами. Особенно возмущались Талха и аз-Зубайр, и Али их вызвал к себе, напомнив про присягу. Те попытались получить какие-либо наместничества, но Али опасался, что вдали от него они станут слишком самостоятельными. Разговор так ничем и не кончился.

Еще одним источником смуты стал Абдаллах ибн Омар, отказавшийся от присяги, считая, что выборы Али были проведены неправильно. После ссоры с новым халифом сын старого счел за благо уехать из города и осесть в Мекке. Вскоре Мекка стала некоей столицей оппозиции, и туда начали стекаться все недовольные правлением Али и оставшимся неотмщенным убийством Османа. Видной фигурой среди них оказалась Айша, вдова Пророка, которая издавна недолюбливала приемного сына своего мужа. Еще одним противником Али стал Муавийя, который не только не спешил принимать присягу, несмотря на призывы нового халифа, но и выставил в мечети Дамаска окровавленную одежду Османа, присланную ему вдовой Наилей. Проповедники говорили о необходимости отмщения вероломного убийства, и Сирия готовилась к походу на Медину. В августе, в ответ на призывы принять присягу, Муавийя отправил Али письмо, велев гонцу, по прибытии в Медину, держать свиток так, чтобы любой разглядел надпись на нем: «От Муавийи ибн Абу Суфийана Али ибн Абу Талибу». Уже в этом содержалось оскорбление: вынесенное в начало имя Муавийи говорило о том, что он ставит себя выше Али, и к тому же, судя по обращению, халифом он его не считал. Когда посланец прошел с письмом по улицам Медины и Али сломал печать, то внутри вместо текста обнаружил лишь традиционную фразу начала записей: «Во имя Аллаха, милостивого, милосердного».

Это было уже третьим оскорблением, и Али хотел немедленно послать в Сирию войска, но видные мусульмане его не поддержали, хотя Али и говорил, что «смута как огонь» и уничтожать ее надо в самом начале. Вскоре Талха и аз-Зубайр попросили у Али позволения на малый хадж, и он, прекрасно понимая, что они просто хотят уехать в Мекку, был все равно вынужден их отпустить.

Таким образом, уже к осени в Мекке собрались почти все, кто был в оппозиции к нынешней власти. Впрочем, полного единства среди них не было: кто-то настаивал на походе в Сирию для объединения с Муавийем, кто-то предлагал сразу идти в Медину, боясь дальнего похода. К последним примкнула и Айша. Сложно сказать, насколько велика была ее роль в организации похода и противостоянии новому халифу, но стоит признать, что она была не последним человеком в оппозиции. Получив прекрасное образование, зная множество стихов и обладая даром слова, овдовевшая в 18 лет Айша не знала, куда ей применить свою энергию. Слава «матери верующих» и внушительная пенсия не могли заменить ей участия в гуще событий. И когда с походом в Медину было решено, Айша решила выступать вместе с мужчинами. По тем временам это был, учитывая положение женщин, весьма необычный и смелый поступок. Женщине был нужен сопровождающий, и она попыталась взять себе в попутчицы сначала еще одну вдову Пророка Умм Саламу, а затем Хафсу, но обе ей отказали. И Айша отправилась одна, в окружении мужчин.

Талха и аз-Зубайр собрали около 700 человек и, вложив собственные средства, вооружили их и купили верблюдов для похода. Умм Салама, вдова Пророка, отправила сына Омара с письмом к Али, обращаясь к тому с просьбой взять Омара к себе в помощники и предупреждая его о походе. Умм Фадл, вдова Аббаса, также предупредила Али о готовящемся походе.

Али, все-таки решивший идти на Сирию, узнал о настроениях у себя под боком и вышел наперехват к мекканским бунтовщикам, лично возглавив войско. Он понимал, что их нельзя пустить в Басру, где они могут найти поддержку и увеличить свой отряд.

В начале октября мекканский отряд, выросший в пути до 3000 человек, стал под Басрой и послал в город переговорщиков, пытаясь выяснить настроения горожан. Городское начальство не поддержало бунтовщиков и после переговоров решило силой заставить их вернуться в Мекку. Но когда собранные с оружием горожане уже дошли до окраины, перед ними появились вожди мятежников, призывающие отомстить за смерть Османа. Мнения жителей Басры разделились, начался скандал и даже потасовки, но все это оборвала Айша, произнеся пламенную речь о том, что Осман, хотя и совершал ошибки, перед смертью раскаялся и был убит уже безгрешным и что за его кровь необходимо отомстить. Пообещала она, и что после отмщения «будет проведен совет тех людей, которых избрал амир верующих Умар ибн аль-Хаттаб, и не войдет в него тот, кто причастен к крови Османа». Это еще больше распалило горожан, потасовки перешли в драки, и город распался на две партии: центр оказался в руках у сторонников Али, окраины же были заняты теми, кто принял сторону мекканцев.

На следующий день Талха и аз-Зубайр решили взять центр приступом, но наместник выслал им навстречу конницу, и мятежники были оттеснены. Однако к утру они сумели обойти заслоны наместника по дамбе и оказались почти в центре города. Снова завязался бой, в котором наместник стал одерживать верх, и бунтовщики предложили подписать примирительное соглашение, в котором обговаривались условия прекращения боев и то, что все остаются в городе и ожидают прибытия халифа для окончательного разрешения вопроса. Пока шли переговоры, мятежники тайно стали призывать на свою сторону окрестные кочевые племена и уговорили почти всех, кроме нескольких, принявших нейтралитет. Перемирие в городе продолжалось недолго: в мечети произошла ссора между наместником и главами бунтовщиков, и через несколько часов боев город оказался в руках восставших.

Хукайм ибн Джабала попытался выступить против бунтовщиков, но был убит, а его отряд разгромлен. Разбежавшихся защитников старого порядка ловили по городу и приводили на площадь, где впервые в истории ислама состоялись массовые казни единоверцев. Айша, впрочем, призывала убивать только тех, кто участвовал в осаде дома Османа, но вряд ли к ее словам кто-то прислушивался.

Али пытался вести переговоры с бунтовщиками, но они заканчивались ничем: это был, скорее, религиозный спор о шиизме, а не политическая попытка решить проблему. В итоге в начале декабря Али подошел к Басре. Еще с дороги он выслал туда переговорщиков, но обе стороны утверждали, что они просто «хотят восстановить закон», и поэтому переговоры ничем не кончились, кроме, пожалуй, важного вывода, что происходящие события имеют весьма серьезное значение для всего халифата.

Мятежники покинули город и также стали лагерем. Еще несколько дней длился обмен переговорщиками, а 8 декабря войска сошлись на близкое расстояние. Созерцание противника вблизи, видимо, еще более охладило пыл сторон, и они решили еще раз попытаться решить дело миром. Что было решено – сказать сложно, но и бунтовщики, и Али собрали вечером к себе наиболее видных людей из своих армий, что вызвало недовольство наиболее воинственно настроенных поклонников Али и участников осады дома Османа, которые на совещание приглашены не были. Они собрались на тайные переговоры и, боясь, что мир может им выйти боком, вернее, закончится казнью, решили спровоцировать сражение. Ранним утром они напали на басрийцев, что было воспринято теми как вероломство Али. Небольшие стычки перешли в сражение с участием главных сил, и вскоре Талха был ранен стрелой в ногу. Стрела, по всей видимости, перебила артерию, кровь остановить не смогли, и Талха скончался. Узнав о смерти командующего, басрийцы запаниковали и начали отступать. Аз-Зубайру не смог их остановить и сам пустился в бегство, бросив и город, и даже сына, но вскоре был зарублен около Вади ас-Сиба неким бедуином. Однако когда басрийцы добежали до белого верблюда, на котором в обитом железом паланкине сидела Айша, они остановились и стали защищать «мать верующих», которая храбро не покинула поле боя. Вся битва переместилась к верблюду и осталась в истории как «битва у верблюда» или «верблюжья битва» (джамаль). Басрийцы защищали Айшу, а сторонники Али пытались взять верблюда в «плен», как некое знамя, с утратой которого у противоборствующей стороны не будет смысла сопротивляться. Практически все описание битвы сводится к рассказам про поединки у верблюда и к перечислению имен тех, кто держал его под уздцы, но пал. Последними схватились Абдаллах ибн аз-Зубайр и Малик аль-Аштар. Силы обоих были на исходе, но в это время бойцы Али подобрались к верблюду и перерезали ему поджилки. Животное рухнуло, паланкин с Айшей опрокинулся, придавив ее.

Бойцов разняли, Айшу вынули из-под паланкина, и Али отругал мачеху за то, что она взялась за мужское дело, после чего велел отвезти ее туда, где она жила в Басре, и велел преследовать бегущих, но не убивать тех, кто не оказывает сопротивления, и не грабить город.

Данный текст является ознакомительным фрагментом. автора Попов Александр

Третий халиф – Осман (644-656) Осман ибн Аффан постоянно, как и предыдущие халифы, консультировался с шурой, стараясь поддерживать хорошие отношения с Али, но, по общему мнению, уже не был столь мощным администратором, как два предыдущих халифа.Взрывоопасная проблема по

Из книги Полная история ислама и арабских завоеваний в одной книге автора Попов Александр

Халиф Али (656-661) Следующим халифом стал приемный сын Мухаммеда Али – Али ибн Абу Талиб. Последующие мусульманские историки рисуют картину его избрания благостной, но, скорее всего, состоялось оно не в день убийства Османа, и даже не на утро следующего дня, а примерно через

Из книги Полная история ислама и арабских завоеваний в одной книге автора Попов Александр

Шестой халиф Муавийя (661 -680) Муавийе было под шестьдесят, он был коренаст, коротконог, с непропорционально большой головой и громадными, навыкате, глазами, которые придавали его лицу грозное выражение. Как можно понять из истории неудавшегося покушения, шестой халиф был

Из книги Полная история ислама и арабских завоеваний в одной книге автора Попов Александр

Ложный халиф В 817 – 819 годах активизировалось и движение шиитов, причем в самом центре халифата, где они заняли города Мекку, Медину, Васит и Басру. Понятно, что дело тут не только в охватившем халифат хаосе, но и в общем недовольстве населения правлением Аббасидов.Халиф

Из книги История Крестовых походов автора Харитонович Дмитрий Эдуардович

Сумасшедший халиф, или опять о недостаточности простых объяснений Я уже упоминал о том, что относительно недавно обращенные в ислам турки-сельджуки могли чинить различные препятствия паломникам и портить жизнь местным христианам, пусть рассказы об этом и содержат

Из книги Их величества пирамиды автора Замаровский Войтех

Глава II ХАЛИФ АЛЬ-МАМУН И АРАБСКИЕ ИСТОРИКИ 642 год нашего летосчисления стал началом новой эры истории Египта: его завоевали арабы. Амр Ибн аль-Ас, полководец халифа Омара, в 640 году захватил город Пелусий, нынешнюю Фараму, на восточном рукаве Нильской дельты, затем нанес

Из книги Пророк завоеватель [Уникальное жизнеописание Магомета. Скрижали Моисея. Ярославский метеорит 1421 года. Появление булата. Фаетон] автора Носовский Глеб Владимирович

8. Воинственный апостол Павел и воинственный халиф Омар Павел считается ВОИНСТВУЮЩИМ АПОСТОЛОМ. В книге «Начало Ордынской Руси» мы показали, что апостол Павел описан в средневековых летописях эпохи XII–XIII веков также как известный Фульк Парижский, святой человек из

Из книги Египет. История страны автора Адес Гарри

Халиф Аль-Хаким безумный Внуком Аль-Муизза был самый печально знаменитый из всех фатимидских халифов. Аль-Хаким (996-1021) вступил на престол невинным голубоглазым мальчиком одиннадцати лет. Он отверг традиционную роскошь облачения, отдав предпочтение простым белым

автора

Харун ар-Рашид: халиф и его двор - покровители культуры Сыну аль-Махди, Харуну ар-Рашиду (786–809 гг.) после кратковременного правления его брата аль-Хади посчастливилось взойти на трон халифа на пике величия и роскоши империи. На короткое время в ней воцарились

Из книги История ислама. Исламская цивилизация от рождения до наших дней автора Ходжсон Маршалл Гудвин Симмс

Халиф ан-Насир, придворная футувва и хорезмшахи В центре исламского мира большинство государств после распада империи сельджуков почти не обращали внимания на христианскую угрозу в Средиземноморье - как в западном, так и в восточном. Не слишком заботило их и

Али (602-661) - четвертый "праведный" халиф (с 656 гоад) в арабском халифате; происходил из племени курейш. Последователь, соратник, двоюродный брат и зять Мухаммеда (муж его дочери Фатимы). Был избран халифом в обстановке народного восстания в Медине, в ходе которого был убит халиф Осман (656). Опираясь на демократические слои арабских племен, Али вел борьбу с курейшитской знатью. Однако Али не смог добиться успеха в войне с Муавией, наместником Сирии и предводителем этой знати, что привело к расколу в среде приверженцев Али - шиитов. Выделившиеся наиболее последовательные противники аристократии - хариджиты - убили Али. Об Али создано много легенд в мусульманской, особенно шиитской, литературе.

Советская историческая энциклопедия. - М.: Советская энциклопедия. 1973-1982. Том 1. ААЛТОНЕН – АЯНЫ. 1961.

Литература: SarasinW., Das Bild Alis bei den Historikern der Sunna, Diss., Basel, 1907; Levi della Vida G., Il califfato di Ali, secondo il Kitb al-asraf di al-Baladuri, "Riv. degli studi orientali", Roma, 1913, anno 6, fasc. 2.

Четвертый «праведный» халиф

Али ибн Аби Талиб аль-Муртада («Желанный»), Абу-л-Хасан (около 600–21.01.661) - четвертый «праведный» (рашидун) халиф (с 656), первый шиитский имам. Сын Абу Талиба ибн Абд аль-Мутталиба (не поздн. 539–619) и Фатимы бинт Асад, принадлежавшей к роду хашим мекканского племени курайш, Али был двоюродным братом (по отцу) Мухаммада. С 7 лет воспитывался в семье будущего пророка ислама и одним из первых (по шиитской версии - вторым, после жены Мухаммада, Хадиджи) безоговорочно принял новую веру (610). В 623 Али женился на младшей дочери Мухаммада, 17-летней Фатиме (606–632/33), которая родила ему трех сыновей - аль-Хасана (624/25–669), аль-Хусейна, Мухсина (умер в младенчестве) и двух дочерей - Зайнаб и Умм Кульсум. После смерти Фатимы Али женился еще 8 или 9 раз и имел многочисленное потомство, однако самую заметную роль в истории ислама сыграли его сыновья аль-Хасан и аль-Хусейн и их потомки. Али находился рядом с Мухаммадом на протяжении всей его пророческой деятельности и принимал участие во всех делах мусульманской общины (умма). Перед битвой при Бадре (624) одолел в традиционном единоборстве язычника аль-Валида ибн Утбу и отличился в самом сражении. За отвагу, проявленную в этом бою, был прозван «Асадулла» («Лев Аллаха») и получил в награду меч «Зу-л-фагар» («Обладающий позвонками»). В битве при Ухуде (625) лично защищал Пророка. При завоевании Мекки (630) был знаменосцем мусульман.

Позиция Али в отношении избрания Абу Бакра халифом после смерти Мухаммада (632) не совсем ясна. По одной из версий, Али не принимал участия в выборах «заместителя посланника Аллаха», так как был занят подготовкой похорон Пророка и присягнул Абу Бакру только через полгода. По другим данным, Али был противником избрания Абу Бакра, но был вынужден согласиться с его кандидатурой, поддержанной большинством сподвижников Мухаммада. Когда перед смертью (634) Абу Бакр призвал мусульман присягнуть Омару ибн аль-Хаттабу, Али вновь оказался лишенным власти. В годы правления второго «праведного» халифа (634–644) Али входил в число его ближайших советников и не принимал непосредственного участия в первых араб. завоевательных походах. После смерти Омара халифом стал Осман (644–656), проводивший политический протекционизм, что вызвало недовольство представителей рода омейя, охватившее широкие слои мусульман. В этих условиях Али представлялся многим идеальным правителем. В апреле 656 у Медины стали лагерем ополчения из Египта, Куфы и Басры, выступившие против халифата Османа и требовавшие его отречения от власти. Али открыто не поддерживал цели оппозиционеров, но и не смог удержать мятежников от убийства третьего «праведного» халифа (июнь 656). Новым халифом был провозглашен Али (24.06.656). Данный исход вызвал недовольство некоторых влиятельных курайшитов и среди них: вдовы Мухаммада, Аиши бинт Аби Бакр (613/14–678), видных сподвижников Пророка - Талхи ибн Убайдаллаха и аз-Зубайра ибн аль-Аввама, а также представителей рода омейя, главным действующим лицом которых стал наместник Сирии Муавийя ибн Аби Суфьян (?–680). В стране развернулась гражданская война. Объединившись и собрав под своими знаменами до 3 тыс. человек, оппозиционеры двинулись походом из Хиджаза на Басру и укрепились в ней. Вскоре сюда во главе 20-тысячного войска подошел Али. В развязавшейся так называемой «верблюжьей битве» (дек. 656) халиф одержал победу.

Главным противником Али остался только Муавийя. Весной 657 армии противников двинулись навстречу друг другу и в середине мая встретились у местечка Сиффин, где развернулось крупное пятидневное сражение. Сирийские воины прибегли к хитрости и, прикрепив к своим копьям свитки Корана, призвали халифа «следовать Книге Аллаха» и согласиться на третейский суд, который должен был разрешить спор: кто, Али или Муавийя, более достоин, чтобы стать во главе мусульманской общины и Халифата. Недовольная таким исходом дела и разочаровавшись в Али как вожде, значительная часть его войска покинула его лагерь. Этот раскол среди недавних сторонников Али привел к появлению первого ответвления в исламе в лице представителей религиозно-политической группировки хариджитов. Третейский суд не пришел к единому решению, и Али был поставлен перед необходимостью бороться на 2 фронта. Сначала он решил покончить с «внутренними» врагами и 17 июля 658 у местечка ан-Нахраван (Ирак) наголову разбил войско хариджитов, что не прибавило ему популярности в среде сторонников. Ослаблением позиций Али воспользовался Муавийя, объявивший себя халифом в Дамаске (660). Участь самого четвертого «праведного» халифа решила ненависть со стороны хариджитов. 19 января 661 спасшийся в числе немногих после битвы при ан-Нахраване хариджит Абд ар-Рахман ибн Мулджам опустил свой меч на голову Али в мечети Куфы. Испытывая невыносимые боли, то и дело теряя сознание, Али продержался два дня. Перед смертью, согласно распространенному преданию, он распорядился привязать свое тело к верблюду и похоронить себя там, где уставшее животное опустится на колени. Пройдя 20 км, верблюд прилег, и исполнители последней воли покойного похоронили халифа, став вокруг лагерем. Так возник город Эн-Неджеф. По другой версии, Али завещал похоронить себя в Куфе и сделать могилу незаметной, чтобы хариджиты не смогли надругаться над телом. Так или иначе, но уже к концу IX в. точное местонахождение могилы Али считалось утерянным.

После смерти Али его личность стала легендарной, а сам халиф был причислен к числу самоотверженных и бескорыстных «рыцарей ислама», героев, мученически погибших за веру (шахид). Еще при избрании первого халифа (632) выделилась группа мусульман, поддерживавших кандидатуру Али в качестве наиболее достойного преемника Мухаммада и ратовавших за передачу власти в умме и государстве по наследству прямым потомкам Пророка от его дочери Фатимы. Со временем сторонники данного подхода сложились в «партию Али» («аш-шиат Али») и стали именоваться как шииты.

А. А-Г. Алиев.

Российская историческая энциклопедия. Т. 1. М., 2015, с. 286-287.

Халифат Али ибн Абу Талиба (656-661)

Четвертый халиф Али ибн Абу Талиб родился в 602 году в благородной мекканской семье, принадлежащей к роду Хашима. Воспитанный Мухаммедом, глубоко преданный делу ислама, Али был одним из шести наиболее близких к Мухаммеду людей и одним из десяти сахабов Пророка. Он был искренним и честным, отличался редкой щепетильностью в вопросах веры, был чужд честолюбия и стяжания. Али участвовал в битвах при Бадре, у горы Ухуд, где получил шестнадцать ран, и почти во всех походах Мухаммеда. Он вошел в историю ислама под именами Лев Аллаха, Попечитель, Избранный.

К концу правления халифа Усмана Али ибн Абу Талибу было уже за пятьдесят. Это был невысокий, полный, очень смуглый человек с длинной белой бородой и большими глазами, отличавшийся, несмотря на полноту, необыкновенной физической силой.

Еще при избрании первого халифа сторонниками прав Али на халифат выступили три сахаба: Абу Зарр ал-Гифари, Микдад ибн ал-Асвад и Салман ал-Фариси. В Дамаске Абу Зарр (ум. в 653 г.) в присутствии наместника Сирии Муавийи проповедовал против роскоши и жадности ставленников Усмана и о праве на халифат представителей семьи Пророка, то есть Али и его сыновей от Фатимы - Хасана и Хусейна. Муавийя отослал Абу Зарра в Медину к халифу Усману.

Сторонником Али был и Абдаллах ибн Саба, принявший ислам еврей из Йемена, начитанный в Священном Писании. Он указывал, что у каждого из прежних Пророков был помощник, васи. У Моисея - Аарон, у Иеремии - Варух, у Иисуса - апостол Петр. Таким же васи у Мухаммеда был Али.

Принцип наследственности высшей власти в Халифате приверженцы Али основывали на том, что халиф должен происходить из семьи Пророка. Но это право Али оспорили потомки рода Омейи и, прежде всего, Муавийя ибн Абу Суфьян, считавший, что после Усмана именно он должен стать халифом. В Египте Али был поддержан Мухаммедом ибн Абу Бекром; Басра выдвинула кандидатом Тальху; а Куфа, во главе с Маликом ал-Аштаром, выступила на стороне аз-Зубайра. При таком раскладе от Медины потребовали провести выборы халифа. Али выразил готовность стать халифом при условии, если его признают Тальха и аз-Зубайр. Те согласились, хотя позже заявили, что сделали это под давлением сторонников Али.

Через восемь дней после смерти халифа Усмана, Али ибн Абу Талиб в результате проведенных выборов был провозглашен халифом. Ему не присягнул Саад ибн Абу Ваккас (ум. в 677 году), сподвижник Мухаммеда, победитель персов, мужественный и прямой человек. Впрочем, позже он и Муавийю не признал в качестве халифа.

Свою деятельность в качестве главы государства Али начал с того, что сместил ставленников Усмана с главных постов в Халифате. Этим он нажил себе множетво сильных и могущественных врагов. Вместо Ибн Амира наместником в Басре халиф назначил Усмана ибн Хунейфа, вместо Абу Мусы в Куфе - Аммара ибн Шихаба, вместо Ибн Абу Сарха в Египте - Кайса ибн Саада, вместо Ялы ибн Мунья в Южной Аравии - Убайдаллаха ибн Аббаса. Амр ибн ал-Ас, ожидая наместничества в Египте и не получив его, тут же перешел на сторону Муавиии. После того как войско и придворные присягнули Али, Муавийя начал плести интриги. Призыв к мести за смерть Усмана заставил всех Омейядов сплотиться вокруг него, а то, что они занимали в Халифате не последние должности, ослабило положение сторонников Али. В то же время халиф не позволял себе отвечать противникам в духе Муавиии, и все его действия оставались в рамках закона. В конце концов, это оказалось исторически правильнее, как и все дальновидные, взвешенные решения халифа.

Тальха и аз-Зубайр, присягнув Али, как они говорили, по принуждению, собрали своих сторонников и двинулись в Басру. С ними заодно была и Аиша, которая, по свидетельству сподвижников Пророка, не могла сказать об Али ничего хорошего. Когда это войско, растянувшееся по дороге, увидел бывший наместник Куфы Сайд ибн ал-Ас, он воскликнул: "Куда вы идете? Взгляните через плечо - мщение сидит позади вас, на спинах ваших верблюдов". Он хотел сказать, что мстители должны были сначала отомстить себе за то, что не защищали халифа, когда он был в опасности, а отсиживались в Мекке.

Тальха и аз-Зубайр, войдя в Куфу, устроили в городе настоящее сражение, в котором погибло много сторонников Али и просто защитников справедливости и законной власти. Призывы Али решить спор путем переговоров не были услышаны. Наконец, в Куфу прибыл сын халифа Хасан в сопровождении Аммара ибн Ясира и объявил, что Али выбрал Куфу местом своей резиденции, которая переносится в нее из Медины. Тальха и аз-Зубайр ушли к Басре и вскоре захватили ее, изгнав наместника Ибн Хунейфа, который присоединился к Али в Зу-Каре. Вскоре сюда же прибыли сторонники Али, еще остававшиеся в Басре и Куфе. Так составилось войско, готовое защищать халифа, численностью до двадцати тысяч человек. Но Али не хотел сражаться с мусульманами и ждал, когда Аллах вразумит Тальху и аз-Зубайра, упорно распространяющих клевету и призывающих к мщению за Усмана. Али согласился на переговоры с бунтовщиками, даже когда те потребовали удаления от халифа всех, кто его поддерживал, под предлогом, что они тоже считаются соучастниками убийства халифа. С небольшим отрядом Али выступил к Басре. Но во время переговоров оставленные в Зу-Каре сторонники Али с присоединившимися к ним соплеменниками напали на лагерь Тальхи и аз-Зубайра. Переговоры были сорваны. В этом сражении у Басры, получившем название "Битва верблюда" - ал-Джамал (Аиша, сидевшая на верблюде, была для войска Тальхи и аз-Зубайра талисманом, подобно тому, как в древности таким талисманом для сражающихся были передвижные бетилы), - Тальха и аз-Зубайр погибли, Аиша попала в плен. Али, выслушав от нее потоки брани и проклятий, отпустил ее восвояси. После этого Аиша прожила в уединении до 678 года.

Возвратившись в Куфу, Али решил сместить Муавийю с поста наместника Сирии за отказ присягнуть законному халифу. Он решительно отверг совет ал-Мугира ибн Шуубы и Абдаллаха ибн Аббаса не делать этого и стал готовиться в поход против мятежного подчиненного.

Ирмияева Т.Ю. История мусульманского мира от Халифата до Блистательной Порты. Челябинск, 2000, с. 103-107.

Далее читайте:

Литература:

Али-заде А. Исламский энциклопедический словарь. М., 2007. С. 29–31;

Аль-Гамиди, аль-Хусейнан. Праведные халифы. Н. Новгород., 2004;

Ислам. Энциклопедический словарь. М., 1991. С. 18–19;

Беляев Е. А. Арабы, ислам и араб. халифат в раннее средневековье. М., 1965;

Большаков О. Г. История Халифата. Т. 1–3. М., 1989, 1993, 1998;

Компании, Фазлуллах. Имам Али. Кум (Иран): организация культуры и исламских связей, 1997;

Ньюби. Краткая энциклопедия ислама. М., 2007. С. 39–40;

Петрушевский И. П. Ислам в Иране в VII–XV веках. 2-е изд. СПб, 2007;

Сейд Абдул-Хусейн Шарафоддин. О руководстве имама Али (в письмах). [Б. м. ]:, 1998.

SarasinW., Das Bild Alis bei den Historikern der Sunna, Diss., Basel, 1907;

Levi della Vida G., Il califfato di Ali, secondo il Kitb al-asraf di al-Baladuri, "Riv. degli studi orientali", Roma, 1913, anno 6, fasc. 2.

(59 лет) Отождествляется Шиитский взгляд на Али [d]
, Суннитский взгляд на Али [d]
и Али в Коране [d]

Абу́-ль-Ха́сан ‘Али́ ибн Абу́ Та́либ аль-Кураши́ , более известный как ‘Али ибн Абу Талиб (араб. علي بن أبي طالب ‎, [ʕaliː ibn ʔæbiː t̪ˤɑːlib] ; 17 марта 599 - 24 января 661 ) - политический и общественный деятель ; двоюродный брат, зять и сподвижник пророка Мухаммеда , четвёртый праведный халиф ( -661), первый из двенадцати почитаемых шиитами имамов .

Согласно авторитетным мусульманским источникам, единственный человек, который родился в Каабе ; первый ребёнок и первый среди лиц мужского пола, принявший ислам ; во время своего правления получил титул амир аль-муминин (глава правоверных).

Али был активным участником всех важных событий ранней истории ислама и всех битв , которые Пророку пришлось вести с противниками своего вероучения. Али стал халифом после убийства взбунтовавшимися солдатами халифа Усмана . Различные события стали причиной гражданской войны с Муавией , а в конце гибелью халифа от рук убийцы-хариджита .

В историю ислама Али вошёл как трагическая фигура . Сунниты рассматривают его как последнего из четырёх праведных халифов. Шииты почитают Али как первого имама и как святого, особыми узами близости связанного с Мухаммадом, как праведника, воина и вождя. Ему приписываются многочисленные воинские подвиги и чудеса. Среднеазиатская легенда утверждает, что у Али семь могил, ибо хоронившие его люди видели, как вместо одного верблюда с телом Али стало семь и все они пошли в разные стороны .

Энциклопедичный YouTube

    1 / 5

    ✪ Али ибн Абу Талиб (да будет доволен им Аллах)

    ✪ Али ибн Абу Талиб

    ✪ Отец сирот - Али ибн Абу Талиб (мир ему!)

    ✪ Имам Али Ибн Абу Талиб (а) Рождение и Родословная (Часть 1/1-5)

    ✪ Али ибн Абу Таллиб - четвертый праведный халиф

    Субтитры

История жизни

Ранние годы

Его полное имя: Абуль-Хасан Али ибн Абу Талиб ибн Абд аль-Мутталиб ибн Хашим ибн Абд аль-Манаф аль-Курайши. Его также называли Абу Турабом и Хайдаром . Пророк Мухаммед назвал его Муртадой («заслужившим довольство», «избранным») и Маула («любимый»)Шаблон:ИЭС+2007.

Пророк Мухаммед скончался в 632 году в своём доме в Медине. Тотчас после его смерти в квартале бану са’ида собралась группа ансаров , чтоб решить вопрос о преемнике. К ним вскоре присоединились Умар , Абу Бакр , Абу Убайда и ещё несколько мухаджиров . Али и семья Мухаммеда в это время были заняты подготовкой похорон Пророка . Большинство присутствующих склонялись к избранию вождя мединского племени хазраджитов Сада ибн Убаду , но ауситы колебались в таком выборе, да и часть хазраджитов полагала, что родственники Мухаммеда обладают бо́льшими правами на наследование его власти . При избрании нового главы общины только три сподвижника (Абу Зарр аль-Гифари , аль-Микдад ибн аль-Асвад и перс Сальман аль-Фариси) выступили сторонниками прав Али на власть, но их не стали слушать . Появление Абу Бакра и его спутников сразу изменило обстановку. Собрание в итоге присягнуло Абу Бакру и тот, приняв звание «заместителя посланника Аллаха» - халифа расули-л-лахи , или просто халифа , стал во главе мусульманской общины. Али не протестовал, но отошёл от общественной жизни и посвятил себя изучению и преподаванию Корана .

По кончине Абу Бакр назвал своим преемником Умара, а тот, умирая, назвал имена шести наиболее уважаемых ветеранов ислама (Али, Усман , Саад ибн Абу Ваккас , аз-Зубайр , Тальха и Абдуррахман ибн Ауф) и велел им выбрать из своей среды нового халифа. Талха в это время отсутствовал в Медине, а Абдуррахман ибн Ауф отказался от претензий на власть и взял на себя инициативу организации переговоров. Таким образом претендентов осталось всего четверо: Али, Усман, Саад и аз-Зубайр. Участники совета «шести» собрались в одном из домов около мечети, после чего начались трёхдневные переговоры .

Несмотря на всё вышеперечисленное, новым халифом в итоге стал Усман ибн Аффан, принадлежащий к влиятельному роду Омейядов , который после его убийства начнёт войну против Али.

Халиф

Спустя три дня после убийства Усмана новым халифом избрали Али. На следующий день после присяги он выступил с речью в мечети, сказав:

Когда был взят посланник Аллаха - да благословит его Аллах и да приветствует, - то люди сделали его заместителем (халифом) Абу Бакра, потом Абу Бакр сделал своим заместителем Умара, который шёл по его пути. Потом он назначил совет из шестерых, и они решили это дело в пользу Усмана, который делал то, что было вам ненавистно, а что - вы знаете [сами]. Затем его осаждали и убили. А затем вы по своей воле пришли ко мне и просили меня. А я - такой же, как вы: мне полагается то же, что вам, и на мне лежат те же [обязанности], что на вас. Аллах открыл врата между вами и убийством, и наступили смуты, как наступает ночная тьма. И не справиться с этими делами никому, кроме терпеливых и прозорливых и понимающих ход дел. Я поставлю вас на путь Пророка вашего и исполнения того, что он повелел, если вы будете повиноваться мне и Аллаху… Воистину, Аллах с высоты своих небес и Трона видит, что мне не хотелось власти над общиной Мухаммада, пока ваше мнение не было единым, но когда ваше мнение стало единым, то я не мог оставить вас…

Однако много противников Али было также и в Аравии. Большинство из них переехало из Медины в Мекку, где была жена пророка Аиша , недовольная тем, что Али не торопится с наказанием убийц халифа Усмана.

Верблюжья битва

В августе 656 года, когда разрыв с Муавией сделался окончательным, Али стал готовиться к войне с ним. Но первыми выступили против него мекканцы, возглавляемые Тальхой, двоюродным братом аз-Зубайром и женой пророка Аишей. Они возмутили жителей Басры, где вскоре по их призыву были схвачены и перебиты многие участники убийства Усмана. Однако соседняя Куфа приняла сторону Али.

Вскоре халиф во главе 12-тысячного войска (в основном из жителей Куфы) подошёл к непокорной Басре. В декабре произошло сражение, закончившееся победой Али. На его стороне сражались многие известные ансары, среди которых Абу Айюб аль-Ансари , Аммар ибн Ясир , Кайс ибн Са"д (англ.) русск. . Тальха был ранен стрелой в ногу и вскоре скончался от потери крови. Вероятно, после гибели Тальхи басрийцы дрогнули и начали отступать. Не сумевший их остановить, аз-Зубайр в одиночку бежал с поле боя, направившись к Вади ас-Сиба, где был убит одним бедуином. Решающая схватка завязалась вокруг верблюда, на котором восседала Аиша, отчего это сражение получило название «битва верблюда ». В конце концов воинам Али удалось прорваться к верблюду и перерезать ему поджилки, после чего животное вместе с Аишей рухнуло на землю . Басрийцы потерпели полное поражение. Таким образом власть Али упрочилась.

Сиффинская битва. Хариджиты

В январе 657 года Али перебрался в Куфу, сделавшуюся с этого времени его резиденцией. По мере того как ему присягали дальние провинции Халифата , его силы росли. Вскоре в распоряжении Али оказалась 50-тысячная армия. В апреле он выступил в поход в Сирию, возле Ракки переправился через Евфрат и встретился с Муавией близ селения Сиффин. При описании сиффинского сражения Ибн Джарир ат-Табари сообщает, что большую часть сторонников Али составляли мединцы и ансары. Согласно аль-Масуди на стороне Али в битве участвовали 87 человек, сражавшихся в прошлом при Бадре, среди которых было 17 мухаджиров и 70 ансаров .

Решающее сражение началось утром 19 июля 657 года и продолжалось девять дней с перерывами на ночь и для молитвы. Али вызвал Муавию на поединок, но тот вместо себя отправил мавлу, переодев его в свои одежды. Ничего не подозревавший Али вышел на поединок и убил мавлу. Своим поступком Муавия продемонстрировал трусость. На второй день сражения правое крыло войска халифа под командованием Малика аль-Аштара и центр под командованием самого Али разбили и потеснили войско Муавии . Ожесточённость сражения нарастала с каждым днём. В боях вместе с рядовыми с обеих сторон гибли также знатные люди. Сирийцы потеряли Убайдуллаха ибн Умара (сына халифа Умара), павшего в поединке с аль-Аштаром, и главу сирийских йеменитов Зуль-Кала; иракцы потеряли Аммара ибн Ясира, а в один из последних дней при попытке прорваться к шатру Муавии погиб Абдуллах ибн Будайл . Исход сражения складывался неудачно для мятежников, победа склонялась к Али. Положение спас Амр ибн аль-Ас , предложивший приколоть на копья свитки Корана. Бой сразу прекратился, Али обратился за советом к предводителям войска, но одни выступали за перемирие, другие - за продолжение сражения. После короткого раздумья Али произнёс: «Был я вчера повелевающим, а сегодня стал повелеваемым, был распоряжающимся, а стал распоряжаемым. Вы хотите остаться в живых, и я не могу вести вас к тому, что вам претит» . В Сиффинской битве Али потерял 25 тыс., а Муавия 45 тыс. человек .

Муавия сохранил свою армию, а в стане Али начался раскол: часть солдат (12 тысяч) возмутились его нерешительностью и покинули лагерь - их стали называть хариджитами .

Гибель

Согласно шиитской историографии, задолго до смерти Али знал о том, что будет убит, поскольку Пророк сказал ему об этом, и он сам предчувствовал это. Ряд авторов (Ибн Сад аль-Багдади ; аль-Балазури ; аль-Мубаррад ; аль-Масуди ; аль-Исфахани; Ибн Шахрашуб), исходя из многочисленных преданий, утверждают, что Мухаммад (или Али) полагали, что борода последнего будет окрашена кровью, текущей из его головы . Хариджиты, избегшие смерти у ан-Нахравана, приняли решение убить в одно назначенное время «виновников» раскола мусульманской общины - Али, Муавию и Амра ибн аль-Аса. Один из заговорщиков Абдуррахман ибн Мулджам ко всему прочему повстречал членов племени Тайм ар-Рибаб, в том числе женщину Катами бинт аш-Шиджну, потерявшую при Нахраване сразу отца и брата. Ибн Мулджам попросил её руки и сердца, и она согласилась при условии получения свадебного подарка, состоящего из 3 тыс. дирхамов, раба и убийства Али (девушка желала мести за гибель родных) .

Али похоронили близ Куфы. Место его захоронения держалось в секрете, но в правлении аббасидского халифа Харуна ар-Рашида его могила была выявлена в нескольких милях от Куфы и вскоре было построено святилище, вокруг которого вырос город Эн-Наджаф .

После смерти

Али как личность

В историю ислама Али вошёл как трагическая фигура . Кроме пророка Мухаммеда, нет никого в истории ислама, о котором столько написано на исламских языках, как об Али . Источники соглашаются, что Али был глубоко религиозным человеком, преданным делу ислама и идеи верховенства правосудия в соответствии с Кораном и сунной. Они изобилуют сообщениями о его аскетизме , неукоснительном соблюдении религиозных догм и отрыве от мирских благ. Некоторые авторы отмечают, что ему не хватало политического мастерства и гибкости .

Свою дочь Зейнаб Али выдал замуж за своего племянника Абдуллаха ибн Джафара .

Хасан и Хусейн почитаются в шиитском исламе как второй и третий имамы соответственно. Хусейн погиб в бою против армии халифа Йазида I . Остальные девять шиитских имамов являются прямыми потомками Али от его сына Хусейна.

Утвердившаяся в XVI веке в Иране династия Сефевидов стала приписывать себе сеидское происхождение. Согласно передаваемой генеалогии, основатель династии Сефи ад-Дин происходил в 21 поколении от седьмого шиитского имама Мусы аль-Казима , приходившимся потомком Али и Фатимы в пятом колене. В октябре 1979 года во время визита президента Ирака Саддама Хусейна в Эн-Наджаф было объявлено, что он приходится прямым потомком Али, являясь дальним родственником имама Хусейна .

Память

  • Город Хайдарабад - административный центр 29-го штата Индии Телангана - носит имя халифа Али, известного под прозвищем Хайдар (лев).
  • В Иране именем Али назван Армейский офицерский университет , одноимённая станция метро (англ.) русск. и шоссе (перс.) русск.
  • В Тегеране существует Музей имама Али (перс.) русск. .
  • В Иране была издана 12-томная энциклопедия имама Али (англ.) русск. .
  • В бакинском посёлке Бузовна (Азербайджан) и городе Захедан (Иран) есть Мечеть Али ибн Абу Талиба.
  • В Гамбурге (Германия) расположена иранская Мечеть имама Али .
  • В Иране об Али были сняты телесериал «Имам Али» (перс.) русск. . Также об Али снят художественный фильм «Лев Аллаха» (Al-Nebras).

Примечания

  1. Find a Grave - 1995. - ed. size: 165000000
  2. ʿAlī (Muslim caliph) (англ.) , Encyclopædia Britannica .
  3. С. А. Токарев Мифы народов мира: энциклопедия, Том 2. Сов. энциклопедия, 1987
  4. , с. 100.
  5. , с. 79.
  6. , с. 114.
  7. , с. 40.
  8. , с. 190.
  9. , с. 39.
  10. , с. 157.
  11. , с. 248-249.
  12. , с. 18-19.
  13. ,

    Оригинальный текст (англ.)

    Only one provincial governor denied the new caliph the usual oath of fealty. That was Muawiyah. The governor of Syria and kinsman of Uthman now came out as the avenger of the martyred caliph. Dramatically he exhibited in the Damascus mosque the blood-stained shirt of "Uthman and the fingers chopped from the hands of his wife Na’ilah, originally like Mu’awiyah’s wife a Syro-Arab of the Kalb tribe, as she tried to defend her husband.

    .
  14. , с. 43.
  15. , с. 39.
  16. , с. 57.
  17. , с. 58-59.
  18. Сиффин (неопр.) . Энциклопедия битв мировой истории. Томас Харболт. 1904.
  19. The Encyclopaedia of Islam . - Brill , 1986. - Т. 3. - С. 887-890. - ISBN 90-04-08118-6 .
  20. , с. 88.
  21. , с. 91.
  22. ALĪ B. ABĪ ṬĀLEB (неопр.) . Encyclopædia Iranica . Архивировано 31 мая 2012 года.
  23. Бартольд В. В. Сочинения. - Наука, 1966. - Т. 6. - С. 20-21.
  24. Гафуров А. Г. Лев и Кипарис (о восточных именах). - Наука , 1971. - С. 33-34 .

Весь драматизм убийства праведного халифа Али ибн Абу Талиба (да будет доволен им Аллах) заключался в том, что на его долю выпал период максимального ожесточения мусульман, когда градус напряжённости между ними достиг крайней степени, а святость человеческой жизни потеряла всякий смысл.

В это время мусульманская среда окончательно раскололась на два противоборствующих лагеря. Один из них возглавлял законно избранный халиф Али и всеми силами пытался объединить мусульман под одним знаменем и положить конец смутному времени.

Всё это казалось сложным, но возможным делом, но появление на политической авансцене сектантов из группы сабеитов усугубило и так непростую ситуацию. А последующее появление раскольников, которых позже стали называть хариджитами , надолго нарушило исламскую идиллию. Они же стали причиной жестокого убийства халифа в священный для мусульман месяц Рамадан.

После (да будет доволен им Аллах) сторонники Ибн Сабаъа по-прежнему контролировали ситуацию в Медине, наступил период, который в царской России принято называть междуцарствием. Чтобы сломить критическую ситуацию, нужно было определиться с новым халифом, вокруг которого можно было начать консолидирующие процессы.

На тот момент из оставшихся в живых сподвижников Пророка ﷺ лучше и достойнее Али ибн Абу Талиба не было. Совет старейшин тут же предложил ему возглавить халифат, но Али не хотел брать на себя эту ношу и всячески сторонился этой должности. Однако настойчивость старейшин и желание блага для уммы сыграли тут решающую роль, и Али (да будет доволен им Аллах) дал своё согласие.

Халиф Али начал с ряда кадровых перестановок и политических реформ, которые постепенно вывели бы исламскую общину из глубокого кризиса. Но поперёк всем этим созидательным процессам стал раскол, который никогда не бывает своевременным, а тут он привёл к катастрофическим последствиям.

Мусульмане разделились на иракцев и шамитов. Начался спор, перешедший в открытую конфронтацию. После долгих прений сторонам всё же удалось прийти к соглашению, и разрешение конфликта было поручено третейским судьям – представителям сторон.

Но такой расклад пришёлся явно не по душе определённой части людей, находившихся в лагере Али. Они демонстративно покинули расположение его войска и сосредоточились в местности Харураъ. За самоволие и саботаж их начали называть раскольниками.

Большую популярность этот термин получил в своём арабском эквиваленте – «хаваридж » (хариджиты ). Али (да будет доволен им Аллах), получив такой коварный удар в спину, предпринял попытку вернуть их к благоразумию, но всё тщетно.

Резкий перекос в поведении и идеологии хариджитов можно объяснить психологическим термином «искреннее заблуждение », это заблуждение сделало их одной из самых непримиримых и кровожадных сект в истории Ислама.

Разгром в местности Нахраван ещё больше озлобил хариджитов, ими управляла неодолимая жажда мести. Во всех постигших их бедах они винили троих сподвижников Пророка ﷺ : Али, Муавию и "Амра ибн аль-"Аса (да будет доволен ими Аллах). Их физическое устранение в понимании хариджитов сделало бы мир добрее.

Покушение на упомянутых сподвижников взяли на себя трое хариджитов. Это преступление было решено совершить единовременно, 17 числа месяца Рамадан.

Один из них отправился в Египет и вместо "Амра (да будет доволен им Аллах) по ошибке убил его заместителя.

Киллер, отправившийся в Шам, тоже потерпел неудачу. Муавия (да будет доволен им Аллах) отделался лёгким ранением.

Третьего хариджита звали Абдурахман ибн Мулджам, он взялся убить халифа, правителя правоверных, Али ибн Абу Талиба (да будет доволен им Аллах). Ибн Мулджам отправился в Куфу и ждал подходящего момента для совершения покушения на Али. Он тщательно скрывал цель своего пребывания в Куфе, об этом не было известно даже его сторонникам из числа хариджитов.

Спустя некоторое время Ибн Мулджам начал терять голову, его помыслы были сосредоточены на женщине по имени Катам, в которую он безудержно влюбился. Катам, в свою очередь, оказалась подлой женщиной, которая также яростно ненавидела халифа.

Её калым был построен на крови. Она дала свое согласие на замужество лишь при получении свадебного приданого в размере трёх тысяч дирхемов и убийства Али. Вот такой коварный и жестокий романтизм!

К этому злосчастному дуэту добавилось ещё несколько сообщников. Один из них даже пытался отговорить Ибн Мулджама от этой затеи. Его звали Шабиб. В его голове не укладывалось, как можно поднять руку на родственника Пророка ﷺ , на человека, имеющего неимоверное количество достоинств в Исламе.

«Если бы этим человеком был не Али», – возмущался Шабиб. Однако Ибн Мулджам пребывал в глубоком заблуждении и свято верил в богоугодность запланированного им преступления.

Всё произошло в предрассветное время. Халиф Али (да будет доволен им Аллах) по своему обыкновению призывал людей на утреннюю молитву. «Вставайте на молитву», – выкрикивал громогласно Али. В это время один из хариджитов, внезапно став на пути у халифа, замахнулся на него своей саблей, но промахнулся.

Ибн Мулджам оказался более точен. Удар, нанесенный им, попал в висок Али (да будет доволен им Аллах), и кровь потекла на его бороду. В этот момент халиф наверняка вспомнил слова Пророка ﷺ , которые в подробностях описывали эту ситуацию. Али знал, что его ждёт мученическая смерть, и в какой-то степени ждал этого. Смертельно раненного Али унесли домой, а его убийцу Ибн Мулджама задержали.

Но до своей смерти Али хотел понять мотивы Ибн Мулджама. Али спросил его: «Что побудило тебя к этому?» Ибн Мулджам дал достаточно неожиданный и дерзкий ответ: «Я точил эту саблю в течение сорока дней и просил Всевышнего убить им наихудшее творение Всевышнего».

У халифа на это явное заблуждение нашелся достойный ответ: «Мне кажется, что ты и будешь убит этой саблей, и ты и есть наихудшее творение Всевышнего». Затем из уст Али (да будет доволен им Аллах) прозвучал приговор: «Относитесь к нему хорошо. Если я останусь в живых, то сам разберусь с ним, но если я умру, отправьте его за мной, я буду его спорщиком перед Господом миров. Не убивайте никого, помимо него, ведь Всевышний не любит преступающих границы ».

Мусульман волновал вопрос преемника Али. Халиф не стал определять круг кандидатов, как в своё время сделал Умар, а лишь произнёс короткую, но емкую фразу: «Если Аллах желает вам блага, то объединит вас вокруг лучшего из вас ».

Однако в вопросе завещания Али был более многословен. Вызвав к себе своих сыновей, Али завещал им относиться хорошо к соседям, постоянствовать в молитве и чтении Корана. В списке завещания было упомянуто также посещение мечетей, выплата закята и заботливое отношение к сиротам, беднякам и нищим.

Халиф Али (да будет доволен им Аллах) встретил свою смерть с упоминанием Всевышнего. Пробыв халифом почти пять лет, Али скончался в возрасте 63 лет. Точное место его погребения по сей день остается одной из самых таинственных загадок истории.

Его трагическая гибель не подвела черту под праведным халифатом, оставалось ещё шестимесячное правление его сына Хасана. Но это была крайняя точка праведных времен, начало конца золотой эпохи Ислама.

Хаджимурад Алиев

 

 

Это интересно: