→ Мораль и нравственность общее и особенное. Нравственность и мораль в современном обществе

Мораль и нравственность общее и особенное. Нравственность и мораль в современном обществе

Учение о морали и нравственности

Морамль (лат. moralis - касающийся нравов) - один из основных способов нормативной регуляции действий человека. Мораль охватывает нравственные взгляды и чувства, жизненные ориентации и принципы, цели и мотивы поступков и отношений, проводя границу между добром и злом, совестливостью и бессовестностью, честью и бесчестием, справедливостью и несправедливостью, нормой и ненормальностью, милосердием и жестокостью и т.д.

Нравственность - есть принятие на себя ответственности за свои поступки. Поскольку, как следует из определения, нравственность основана на свободной воле, постольку нравственным может быть только свободное существо. В отличие от морали, которая является внешним требованием к поведению индивида, наряду с законом, нравственность - есть внутренняя установка индивида действовать согласно своей совести.

Мораль и нравственность

В русском языке понятия морали и нравственности имеют разные оттенки. Мораль, как правило, подразумевает наличие внешнего оценивающего субъекта (других людей, общество, церковь и т.д.). Нравственность в большей степени ориентирована на внутренний мир человека и его собственные убеждения.

Нравственность в широком смысле - особая форма общественного сознания и вид общественных отношений.

Нравственность в узком смысле - совокупность принципов и норм поведения людей по отношению друг к другу и обществу. Нравственность представляет собой ценностную структуру сознания, способ регуляции действий человека во всех сферах жизни, включая труд, быт и отношение к окружающей среде.

О морали и нравственности

Мораль принадлежит к числу основных типов нормативной регуляции, таких, как право, обычаи, традиции и др., пересекается с ними и в то же время существенно отличается от них….

Мораль достигает высшего развития в социалистическом и коммунистическом обществе, где она становится единой в рамках этого общества и впоследствии всецело общечеловеческой нравственностью.

Моральные нормы осуществляются практически и воспроизводятся повседневно силой массовых привычек, велений и оценок общественного мнения, воспитываемых в индивиде убеждений и побуждений.

Выполнение требований Морали может контролироваться всеми людьми без исключения и каждым в отдельности. Авторитет того или иного лица в морали не связан с какими-либо официальными полномочиями, реальной властью и общественным положением, но является авторитетом духовным, т.е. обусловленным его моральными же качествами (сила примера) и способностью адекватно выразить смысл нравственного требования в том или ином случае. Вообще в морали нет характерного для институциональных норм разделения субъекта и объекта регулирования.


Мораль отражает целостную систему воззрений на социальную жизнь, содержащих в себе то или иное понимание сущности ("назначения", "смысла", "цели") общества, истории, человека и его бытия.

Мораль, с точки зрения её общих принципов, идеалов, критериев добра и зла, и моральное воззрение может находиться в критическом отношении к фактически принятому образу жизни (что и находит выражение в воззрениях прогрессивного класса или, напротив, консервативных социальных групп). Вообще же, в Морали, в отличие от обычая, должное и фактически принятое совпадают далеко не всегда и не полностью…

В доклассовом и раннеклассовом обществе впервые осознаётся неполное соответствие и даже противоположность требований морали общепринятой практике обычного поведения. Наступившая эпоха социального неравенства, частнособственнических интересов и конкуренции индивидов, классового угнетения и неравноправного положения трудящихся способствует формированию в широких массах сознания несправедливости существующих порядков, деградации нравов по сравнению с прошлым, "... которые прямо представляются нам упадком, грехопадением по сравнению с высоким нравственным уровнем, старого родового общества".

Для коммунистической нравственности характерны последовательное осуществление принципа равенства и сотрудничества между людьми и народами, коллективизм, уважение к человеку во всех сферах его общественных и личных проявлений на основе того принципа, что "... свободное развитие каждого является условием свободного развития всех". Поскольку коммунистической морали чуждо рассмотрение общества и индивидуальной жизни как внешних средств одного по отношению к другому, а то и другое выступают в нерасторжимом единстве, постольку для неё неприемлемы характерные для буржуазной морали жертвы одним нравственным принципом ради другого (например, жертва честностью ради выгоды, достижение целей одних ценой ущемления интересов других, компромиссы политики и совести). Она является высшей формой гуманизма.

Мораль и нравственность человека и общества, правила взаимоотношений будут меняться в соответствии с Единым законом, противоречия на каждом этапе эволюции между законами и нормами морали просто не будет, т.к они будут разрешаться самым естественным образом.

В современных условиях наблюдается особый интерес к этике - этой старейшей и вместе с тем неповторимо молодой отрасли философского знания. И это не случайно. Развитие России в направлении к демократическому правовому государству, регулирование всех ее социальных структур, в том числе и военной организации невозможно без утверждения нравственности.

Научные знания о морали, законах ее возникновения и развития необходимы каждому офицеру для того, чтобы квалифицированно проводить обучение и воспитание личного состава, укреплять воинскую дисциплину и морально-психологическую готовность военнослужащих к выполнению своего конституционного долга по обеспечению национальной безопасности страны.

Слово "мораль" означает в современном языке примерно то же самое, что и нравственность. Поэтому большинство специалистов не проводят строгого разграничения между моралью и нравственностью и считает эти слова синонимами. Следует сказать, что и слово "этика" первоначально означало то же, что и "мораль", и "нравственность". До сих пор говорят об этике поведения, этике офицера, о педагогической этике и т.д., имея в виду главным образом моральные нормы и нравственные отношения, которые сложились в той или иной сфере общественной жизни. И все же слово "этика" в настоящее время чаще используется для обозначения науки о морали. Именно в таком смысле мы и будем употреблять эту категорию.

Этика выясняет место морали в системе общественных отношений, анализирует ее природу и внутреннюю структуру, изучает происхождение и историческое развитие нравственности, теоретически обосновывает ту или иную ее систему. Как философская наука этика возникает на том этапе развития человеческого общества, когда происходит отдаление духовно-практической деятельности и материально-практической. Вначале она означала жизненную мудрость, практические знания относительно того, как надо себя вести. Древнейшей этической нормой поведения человека является "золотое правило" нравственности. Его наиболее распространенная формулировка гласит: "(Не) поступай по отношению к другим так, как ты (не) хотел бы, чтобы они поступали по отношению к тебе. "Золотое правило" уже встречается в ранних письменных памятниках многих культур (В учении Конфуция, в древнеиндийском Махабрате, в Библии, в "Одиссее" Гомера и др.) и прочно входит в сознание последующих эпох. В русском языке оно предстает в виде пословицы "Чего в другом не любишь, того и сам не делай".

Тот содержательный смысл, который вкладывается в нравственный идеал, существенно зависит от миропонимания людей и поэтому различен в тех или иных философских системах. Например, Гераклит учил, что все совершается по логосу. Отсюда, естественно, было и предположение о том, что поведение человека тогда оказывается нравственным, благочестивым, законным, когда оно согласуется с законом, естественной необходимостью.

В дальнейшем происходит углубление и изменение представлений о нравственном идеале человека. Обращается внимание на то, что наряду с естественной необходимостью поведением человека управляют обычаи людей, установления культуры, все то, что составляет иную, вторую, не - вещную природу. Сама эта "вторая природа" предстает как результат выбора и продукт творчества, активности самого человека. Она рукотворна и создана самим человеком. А это означает, что нравственности можно научиться. Индивид, чтобы стать моральным, должен руководствоваться собственными убеждениями, а не полагаться на кого-то (судьбу, оракулов, учителей и т.д.). Нравственность это то, что относится ко "второй природе", к культурному пласту человеческой жизнедеятельности, к тому, что характеризует человека как общественное, а не природное существо.

Моральными качествами человека являются те, которые характеризуют его с точки зрения способности жить в обществе. Они формируются в практическом общении и совместной деятельности людей. К таким качествам Аристотель относил мужество, умеренность, щедрость, великолепие, величавость, честолюбие, правдивость, дружелюбие, любезность, а также справедливость и дружбу. Вырабатывая в себе эти качества, человек становится нравственным. И в этом смысле нравственно все, что служит укреплению общества и государства.

С переходом от полисной организации общественной жизни к крупным государственно-политическим образованиям типа империи А. Македонского возникают новые представления о нравственности и добродетели. Неустойчивость жизненных условий, неуверенность в завтрашнем дне, зависимость судьбы индивидов, их жизненного успеха и счастья не только от личных добродетелей, но и малопредсказуемых жизненных обстоятельств вызвали представления о нравственности как субъективном состоянии. Многие философы стали утверждать, что нравственность есть некая внутренняя установка, которая не зависит от поведения людей и противостоит им. Широкое распространение получили представления о нравственности, развиваемые стоицизмом, эпикуризмом и скептицизмом. Стоики, например, понимали под моральностью внутренний покой, достигаемый в результате равнодушно-стойкого отношения к миру. Эпикуризм считал что счастье человека составляют чувственные и духовные удовольствия, спокойствие и невозмутимость. Скептицизм доказывал необходимость принципиального воздержания от определенных суждений, поскольку нормальным психологическим состоянием человека является неуверенность и сомнение.

И в педагогике, и в психологии существуют два подхода к понимаю и этического развития ребенка и, соответственно, к его морально-нравственному воспитанию. Один из них основан на усвоении моральных норм и правил поведения, другой – на эмоциональном развитии ребенка и формировании социальных чувств. Такое положение дел в детской психологии далеко не случайно. Оно соответствует разделению двух фундаментальных этических категорий философии – мораль и нравственность. Как отмечал русский философ С.Л. Франк, «…человеческое поведение, человеческая воля и отношения между людьми подчинены не одному, а двум разным законодательствам, которые по своему содержанию в значительной мере расходятся между собой…» (1997; с. 81).

Коротко остановимся на определении и различении этих категорий.

Существо морали состоит в оценке человеческого поведения, в предписании или запрещении конкретных действий и поступков.

Мораль имеет социально-общественный характер; она определяется социальными причинами, а потому всегда частична и относится к определенной группе (социальной, национальной, религиозной и пр.).

Мораль имеет свое выражение в определенном законе (кодексе), который предписывает или запрещает конкретные формы поведения.

Ее сущность состоит в соотнесении конкретного поступка с данным законом как с определенным критерием оценки человеческого поведения. Мораль поощряет одни нормы поведения и осуждает другие. Соблюдение этих норм предполагает определенную награду, которая имеет вполне реальные формы: от похвалы и уважения окружающих до материальных и других благ. Моральное поведение побуждается стремлением соответствовать некоторому образцу и направлено на себя (самоутверждение и самооценку). Другой человек при этом воспринимается здесь сквозь призму моего Я – моих представлений, моих оценок и потребностей. Он рассматривается как обстоятельство моей собственной жизни, которое может соответствовать или не соответствовать моим представлениям, выражать или не выражать должное отношение ко мне. В результате человек воспринимает и переживает только самого себя, вернее, то, что обычно называют образом Я (свои интересы, оценки, качества).

Соответственно, моральные нормы всегда конкретны, частичны (они признаются только определенной группой) и условны (зависят от места и времени их использования).

В отличие от морали нравственность имеет всеобщий, универсальный и безусловный характер. Она не может быть выражена в конечных и конкретных нормах и формах поведения.

Нравственное поведение направлено не на получение какой-либо награды и не на соблюдение закона, а на других людей и выражает особое отношение к ним. Нравственное отношение основано на таком восприятии другого, в котором он выступает не как обстоятельство жизни субъекта, но как самоценная и самодостаточная личность.

Способность увидеть и услышать именно другого человека, а не себя в нем является основой нравственного отношения к другому.

Нравственность формируется вместе с личностью индивида и неотделима от его Я. Нравственное поведение самодостаточно и не предполагает каких-либо внешних наград. Человек осуществляет те или иные поступки не для того, чтобы его похвалили, а потому что по-другому не может. Нравственное поведение направлено не на оценку, а на само БЫТИЕ другого, независимо от его конкретных качеств или действий (А.С. Арсеньев, 1977). Единственной нравственной нормой является любовь к другому и отношение к нему как к самому себе: «возлюби ближнего как себя самого», «не делай другому того, чего не желаешь себе», а отсюда недопущение насилия, презрения, ущемления другого, каким бы он ни был и что бы он ни делал. Так, например, любящая мать стремится помочь своему ребенку и поддержать его, независимо от его достоинств или конкретных действий, иногда даже вопреки своим интересам.

Как подчеркивал Л.С. Выготский (1991), нравственно поступает тот, кто не знает, что он поступает нравственно. Моральные поступки, мотивированные соблюдением моральной нормы, основаны на «неправильном представлении о моральных ценностях как о личных достоинствах, как о богатстве и преимуществе, вызывая самолюбование и презрительное отношение ко всем «дурным» (Л.С. Выготский, 1991, с. 258). Истинное моральное поведение ребенка, с его точки зрения, «должно стать его природой, совершаться свободно и легко» (там же, с. 265).

На основе этих соображений можно заключить, что моральное и нравственное поведение имеет разные психологические основания. Нравственное поведение направлено на другого человека и выражает особое отношение к нему как к самостоятельной и уникальной личности. Такое поведение бескорыстно (человек не ждет ничего взамен) и универсально (не зависит от конкретной ситуации). В отличие от этого моральное поведение побуждается стремлением соответствовать некоторому образцу и направлено на самоутверждение, под-крепление своей моральной самооценки (человек хочет быть хорошим и положительно оцененным). В этом случае другой выступает как средство утверждения моих достоинств или как предмет моей оценки, в зависимости от того, что он для меня сделал или не сделал. Такое отношение к другому является прагматичным и частичным.

Выдающийся православный психолог и философ А. Сурожский пишет: «То, что другой человек нам симпатичен или не симпатичен, не исчерпывает его сущности… Но чтобы видеть человека безотносительно ко мне самому, нужно отрешиться от себя и своих суждений, и тогда можно видеть вглубь и слышать другого… Видеть и слышать другого – значит приобщиться, принять в себя, пережить общность с ним. Любить – значит перестать видеть в самом себе центр и цель своего существования… Тогда уже нет самоутверждения и самооправдания, а есть устремленность к тому, чтобы он был во всей полноте своего бытия» (1999; с. 221).

Однако при всей своей противоположности мораль и нравственность описывают единое этическое начало человека. Мораль и нравственность проявляются в сходных формах поведения – это действия для другого и в пользу другого. Соответственно, этическое развитие ребенка есть морально-нравственное развитие, внутри которого нужно различать две разные линии.

Развитие морального поведения, опосредованного моральными нормами и оценками, многократно исследовалось в отечественной психологии (С.Г. Якобсон; В.Г. Щур, Е.Субботский; Л.И. Божович, Т.Е. Конникова, Н.А. Ветлугина и др.). В отличие от этого психологические условия становления нравственности как фундаментального качества личности остаются важнейшей, но малоизученной проблемой, на решение которой и направлен наш курс лекций.

Содержит в себе исторически изменяющиеся нравственные отношения, представляющие собой субъективную сторону морали. В основе нравственного сознания находится категория нравственности. Нравственность - это понятие, которое является синонимом морали. Мораль возникла раньше других форм общественного сознания, еще в первобытном обществе, и выступала регулятором поведения людей во всех сферах общественной жизни: в быту, в труде, в личных отношениях. Мораль поддерживала общественные устои жизни, формы общения.

Мораль очень часто ошибочно отождествляется с нравственностью. Но два этих понятия, если разобраться, несут в себе противоположный смысл. И хотя в некоторых словарях нравственность до сих пор трактуют как синоним морали, попробуем разобраться, почему же делать этого не стоит.

Что такое мораль и нравственность

Мораль – принятая в данном конкретном обществе система норм и ценностей, призванная регламентировать взаимоотношения людей.

Нравственность – неукоснительное соблюдение человеком своих внутренних принципов, носящих при этом всеобщий, универсальный характер.

Сравнение морали и нравственности

В чем же разница между моралью и нравственностью?

Мораль и нравственность – фундаментальные философские категории, которые находятся в ведении науки этики. Но смысл, который они несут, различен. Сущность морали состоит в том, что она предписывает или запрещает конкретные людские действия или поступки. Мораль формируется социумом, а потому она всегда отвечает интересам определенной группы (национальной, религиозной и т.д.). Задумайтесь, даже у преступных кланов есть своя мораль! При этом им обязательно противостоит другая часть общества – со своими устоями и нормами, а из этого следует, что моралей одномоментно может быть великое множество. Обычно мораль зафиксирована в законе (кодексе), в котором закреплены определенные нормы поведения. Каждый поступок человека согласно данному закону оценивается обществом негативно или позитивно. Интересно, что в одном и том же социуме мораль может со временем измениться до неузнаваемости (как, например, произошло в России в XX веке), диктуя прямо противоположные принципы поведения.

Нравственность же неизменна по содержанию и крайне проста по форме. Она абсолютна и выражает интересы человека (и человечества) в целом. Одними из главных нравственных ориентиров считаются отношение к другому, как к самому себе, и любовь к ближнему, а значит, нравственность изначально не приемлет насилия, презрения, унижения, ущемления чьих-либо прав. Наиболее нравственно поступает тот человек, который совершает нравственные поступки, даже об этом не задумываясь. Он просто не может вести себя по-другому. Мораль направлена в первую очередь на самоутверждение, а нравственность – на бескорыстный интерес к другому человеку. Нравственность наиболее близка к идеалу, к универсуму.

41. Ценности, их природа и классификация.

Понятие и природа ценностей

Философское учение о ценностях и их природе называется аксиологией (от греч. axios - ценность и logos - учение). Но прежде чем сложиться в ее современном виде, эта теория прошла исторический путь развития, равный становлению самой философии, в рамках которой она и формировалась.

В античной, а затем и средневековой философии ценности отождествлялись с самим бытием, а ценностные характеристики включались в его понятие. Ценности, таким образом, не отделялись от бытия, а рассматривались как находящиеся в самом бытии.

Различные исторические эпохи и разные философские системы накладывают свой отпечаток на понимание ценностей. В средние века они связываются с божественной сущностью, приобретают религиозный характер. Эпоха Возрождения выдвигает на первый план ценности гуманизма. В Новое время развитие науки и новых общественных отношений во многом определяют и основной подход к рассмотрению предметов и явлений как ценностей.

Ценности всегда являются человеческими ценностями и носят социальный характер. Они формируются на основе общественной практики, индивидуальной деятельности человека и в рамках определенных конкретно-исторических общественных отношений и форм общения людей. Ценности не возникают неизвестно откуда и не вкладываются в человека извне. Они формируются в процессе его социализации и носят динамический характер. В этой связи следует сказать, что весь жизненный опыт человека и система его знаний непосредственно влияют на характер его ценностей. Одно и то же вино будет оцениваться по-разному и представлять различную ценность для дегустатора вин и для другого человека. Это же можно сказать и об отношении к Богу верующего и атеиста.

Классификация ценностей и их виды :

1.Ценности могут различаться по признаку - что оценивается и на основании чего нечто оценивается. В связи с этим выделяют:

а) предметные ценности – т.е. явления реальности, обладающие определенной значимостью для субъекта. К ним относят:

Природные объекты, процессы и явления;

Социальные объекты;

б) субъектные ценности – способы и критерии, на основании которых оцениваются те или иные явления. К ним относятся:

Установки, оценки, императивы, запреты цели, проекты, выраженные в форме нормативных представлений.

2. Ценности отличаются друг от друга и по тому, с какой сферой социума они связаны. В связи с этим различают: моральные, художественные, утилитарные, научные и иные ценности.

3. Ценности могут различаться по степени общности, т.е. по тому, для какого количества субъектов то или иное явление обладает значимостью. В связи с этим выделяют:

Просто ценности;

Групповые ценности (национальные, религиозные, половые, возрастные);

Общечеловеческие.

4. Ценности могут различаться по тому, насколько они признаются субъектом в качестве собственных целей и принципов или просто принимаются как нечто, диктуемое внешним обстоятельством. В связи с этим можно выделить:

Внешние ценности;

Внутренние ценности.

5. Ценности различают и по тому, насколько они значимы для самих основ жизнедеятельности человека, для выражения сущности его потребностей и ориентации. В связи с этим выделяют:

Абсолютные или вечные ценности (константы);

Ситуативные, переходящие ценности или конкретно исторические формы ценностей и ценностных ориентации (эмпирические переменные).

6. Ценности различают и по тем функциям, которые они выполняют. В связи с этим выделяют ценности, как способ ориентации, ценности как средство контроля в социальных группах, ценности как функционально необходимые нормы при создании и поддержании социального продукта и т.д.

Ширшов Владимир Дмитриевич,доктор педагогических наук, профессор кафедры безопасности жизнедеятельности,«Уральский государственныйпедагогический университет», г. Екатеринбург[email protected]

Существенные различия понятий «мораль» и «нравственность»

Аннотация.В статье раскрываются исторические истоки понятий «мораль» и «нравственность». Мораль отражает общественные требования к личности в виде обычая, традиций, норм права. Соблюдение морали связано с познанием законов, с умениями их выполнять в соответствии с общественным положением личности. Нравственность имеет в основе религиозные требования к личности, где важнейшим является суд собственной совести. Главное в нравственном воспитании является формирование ведущих отношений к миру, другим людям и к самому себе. Мораль ‬изменчивое понятие, нравственность ‬вечная категория.Ключевые слова мораль, нравственность, знания, умения, поведение, религия, право.

Различные словари и энциклопедии разъясняют понятия «мораль» и «нравственность» как тождественные. Так, «Советский энциклопедический словарь» трактует «мораль» ‬1. Нравственность, особая форма общественного сознания и вид общественных отношений; один из основных способов регуляции действий человека с помощью норм. В отличие от простого обычая или традиции нравственные нормы получают идейное обоснование в виде идеалов добра и зла, должного, справедливости и т.д. В отличие от права исполнение требований морали санкционируется лишь формами духовного воздействия (общественные оценки, одобрения или осуждения)» . Основываясь на исследованиях происхождения и исторического развития морали, можно считать установленным, что первоначально мораль возникает как объективно ценное содержание стихийно складывающихся форм поведения индивидов в обществе, как объективное качество целесообразного способа взаимодействия людей. На этом этапе мораль еще не знает должного, это скорее объективная предпосылка морали, а не сама мораль.Элементы должного в морали появляются в Древней Греции в виде «культуры стыда». Соперничество, подражание лучшим, общественное одобрение и общественное порицание ‬это были критерии оценки поведения индивида в социуме. Страх показаться глупым и смешным принадлежал к числу важнейших мотивов, определяющих поведение в обществе. Второй стороной «культуры стыда» было стремление быть лучшим среди многих. Доблесть проявлялась на поприще войн и соревнований на Олимпийских играх, на конкурсах красоты и в сфере социальной помощи. Постепенно стихийно складывающаяся мораль приобретает признаки узаконенной морали.Марка Туллия Цицерона (10643 г. до н.э.) ‬древнеримского оратора, писателя и философаэклектика можно считать основателем понятия «мораль», когда удовлетворение интересов индивидов должно совмещаться с интересами общества. При этом регуляция поведения осуществляется посредством строгих норм и психологического принуждения и контроля. Основой здесь выступают ментальные факторы, связанные с общественной оценкой поведения человека. Развивающаяся умственная деятельность человека обеспечивает обществу прогресс в науке, технике и технологии, что формирует достаток в жизни людей. Вместе с достатком появляются зачатки новыхморальных отношений, как в отдельных стратах, так и у большинства населения. В жизнь общества, дополняя обычаи, приходит право,которое оформляет возникновение новых взаимоотношений людей в обществе. Право закрепляет идею добра и зла в духовной жизни общества. Рост социального неравенства, появление имущих и неимущих людей в обществе негативно влияет на исполнение моральных норм.Имущие начинают бороться за больший достаток, за власть над другими людьми. Рождается и развивается моральная ненадежность человека, когда он поступает в соответствии с обычаями только при условии принуждения, а не по собственной воле. В 1750 г. до н. э.в Древнем Вавилоне (Врата Бога) царь издал ряд законов, чтобы регламентировать жизнь царства. Среди этих законов были положения, которые обязывали соотечественников в дни тяжких испытаний помогать друг другу, защищать сирот, вдов и бедняков. В основе этихзаконов лежали заклинания и отмечались грехи, за которые должны следовать наказания: неоказание помощи нуждающимся; внесение раздора в семью; ложь и обман; неуважение стариков и родителей.В эпоху Нового царства (2040 ‬1640 гг. до н.э.) в Египте появилось судопроизводство со всеми его атрибутами: судьи, писцы, которые составляли договора, завещания, деловые контракты. При судопроизводстве использовались свидетели, перекрестные допросы, наказания лжесвидетельств. Впервые появился принцип презумпции невиновности, то есть никого нельзя назвать преступником, пока его вина не будет доказана. В качестве наказаний использовались штрафы, телесные наказания, каторжные работы, увечье, ссылка и смертная казнь. Важно отметить, что тюрем в те времена еще не было и осужденные отбывали наказание в храмах, не было и адвокатов и невинно осужденных некому было защищать они должны были защищаться самостоятельно.Развитие моральных норм имело свои особенности в Древней Руси. Важное событие произошло в 988 году ‬крещениеРуси. Христианство вело к смягчению нравов на Руси, так как запрещалось человеческое жертвоприношение, ритуальные убийства, прославлялись князья, которых сажает на царствие сам Бог, а от князя требовалась ответственность за свой народ. Став христианами, славяне ощутили себя русскими, к какому племени они бы не относилисьВ ХI‬ХIIвв. появляется свод законов ‬«Русская Правда», которую в 1016 г. дополнил сын князя Владимира Ярослав Мудрый. Свод законов состоял из 37 глав по уголовным и социальным вопросам, что было необычно для того времени. Как видим, с развитием общества появляется необходимость в защите социальных интересов и усилении моральных запретов для индивидов. Социальная природа порождает моральные запреты в виде божественного образа. Боги возникли, чтобы запрещать, предупреждать или наказывать человека за моральное зло, которое человек может нанести обществу. Так возникает религия. «В религиозном страхе наказания скрыта охранительная функция религии по отношению к обществу» .

С развитием мировоззрения человека религиозный страх дополняется общественной оценкой поведения и действий человека. Обычаи и ритуалы приобретают обязательные формы реализации. В обществе появляются законы, которые регулируют моральные нормы поощрения и наказания Развитие общества не имеет какихлибо границ в своей модернизации, в нем постоянно складываются, развиваются различные социальные, экономические, культурные, государственные и другие отношения между людьми. Эти отношения меняются в зависимости от того,в каком слое (страте) находится человек. В каждой страте складываются моральные нормы поведения. В истории наблюдаются различные виды морали: мораль вельможи, рыцаря, купца, священнослужителя и т.д. Постепенно возникает вертикальная социальная мобильность, когда люди имеют возможность переходить из одного социальнопрофессионального слоя (страты) в другие. Переходя из одной страты в другую, меняются взгляды, поведение людей, трансформируются моральные требования к личности со стороны своей страты. В классовом обществе мораль имеет классовый характер. Принципы и нормы коммунистической морали были зафиксированы в «Моральном кодексе строителя коммунизма» в 1961году. В этом документе коммунистическая мораль трактуется как классовая, динамическая и выполняющаяидеологические функции.Анализ «Морального кодекса строителя коммунизма» показывает, что основные его положения (кроме коммунистической идеологии) соответствуют общечеловеческим моральным ценностям и требованиям христианской морали.В настоящее время моральное поведение проявляется в когнитивной сфере следующим образом:

в овладении рядом ключевых понятий правовых знаний, в оперировании юридической терминологией, в представлении правовых механизмов и регуляторов деятельности граждан;

во владении навыками поиска нужной правовой информации в различных правовых документах и её перевода из юридической знаковой системы в доступную для понимания отдельным гражданином, в выборе знаковых систем, которые будут адекватны познавательной и коммуникативной ситуации;

в умении находить примеры к теоретическим положениям правовой сферы, решать правовые задачи, моделировать проблемноправовые ситуации;

в способности сознательно организовывать свою познавательную деятельность от постановки цели до получения и оценки результата.Ценностномотивационный аспект морального поведения можно обнаружить посредством:

установки на необходимость руководствоваться в собственной жизни действующим законодательством;

знаний основных моральных и правовых понятий, норм и правил;

умений применять эти нормы и правила к анализу и оценке различных правовых ситуаций;

понимание побудительной роли мотивов в правовой деятельности человека, места правовых ценностей и их значение в жизни человека и общества.Коммуникативный аспект моральных норм проявляется через:

знание определяющих признаков коммуникативной деятельности в правовой сфере;

умение использовать современные средства коммуникации для поиска и обработки необходимой правовой информации;

понимание языка правовой коммуникации, умение различать правовые факты, аргументы, оценочные суждения;

владение навыками ведения диалога, участия в дебатах;

способности аргументировать и отстаивать свою правовую точку зрения. В российском обществе наблюдается правовой нигилизм. Мало кто интересуется законами до тех пор, когда совершается какоелибо их нарушение. Остается не в чести и сама Конституция Российской Федерации. Конституция‬важнейший юридический документ, который никто не читает, хотя его должны знать все граждане. Необходимо заметить, что пропаганда Конституции в РФ отсутствует. Конституция продается в виде книги, но в средствах массовой коммуникации, в образовании нет пропаганды её в игровой, учебной форме, в виде мультфильмов и т.д.

На основании наших исследований мы считаем, что важную роль в появлении понятия «нравственность» играло христианство. С принятием христианства в Западной Европе стала господствующей культурная парадигма ‬«культура вины».Эта «культура вины» существенно отличается от господствующей парадигмы Древней Греции и Древнего Рима ‬«культуры стыда», при которой системой внутренней ценности для человека становиться суд собственной совести, а не суд толпы. Идея суда собственной совести проходит через библейские каноны и является основой христианского мировоззрения. С этих идей начинается сфера нравственной свободы личности, когда общественные требования должны совпадать с внутренними мотивами поведения человека. Cсамого начала церковь строилась на канонических положениях, которые никогда не должны меняться, тогда и нравственность, как внутренний императив для человека, становится вечным идеалом.Развитие идей нравственности в России мы находим в «Домострое», написанном известным деятелем из ближайшего окружения Ивана Грозного ‬попом Сильвестром. В «Поучении сыну Анфиму» даются советы по соблюдению христианской нравственности, по соблюдению обрядов, по верности на «службе государевой». Сильвестр советует сыну трудиться, помогать нищим, учиться грамоте, жить лаской, правдой, с любовью.

«Домострой» отражает сугубо русскую педагогическую мысль, густо окрашенную в православные тона. В первой части «Домостроя» излагаются правила общежития и наставления о сохранении души своей: «В тайны божии веруй, в тело его и в кровь веруй, им причащайся со страхом для очищения и освещения души и тела…». С развитием моральных норм и религиозных учений формулируются заповеди, имеющие религиознонравственное предписание. Заповеди иудаизма, ислама, христианства обязательно носят нравственный характер и направлены на многочисленные слои населения Земли.В отличие от знаний моральных норм и умений действовать согласно этим знаниям, в нравственности возникают требования к формированию ведущих отношений. Отношения при этом представляют собой более сложные психологопедагогические образования.На основании анализа философской, психологопедагогической литературы мы считаем, что структуру нравственного поведения определяет ведущаядеятельность и отношения, которые отражены в Схеме №1. НРАВСТВЕННЫЕ ОТНОШЕНИЯ

Общественногосударственная и патриотическая деятельность

Отношение к Родине, Конституции РФ и законам

Деятельность в сфере глобальных проблем современности

Отношение к глобальным проблемам

Деятельность в сфере материального производства и ценностей

Отношение к труду, к ценностям и ресурсам

Деятельность в научной и духовной сферах

Отношение к культуре своего народа и других стран

Деятельность общения

Отношение к людям и самому себе

Религиозная деятельность

Отношение к БогуВ нравственном воспитании отражается не только то, что уже достигнуто, но и то, что нужно достичь в будущем, поэтому нравственные нормыобщественной жизни должны быть воплощены в опыт растущего человека уже с ранних лет. Положительный или отрицательный опыт детства, знание основных нравственных понятий и нравственные убеждения оказывает влияние на всю жизнь человека.Идеалом нравственнойличности, считает В.В. Байлук, является неутомимый деятель, смелый в решениях, точный в исполнении, стяжающий успех .Нравственность лежит в основании всей самореализацииличности: такой человек сам ищет путь в своей жизни, определяет род занятий, выбирает стиль общения с другими людьми и несет ответственность за свое поведение. Китайский философ Конфуций на вопрос: «Что есть жизнь?» ответил: «Не делай человеку того, чего не желаешь себе. И тогда исчезнет ненависть в государстве, исчезнет ненависть в семье».Нравственная самореализация отражает внутреннее желание жить нравственно. Началу нравственной самореализации служит нравственное самопознание: 1. Каков я с нравственной точки зрения, каковы мои положительные и отрицательные черты характера?2.Как я отношусь к добру и злу? (оценочные суждения).3. С оценочного суждения должен начаться процесс самовоспитания. Целью самовоспитания является необходимость формирования нравственных установок и привычек быть толерантным к другимлюдям. Личность при этом должна обладать положительными нравственными чертами характера: честность, доброжелательность, скромность и т.д. Самовоспитание всегда предполагает столкновение сил добра и зла при решении какихто реальных жизненных событий. 3. На основе критической самооценки должен возникнуть вопрос: « Какова моя идеальная модель нравственного поведения в будущем?».4. На основе нравственного идеала строится нравственное поведение, где нравственное познание превращается в регулятивную,управляющую функцию. Нравственное поведение при этом оценивается посредством общественного мнения. Если судить о понятии «нравственность» по «Словарю русского языка» С.И. Ожегова, то она представляет собой внутренние, духовные качества, которыми руководствуется человек; этические нормы; правила поведения, определяемые этими качествами. .

Задачей нашего исследования является выявление существенных различий понятий «мораль» и «нравственность» Так, Шитякова Н.П. утверждает, что мораль относитсяк сфере должного, идеального и выступает совокупностью требований к поведению человека. Нравственность же относится к сфере реального и отражает суть поступков в реальной жизни семьи, народа, государства . Нравственность ‬это сама жизнь, то естьта часть жизни, которая связана с практическим поведением человека, его реальными поступками. Это всегда самооценка, которая не может зависеть от мнения социального окружения.Вместе с А.А. Корзинкиным мы определяем нравственность как более высокую позицию устроения человеческой природы, нежели мораль, ибо причинноследственные установки, подвергающие человека к действию на совершение добрых поступков, актуализируются не внешними требованиями морали, а внутренними убеждениями . Мы согласны с мнением М.И. Ковалевой, утверждающей, что мораль является важным регулятором поведения людей в обществе, основой и критерием объективного отражения социальной действительности, в то время как нравственность ‬внутренний регулятор жизнедеятельности субъекта на основе принятия, усвоения, внутреннего утверждения им моральных ценностей . Личность должна самостоятельно формулировать собственные нравственные обязанности и реализовывать нравственный самоконтроль, требовать от себя их выполнение и проводить самооценку совершаемых поступков в форме рационального сознания нравственного значения совершаемых действий и эмоциональных переживаний.Действительно, можно согласиться с тем, что мораль фиксирует душевное взаимодействие человека с обществом, выступает как элемент нормативности, в то время как нравственность ‬личностное образование, присущее конкретному индивиду, на основе которого он добровольно, не оглядываясь на предписания, осуществляет поведенческую функцию. Таким образом, если моральные нормы в жизни общества подвержены изменениям, то нравственные заповеди остаются неизменными, можно даже сказать ‬вечными. В этом мы видим существенное отличие понятия «мораль» от понятия ‬«нравственность».

Ссылки на источники1. Советский энциклопедический словарь [Текст]. «Советская энциклопедия, М.: 1985.1600с.2.. Шадриков, В.Д. Происхождение человечности [Текст]./В.Д. Шадриков. М.: 1999.3. .Ширшов, В.Д.Духовнонравственное воспитание. Учебное пособие; ФГБОУ ВПО «Урал.гос.пед.унт».Екатеринбург: 2013.222с.4. Байлук, В.В.Духовнонравственное воспитание и самовоспитание студентов//Духовнонравственная самореализация личности: Материалы студенческой н/практ. конф. ‬Екатеринбург: Россия.2007201с.5. Ожегов, С.И. Словарь русского языка [Текст] /С.И. Ожегов. М.: 1991.915с.6. Шитякова, Н.П. Теоретикометодологические основы и практика духовнонравственного воспитания школьников в условиях модернизации образования [Текст]./Н.П. Шитикова. Монография. Челябинск: 2004.23с. 7. Корзинкин, А.А. Духовнонравственная концепция воспитания личности и современное образование [Текст]./А.А.Корзинкин. Автореферат канд. пед. наук. Курск: 1999.20с. 8.Ковалева, М.И. Нравственное воспитание учащихся старших классов [Текст]. М.И. Ковалева. Дисс.канд.пед.наук. Кемерово: 2003. 208с.

Shirshov Vladimir DmitrievichDoctor of pedagogical Sciences, Professor of the Department of life safety of the Ural state pedagogical University, [email protected] article describes historical origins of the concepts of «morals» and «ethics». Morality reflects social demands on the individual in the form of custom, traditions, norms of law. Compliance with the morality associated with cognition of the laws, with the skills to carry them out in accordance with social status of the individual. Morality is based on religious demands on the individual, where the most important is the court"s own conscience. The main thing in the moral education is the formation of leading relations to the world, other people and yourself. Morality is a changing concept of morality is an eternal category. Keywords

morality, ethics, knowledge, skills, behavior, religion, and law.

Понятие о морали и нравственности. основные морально-нравственные категории.

Мора́ль (лат. moralis - касающийся нравов) - один из основных способов нормативной регуляции действий человека в обществе; особая форма общественного сознания и вид общественных отношений. Мораль охватывает нравственные взгляды и чувства, жизненные ориентации и принципы, цели и мотивы поступков и отношений, проводя границу между добром и злом, совестливостью и бессовестностью, честью и бесчестием, справедливостью и несправедливостью, нормой и ненормальностью, милосердием и жестокостью и т. д.

Нравственность - термин, чаще всего употребляющийся в речи и литературе как синоним морали, иногда - этики. В более узком значении нравственность - это внутренняя установка индивида действовать согласно своей совести и свободной воле - в отличие от морали, которая, наряду с законом, является внешним требованием к поведению индивида.

Понятия морали и нравственности имеют разные оттенки. Мораль, как правило, подразумевает наличие внешнего оценивающего субъекта (других людей, общество, церковь и т. д.). Нравственность в большей степени ориентирована на внутренний мир человека и его собственные убеждения.

Нравственность в широком смысле - особая форма общественного сознания и вид общественных отношений.

Нравственность в узком смысле - совокупность принципов и норм поведения людей по отношению друг к другу и обществу.

Нравственность представляет собой ценностную структуру сознания, способ регуляции действий человека во всех сферах жизни, включая труд, быт и отношение к окружающей среде.

Именно с нравственностью связано различение добра и зла при условии, что индивидуумом признаются эти категории. В отличие от пользы и вреда, добро и зло связаны с намеренностью некоторой свободной воли.

Нравственность и мораль изучается специальной философской дисциплиной - этикой.

Основные морально-нравственные категории:
Добро, зло, совесть, долг, честь, дружба, счастье.
Добро является наиболее общим понятием морали, которое объединяет всю совокупность положительных норм и требований нравственности и выступает как идеал. нравственности, которая пронизывает собой все стороны жизнедеятельности людей.
Зло противоположно добру. Категория зла является обобщенным выражением представлений обо всем безнравственном, что заслуживает осуждения и должно быть преодолено. Например, в отношениях между людьми, зло - это когда к человеку относятся не как личности как таковой, а с целью извлечь выгоду, использовать в своих корыстных целях.
Зло - родовое понятие по отношению ко всем нравственно негативным явлениям - обману, подлости, жестокости, и т.п. Зло проявляется как в малом, так и в большом. Зло укоренилось в привычках, в нравах, в повседневной психологии. Когда, совершив неблаговидный поступок, мы пытаемся свалить вину на другого, то тем самым мы поступаем неблагородно, мы теряем свое достоинство
Совесть - голос Бога в нас, внутренний судья, который руководит и судит нашими поступками. Независимо от воззрений на природу нравственности, многие моралисты (Абеляр, Кант, Кьеркегор, Толстой, Мур, Фромм) определяли совесть как высшую способность постижения моральной истины.
Понятие долга, прежде всего, раскрывает отношения личности и общества. Личность выступает как активный носитель определенных моральных обязанностей перед обществом, которые она осознает и реализует в своей деятельности. Категория долга очень тесно связана с такими понятиями как ответственность, самосознание.
Согласно А. Шопенгауэру, честь - это внешняя совесть, а совесть - это внутренняя честь. Честь - это общественное мнение о нашей ценности, наша боязнь перед этим мнением. Так, например понятие служебной или профессиональной чести непосредственно связано с мнением о том, что человек, занимающий какую-либо должность, действительно обладает для этого всеми необходимыми данными и всегда точно выполняет свои служебные обязанности.
Понятие счастья во всех этических системах непосредственно связывается с пониманием смысла жизни, так как в самом общем виде счастье определяется как состояние моральной удовлетворенности, удовлетворения своей жизнью.
Счастье - это состояние наибольшей удовлетворенности человека условиями своего бытия, ощущение полноты и осмысленности жизни - это и благополучие, и здоровье и степень свободы и уверенности человека в полезности своего существования на земле.
Любовь- это чувство, которое направлено на определенного конкретного человека. Объект индивидуальной любви воспринимается любящим как неповторимая совокупность личных достоинств. Одна из самых тайн любви состоит в необъяснимости этой избирательности, в способности любящего видеть в любимом то, что не замечают другие.



29. проблемы современной этики: терроризм.

Терроризм - политика, основанная на систематическом применении террора . Синонимами слова «террор» (лат. terror - страх, ужас) являются слова «насилие», «запугивание», «устрашение». Общепринятого юридического определения этого понятия не существует. В российском праве (УК, ст.205), определяется как идеология насилия и практика воздействия на общественное сознание, на принятие решений органами государственной власти, органами местного самоуправления или международными организациями, связанные с устрашением населения и/или иными формами противоправных насильственных действий

Терроризм по своим масштабам, последствиям, интенсивности, разрушающей силе, по своей бесчеловечности и жестокости, проблеме превратился ныне в одну из самых страшных проблем всего человечества.

Крайне опасное социально-политическое и криминальное явление, которое представляет собой терроризм, стало на рубеже тысячелетий глобальной угрозой безопасности. Это зло не обошло стороной и страны СНГ. И если в прежние годы в странах исследования терроризма носили в основном научно-теоретический характер и ориентировались на зарубежный опыт, то к середине 90-х годов изыскания в этой области приобрели высокую практическую значимость. К сожалению, повседневная российская действительность в последнее время дает достаточно материала для специалистов, обращающихся к изучению проблем терроризма. К результатам такого изучения проявляет интерес широкий круг сотрудников отечественных органов правоохраны и спецслужб, на плечи которых ложится основная и самая опасная часть работы по борьбе с террористическими проявлениями. Однако совершенно неправильно считать, что только органы безопасности и внутренних дел ответственны за положение дел в области устранения угроз терроризма. Эта задача многоплановая, она требует решения на общегосударственном, а по отдельным вопросам - и на международном - уровне.

Борьба с терроризмом - серьезная проблема, требующая глубокого и всестороннего изучения. В этой связи следует приветствовать появление "Записок о терроризме" В.Е. Петрищева. В своих статьях автор рассматривает различные аспекты терроризма и борьбы с этим явлением. Для того, чтобы выстроить эффективный механизм противодействия террористическим угрозам, следует предварительно разобраться с тем, что собой представляет сам объект воздействия. В этом отношении интересны изыскания автора о природе, сущности, генезисе, проявлениях терроризма, его идеологических корнях и движущих силах. Автор вскрывает причины терроризма и обстоятельства, способствующие реализации террористических замыслов. Он показывает взаимосвязь терроризма с другими видами экстремизма, замешанного на идеологии сепаратизма, национализма, клерикализма.

Терроризм во всех его формах и проявлениях и по своим масштабам и интенсивности, по своей бесчеловечности и жестокости превратился ныне в одну из самых острых и злободневных проблем глобальной значимости.

Всяческие проявления терроризма влекут за собой массовые человеческие жертвы, разрушаются все духовные, материальные, культурные ценности, которые невозможно воссоздать веками. Террористические акты привели власти и население к созданию антитеррористических организаций и подразделений. Для многих людей терроризм становится способом решения таких проблем, как политических, религиозных, национальных. Терроризм по своей сущности относится к таким способам лишения человеческих жизней, жертвами которого чаще всего становятся невинные люди, которые не имеют никакого отношения к разгоревшемуся конфликту.

30. проблемы современной этики: вопрос о смертной казни.

Сме́ртная казнь - разрешённое законом лишение человека жизни в качестве высшей меры наказания (обычно за особо тяжкое преступление). В российской и советской юридической практике для обозначения смертной казни в разное время использовались эвфемизмы «исключительная мера наказания», «высшая мера наказания», «высшая мера социальной защиты», от которых произошло жаргонное название «вышка» или «вышак».

 

 

Это интересно: