→ Инклюзивное образование по фгос — коррекционные школы сохраняются. Ассоциация руководителей образовательных организаций Инклюзивное образование

Инклюзивное образование по фгос — коррекционные школы сохраняются. Ассоциация руководителей образовательных организаций Инклюзивное образование

«Хотела бы остановиться на 64-й статье закона об образовании , так как это единственная статья, которая полностью посвящена дошкольному образованию. В ней 3 части: 1) собственно содержание дошкольного образования; 2) освоение образовательных программ дошкольного образования; 3) инклюзивное образование. Это вещь не дешёвая, требует финансирования, требует создания специальных условий, повышения квалификации педагогических работников, также нет методических программ, литературы. Поэтому начинать будем с детей с ОВЗ.

Мы никогда не работали по адаптированным программам, были коррекционные. Есть адаптированная программа, которую используют в образовательном процессе, если вся группа детского сада мономорфная по категории, например, это дети с нарушением зрения. Если группа комбинированной направленности, и в ней сидит один-два человека, тогда мы работаем по адаптированной программе, которую для этих детей прописываем исходя из той основной, по которой Вы работаете. Адаптация идёт под каждого, кто пришел в Вашу группу, закон этого требует, а педагоги адаптировать не умеют. Пути решения мы ещё ищем.

79-я статья закона (организация получения образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья) говорит, что эти дети проходят ситуацию образования и всё, что они делают в ситуации образования, и весь их образовательный маршрут, и все методы и приёмы, которые Вы используете, подчинены адаптированной образовательной программе.

12 пункт 79-й статьи — государство в лице органа государственной власти субъекта, т.е. ваш губернатор обеспечивает подготовку педработников для работы с детьми с ОВЗ и содействует привлечению таких работников организации, осуществляющей образовательную деятельность.

Переходим к ФГОС ДО . <...> К основным задачам относится обеспечение преемственности. Это проблема не новая, мы занимаемся ей лет 40. Преемственность, когда говорим о документах в системе образования, есть преемственность на уровне стандартов, преемственность на уровне примерных программ, преемственность на уровне основных образовательных программ. Она должна быть между уровнями — дошкольным и начальным общим образованием.

Когда в 2013 г. писался дошкольный стандарт, школьный стандарт был один. Поэтому дошкольный стандарт писался в рамках преемственности к школьному стандарту. Но прошло время, и в конце 2014 г. вышло ещё два стандарта — организация обучения детей с ОВЗ в начальной школе и организация обучения детей умственно отсталых, с интеллектуальными нарушениями. На сегодняшний день получается, что школьных стандартов три, а дошкольный — один. Мы ещё не понимаем, во что это выльется на практике. Если у Вас есть дети с ОВЗ, Вы не знаете, куда он пойдёт после подготовительной группы — в общеобразовательный класс, в инклюзивный класс, в коррекционную школу... Эти школы не равноположены, так как есть школы, дающие цензовое образование, и школы, дающие нецензовое образование. В этом смысле есть понимание, что преемственности не будет и дети будут идти в разные системы образования. Суть проблемы очевидна».

Расшифровано со слов Татьяны Владимировны Волосовец

СПРАВОЧНАЯ ИНФОРМАЦИЯ

Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»

Статья 64. Дошкольное образование

1. Дошкольное образование направлено на формирование общей культуры, развитие физических, интеллектуальных, нравственных, эстетических и личностных качеств, формирование предпосылок учебной деятельности, сохранение и укрепление здоровья детей дошкольного возраста.

2. Образовательные программы дошкольного образования направлены на разностороннее развитие детей дошкольного возраста с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей, в том числе достижение детьми дошкольного возраста уровня развития, необходимого и достаточного для успешного освоения ими образовательных программ начального общего образования, на основе индивидуального подхода к детям дошкольного возраста и специфичных для детей дошкольного возраста видов деятельности. Освоение образовательных программ дошкольного образования не сопровождается проведением промежуточных аттестаций и итоговой аттестации обучающихся.

3. Родители (законные представители) несовершеннолетних обучающихся, обеспечивающие получение детьми дошкольного образования в форме семейного образования, имеют право на получение методической, психолого-педагогической, диагностической и консультативной помощи без взимания платы, в том числе в дошкольных образовательных организациях и общеобразовательных организациях, если в них созданы соответствующие консультационные центры. Обеспечение предоставления таких видов помощи осуществляется органами государственной власти субъектов Российской Федерации.

Статья 79. Организация получения образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья

2. Общее образование обучающихся с ограниченными возможностями здоровья осуществляется в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам. В таких организациях создаются специальные условия для получения образования указанными обучающимися.

3. Под специальными условиями для получения образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья в настоящем Федеральном законе понимаются условия обучения, воспитания и развития таких обучающихся, включающие в себя использование специальных образовательных программ и методов обучения и воспитания, специальных учебников, учебных пособий и дидактических материалов, специальных технических средств обучения коллективного и индивидуального пользования, предоставление услуг ассистента (помощника), оказывающего обучающимся необходимую техническую помощь, проведение групповых и индивидуальных коррекционных занятий, обеспечение доступа в здания организаций, осуществляющих образовательную деятельность, и другие условия, без которых невозможно или затруднено освоение образовательных программ обучающимися с ограниченными возможностями здоровья.

4. Образование обучающихся с ограниченными возможностями здоровья может быть организовано как совместно с другими обучающимися, так и в отдельных классах, группах или в отдельных организациях, осуществляющих образовательную деятельность.

5. Отдельные организации, осуществляющие образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам, создаются органами государственной власти субъектов Российской Федерации для глухих, слабослышащих, позднооглохших, слепых, слабовидящих, с тяжелыми нарушениями речи, с нарушениями опорно-двигательного аппарата, с задержкой психического развития, с умственной отсталостью, с расстройствами аутистического спектра, со сложными дефектами и других обучающихся с ограниченными возможностями здоровья.

6. Особенности организации образовательной деятельности для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья определяются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования, совместно с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере социальной защиты населения.

7. Обучающиеся с ограниченными возможностями здоровья, проживающие в организации, осуществляющей образовательную деятельность, находятся на полном государственном обеспечении и обеспечиваются питанием, одеждой, обувью, мягким и жестким инвентарем. Иные обучающиеся с ограниченными возможностями здоровья обеспечиваются бесплатным двухразовым питанием.

8. Профессиональное обучение и профессиональное образование обучающихся с ограниченными возможностями здоровья осуществляются на основе образовательных программ, адаптированных при необходимости для обучения указанных обучающихся.

9. Органы государственной власти субъектов Российской Федерации обеспечивают получение профессионального обучения обучающимися с ограниченными возможностями здоровья (с различными формами умственной отсталости), не имеющими основного общего или среднего общего образования.

10. Профессиональными образовательными организациями и образовательными организациями высшего образования, а также организациями, осуществляющими образовательную деятельность по основным программам профессионального обучения, должны быть созданы специальные условия для получения образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья.

11. При получении образования обучающимся с ограниченными возможностями здоровья предоставляются бесплатно специальные учебники и учебные пособия, иная учебная литература, а также услуги сурдопереводчиков и тифлосурдопереводчиков. Указанная мера социальной поддержки является расходным обязательством субъекта Российской Федерации в отношении таких обучающихся, за исключением обучающихся за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета. Для инвалидов, обучающихся за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, обеспечение этих мер социальной поддержки является расходным обязательством Российской Федерации.

12. Государство в лице уполномоченных им органов государственной власти Российской Федерации и органов государственной власти субъектов Российской Федерации обеспечивает подготовку педагогических работников, владеющих специальными педагогическими подходами и методами обучения и воспитания обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, и содействует привлечению таких работников в организации, осуществляющие образовательную деятельность.

С 1 сентября 2016 года вступит в силу новый стандарт, в котором указаны особые требования к структуре, результатам и условиям обучения детей с ограниченными возможностями здоровья. Делать оценки пока раны, но эксперты отмечают, что у детей, вовлеченных в новую образовательную модель, отмечается положительная динамика обучения. Уже сегодня во всех регионах страны активно ведется работа по созданию в школах и детских садах, учреждениях дополнительного образования безбарьерной среды, совершенствуются материально-техническая и кадровая базы.

Работа по созданию условий для инклюзии в общеобразовательных школах России проходит при активной поддержке государственных институтов разного уровня. На реализацию этой задачи в 2011-2015 годах был направлен и завершающийся первый этап госпрограммы "Доступная среда". Программой предусмотрено увеличение до 45% к 2016 году доступных для маломобильных групп населения объектов социальной, транспортной и инженерной инфраструктуры.

В рамках создания современной информационно-образовательной среды на базе пилотных площадок отработаны подходы к оснащению кабинетов мультимедийным, компьютерным и учебно-лабораторным оборудованием, использованию в учебном процессе электронных образовательных ресурсов.

Сегодня

На сегодняшний день в российских образовательных учреждениях обучается 482 тысячи детей с особыми образовательными потребностями. Из них 270 тысяч обучаются инклюзивно в общеобразовательных школах, остальные – в специальных образовательных коррекционных заведениях. По данным Департамента государственной политики в сфере защиты прав детей Минобрнауки, только за последние три года, количество детей перешедших в инклюзию увеличилось более чем на 21 тысячу человек.

Существуют разные модели деятельности центров психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи. В детских садах нового образца помимо воспитателей, работают квалифицированные педагоги, психологи, дефектологи, логопеды. При необходимости в некоторых регионах ребенку предоставляется тьютер. Такой подход помогает социализации не только детей, но и семьи в целом. Родителям не нужно отказываться от трудоустройства или выбирать менее оплачиваемую работу ради возможности дополнительно посещать с ребенком специализированные центры. Весь необходимый для индивидуального развития малыша объем помощи он получает в своем образовательном учреждении по программам, рекомендованным ему специалистами психолого-медико-педагогической консультации.

Победители

В Московском городском психолого-педагогическом университете в рамках международной научно-практической конференции "Инклюзивное образование: результаты, опыт и перспективы" состоялось подведение итогов второго всероссийского конкурса "Инклюзивная школа России" и награждение победителей состоялось. В номинации "Лучший детский сад, реализующий инклюзивную практику" победителями стали: ГБДОУ №83 (Санкт-Петербург) и Отделение "Наш дом" ГБОУ Школы №1206 (Москва).

"Лучшим ресурсным центром по инклюзивному образованию" признали Государственное бюджетное образовательное учреждение для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи "Областной центр диагностики и консультирования" (Новосибирская область).

Победителем в номинации "Лучший педагог инклюзивного образования" стала учитель русского языка и литературы МБОУ №3 (Свердловская область).

В номинации "Лучшая практика психолого-педагогического сопровождения инклюзивного образования" победу одержала МБОУ Верх-Тулинская общеобразовательная школа №14 (Новосибирская область). "Лучшей школой, реализующей инклюзивную практику", признана МБОУ "СОШ № 84" (Томская область).

Статья подготовлена по материалам РИА / Фото: РИА

Рудова Анна Сергеевна,

к.э.н., к.псх.н., психолог, специалист в области дефектологии, семейный консультант-психотерапевт, директор центра коррекции и реабилитации Арлекин, председатель Саратовской региональной общественной организации родителей детей в аутизмом «Особенный мир».

специально для газеты "Саратовские Вести"

14 апреля 2016 г. состоялась очередная прямая линия с президентом. Президент фонда помощи детям с аутизмом «Выход» Авдотья Смирнова спросила президента, как можно помочь инвалидам. И возможно ли в стране инклюзивное образование - то есть образование, основанное на понимании, что инвалиды должны быть вовлечены в социум.

«Дело в том, что общество к полному инклюзивному образованию пока, к сожалению, не готово. Но государство должно поддерживать таких людей, как вы (Смирнова - прим. ВЗГЛЯД) и продвигать такое образование», - отметил президент.

По его словам дети с аутизмом - часто очень талантливые и одаренные, они могут сфокусировать все свое внимание на чем-то одном и делают что-то одно чрезвычайно успешно. "Будем очень напряженно работать в этом направлении" - сказал Путин.

А знаете ли вы, о чём, собственно, шла речь? Что такое инклюзивное образование сегодня?

Разберёмся!

Сейчас общество начало осознавать, что дети с особенностями в развитии должны иметь равные возможности с другими детьми. Нет необходимости, как ранее, изолировать «особых» детей в спецшколах. Множество детей могло бы стать полноценными членами общества при правильно организованном инклюзивном образовании. Инклюзивное (от французского термина inclusif - включающий в себя) или включенное образование - это обучение детей с особыми потребностями в общеобразовательных, в массовых школах бок о бок с детьми без нарушений в развитии, но при этом с созданием для «особых» детей специальных образовательных условий и доступной среды.

Инклюзивное образование - не дань моде, и не попытка слепо копировать западные законы. Инклюзия - естественный процесс для развитого и морально здорового государства, ведь мы вместе ходим по одним улицам, подчиняемся тем же законам. Попытки отделить особых детей от обычных, даже только в рамках школьного обучения, создают поле для дискриминации.

Начало изменениям было положено в 2008 году, когда Россия подписала конвенцию ООН о правах инвалидов. Там, среди прочего, говорится о необходимости обеспечения инклюзивного образования на всех уровнях обучения. С этого момента в стране начался полномасштабный эксперимент. В регионах были опробованы различные модели инклюзивного образования. Наработанный опыт лёг в основу формирования новых образовательных стандартов: федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования обучающихся с ОВЗ (Приказ Минобрнауки России от 19.12.2014 N 1598) и федеральный государственный образовательный стандарт образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (Приказ Минобрнауки России от 19.12.2014 N 1599). С 1 сентября 2016 года эти нововведения вступят в силу и российские школы ждёт трансформация в сторону инклюзивного образования.

инвалидности, несмотря на имеющиеся у него отклонения от норм, так как боятся «поставить клеймо и испортить будущее». Со временем распространение инклюзии поможет побороть постыдный подтекст термина «ребёнок-инвалид».

Мне приходилось наблюдать непонимание обязанности государства и родителей обучать любого ребенка: чему, мол, и как в обычной школе можно научить неговорящего аутиста или слабослышащего ребёнка с тяжёлой умственной отсталостью?

Современное законодательство определяет, что содержание образовательной программы зависит от психофизических возможностей ребенка. То есть, для ребенка с любым диагнозом может быть разработана адаптированная программа, позволяющая ему развиваться в силу своих возможностей в обычной массовой школе.

Такие программы разрабатываются для групп:

  • глухих детей
  • слабослыщащих и позднооглохших детей
  • слепых детей
  • слабовидящих детей
  • детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата
  • детей с тяжёлыми нарушениями речи
  • детей с задержкой психического развития
  • детей с нарушениями аутистического спектра
  • детей с умственной отсталостью

Но родители детей с особыми возможностями здоровья не торопятся определять малышей в массовые школы, так как инклюзивное образование уже обросло мифами и непониманием, толком даже не успев развернуться. Поэтому попробуем разобраться, как с сентября этого года будет выглядеть обучение в школах.

Раньше ребенок с особенностями развития мог получать школьное образование одним из трёх способов: в отдельном классе обычной школы, в отдельных обособленных школах (для глухих, слепых, детей с умственной отсталостью и т.д.), и во время прохождения реабилитации или лечения - в центрах психолого-педагогической, медико-социальной помощи и реабилитационных центрах. Теперь появился дополнительно четвёртый способ - в классе обычной массовой школы вместе с детьми без особенностей здоровья.

Инклюзивное образование касается не только детей-инвалидов, но и детей с особенностями здоровья, которым по каким-то причинам не оформлена инвалидность. По статистике в России примерно 4,5 % детей имеют инвалидность, а ещё 7-8% - нарушения развития разной тяжести, но без инвалидности. Многие родители не обращаются за оформлением ребёнку

Но даже это деление ещё не окончательное! Для каждой из групп разрабатываются от 2 до 4 вариантов образовательных программ. Например, в группе детей с расстройствами аутистического спектра выделяются 4 подгруппы в зависимости от тяжести нарушений и, соответственно разрабатываются программы по четырём направлениям. Первая программа ориентирована на детей, которые достигают к моменту поступления в школу уровня развития, близкого возрастной норме, и имеют положительный опыт общения со сверстниками, например, посещали детсад.
Вторая программа - для подгруппы детей, которые не достигают к моменту поступления в школу уровня знаний и умений, близкого к нормативному, но одновременно не имеют дополнительных ограничений здоровья, препятствующих получению образования на общих условиях. Третья программа разрабатывается для детей-аутистов с легкой умственной отсталостью. Чётвёртая подгруппа детей имеет, кроме аутизма и умственной отсталости, дополнительные тяжелые множественные нарушения развития. Поэтому для каждого ребёнка этой подгруппы на основе общей образовательной программы разрабатывается личная программа развития, учитывающая индивидуальные образовательные потребности обучающегося.

Сложно описать особенности всех программ, остановимся только на отдельных моментах. Согласно разработанной программе, у ребёнка может быть личный план посещения уроков, когда ребёнок сидит в классе только на отдельных занятиях, а остальные предметы осваивает один на один с учителем. Ребёнку может быть определён сопровождающий человек или же тьютор (ассистент), которые будут оказывать обучающимся необходимую техническую помощь. Ряд программ предусматривает использование особых учебников или тетрадей, учебных пособий и дидактических материалов. Но большинство программ предлагает обучение по тем же учебникам, что и остальные дети в классе. Ребёнку, согласно потребностям, могут быть выделены специальные технические средства обучения, а также для него организовано специальное рабочее место. Детям обязаны обеспечить дополнительные коррекционные занятия.

В рамках разных программ предметы могут варьироваться. Некоторые предметы дети не проходят в полном объёме. Например, дети с тяжёлыми нарушениями речи не изучают иностранный язык в рамках общей программы, а только факультативно. Другие предметы детям заменяют на сходные. Скажем, дети с ДЦП не будут изучать физкультуру наравне с одноклассниками - для них предусмотрены особые занятия по ЛФК. Основные предметы (математика, чтение, русский язык, обществознание и.т.п.) дети с нарушениями в развитии изучают, но в каждой программе прописан объём знаний, который преподаётся ребёнку. Где-то эти знания идут в том же объёме, что и у обычных детей, где-то из программы исключены маловажные блоки знаний. Но это не означает, что ребёнок с нарушениями в развитии будет имеет менее насыщенный учебный график, у таких школьников появляются дополнительные предметы, которых нет у обычных детей: логопедия, психологические занятия, уроки по социальной ориентации и другие предметы.

Теперь учитывается, что часть детей имеет индивидуальный темп усвоения материала. Поэтому рядом программ предусмотрено, что обучение в младших классах займёт не 4, а 5 и даже 6 лет. Эффект от такого нововведения наиболее ярким будет среди детей с задержкой психического и речевого развития: предполагается, что эти дети смогут преодолеть проблемы до начала средних классов и в средней школе уже не будут отличаться от обычных детей. Время обучения в средних классах тоже может быть увеличено на год, а для детей с умственной отсталостью оно удлиниться на срок от 9 до 13 лет. Определённые изменения касаются и сдачи, например ОГЭ (выпускные экзамены по окончанию среднего неполного образования): отдельные программы предусматривают замену сочинения на изложение, увеличение времени на подготовку к ответу, и даже сдачу ОГЭ на дому.

Возникает вопрос, как педагог сможет обучать сразу по нескольким программам в рамках одного урока. Во-первых, количество детей с ограниченными возможностями здоровья строго регламентируется, и в классе не будет больше 2 детей, обучающихся по специальным адаптивным программам. Во-вторых, учителям предлагается применение технологии разноуровневого обучения. Такая технология позволит учителю четко дифференцировать учебный материал, варьировать темп, формы и методы его изложения учащимся, применять гибкую систему оценки знаний. Скажем, в зависимости от успешности ребенка, учитель может давать задания, разные по объему, с включением для «особых» детей задач на формирование мыслительных операций и творческих способностей.

Если обучение в шумном классе не полезно «особому» ребёнку, может быть выбрано обучение на дому. Детям с проблемами двигательного и моторного плана предлагается дистанционное обучение. С сентября появится и такая новинка как сетевое обучение. Например, в школе нет логопеда и психолога, а занятия с ним прописаны программой обучения. Тогда школа для осуществления обучения обязана заключить договор с другими школами или негосударственными центрами, и тогда к психологу и логопеду ребёнок будет ходить в другие места. Такое нововведение позволит обеспечить полноту выполнения программы даже детям в отдалённой глубинке. Причём школы будут заинтересованы в поддержании инклюзивного образования в своих стенах, так как на каждого «особого» ребёнка будет выделяться целенаправленное финансирование.

Как и когда определить ребёнка на инклюзвное обучение?

По законам ребёнок должен пойти в 1 класс в возрасте от 6 лет 6 мес. до 7 лет и 11 мес. Многим родителям кажется, что если подождать достижения ребёнком 8 или даже 9 лет, ему будет легче адаптироваться в школе. Хочу напомнить, что родители несут конституционную обязанность по обеспечению получения ребенком общего образования. Ребёнок может получить разрешение ещё годик зедержаться в детсаду, это право прописано в часть первая статьи 67 Федерального закона «Об образовании в РФ», но необходимо для этого заручиться заключением специалистов с рекомендациями о продлении дошкольного образования (такие рекомендации даёт психолого-медико-педагогическая комиссия). Если же в 8 лет ребенок всё ещ не стал первоклассником и даже не проходит подготовку к школе в той или иной форме, у уполномоченных органов возникнут вопросы к родителям ребенка.

Когда ребёнок достиг школьного возраста, ему нужно пройти обследования и получить заключения от врачей, психологов, педагогов детсада, специалистов частых центров, с которыми занимается ребёнок. Затем родители обращаются на психолого-медико-педагогическую комиссию (ПМПК). После анализа документов и тестирования ребёнка комиссия даёт рекомендации по поводу школьного обучения ребёнка. К прохождению ПМПК следует внимательно подготовиться, так как за короткий срок ребёнку нужно будет показать абсолютно незнакомым людям свои знания и умения. Кстати, именно здесь преимущества получают дети, с которыми родители активно занимались и водили на разнообразные курсы, индивидуальные занятия и кружки. Чем больше точных характеристик ребёнка от разных специалистов предоставили родители на комиссию, тем проще комиссии определить верно образовательный маршрут ребёнка. При наличии у ребёнка инвалидности, комиссия также учитывает индивидуальную программу реабилитации (ИПР) ребенка-инвалида. Немаловажно согласие родителей. Так, если родителям кажется, что комиссия отнеслась к ребёнку предвзято, родители могут письменно высказать несогласие и требовать вторичного прохождения комиссии их ребёнком. О том, на какое обучение хотелось бы определить ребёнка, тоже надо обязательно говорить на обследовании ПМПК, иначе комиссия примет это решение по своему усмотрению.

Не стоит бояться, что подобранная программа «не подойдёт». Если школьник показывает явные результаты, он может быть переведён на более сильную программу, а если не справляется - на более слабую. Для изменения программы потребуется получить от школы комплексную оценку результатов учёбы, и снова обратиться на ПМПК.

Но вернёмся к будущему первокласснику: когда уже есть заключение ПМПК, то выбор родителями конкретной школы и класса обусловлен рекомендациями ПМПК о том, по какой программе ребенку рекомендовано обучаться, какие методы обучения и воспитания должны использоваться при обучении, специальные учебные пособия, технические средства обучения, о предоставлении услуг ассистента (помощника), коррекционных занятий, а также об условиях доступности и других условиях, без которых невозможно или затруднено освоение образовательных программ обучающимися с ограниченными возможностями здоровья. То есть, задача родителей - найти образовательное учреждение, в котором созданы те условия, которые необходимы ребенку, или они могут быть созданы.

Если родители затрудняются в выборе, можно идти в школу по месту жительства, так как там не имеют права отказать в приёме ребёнку. Зачем же тогда водить ребёнка по врачам и проходить ПМПК? Дело в том, что специальные условия школа может создать только на основании заключения ПМПК, так как школа дополнительное финансирование выделятся именно на основании этого заключения.

Не стоит ждать, что 100% школ России с сентября станут инклюзивными. Планируется, что переход будет плавным, новые требования не будут вводиться моментально. Большинство школ, в принципе, на данный момент не имеют возможности подключиться к этим требованиям. Вопрос как в материальных условиях (пандусы, множество специальных приспособлений), так - и это главное - и в наличии педагогов, которые понимают всю ценность инклюзии, обучены работе с «особыми» детьми и готовы помочь им адаптироваться в обществе обычных детей.

Понятно, что дети с нарушениями в развитии получают преимущества от инклюзивного обучения, так как приобретают ценный опыт взаимодействия. А социальное развитие возможно только в окружении людей, в столкновении с разными социальными ситуациями. Но от инклюзии выигрывают и обычные дети. Инклюзивная среда учит находить сильные стороны в каждом и не вешать ярлыки: ты - очкарик, ты - толстый, ты - идиот и так далее. Обучаясь вместе с инвалидами, дети становятся более заботливыми, у них возникает безбарьерное мышление. Инклюзивный опыт формирует по-настоящему свободную личность. Такой ребёнок, вырастая, может свободно общаться с кем-то, отличающимся от него. Он видит и ценит скрытые перспективы и способности тех, кого принято считать ограниченным по возможностям. Инклюзия — это не про жалость, не про сострадание. Инклюзия - это признание индивидуальности каждого ребёнка и построение общества без крена в сторону сильных или слабых, успешных и неуспешных, способных и неспособных.

Новый стандарт инклюзивного образования будет введен в школах с 1 сентября 2016 года. Однако пока остается много вопросов: что нужно успеть сделать, подготовить, изменить за оставшееся время? Что это даст детям, которые будут учиться по новым программам и в новых условиях?

Эти и другие вопросы обсудили эксперты, собравшиеся в информационном агентстве «Россия сегодня» на мультимедийное ток-шоу «Стандарты образования детей с ограниченными возможностями здоровья: что изменится в российских школах с 1 сентября 2016 года».

С принятием нового образовательного стандарта связана долгая история. В 2008 году Россия подписала конвенцию ООН о правах инвалидов, где, в том числе говорится о необходимости обеспечения инклюзивного образования. С этого момента в России начался полномасштабный эксперимент, в регионах стали создавать различные модели инклюзивного образования. Тот опыт, который был наработан, и положили в основу формирования стандартов.

19 декабря 2014 года вышли приказы Министерства образования об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и стандарта для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями). Федеральные стандарты включают в себя требования к структуре, условиям, результатам адаптированных основных общеобразовательных программ. Нормы государственных стандартов распространяются на слабослышащих, глухих и позднооглохших, слабовидящих и слепых, детей с тяжелыми нарушениями речи и опорно-двигательного аппарата, с задержками в психическом развитии и расстройствами аутистического спектра, а также иными тяжелыми дефектами.
Начальник отдела департамента государственной политики в сфере защиты прав детей Министерства образования и науки РФ Лариса Фальковская сказала:

- Чтобы чиновники могли обеспечить все необходимые условия к 1 сентября 2016 года, необходимо задолго до этой даты точно знать, сколько детей с какими нарушениями здоровья и в каких условиях нуждаются, и в какую школу они пойдут. Родители могут выбирать образовательное учреждение. За ними остается выбор, отдать ребенка в коррекционную или обычную школу. Но решать это нужно заранее, а не 1 сентября!

Заместитель министра образования и науки РФ Вениамин Каганов рассказал, что стандарты рождались в пылу серьезных дискуссий. Разработчикам стандартов поступали тысячи предложений, и не было уверенности, что представителям разных школ, родительских ассоциаций и прочих заинтересованных групп удастся договориться - слишком разные особенности и потребности у детей! Но все же удалось услышать друг друга и сойтись на главном.

Каганов отметил:

- Боюсь, что не могу гарантировать стопроцентной готовности всех школ работать по новым стандартам с 1 сентября 2016 года. Наша задача без паники, разумно, напрягая все возможные ресурсы, поэтапно двигаться к тому, чтобы становилось все больше и больше школ, где смогут учиться особые дети. Где-то это будет быстрее, где-то медленнее - зависит от уровня оснащения школ и подготовки преподавателей. Но в любом случае бесконечно размазывать по времени этот процесс никто не собирается.
Заместитель директора Департамента государственной политики в сфере защиты прав детей Министерства образования и науки РФ Ирина Терехина уточнила, что задача создать условия для инклюзивного образования к 1 сентября 2016 года стоит перед каждым образовательным учреждением. Для ее решения необходима соответствующая материально-техническая база и подготовка кадров. Заниматься этими вопросами регионы должны уже сейчас.

Что касается кадров, то сейчас уже разработана программа повышения квалификации.

- В этот проект , - рассказала проректор Московского городского психолого-педагогического университета Светлана Алехина, - попала тысяча человек. Половина из них будет проходить обучение дистанционно, половина очно.

Изменения в программы образования педагогов, психологов, логопедов и дефектологов будут вноситься и далее. Но кроме педагогов необходимо подготовить и сопровождающих для детей с ограниченными особенностями здоровья - тьюторов. С такой работой простому волонтеру не справиться, нужны специальные знания.

Очевидно, что работы в ближайшие полтора года предстоит много. И будем надеяться, что все участники внедрения стандартов инклюзивного образования достойно справятся с возложенным на них делом - ведь от этого зависит, получат ли дети действительно равные образовательные возможности.

Лидия Громека

Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ

"Об образовании в Российской Федерации"

Источник информации - http://www.rg.ru/2012/12/30/obrazovanie-dok.html (сайт "Российской Газеты")

Статья 5. Право на образование. Государственные гарантии реализации права на образование в Российской Федерации

1. В Российской Федерации гарантируется право каждого человека на образование.

2. Право на образование в Российской Федерации гарантируется независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного, социального и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств.

3. В Российской Федерации гарантируются общедоступность и бесплатность в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами дошкольного, начального общего, основного общего и среднего общего образования, среднего профессионального образования, а также на конкурсной основе бесплатность высшего образования, если образование данного уровня гражданин получает впервые.

4. В Российской Федерации реализация права каждого человека на образование обеспечивается путем создания федеральными государственными органами, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления соответствующих социально-экономических условий для его получения, расширения возможностей удовлетворять потребности человека в получении образования различных уровня и направленности в течение всей жизни.

5. В целях реализации права каждого человека на образование федеральными государственными органами, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления:

1) создаются необходимые условия для получения без дискриминации качественного образования лицами с ограниченными возможностями здоровья, для коррекции нарушений развития и социальной адаптации, оказания ранней коррекционной помощи на основе специальных педагогических подходов и наиболее подходящих для этих лиц языков, методов и способов общения и условия, в максимальной степени способствующие получению образования определенного уровня и определенной направленности, а также социальному развитию этих лиц, в том числе посредством организации инклюзивного образования лиц с ограниченными возможностями здоровья;

2) оказывается содействие лицам, которые проявили выдающиеся способности и к которым в соответствии с настоящим Федеральным законом относятся обучающиеся, показавшие высокий уровень интеллектуального развития и творческих способностей в определенной сфере учебной и научно-исследовательской деятельности, в научно-техническом и художественном творчестве, в физической культуре и спорте;

Статья 79. Организация получения образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья

2. Общее образование обучающихся с ограниченными возможностями здоровья осуществляется в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам. В таких организациях создаются специальные условия для получения образования указанными обучающимися.

3. Под специальными условиями для получения образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья в настоящем Федеральном законе понимаются условия обучения, воспитания и развития таких обучающихся, включающие в себя использование специальных образовательных программ и методов обучения и воспитания, специальных учебников, учебных пособий и дидактических материалов, специальных технических средств обучения коллективного и индивидуального пользования, предоставление услуг ассистента (помощника), оказывающего обучающимся необходимую техническую помощь, проведение групповых и индивидуальных коррекционных занятий, обеспечение доступа в здания организаций, осуществляющих образовательную деятельность, и другие условия, без которых невозможно или затруднено освоение образовательных программ обучающимися с ограниченными возможностями здоровья.

4. Образование обучающихся с ограниченными возможностями здоровья может быть организовано как совместно с другими обучающимися, так и в отдельных классах, группах или в отдельных организациях, осуществляющих образовательную деятельность.

5. Отдельные организации, осуществляющие образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам, создаются органами государственной власти субъектов Российской Федерации для глухих, слабослышащих, позднооглохших, слепых, слабовидящих, с тяжелыми нарушениями речи, с нарушениями опорно-двигательного аппарата, с задержкой психического развития, с умственной отсталостью, с расстройствами аутистического спектра, со сложными дефектами и других обучающихся с ограниченными возможностями здоровья.

6. Особенности организации образовательной деятельности для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья определяются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования, совместно с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере социальной защиты населения.

7. Обучающиеся с ограниченными возможностями здоровья, проживающие в организации, осуществляющей образовательную деятельность, находятся на полном государственном обеспечении и обеспечиваются питанием, одеждой, обувью, мягким и жестким инвентарем. Иные обучающиеся с ограниченными возможностями здоровья обеспечиваются бесплатным двухразовым питанием.

8. Профессиональное обучение и профессиональное образование обучающихся с ограниченными возможностями здоровья осуществляются на основе образовательных программ, адаптированных при необходимости для обучения указанных обучающихся.

9. Органы государственной власти субъектов Российской Федерации обеспечивают получение профессионального обучения обучающимися с ограниченными возможностями здоровья (с различными формами умственной отсталости), не имеющими основного общего или среднего общего образования.

10. Профессиональными образовательными организациями и образовательными организациями высшего образования, а также организациями, осуществляющими образовательную деятельность по основным программам профессионального обучения, должны быть созданы специальные условия для получения образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья.

11. При получении образования обучающимся с ограниченными возможностями здоровья предоставляются бесплатно специальные учебники и учебные пособия, иная учебная литература, а также услуги сурдопереводчиков и тифлосурдопереводчиков. Указанная мера социальной поддержки является расходным обязательством субъекта Российской Федерации в отношении таких обучающихся, за исключением обучающихся за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета. Для инвалидов, обучающихся за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, обеспечение этих мер социальной поддержки является расходным обязательством Российской Федерации.

12. Государство в лице уполномоченных им органов государственной власти Российской Федерации и органов государственной власти субъектов Российской Федерации обеспечивает подготовку педагогических работников, владеющих специальными педагогическими подходами и методами обучения и воспитания обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, и содействует привлечению таких работников в организации, осуществляющие образовательную деятельность.

 

 

Это интересно: