→ От меня отвернулся родной сын! Родня крачковской вдрызг разругалась из-за наследства Чем занимается сын натальи крачковской.

От меня отвернулся родной сын! Родня крачковской вдрызг разругалась из-за наследства Чем занимается сын натальи крачковской.

Подруга Натальи Крачковской поделилась с сайт воспоминаниями о проводах актрисы в последний путь.

24 ноября исполнилось бы 78 лет заслуженной артистке РФ, королеве эпизода Наталье Крачковской. На ее счету около ста пятидесяти ролей в самых известных фильмах. Когда сайт начал готовить материал в память об актрисе, то позвонили ее сыну Василию Крачковскому и подруге Надежде Носировой. Их точки зрения на последние годы жизни артистки схлестнулись. Подруга убеждена, что сердце актрисы остановилось из-за одиночества и безразличия внука и сына, Василий все отрицает и утверждает: внука не было на похоронах бабушки из-за болезни собаки...

Напомним, что Наталья Леонидовна болела тяжелой формой диабета. Здоровье актрисы ухудшилось в июле 2015 года, когда ее привезли в реанимацию с отеком легких. 28 февраля 2016 года Крачковскую госпитализировали с острым инфарктом миокарда. Врачи боролись за жизнь актрисы 4 дня, но не смогли ее спасти. Она скончалась утром 3 марта на 78-м году жизни.

– Когда были похороны Наташи, то жена (тезка актрисы, тоже Наталья Крачковская. – Авт.) ее 53-летнего сына Василия (звукорежиссер на «Мосфильме». – Авт.) даже не подошла к гробу, чтобы попрощаться со свекровью, – перебирает события рокового дня подруга актрисы, владелица строительной компании Надежда Носирова. – Она стояла в стороне и с кем-то разговаривала. Тогда я ей сказала: «Иди простись, а то гроб уже закрывают». Невестка ни разу ни в чем не помогла Наташе, даже не звонила, чтоб хоть из вежливости спросить, как дела.

Когда Василий подошел к гробу, то заплакал. Наверно, его прорвало, видимо, совесть проснулась, – продолжает Надежда Алексеевна. – Когда его супруга увидела это, то закричала: «Успокойте его. Что он там разрыдался!» Больше всего меня удивило, что внук Володя не приехал проводить бабушку в последний путь из-за того, что заболела собака и некому было с ней посидеть. Да и сам внук не очень-то жаловал Наташу своим вниманием. По телефону с ней всегда был резок: «Бабка, что тебе надо?» Тогда Наташа сильнее прижимала телефон к уху, чтобы не было слышно их диалог, потому что ей было стыдно. Вова, видимо, у своего отца научился так разговаривать. Когда Наташа звонила сыну: «Вася, Васенька...», тот отрезал: «Жива? Все. Мне некогда». После этих разговоров она плакала. Я ей говорила: «Ты должна привыкнуть к тому, что чужие люди тебе ближе, чем семья». Конечно, я ее оберегала, любила, как подругу, но любовь сына не заменишь... А Наташа говорила: «Да ты не понимаешь всего ужаса!» Я же всегда старалась отвлечь ее от всех грустных мыслей, иначе бы Наташа с ума сошла. У меня была надежда, что Василий все-таки одумается после похорон, будет вести себя достойно в память о матери, но чуда не произошло...

Надежда Алексеевна не может без слез говорить о подруге / Александр Алешкин / «Собеседник»

– Володя был в другом городе, поэтому не смог приехать, – отвечает на нападки Носировой Василий Крачковский. – Да, мой сын – парень достаточно резкий и мог вместо «бабушка» сказать «бабка», но это только в шутку! Я и сам иногда так называл свою маму. Знаете, с ней резко не поговоришь, потому что она в карман за словом не полезла бы и тоже ответила бы. Это неправда, что я ей мало уделял внимания. Практически каждый день заезжал к ней после работы, и Вова – после занятий в университете. У нас с мамой были прекрасные отношения. Меня вообще удивляют эти подробности, ведь мама никогда ни с кем не делилась ими. Разве что только с близкими подругами. Однако Надежду Носирову таковой я бы не назвал. В последний год они вообще с мамой не общались.

Надежда Алексеевна была поражена тем, что на поминки близкой подруги не удосужились пригласить никого из ее коллег и друзей.

– Как только Наташи не стало, ее невестка сразу спохватилась: «Не знаешь, куда она браслет дела? Мешочек с бриллиантами?» Мне было противно это слушать! Как раз на поминках супруга Васи и учудила такое, что волосы дыбом у всех встали! Когда поминальный обед подходил к концу, она приподнялась из-за стола и начала красоваться: «Посмотрите, я же – Наталья Крачковская! Теперь буду за нее».

– Во-первых, я был очень подавлен всеми событиями и не должен был никого звать на поминки, – возмутился Василий Крачковский. – Все, кто хотел, пришли. У нас была открыта дверь для всех. Во-вторых, не знаю, откуда взялась байка о баснословном наследстве. Я получил только крохотную двухкомнатную квартиру (40 кв. метров на Ленинском проспекте, ее стоимость, по оценке риелторов, около 8 млн руб. – Авт.), в которой вырос. Вторая, которую мама сдавала, – это теперь квартира Володи. Сам до сих пор как жил, так и живу в однокомнатной квартире. Никаких бриллиантов у мамы не было. Она любила всякие безделушки, как и любая женщина, но они все были на ней. Сама говорила, чтобы я потом их отдал своей жене.

Когда не прошло и сорока дней после ухода из жизни Натальи Крачковской, ее вещи начали раздавать.

– Невестка поинтересовалась у меня: «Правильно ли я сделала, что кое-какие вещи Натальи Леонидовны отдала ведущему из «Модного приговора» историку моды Александру Васильеву?» Знаете, мое сердце разрывалось от услышанного: «Ты что, с ума сошла?! У нее еще ноги не остыли, а ты ее душу буквально вытащила и отдала». Тогда Наташа заартачилась, что якобы я положила глаз на эти вещи. Мне же ничего не надо было, ведь мы с моей Наташенькой были, как сестры. Сложно описать словами нашу связь. Иногда мы даже одновременно думали об одном и том же. Я сама дарила ей дорогие платья, красивые кофты, воротники из меха.

После смерти мужа сын и внук были главными мужчинами в жизни актрисы / Наталья Логинова

Надежда Алексеевна утверждает, что Василий Крачковский находится под влиянием своей супруги, которая настраивала его против матери. В то время когда у него только начинались отношения с Натальей и он привел знакомить ее с мамой, девушка ей не приглянулась. Однако сама Крачковская старалась открыто это не показывать.

– Мама с моей супругой прекрасно ладили, – заявляет Василий Крачковский. – Наташа каждый день была с ней в больнице. Видимо, кто-то из подруг стал свидетелем недопонимания между мамой и супругой, поэтому решили, что они ненавидят друг друга. Да, был период, когда они не общались, но не более того.

– Сын Наташи ни на один день рождения, ни на один Новый год не позвонил маме и не поздравил ее, – уверена Носирова. – Как она говорила, что даже сквозь зубы не услышала от их семьи ни одного теплого слова в праздники. Наташа все же надеялась, что сын опомнится: «Как мне хотелось, чтобы затрещал телефон, а тут мой Васька говорит: «Мамочка...» Наташа часто вздыхала: «Эх, для кого я все делала? Им это все и так останется, а вот я-то им не нужна». И после этих слов она начинала плакать. Знаете, Наташа ушла из жизни с большой болью. Она даже жить не хотела. Помню, она мне говорила: «Не выдержит у меня сердце». И вот не выдержало, допекли ее своим безразличием... Наташа говорила: «Когда умру, посмотри, как они себя будут вести, потом мне расскажешь». Вот 24 ноября я и приехала на кладбище и все ей поведала.

Мы поинтересовались у Носировой, что еще могло вызвать такое холодное отношение сына к матери.

– Василий признавался, что ему не хватало внимания матери, что она, мол, пропадала на работе, а его воспитывала бабушка. Говорили об этом с Наташей. Несмотря на то, что поздно приезжала со съемок и репетиций, старалась каждую свободную минуту проводить с Васей, отдавала ему всю любовь, старалась все делать для него. Она пережила своего супруга, кинооператора Владимира, на 28 лет, но у нее даже не возникало мысли снова выйти замуж. Очень любила мужа: «Ой, девка (так актриса называла свою подругу. – Авт.), как же хочу лечь рядом с ним, все ему рассказать...»

сайт навещал звезду в больнице, даже после комы она старалась держаться... / архив редакции

Надежда Алексеевна призналась, что королева комедии предчувствовала свой уход из жизни.

– Буквально за месяц до трагедии у нее начались разговоры о смерти, но я старалась отгонять от нее мрачные мысли. Помню, она как-то позвонила мне: «Приезжай, что-то мне так плохо, как никогда». И когда я к ней приехала, она сказала: «Когда меня не станет, то присмотри за моим Васькой».

Несмотря на то, что Натальи Леонидовны нет уже 9 месяцев, Носирова до сих пор с ней советуется.

– Беру ее вещи, чувствую запах духов, который еще не выветрился, и все рассказываю, а Наташа мне отвечает. Физически ощущаю, что она как будто стоит передо мной или рядом. Когда бываю в церкви, то ставлю свечку за ее упокой. Знаете, как-то мне приснился сон, где она меня ругала, мол, что-то не сделала. Меня это насторожило, и я решила поговорить с батюшкой. Он сказал, что я не отпускаю душу Наташи, а это нехорошо, нужно окончательно попрощаться, но я пока не могу.

Василий Крачковский. Моя...

Мне иногда кажется, мама и не выходила из образа! Конечно, все актеры фантазируют, накручивают. И она не была исключением. Случалось, жена мне говорила: «Мама твоя звонила, ой, рассказала...» Я ей спокойно предлагал делить услышанное на шестнадцать.

Перед моей очередной поездкой за океан мама заказала себе спортивный костюм. Причем непременно китайский. «Не знаю, есть ли у китайцев в принципе такие размеры», - засомневался я. В магазин со мной пошла Рита, жена Михаила Шуфутинского. Просим самый большой размер, который есть. Приносят. Ну и что? Даже на стройную Риту не налез бы. «Покажите, какой надо!» - суетятся китайские барышни. А мы с мамой мерки заранее сняли - объем талии, груди. Сообщаю продавцам параметры и вижу, как их раскосые глаза становятся квадратными. Но все же обещали поискать, велели зайти завтра. И что вы думаете? На следующий день вынесли прекрасный ансамбль из тончайшего шелка для борцов сумо! Они в таких вне ринга ходят. Моя очень его любила. Кофточку, правда, носила чаще.

Элегантно одеться и покушать - вот, пожалуй, две самые сильные ее страсти помимо работы. Вес стал тяготить только в последние годы. Ноги сильно отекали, диабет, да и других проблем хватало. В какой-то момент мама почти решилась на липосакцию. Но в итоге испугалась и передумала. На самом деле есть надо было, конечно, меньше. «Ночной дожор» - то, от чего мама так и не смогла отказаться. В шутку даже пугал ее замком на холодильник с таймером. Но охота пуще неволи.

Приемы-фуршеты Моя не особенно жаловала, больше любила то, что готовила сама. Даже выпустила книгу домашних рецептов. Борщ варила, крутила котлеты, а какой у нее получался холодец! Обожала угощать! И с собой еще кучу всего упаковывала. Наварит огромные кастрюли, а потом раздает, соседям относит.
- Зачем столько? - спрашивали маму.

Люблю готовить много!

Может, отчасти это синдром детей войны...

Мама очень хотела найти могилу своего отца. Мой дед Леонид Белогорцев, кстати тоже актер, погиб в 1945 году в Веймаре: его военная машина наехала на мину. Мама ездила туда, ходила по местному кладбищу, но могилы не нашла. Рассказывала, как разрыдалась, тушь на глазах потекла и сложно было читать надписи на надгробиях...

Думаю, надо еще раз попробовать отыскать деда. Похоронка на него долго хранилась у бабушки, потом у нас. Бабушка, Мария Фонина, служила в Московском театре имени А.С. Пушкина. То есть мама родилась в артистической семье, но поначалу ничто не предвещало продолжения династии - увлекалась историей, работала в университете, в лаборатории, не знаю, правда, что именно там делала. Шапочки, наверное, свои любимые вязала. И еще ради интереса изредка участвовала в съемках массовых сцен.


Встретились родители на картине «Половодье», где мама снималась в эпизодике, а папа был звукооператором. Отец почти на шестнадцать лет ее старше и считался одним из лучших специалистов по звуку. С Андреем Тарковским работал, с Леонидом Гайдаем - первыми среди первых.


Поженились родители после знакомства довольно быстро. Мама бесспорно талантливая, но если бы папа не повел ее за руку по кинематографу, не знаю, появилась ли бы такая актриса - Наталья Крачковская. У мамы ведь не было актерского образования - абсолютный самородок. Знаю, что папа познакомил ее с Гайдаем, она поначалу играла в эпизодах и в конце концов оказалась в обойме. Сотрудничество стало безусловно звездным.

Отец часто брал меня с собой на «Мосфильм», я видел в третьем цеху декорации легендарных «12 стульев». Даже транспортер, с которого свалилась артистка Крачковская. Мама, человек упертый, отказалась от дублерши в сцене, где ее героиня, преследуя Бендера, едет на черной транспортировочной ленте. Она спокойно докатывалась до конца и падала на кипу гимнастических матов. Но на очередном дубле маты постелить забыли, и мама рухнула на голый пол. Синяков себе наставила! По-моему, даже съемки останавливали. Кстати, в роли мадам Грицацуевой она не в натуральном весе - фигуру специально утолщали. Ну а потом, видно, все-таки решила: хорошей женщины должно быть много, и достигла аппетитных форм естественным путем.

Ваши мама и отец еще пересекались на съемочных площадках?

Странно, но после «12 стульев» родители работали вместе всего лишь однажды - на фильме «Женитьба Бальзаминова». В этой картине я тоже попал на пленку. Снимали в Суздале. Мама там играла в двух эпизодах: в одном изображала женщину с пониженной социальной ответственностью, проститутку то есть, второй - не помню какой. Мне только год исполнился, конечно, мама повезла с собой. В картине есть момент, когда Вицин приходит к двум братьям и из большой будки вылезает огромная собака. В общем, в одном из дублей Георгий Вицин заходит во двор, крупным планом - будка, выбирается собака, а следом выползаю на четвереньках я... Позже родители вспоминали, что никто не заметил, как я туда забрался.

С Вициным мы спустя много лет пересеклись у Театра киноактера, когда я с сыном приехал за мамой. Увидев моего Вову, он так обрадовался, что линия продолжается: столько работал с отцом - Владимиром Васильевичем Крачковским, а теперь, оказывается, есть на свете полный его тезка! Подписал сыну фото: «Вовчику от Гоши». Тому поколению очень важно было знать, что их киношное сообщество не просто сохраняется - растет... Молодым я не очень это понимал: ну, пришел в гости Моргунов или Вицин - что такого? Или, допустим, папа много общался с Юрием Никулиным. Но в детстве такие контакты воспринимаются разве что как приятный бонус - в цирк на Цветном мы заходили со стороны кулис, а это гораздо интереснее, чем слушать взрослые разговоры. Сейчас понимаю, каким кладезем знаний и мудрости были все эти люди.

Маму одно время в титрах писали как Крачковскую-Белогорцеву, чтобы не путать с Ниной Крачковской, моей родной тетей, которая уже была известной актрисой. Обе значились в штате Театра киноактера. Представляете, сколько же случалось дурацких недоразумений, когда приглашали на пробы или даже съемки Н. Крачковскую из Театра киноактера?! По фактуре они не просто разные - почти антиподы. Вызывают Нину, женщину с узким лицом и длинными темными волосами, а приезжает Моя!

Вы понимали, что Наталья Крачковская знаменитость?

К маминой известности я относился индифферентно, в то время многие даже очень популярные актеры не выпячивали себя. Тем более что на летних каникулах меня окружали такие же «чьи-то дети». Бабушка по маминой линии, как уже упоминал, работала в Театре имени Пушкина. Там же служила актрисой жена Мариса Лиепы и по дружбе помогала бабушке доставать через Большой театр путевки в Анапу. Поэтому на море я года три подряд отдыхал с Илзе и Андрисом. Еще ездил в знаменитый пионерский лагерь «Экран».

Это было настоящей сказкой! Корпуса оформляли сами киношники, то есть профессиональные декораторы. Пара отрядов жила в теремке - здании под старину, этажа в три высотой, с двумя громадными лестницами. Не так давно я работал с Гошей Шенгелия - он, как и его отец Леван Шенгелия, тоже режиссер - и вспоминали тот лагерь. Несколько лет назад Гоша готовился к съемкам, выбирал натуру и поехал в «Экран». Потом признался: «Вернулся домой и напился - там страшная разруха. Наш знаменитый теремок сгорел...»

В лагере царила особая атмосфера. Зарницы устраивали с пиротехникой и танками, которые пригоняли откуда-то со съемок. Мы визжали от восторга. На родительские дни в основном приезжал отец - мама часто снималась или находилась на гастролях. Хотя и вместе меня порой навещали. Привозили конфеты и клюкву в сахаре.

В остальном мое детство было обычным. Проходило оно в родном дворе на Ленинском и Дворце пионеров на Воробьевых горах. В последнем достойном месте я много кружков перепробовал, когда родители все-таки озадачились направлением имевшейся у меня энергии в правильное русло. Не то чтобы я как-то беспокойно рос, но был крайне любознательным мальчиком. Обожал всякие технические штуки, интересовался созданием пороха. Однажды свалился с третьего этажа... Моя, кстати, много лет ничего об этом случае не знала и даже спустя годы отреагировала весьма остро.

А дело было так: крутил я на балконе какую-то штуку (папа привез из Африки символ чего-то там - фигурку, привязанную веревочкой к палке), она оторвалась и повисла на ветке - деревья растут очень близко к дому. Думал, дотянусь, но не вышло - спикировал вниз. Мама в тот момент увлеченно готовила на кухне и полета моего, к счастью, не увидела. У нас тогда была боксериха Сильва, и мы не запирали дверь - собака сама выходила на прогулку и сама возвращалась. В общем, после приземления (обошлось даже без синяков), я обежал дом, взлетел на этаж... Как раз открывается дверь и выходит собака. Моя с кухни спрашивает:

Вась, ты куда?

С Сильвой пойду погуляю! - говорю, не моргнув глазом. Спустя несколько лет, когда признался маме в том своем падении, она, бедная, рухнула в кресло и начала причитать: «Какой ужас, если бы я знала!.. Если бы только знала... Я б тебя убила!»

Вопрос, куда направить мою энергию, возникал перманентно. И когда после школы наступила пора решать, родители оказались в тупике. Ну чем я увлекался? Возился с мопедом в основном. Разбирал, чинил непосредственно на балконе. Еще у нас был «Москвич-407», старше меня. Отец в последние годы машину не водил и как-то говорит мне: «Хочешь кататься? Пожалуйста, вот автомобиль». «Москвич» я перебрал почти целиком и ездил какое-то время.

На самом деле если бы не папин посыл, с таким удовольствием железяками и электроникой не увлекался бы. Одно из ярких воспоминаний детства - папа, сидящий с паяльником, и мамины страдания по поводу того, что не помнит, куда засунула то, что он напаял. Отец помогал соседям чинить любую технику: нам постоянно приносили то радиоприемники, то электрические мясорубки. Выходил такой журнал «Радио», папа его выписывал. До сих пор на даче кипы подборок хранятся, чуть ли не с первого номера. Конечно, я тоже читал, плюс отец подсказывал часто, советовал. Захотел сделать электрическую гитару - папа говорит: «Давай!» И ведь сделал... ну, почти!.. У меня на даче сейчас гараж больше дома, потому что машины чиню сам, в автосервис не обращаюсь.

А вот профессии отец особенно не учил, но я много видел, впитывал. Так что Ленинградский институт киноинженеров, диплом которого получил, мог не оканчивать. Хотя без корочки на работу не взяли бы. Раньше звукорежиссер был ближе к технарю, инженеру, сейчас же те, кто придумывает эксклюзивное звучание, называются саунд-продюсерами. Даже на «Оскаре» есть номинация. Просто кнопки нажимать - одно, придумать звуковую картину целиком - совсем другое. И тут, конечно, важно, чтобы между режиссером, композитором и звукорежиссером сложился некий ансамбль. Тогда люди десятилетиями сотрудничают.

Я, к примеру, с Максимом Дунаевским работаю всю жизнь. Первой картиной стала «Мэри Поппинс, до свидания». Последняя совместная работа - «Возвращение мушкетеров» Юнгвальд-Хилькевича. С ним мы тоже общались, Георгий Эмильевич прислал мне сценарий своего следующего проекта, но умер. Я не смог присутствовать на похоронах, работал, а прошла пара недель - и умирает мой дядя, муж Нины Крачковской, известный режиссер-документалист Владлен Трошкин. Приезжаем на Троекуровское кладбище, оказывается, его хоронят рядом с Хилькевичем. Сейчас и мама там. Жена моя Наталья, приезжая, замечает: «Наталья Леонидовна, у вас тут отличная компания...»

Они ведь правда всенародные любимцы. Наталья Леонидовна была довольна своей актерской карьерой?

В какой-то момент мама устала от комедийного амплуа и очень хотела сняться в драматической роли. Но тут и режиссеры ее не поддерживали, да и я: «Мам, когда на тебя на экране смотришь, плакать совсем не хочется».

Они общались с Савелием Крамаровым, вместе на гастроли ездили. Работали как-то вроде в Польше, и ему предложили там сделать операцию - косящий глаз выправить. Моя его спрашивает:

И что, не согласился?

Чтобы я сам себя профессии лишил? - резонно ответил Крамаров. Правда, позже в США операцию все-таки сделал...

Мамина внешность тоже была ее хлебом: талант - его же не пощупаешь, не угадаешь, а типаж в кино - великое дело, особенно яркий и неповторимый. Периодически мама, конечно, садилась на диеты. Холодильник стоял печально пустым, а настроение у нее сразу портилось.

Чего такая злая? Кушать хочешь? - шутил я.

Молчи про еду!

А зритель ее любил именно такой - знойной женщиной, мечтой поэта, женой Бунши. Может потому, что мама казалась своей, человеком, которого запросто встретишь, например, на базаре. К слову, именно поэтому я терпеть не мог ходить с ней на рынки. Приближается Крачковская, и на уши волнами встают все торговые ряды, идут следом: «А возьмите яблочек, мясо хорошее...» Мама оттуда всегда выходила с тяжеленными тележками. Она же все тащила впрок! Когда я пошел в решительный отказ, стала ездить на Черемушкинский рынок с Раисой Рязановой, исполнительницей роли Тони в фильме «Москва слезам не верит». Как они там отрывались! Рая прекрасно водит машину. И вот обе с утра - на рынок, и к обеду у подъезда: «Вася, иди разгружаться!» Мешки, пакеты, коробки! Однажды подъехали к дому без заднего стекла в «жигулях». «Что это вы с вентиляцией катаетесь?» - спрашиваю. Оказалось, когда выходили на рынке, обе одновременно от души захлопнули двери. Женщины же немаленькие - в общем, высадили стекло!

Домом занималась в основном мама?

Хозяйственными делами родители занимались оба. Яичницу перед школой, кстати, мне чаще жарил батя. Мама если уж начинала стряпать - это было что-то глобальное. Как-то вернулся после уроков, а кухня утопает в белоснежном мучном тумане - мои пельмени вдвоем лепят! Всю морозилку забили. «Вась, будешь пельмени?» - заботливо спрашивала мама и молотком в морозилке - хрясь! - отколачивала порцию. Когда отец где-то раздобыл пельменницу, сибирское блюдо начали готовить почти в промышленных масштабах. Кстати, мы с супругой тоже на эту тему подсели. Как-то взяли пельменницу в Германию, куда ездили в гости: друзья остались в полном восторге.

Участвовал отец и в ежегодных битвах по консервированию. Когда его не стало, подключили мою жену. Звонок с командой «Открываем консервную фабрику!» осенью раздавался стабильно. Огурчики, лечо, яблочный сок...

Папа ушел внезапно. Я оканчивал институт, уже жил отдельно на Профсоюзной. Мама была где-то на съемках. Мне позвонили с «Мосфильма» - отцу стало плохо на проходной. Отвезли его в пятьдесят первую больницу. Врач сказал, что нужна медицинская карта, а все киношники раньше были прикреплены к поликлинике рядом с Киевским вокзалом. Прыгнул в машину, помчался за картой, привез, поднялся наверх. Навстречу доктор: «Ваш отец скончался...»

Мама переживала его смерть чудовищно тяжело. Она сразу провалилась в какое-то жуткое горе, даже элементарные похоронные хлопоты оказались ей не под силу. Папа нашел последний приют на Преображенском кладбище, там тогда уже было довольно тесно, ограды стояли впритык. И я, наверное, всю жизнь буду помнить картину - рыдающая мама по-детски всплескивает руками: «Даже подойти близко нельзя!»

Оттаяла, только когда родился внук. Появился на свете новый Владимир Васильевич, о котором она опять могла заботиться. Из всех поездок возвращалась с подарками - это мамина фирменная черта. Оленина с Севера, вязаные свитера с медведями внучку из средней полосы, мне оттуда же - шарфы, колбаса - отовсюду! Сохранившаяся с советских времен привычка тащить с гастролей, пока есть возможность. Мы часто приезжали к маме на обед. Забегая вперед, скажу: когда Вовка поступил в МГУ, заглядывать к бабушке на перекус стал еще чаще - в двух шагах же. Как говорила Наталья Леонидовна, внук учится на факультете какой-то кибематики. На самом деле вычислительной математики и кибернетики, и пока еще не окончил.

Сын и внук Натальи Крачковской

А как-то устроить личную жизнь она больше не захотела?

Возможно, желание возникало, но найти второго Владимира Крачковского не получилось. Те, кто появлялся рядом, проигрывали от сравнения с отцом. Может, поначалу она и загоралась, делала подарки, а потом чувствовала неискренность. Все-таки актеры при всей своей доверчивости достаточно проницательные на уровне ощущений люди. Кроме того, вокруг матушки вечно ошивались какие-то мутные типы, которые везде и всегда стараются прилепиться к носительницам известных фамилий. Один, кажется, пел в военном хоре. Пересеклись они где-то на гастролях...

А вот друзья-мужчины были. Помню некоего Валерия Степановича. Очень помогал - деньгами в том числе, вкладывался в ее проекты, у него строительный бизнес вроде был. Мама ведь до конца оставалась фанаткой своей профессии, работа всегда стояла на первом месте. По этой же причине она вляпалась и в печально известные детские актерские школы - хотела быть полезной прежде всего в профессии.

Многие помнят тот скандал. Как же все вышло?

Безвременье. С работой обстояло не очень. Киношники старались держаться своих - поначалу она ездила с концертными программами с коллегами из Театра киноактера. Знаю, Георгий Вицин ездил, Анатолий Кузнецов, который Сухова играл в «Белом солнце пустыни»... Потом появились сериалы с небольшими ролями, антреприза. Но занятость, скажем так, оставалась скромной.

А с этими детскими школами маму, если называть вещи своими именами, просто подставили. Актеры же как дети.... Все, что ни услышат, принимают за чистую монету. Чуть-чуть дифирамбов пропоешь - и артист весь твой. (В той дурацкой школе для юных артистов числился еще Евгений Стеблов, правда, не знаю, кого заманили раньше - его или маму.

Она считала, что нет ничего зазорного в том, чтобы поработать лицом компании, которая занимается поиском талантливых детей, учит их основам актерского мастерства, развивает. На деле какие-то ушлые ребята пооткрывали школы по всей стране и за ее пределами - на Украине, в Белоруссии - и собрали деньги. Вроде как изначально родителям обещали, что их отпрыски будут сниматься в фильмах и рекламе. Честное слово, не знаю, каким местом думали взрослые люди, которые привели туда своих детей, да еще и деньги платили. В те годы работы не было и для профессиональных актеров - индустрия еле дышала, кинотеатры отдавали под мебельные салоны!

Потом пошли претензии: почему наши дети не участвуют в творческих процессах? Дальше больше - начались суды. Причем люди не знали, кто там директор, кто продюсер, кто управляющий, единственный человек, которого могли идентифицировать совершенно точно, - актриса Крачковская, которая значилась художественным руководителем. Естественно, к деньгам мама не имела ни малейшего отношения.

В общем, когда грянул скандал, ее просто рвали на части, хотя по сути Наталья Леонидовна ни в чем не виновата. Разве что не стоило быть настолько доверчивой. Однажды приехали к ней журналисты. Сижу на кухне и слышу, как девушка-интервьюер говорит маме:

Но вы столько денег собрали, вы же миллионер...

Я взорвался, влетел в комнату:

Девушка, вы много видели миллионеров, которые живут в однокомнатных квартирах? Обратите внимание на балкон - видите огурчики в баночках? Это миллионерша консервирует на зиму!

Но барышня не унималась, повторяла как автомат:

Где деньги?

В общем, я их выставил. Потом по одному из центральных телеканалов показали очень неприятный репортаж. И я зарекся общаться со средствами массовой информации.

На самом деле мама была очень совестливой в смысле ответственности, денег, обязательств. Порывалась идти на телепередачи:

Надо же объяснить, Вась!

Ты еще не наобъяснялась? - злился я.

Знаете, как появлялись новые репортажи? Звонят: «Наталья Леонидовна, хотим поговорить про роли, про Гайдая». Она уши развесит, чайник поставит, а приходят ребятки - и снова: «Где деньги?»

Вам как-то не везет в этом плане: после ухода Натальи Леонидовны в прессе снова поднимали финансовый вопрос, рассуждали про наследство.

Что действительно странно, ведь никаких хором у нас никогда не было. На самом деле вся московская недвижимость, о которой ходило столько досужих разговоров после смерти мамы, - то, что осталось с советских времен, когда жилплощадь выделялась государством или можно было вступить в кооператив. Все квартиры, которые у нас есть, - маленькие: живем будто по отдельным норкам.

Мама до последнего дня обитала в своей «однушке» на Ленинском. Мы с женой занимаем такую же на Профсоюзной. Получал ее папа. Помню, он написал заявление на двухкомнатный кооператив, намереваясь поселить в него меня - девятнадцать как раз исполнилось. Но коммунисты из профкома решили, что «двушка», пожалуй, жирновато, то есть мои личные перспективы мало кого волновали. И меня заставили написать заявление на отказ от двухкомнатной. А я был глуп и молод - не догадался по-быстрому оформить хотя бы фиктивный брак, как многие тогда делали. Бабушка моя свою квартиру изначально завещала правнуку - Вовке нашему. Пока он жил с нами, мама ту жилплощадь сдавала, что служило хорошим материальным подспорьем.

Что дальше? Наверное, дача. Та самая, где дом, как я уже сказал, меньше гаража. Правда, гараж я построил действительно просторный и хороший. Дом бабушкин когда-то был обычным пятистенком, и почему-то все время там возникали проблемы с забором - то ломался, то падал. Очень хорошо его запомнил, потому что все время ремонтировал. Только в последние годы собрались с силами и все перестроили. Дача у нас за пределами Московской области, то есть в месте непрестижном, но необычном. Рядом - зообаза Госфильмофонда, где обитают разные животные.

Как-то приехал, смотрю: все огорожено, коллеги с камерами стоят. Оказалось, выпустили хищников, снимают «Весьегонскую волчицу». Медведь, знаю, есть. А однажды рысь убежала и какое-то время скрывалась на одной из дач. Ее, конечно, отловили, но до этого одного мальчика успела поцарапать - играла. В общем, место интересное и живописное. Мама любила там бывать, пока здоровье позволяло, потом стала опасаться: случись что, скорая не доберется. Дело в том, что раньше ездили через железнодорожный переезд, а потом какие-то светлые умы приняли решение заварить его наглухо - вроде как из соображений безопасности. Теперь в межсезонье до деревни можно добраться только на внедорожнике - то еще Camel Trophy!

Писали еще про драгоценности...

Да, цацки мама любила! Жену мою ругала за равнодушие к колечкам-сережкам, уговаривала носить. Большую часть украшений ей еще отец дарил. Однажды из Конго, где работал с Саввой Кулишом, привез африканский золотой медальон с богом солнца - его очень любила. Конечно, за мамиными драгоценностями я не следил - что-то она продавала, случалось, дарила или меняла. Впрочем, одна история про ее цацки у меня есть.

Уже после маминой смерти со мной в «Одноклассниках» связалась некая Марина Ким - настоятельно просила о встрече. Позвонил, оказалось, она ювелир и мама незадолго до своего ухода отдала ей на переделку массивный золотой браслет. Марина успела только эскиз набросать. В общем, нашла меня, чтобы вернуть мамину вещь. Удивительная для нашего времени порядочность!

Наталья Леонидовна в последних интервью часто заговаривала про одиночество.

Пока мама моталась по стране, относилась к нам гораздо спокойнее: фотографии в кошельке есть - и прекрасно. Однако начались проблемы со здоровьем, и она, вынужденная большую часть времени проводить в Москве, заскучала. Но даже в болезни не могла не играть! Актриса Актрисовна.

Мне иногда кажется, мама и не выходила из образа! Конечно, все актеры фантазируют, накручивают. И она не была исключением. Случалось, жена мне говорила: «Мама твоя звонила, ой, рассказала...» Я ей спокойно предлагал делить услышанное на шестнадцать. Чего стоили трагические фразы: «Я никогда не смогу встать с коляски! Я прикована!» Подайте мне то, принесите это. И тут в соседней комнате тренькал ее мобильный - без проблем вскакивала и неслась!

На ток-шоу мама тоже, конечно, выступала в некоем образе. Много раз потом ей говорил:

Ну ты и завернула! Не было же такого!

Ну и что, - возражала, - надо рассказывать так, чтобы людям было интересно, чтоб сопереживали. Приходится немножко навешать бижутерии, украсить... Драматургия нужна, понимаете?

Машина настоящего одиночества включалась, когда оставалась без работы. По той же причине, думаю, она не могла отказаться от интервью или походов на ток-шоу. Чувствовала себя там нужной. Думала, людям интересно ее мнение. Разочаровывалась потом тоже часто. А гонорары обычно тратила на новые платья.

Знаете, как иногда говорила: «Настроения нет. Сижу дома». Дескать, приезжайте и водите вокруг меня хороводы. Или наоборот, затевала разговор, что ездить тяжело, работу надо бросать.

Ну и долго так просидишь? - спрашивал.

Смотрю, губки надула:

Ладно, завтра съезжу, еще раз сыграю...

И говорили мы на эту тему не раз и не два. Мне кажется, старая гвардия - это особая порода. Для них гастроли - стимул невероятный. Зельдин, с которым они общались, до последнего ведь выходил на сцену, таким живчиком был!

Не будешь работать, - говорил я маме, - у всех мозги ложкой съешь.

И буду всем вам названивать, и мозги съем... Да! - честно признавалась она.

Конечно, маме хотелось верить, что она может влиять на наши жизни, что молодая и сильная. Когда я увлекся автогонками по бездорожью, подробностями старался не делиться. Но иногда тайное в силу обстоятельств становилось явным. Однажды разбил подвеску, из леса меня вытаскивали часов шесть, хорошо неподалеку нашелся сварочный аппарат - потихоньку дополз до Москвы. И то получил за все: что машина в грязи, сам в грязи и вообще это опасно. Наталья Леонидовна в том, что касалось автомобилей, мечтала о тотальном контроле. Помню, собирался купить машину в кредит - впала в панику, обзвонила всех, чтобы сообщить о трагедии: «Вася сошел с ума!» Когда выяснилось, что это джип, начала ныть: мол, не сможет в него залезть. Только узнав, что ступенька опускается, сменила гнев на милость. В итоге я аккуратно выплачивал кредит, а мама хвалила машину: «Хорошая! Большая!»

Ездила она всегда впереди на пассажирском сиденье, и если дорога была длинной - до дачи например, - засыпала. Впрочем, в последнее время ее клонило в сон, едва усаживалась. Помню, стою на светофоре, мама спит, полицейский на перекрестке кивает на нее и улыбается. Очевидно, узнал артистку. Другой же страж правопорядка при сходных обстоятельствах буквально опешил. И я предложил: «Мам, давай будешь сзади ездить, а то людям кажется, что я труп перевожу».

Иногда ее популярность и народная любовь действительно очень выручали. Вовку, сына, устраивали в школу с английским уклоном. Нас не принимали, потому что были «приписаны» к соседней, буквально через забор, школе, и никак не удавалось договориться! Звоню маме: «Вовку не берут, иди работай лицом!» Это надо было видеть! Моя всегда принарядиться любила: шляпки, платья элегантные. В общем, с достоинством английской королевы поплыла в школу. Конечно, нас сразу зачислили. «Ничего без меня не можете», - с невероятно довольным видом констатировала Наталья Леонидовна.

Все истории про то, как она брошена и забыта, я воспринимал философски, привычно деля на шестнадцать. Конечно, случалось, мама звонила пожаловаться на жизнь, а я отвечал, что занят. Потому что действительно был занят. Она тут же перезванивала Наталье, чтобы нажаловаться уже на меня: такой-разэдакий, незаботливый, невнимательный. Жена обычно вставала на мою сторону, это маму обижало. И трубки бросались, и фразы «не звоните мне больше» произносились.

Набирал ее через пару часов:

Ну что, пар ушел в гудок? Настроение поменялось?

А я тебе сказала больше мне не звонить... Слушай, такой анекдот вспомнила! - и смеемся вместе уже над анекдотом. Вспыльчивой была, но отходчивой.

Натальи Леонидовны не стало в начале марта прошлого года. Она чувствовала, что недолго осталось? Боялась, может быть, этого?

Моя и Наташина мамы всегда дружили, общались, подарочки друг другу передавали. Разболелись старушки почти одновременно, обе оказались в больницах. Я мотался между клиниками. Приехал к теще - говорит, сердце стучит. Успокоил, что нормально все будет, поехал к маме. Когда возвращался домой, сообщили, что теща умерла. Моя плакала потом: «Я следующая». Через два с половиной месяца мамы действительно не стало...

На самом деле поначалу все было совсем не страшно, вполне для нее типично. Позвонила женщина, которая за ней ухаживала: «Василий, повлияй на мать - ей нездоровится, а в больницу ехать не хочет! Приезжай и уговаривай». Мы с Вовкой тут же помчались. На месте стало ясно, что дела плохи - белая вся, дышит тяжело. Повезли в Первую градскую, вроде пришла в себя. А на следующий день стало совсем нехорошо.

Лечить маму было сложно. Постоянно отказывалась от госпитализации, а когда все же соглашалась, сколько раз требовала ее из больницы забрать! В свое последнее лето в той же Первой градской сутки не пролежала, звонит в семь утра: «Вася, забери меня немедленно!» Приезжаю - а она в реанимации! Сидит на краю койки, ножки свесила, естественно, от капельниц уже отключилась. Читает что-то.

Ну и в чем дело? - спрашиваю.

Домой хочу!

Потом мама призналась: она испугалась, что уже никогда не выйдет из больницы. У нее тогда обнаружились проблемы с легкими, почками. Не ужас-ужас, но все-таки... Даже просил врача нарочно маму напугать, чтобы прошла курс лечения в стационаре.

Не могу сказать, что она боялась смерти. К явлению в целом относилась философски, а предчувствий не было. Мама строила планы, собиралась поехать в Китай по поводу диабета. Лето хотела провести на даче, говорила, что будет ходить с Натальей за грибами, а я обязан ей коляску с моторчиком сделать. Не думала она, что это уже все...


Удивительно обаятельная и жизнерадостная актриса Наталья Крачковская всегда пользовалась большой популярностью у мужчин. Но она всю свою жизнь любила только одного мужчину – своего супруга Владимира Васильевича. И даже после его ухода из жизни продолжала хранить ему верность.

Наталья Белогорцева


Наталья Крачковская в детстве.

Маленькая Наташа в детстве была обычной девочкой и мечтала стать актрисой. Но ее грузинская бабушка решительно взялась откармливать худенькую внучку, спасая ее от недоедания. Впрочем, сама Наташа не особо возражала, ведь она всегда любила покушать. А как можно было отказаться от румяных ароматных пирожков и потрясающих бабушкиных запеканок?

Даже набрав лишний вес, Наталья не изменила своей мечте о сцене и после школы решительно подала документы во ВГИК. Ее не испугал конкурс в 256 человек на одно место. Во время вступительного экзамена она настолько экспрессивно читала монолог Иванушки-дурачка, что Владимир Белокуров тут же решил взять на курс «вот эту дурочку».


Одна из первых ролей в кино.

Окрыленная Наталья уже мечтала о ролях в кино, когда несчастье перечеркнуло все ее планы. После того, как девушку сбила машина, она временно потеряла зрение, а вместе с тем и место в институте, потому что врачи категорически запретили ей учиться и работать до полного восстановления организма.

За ней трогательно ухаживала в этот период бабушка Прасковья, благодаря которой Наталья Белогорцева смогла полностью восстановиться после аварии. Она стала работать лаборанткой в Институте металлургии, а все свое свободное время посвящала участию в массовках или эпизодах на «Мосфильме». В 1962 году юную Наталью пригласили на съемки фильма «Половодье», где она и встретила свою единственную любовь.

Владимир Крачковский


Владимир Крачковский.

Владимир Крачковский родился в семье профессора, инженера путей сообщения Василия Поликарповича Крачковского. Володя был еще подростком, когда арестовали, а затем и расстреляли в 1938 его отца. Несмотря на то, что в доме было множество научных трудов и работ папы, Владимир не стал идти по его пути, выбрав для себя карьеру звукорежиссера.
Он принимал участие в съемках огромного количества фильмов. Но судьбоносным стал для него 1962 года, когда в Тарусе он увидел Наталью Белогорцеву.

Половодье чувств


Наталья Крачковская на съемках фильма "Половодье".

В 1962 году снимался фильм «Половодье» о сельской жизни и сельских судьбах. Именно во время съемок Владимир Крачковский заметил Наталью Белогорцеву, которой тогда исполнилось 22 года. Ему же уже было 42.

Владимир сразу обратил внимание на добродушную полненькую девушку. Она всегда была в хорошем настроении. Наверное, именно поэтому отбоя от поклонников у нее не было. Но звукорежиссер решил, что сможет покорить сердце этой милой красавицы.


Наталья Крачковская в молодости.

И пошел по пути, совершенно не традиционному. Он не стал дарить Наташе цветы, писать записки, приглашать на свидание. Он просто принес для нее завтрак в постель. Девушки, жившие с ней в одной комнате во время съемок, разбудили Наташу Белогорцеву и показали ей поднос, на котором аппетитно сверкали золотистые булочки, а рядом уютно расположился свежий творог, политый сметаной. Перед этим великолепием Наталья устоять не могла.

Дело было даже не в булочках, а в той заботе, которая так явно читалась в его поступке. Наталья, конечно же, обратила внимание на скромного звукорежиссера. Каким-то особенным женским чутьем она поняла, что этот внешне ничем не примечательный мужчина станет для нее самым лучшим на свете. А он каждое утро приносил ей свежайшие булочки. И обещал, что так будет всегда. В тот момент юная Наташа поняла, что этот человек – ее. И она сказала, что выйдет за него замуж.

Свадебное путешествие по яблоневому саду


Свадьба Натальи Белогорцевой и Владимира Крачковского.

Мама Натальи Белогорцевой пыталась объяснить дочери, что разница в возрасте почти в 20 лет очень велика для брака. Но Наташа точно знала: ее любовь сможет преодолеть любые сложности, а его забота сделает ее самой счастливой женщиной на свете. Она будто видела свою будущую жизнь с Владимиром. Она знала, насколько он может быть нежным, любящим, снисходительным к маленьким женским слабостям.

Они расписались, отметив событие с родными. И отправились в то место, где они встретились. Они гуляли по яблоневому саду в Тарусе и мечтали о будущем. В 1963 году у них родился сын Василий, которой позже пойдет по стопам отца и тоже станет звукорежиссером.

Простое женское счастье


Наталья Крачковская в роли мадам Грицацуевой.

Целых 26 лет они наслаждались счастьем. Владимир Васильевич оказался очень интеллигентным и интересным человеком. Наталья всегда любила слушать его рассказы. Он хорошо знал историю Москвы, любил рассказывать о становлении и развитии столицы. И Наташа не смыкала глаз до пяти утра, не в силах прервать его повествование о любимом городе. Увлеченный, талантливый Владимир заражал супругу своим интересом. Благодаря ему она становилась лучше, умнее, уверенней в себе.


Народная любимица.

За четверть века семейной жизни он ни разу не повысил голос на любимую Наташеньку. Если эмоциональная жена вспыхивала, безостановочно выговаривала что-то, он вставлял простенький вопрос об обеде, и надвигающая ссора быстро переходила в мирную трапезу. Благодаря ему Наталья согласилась сыграть мадам Грицацуеву и стала известной актрисой.

Наталья Крачковская, души не чаявшая в супруге, с упоением готовила ему обеды и наслаждалась тем, что может заботиться об этом удивительном человеке. А он просто каждый день делал ее счастливой.

«Другого мне не надо…»

Бюргерша в фильме "Руанская дева по прозвищу Пышка"

В 1988 году сердечный приступ унес жизнь Владимира Крачковского. Для Натальи Леонидовны окружающий мир потерял все краски. Больше не встречал он ее после съемок и не рассказывал бесконечные свои истории.

Она очень тяжело переживала смерть любимого супруга, она беседовала с ним во сне и просила забрать ее... А в реальности ее пригласили на роль бюргерши в фильме «Руанская дева по прозвищу Пышка». В кадре она весело отплясывала и упоенно жевала огромную булку. А за пределами съемочной площадки не могла сдержать слез.

Она до конца сохранила свою любовь к мужу.

Она так никогда больше и не вышла замуж. Она знала, что такого, как ее Володя, на свете больше нет. Ее счастье оказалось таким коротким, всего 26 лет. И таким длинным – целых 26 лет.

В российском кинематографе есть такие актеры, которые зрителями узнаются с первого взгляда и при этом вызывают искреннюю улыбку радости. К таким исполнителям относится и Наталья Крачковская, непревзойденная комедийная актриса, заслуженная артистка России.

Наталья родилась в Москве в 1938 году, в сложное время для нашей страны. Политика сталинского государства вмешалась и в жизнь семьи Натальи: отца Леонида Белогорцева репрессировали. Наташу и младшую сестричку Ирину воспитывала мама, актриса пушкинского театра Мария Фонина.

В детстве Наталья росла настоящим сорванцом, постоянно пропадала с мальчишками и даже была дворовым предводителем, организовывая захватнические набеги на соседские огороды. Но в подростковом возрасте девочка больше времени проводила за кулисами маминого театра, тем более что и расквартированы Белогорцевы были в том же здании.

Мария Фонина категорически не желала для дочери жизни артистки, поэтому настаивала, чтобы Наталья поступала в историко-архивный институт. Та не посмела ослушаться повеления матери, но одновременно, в тайне от родительницы, подала документы и во ВГИК, хотя прекрасно знала, что там невероятный конкурс – более 250 человек на место! Да и фигура пышечки не слишком ассоциировалась с профессией актрисы.

Впрочем, Крачковская, тогда еще Белогорцева, никогда не комплексовала из-за полноты, ведь за девушкой всегда ухаживали кавалеры. Более того, впоследствии актриса превратила фигуру в фирменную «фишечку».


На экзаменационных испытаниях девушка прочитала монолог Иванушки-дурачка из «Конька-Горбунка» и совершенно покорила художественного руководителя Владимира Белокурова, который как раз набирал курс. Но учеба не оказалась для Натальи Крачковской простым делом.

Вскоре после начала семестра студентка попала в автомобильную аварию и получила серьезные травмы, повлекшие даже временную потерю зрения. Врачи запретили девушке продолжать обучение, но Наташа не сдалась и не отступила от выбранного пути. Более того, вскоре Белогорцева стала выходить на театральную сцену и появляться на съемочной площадке.

Фильмы

Дебютом Натальи Крачковской на экране стала роль Раечки в мелодраме «Повесть об агрономе». В течение 50-60-х годов актриса регулярно снималась у популярных кинорежиссеров, но имя актрисы оставалось известным только любителям кино. Девушка появлялась в эпизодах фильмов «Русский сувенир», «Битва в пути», «Коллеги». В 1964 году Наталья засветилась в популярной комедии «Женитьба Бальзаминова» с в главной роли.


Все изменилось в 1971 году, когда режиссер начал работать над комедией «12 стульев». Постановщик пересмотрел множество претенденток на роль мадам Грицацуевой, но актрисы не устраивали режиссера. Тогда Гайдай выкрикнул судьбоносную для Натальи фразу: «Мне нужна такая актриса, которая внешне похожа на жену Крачковского» . Дело в том, что муж Натальи Леонидовны работал звукорежиссером и также был задействован в картине. И супруг актрисы ответил режиссеру, что раз нужна такая, как Крачковская, то пусть и снимает именно ее.

От этого решения выиграли все – Наталья получила эффектную роль, а режиссер нашел, вероятно, наиболее подходящую кандидатуру. По крайней мере, у большинства соотечественников этот персонаж неотрывно связан с внешностью и обаянием Крачковской.

Позднее актриса продолжила сотрудничество с Гайдаем и снималась в знаменитых комедиях , «Не может быть!», «На Дерибасовской хорошая погода, или На Брайтон-Бич опять идут дожди» и «Частный детектив, или Операция «Кооперация».


В 1972 году Крачковская засветилась в комедии «Нервы, нервы», исполнив роль сотрудницы НИИ, а также появилась в образе Чиполлона в музыкальной сказке «Чиполлино», в которой помимо постоянных участников фильмов для детей - и - снялся также автор произведения .

Через год имя актрисы появилось в титрах фантастической комедии «Эта чудесная планета» об инопланетянах, встречающих новый год на Земле. В это же время с участием Крачковской выходят драма «Калина красная», сатирическая комедии «Нейлон 100%».

В конце 70-х годов артистка участвует в съемках «У самого Черного моря», «Шаг навстречу», «Два капитана». В знаменитой экранизации сказки «Волк и семеро козлят», которая в киноверсии получила название «Мама», актриса исполнила роль Медведицы. Супруга-Медведя сыграл популярный советский клоун .


Актриса, помимо комедий, появляется также в военном фильме «Предвещает победу», детективе «Следствие ведут Знатоки», мелодраме «Летние гастроли». В 80-е годы фильмография актрисы пополняется работами в мелодраме «Будьте моим мужем», исторической картине «Василий Буслаев», комедии «Покровские ворота», сказке «Там, на неведомых дорожках...», экранизации «Вечера на хуторе близ Диканьки».

В 1987 году с участием Крачковской в главной роли вышла приключенческая картина «Цирк приехал» о судьбе мальчика, нашедшего спасение от грозного отчима Сергея () в труппе частного цирка. Действие фильма разворачивается в советском государстве в 20-е годы.

Возлюбленную отчима сыграла Наталья Крачковская. В этом же году актриса перевоплотилась в героиню Кончиту в кинокомедии «Человек с бульвара Капуцинов», через год Наталья засветилась в экранизации «Дубровский».


В 90-е годы актриса не потерялась на киногаризонте. Негласный титул королевы эпизода помог Крачковской получать характерные роли в комедиях нового формата: «Альфонс», «Русский бизнес», «Витька Шушера и автомобиль». В экранизации «Мастер и Маргарита» Наталья преобразилась в героиню Софью Петровну. Появилась актриса и в эпизодах фильмов – в мелодраме «Московские каникулы» с и в главных ролях и комедии «Дети понедельника», где блистали , и .

В 2000-х годы актриса становится гостьей на телевидении. С участием Крачковской свет увидели телесериалы «Идеальная пара», «Медики», «Моя прекрасная няня». Последними работами актрисы стали комедия «Феномен», мелодрама «Московская история», сериал «Трое сверху». В 2013 году звезду экрана пригласили в скетч-шоу «Осторожно: дети!», которое транслировалось на телеканале «СТС».


За более чем 50 лет творческой биографии киноактрисы Наталья Крачковская снялась в 152 фильмах и телесериалах. Наверняка любой телезритель без промедления сможет назвать 10 картин с ее участием. И это притом, что амплуа Натальи Леонидовны всегда подразумевало роль второго плана. Но Крачковская с помощью невероятного таланта была способна из мимолетного эпизода создать настоящий шедевр.

Личная жизнь

Многие женщины переживают из-за слишком пышных форм. А вот Наталья Крачковская не беспокоилась на этот счет и постоянно находилась в центре внимания мужчин. У актрисы всегда было много поклонников, которые даже весу артистки делали комплименты, говоря, что Наталья представляет собой 100 кг мечты. Личная жизнь актрисы складывалась благополучно.


В 1962 году Наталья познакомилась со звукооператором «Мосфильма» Владимиром Крачковским, сыном знаменитого академика Василия Крачковского, расстрелянного в 1938 году. Вскоре молодые люди поженились и прожили в согласии 26 лет, вплоть до смерти Владимира Васильевича.

Супруга сразу перешла на фамилию мужа, но так как сестра Владимира - Нина Крачковская - тоже актриса, то первое время Наталья появлялась в титрах под двойной фамилией Белогорцева-Крачковская. В семье родился единственный сын Василий, который пошел по стопам отца и тоже стал звукорежиссером. Больше детей в семье Крачковских не было.

Смерть

Еще в начале 2000-х Наталья Крачковская перенесла тяжелейший инсульт. Тогда врачам удалось спасти жизнь актрисы и предотвратить смерть, но болезнь дала осложнение на ноги, поэтому Крачковская передвигалась только с палочкой, а на театральной сцене появлялась даже в инвалидной коляске.

Позднее возраст и переизбыток веса брали свое, здоровье артистки ухудшалось, Наталья неоднократно попадала в больницу с разными заболеваниями, в том числе с гидростатическим отеком легких.


28 февраля 2016 года Наталья Крачковская была госпитализирована в Первую Градскую больницу с острым инфарктом миокарда. Состояние женщины врачи сразу же оценивали как крайне тяжелое. Утром 3 марта 2016 года сердце Крачковской не выдержало нагрузок и остановилось навсегда. Причиной стало осложнение, полученное после перенесенного кризиса.

На похоронах, которые состоялись 5 марта, присутствовали друзья, родные и поклонники артистки. Могила Крачковской находится на Троекуровском кладбище. Памятник пока оформлен просто: на могиле стоит деревянный крест, фото Натальи Крачковской и букеты цветов, которые регулярно приносят благодарные зрители.

Фильмография

  • 1971 - «12 стульев»
  • 1973 - «Иван Васильевич меняет профессию»
  • 1973 - «Чиполлино»
  • 1975 - «Не может быть!»
  • 1982 - «Покровские ворота»
  • 1985 - «Салон красоты»
  • 1987 - «Человек с бульвара Капуцинов»
  • 1993 - «Сокровище моей семьи»
  • 1995 - «Московские каникулы»
  • 2002 - «Лифт уходит по расписанию»

// Фото: Анатолий Ломохов/PhotoXpress.ru

На этой неделе ушла из жизни всенародно любимая актриса Наталья Крачковская. Ее смерть стала огромным потрясением для поклонников советского кино. Сегодня, 5 марта, страна прощается с одной из самых ярких артисток. Ровно в полдень в ритуальном зале Троекуровского кладбища началась гражданская панихида, после которой тело Натальи Леонидовны будет предано земле. По словам родных актрисы, она хотела, чтобы прощание с ней было скромным. Похоронят Крачковскую на аллее славы, рядом с могилами других известных актеров и режиссеров. В скорбный день прощания с Натальей Крачковской «СтарХит» вспоминает, какой она была.

Летом прошлого года Наталья Леонидовна приезжала к нам на съемки программы Андрея Малахова «Барахолка». На блошином рынке она появилась в простом черном платье, темных очках… Как и другие герои, привезла вещь с историей – штопор 30-х годов.

Уже тогда актриса с трудом передвигалась и не смогла подняться в гримваген – слишком высокими оказались ступеньки. Но не расстроилась, пошутила про «большого» человека и комфортно устроилась на свежем воздухе на диване под тентом. На вопрос администратора: «Принести вам что-то вкусненькое?» – пошутила: «Я что, похожа на человека, который недоедает?»

По словам близких, она предчувствовала, что ей осталось недолго… «Я была у Наташи в конце августа, – вспоминает актриса Татьяна Чернопятова. – Принесла арбуз – она их обожала. Съела всего кусочек. Я уже собиралась уйти, а она говорит: «Танюш, принеси из ящика нефритовое ожерелье. Возьми себе, это подарок». Я запротестовала: «Оно дорогое!» Но Наташа настояла. На душе у меня было неспокойно, чувствовала, что это не просто подарок, это – вещь, передаваемая мне на вечную память…»

28 февраля Крачковскую с инфарктом доставили в реанимацию Первой Градской больницы. Утром 3 марта ее не стало. В последние годы ей была нужна помощь. «Много лет были рядом с Натальей Леонидовной, – рассказывает соседка Оксана Константинова. – Вместе с мамой готовили ей, прибирались, ходили за продуктами, лекарствами… По ночам, бывало, прибегали – она звонит, говорит: «Что-то мне плохо». Недавно встала с кресла, голова закружилась и упала… Поднимали. Все мечтала полы отремонтировать. Трубу как-то прорвало, и паркет немного вздыбился».

Часто Крачковскую навещал Васечка, так она называла единственного сына, а любимый внук Володя бывал реже. «Очень переживала, когда у Вовы проблемы с учебой в МГУ возникли, он так и не окончил вуз, – продолжает Оксана. – Подкосило ее еще одно несчастье: два месяца назад умерла теща Васи, тоже сердце. Наталья Леонидовна была с ней близка».

Актрисе нужно было похудеть, но она обожала мучное, острое, соленое: просила соседку принести ей селедочки, семужки. «В 2012-м я помог ей похудеть со 133 до 100 кг, – вспоминает диетолог Гаврилов. – Когда она пришла к нам в клинику, у нее был целый букет болячек: гипертония, атеросклероз, ишемическая болезнь сердца и сахарный диабет. Мы начали следить за ее питанием. Как-то пришел к ней домой проверить холодильник и нашел там колбасу, майонез, тортики. Но Наталья Леонидовна заверила, что это для гостей».

Она любила, когда в доме много людей. Часто проведать Наталью Леонидовну и помочь ей приходили волонтеры Благотворительного фонда поддержки деятелей искусства «Артист» - приносили цветы, сладости к чаю - торты, конфеты, сертификаты на покупку дорогостоящих лекарств. Один из ребят, волонтер Павел Соседов, вспоминает, что актриса всегда была хлебосольной, гостеприимной хозяйкой, неизменно приглашала за стол. «У Крачковской всегда было идеально чисто, – рассказывает Соседов. – Как-то пришел к ней летом, ее помощница Нина Петровна как раз принесла черешню. «Так, быстренько всем разложи по пиалам», – скомандовала мне Наталья Леонидовна. Потом смотрит в мою чашку и строго говорит: «А чего это, Паша, себе так мало положил? Как птичка какнула! Нормально насыпь!»

Последние годы актриса жила с электрокардиостимулятором. «У нее была мечта – избавиться от него, – рассказывает подруга Татьяна Чернопятова, – Наташа верила в традиционную китайскую медицину. Хотела пройти курс иглоукалывания, копила деньги, чтобы поехать к хорошим специалистам в другую страну… Но не успела».

 

 

Это интересно: