→ Развитие искусства в древнем риме. Изобразительное искусство Древнего Рима

Развитие искусства в древнем риме. Изобразительное искусство Древнего Рима

Русский композитор, педагог, музыкально-общественный деятель, дирижёр. В 1859-- 1960 брал уроки у пианиста Ф. А. Канилле. Выпускник петербургского Морского корпуса, участвовал в плавании на клипере "Алмаз" (1862--65) и посетил ряд стран Европы, Северной и Южной Америки. В 1861 стал членом Балакиревского кружка "Могучая кучка" , оказавшего решающее воздействие на формирование личности и эстетических взглядов композитора. Под влиянием и руководством М. А. Балакирева созданы 1-я симфония (1865), "Сербская фантазия" (1867), ряд романсов и др. В 60-х гг. творческая индивидуальность Римского-Корсакова проявилась прежде всего в программных инструментальных произведениях, среди которых: симфоническая музыкальная картина "Садко" (1867), 2-я симфония "Антар" (1868). В эти же годы он обратился к оперному жанру, ставшему впоследствии ведущим в его творчестве (в 1872 окончена опера "Псковитянка", по драме Л. А. Мея). С 70-х гг. расширились границы музыкальной деятельности Римского-Корсакова: был профессором Петербургской консерватории (с 1871, классы практического сочинения, инструментовки, оркестровый), инспектором духовых оркестров Морского ведомства (1873--84), директором Бесплатной музыкальной школы (1874--81), дирижёром симфонических концертов (с 1874), а позже и оперных спектаклей, помощником управляющего Придворной певческой капеллой (1883---94), возглавлял Беляевский кружок (с 1882). В середине 70-х гг. работал над совершенствованием своей композиторской техники. В 80-х гг. большое внимание уделял симфоническим жанрам. В начале 90-х гг. наблюдался некоторый спад творческой деятельности (в этот период изучал философию, писал статьи, пересмотрел и отредактировал некоторые из своих прежних сочинений). Во 2-й половине 90-х гг. творчество приобрело исключительную интенсивность: появились оперы "Садко" (1896), "Царская невеста" (по Мею, 1898). Во время Революции 1905--07 Римский-Корсаков выступил с активной поддержкой требований бастующих студентов, открыто осудил действия реакционной администрации Петербургской консерватории (был уволен из консерватории, вернулся лишь после предоставления консерватории частичных автономных прав и смены руководства).

Творчество Римского-Корсакова глубоко самобытно и вместе с тем опирается на классические традиции. Гармоничность мировосприятия, ясность музыкального мышления, тонкий артистизм роднят его с М. И. Глинкой. Связанный с прогрессивными идейно-художественными течениями 1860-х гг., Римский-Корсаков проявлял большой интерес к народному творчеству (составил сборник "Сто русских народных песен", 1877: гармонизировал песни, собранные Т. И. Филипповым, -- "40 народных песен". 1882). Увлечение фольклором, древне-славянской мифологией, народными обрядами нашло отражение в операх "Майская ночь" (по Н. В. Гоголю. 1879), "Снегурочка" (по А.Н.Островскому, 1881), "Млада" (1890), "Ночь перед Рождеством" (по Н. В. Гоголю, 1895). 15 опер Римского-Корсакова демонстрируют разнообразие жанровых (былина, сказка, легенда, историко-бытовая драма, лирико-бытовая комедия), стилистических, драматургических, композиционных решений (сочинения, тяготеющие к номерной структуре и к непрерывному развитию, оперы с массовыми сценами и камерные, с развёрнутыми ансамблями и без них). Наиболее полно дарование Римского-Корсакова выявилось в произведениях, связанных с миром сказочности, с разнообразными формами русского народного творчества. Здесь раскрываются его живописно-изобразительный дар, чистота лирики -- искренней, но несколько созерцательной, без повышенной эмоциональной напряжённости. Внимание к внутреннему миру человека, к психологическому раскрытию образов проявилось в камерной опере "Моцарт и Сальери" (на текст А. С. Пушкина, посвящена А. С. Даргомыжскому, 1897), в одноактной опере "Боярыня Вера Шелога" (пролог к "Псковитянке", 1898) и особенно в драме на историко-бытовой сюжет "Царская невеста" (1898). Новые тенденции, характерные для русского искусства начала 20 в., нашли отражение в опере "Сказка о царе Салтане" (по Пушкину, 1900) с её подчёркнуто театральной условностью и элементами стилизации народного лубка, в "осенней сказочке" "Кащей бессмертный" (1902), в которой сказочная тематика трактуется символистско-аллегорически. Высокие нравственно-философские проблемы подняты в опере-легенде "Сказание о невидимом граде Китеже и деве Февронии" (1904). Последняя опера композитора -- "небылица в лицах" "Золотой петушок" (по Пушкину, 1907) -- беспощадная сатира на царское самодержавие.

Основой оперной выразительности Римский-Корсаков считал пение. Важную драматургическую роль в его операх выполняет и оркестр, которому нередко поручаются самостоятельные симфонические картины, антракты, например "Три чуда" ("Сказка о царе Салтане"), "Сеча при Керженце" ("Сказание о невидимом граде Китеже..."). Рассматривая оперу прежде всего как музыкальное произведение, Римский-Корсаков большое значение придавал её литературной основе -- либретто. Плодотворным было содружество композитора с либреттистом В. И. Бельским.

Симфоническое творчество Римского-Корсакова по сравнению с оперным не столь многопланово. Образная конкретность музыкального мышления композитора определила его склонность к программному и жанровому симфонизму. Отсюда преобладание таких типов и форм, как увертюра (фантазия), симфоническая картина, сюита. Вершинные произведения Римского-Корсакова для оркестра -- "Испанское каприччио" (1887) и"Шехеразада" (1888). Существенное место в творческом наследии Римского-Корсакова занимает камерно-вокальная лирика. Написал 79 романсов, в т. ч. вокальные циклы "Весной", "Поэту", "У моря".

Творчество Римского-Корсакова ярко национально. Композитор использует подлинные образцы музыкального фольклора и органично претворяет песенные интонации в собственных мелодиях. Значителен его вклад в область гармонии и инструментовки: расширил и обогатил их колористические возможности, создал свою систему ладово-гармонических средств, в основе которой -- сложные лады (в т. ч. характерный звукоряд -- гамма Римского-Корсакова, оркестровка сочетает красочность, блеск с ясностью, прозрачностью.

Важное просветительское значение имела дирижёрская деятельность Римского-Корсакова, пропагандировавшего произведения русских композиторов. Большую роль сыграла его редакторская работа, благодаря которой были опубликованы и исполнены многие произведения русской музыки ("Каменный гость" Даргомыжского, "Князь Игорь", "Борис Годунов", "Хованщина"; Римский-Корсаков также подготовил и издал, совместно с Балакиревым и А. К. Лядовым, оперные партитуры Глинки). Исключительное значение имела его педагогическая деятельность. Создатель композиторской школы, Римский-Корсаков воспитал 200 композиторов, дирижёров, музыковедов, среди которых -- А. К. Глазунов, А. К. Лядов, А. С. Аренский, М. М. Ипполитов-Иванов, И. Ф. Стравинский, Н. Я. Мясковский, С. С. Прокофьев, М. А. Баланчивадзе, Я. Витол, Н. В. Лысенко, А. А. Спендиаров. Частичным обобщением педагогического опыта явились его учебники гармонии и оркестровки, ценным историческим документом --автобиографическая книга "Летопись моей музыкальной жизни" (1906). В 1944 в городе Тихвин открыт Дом-музей, в 1971 в Ленинграде -- Музей-квартира Римского-Корсакова.

Обращение к русскому музыкальному фольклору, так же как и подробное изучение оперных партитур Глинки в процессе подготовки их к изданию, помогло композитору преодолеть умозрительность некоторых его сочинений, возникшую в результате усиленных занятий техникой композиции. В двух написанных после «Псковитянки» (1872) операх - «Майская ночь» (1879) и «Снегурочка» (1881) - получили воплощение любовь Римского-Корсакова к народным обрядам и народной песне и его пантеистическое мировоззрение.

Творчество композитора 80-х гг. в основном представлено симфоническими произведениями: «Сказка» (1880), Симфониетта (1885) и Фортепианный концерт (1883), а также знаменитые «Испанское каприччио» (1887) и «Шехеразада» (1888). В то же время Римский-Корcаков работает в Придворной певческой капелле. Но больше всего времени и сил он отдает работе по подготовке к исполнению и изданию опер своих покойных друзей - «Хованщины» Мусоргского и «Князя Игоря» Бородина. Вероятно, эта напряженная работа над оперными партитурами обусловила то, что собственное творчество Римского-Корсакова развертывается в эти годы в сфере симфонической.

К опере композитор возвращается лишь в 1889 г., создав феерическую «Младу» (1889-90). С середины 90-х гг. одна за другой следуют «Ночь перед рождеством» (1895), «Садко» (1896), пролог к «Псковитянке» - одноактная «Боярыня Вера Шелога» и «Царская невеста» (обе - 1898). В 1900-е гг. создаются «Сказка о царе Салтане» (1900), «Сервилия» (1901), «Пан воевода» (1903), «Сказание о невидимом граде Китеже» (1904) и «Золотой петушок» (1907).

На протяжении всей творческой жизни композитор обращался и к вокальной лирике. В 79 его романсах представлена поэзия А. Пушкина, М. Лермонтова, А. К. Толстого, Л. Мея, А. Фета, а из зарубежных авторов Дж. Байрона и Г. Гейне.

Содержание творчества Римского-Корсакова многообразно: оно раскрыло и народно-историческую тему («Псковитянка», «Сказание о невидимом граде Китеже»), сферу лирики («Царская невеста», «Сервилия») и бытовой драмы («Пан воевода»), отразило образы Востока («Антар», «Шехеразада»), воплотило особенности других музыкальных культур («Сербская фантазия», «Испанское каприччио» и др.). Но более характерны для Римского-Корсакова фантастика, сказочность, многообразные связи с народным творчеством.

Композитор создал целую галерею неповторимых в своем обаянии, чистых, нежно-лирических женских образов - как реальных, так и фантастических (Панночка в «Майской ночи», Снегурочка, Марфа в «Царской невесте», Феврония в «Сказании о невидимом граде Китеже»), образы народных певцов (Лель в «Снегурочке», Нежата в «Садко»).



Сформировавшийся в 1860-е гг. композитор всю жизнь оставался верен передовым общественным идеалам. В преддверии первой русской революции 1905 г. и в последовавший за ней период реакции Римский-Корсаков пишет оперы «Кащей бессмертный» (1902) и «Золотой петушок», которые воспринимались как обличение царившего в России политического застоя.

Более 40 лет длился творческий путь композитора. Вступив на него как продолжатель традиций Глинки, он и в XX в. достойно представляет русское искусство в мировой музыкальной культуре. Творческая и музыкально-общественная деятельность Римского-Корсакова многогранна: композитор и дирижер, автор теоретических трудов и рецензий, редактор сочинений Даргомыжского, Мусоргского и Бородина, он оказал сильнейшее воздействие на развитие русской музыки.

За 37 лет педагогической работы в консерватории у него училось более 200 композиторов: А. Глазунов, А. Лядов, А. Аренский, М. Ипполитов-Иванов, И. Стравинский, Н. Черепнин, А. Гречанинов, Н. Мясковский, С. Прокофьев и др. Разработка Римским-Корсаковым ориентальной тематики («Антар», «Шехеразада», «Золотой петушок») имела неоценимое значение для развития национальных музыкальных культур Закавказья и Средней Азии, а многообразные морские пейзажи («Садко», «Шехеразада», «Сказка о царе Салтане», цикл романсов «У моря» и др.) многое определили в пленерной звукописи француза К. Дебюсси и итальянца О. Респиги.

Тема: Н.А. Римский-Корсаков. Симфоническое творчество.

Сюита «Шехеразада».

Это обширная и важная область в его наследии, преимущественно до 90-х гг. По содержанию и музыкальному стилю симфоническое творчество имеет много параллелей с оперным («Садко»). Именно здесь найдены драматургические приёмы и выразительные средства, которые будут воплощены позднее.



Симфоническое творчество отличается жанровым разнообразием. Это определяется разносторонностью интересов и богатством видов и форм русской симфонической музыки 2-ой половины 19 в. Это программные и непрограммные циклы; Симфониэтта, симфонические картины, увертюры, фантазия, инструментальный концерт, музыка к драме («Псковитянка»). Римский-Корсаков развивал традиции народно-жанрового симфонизма Глинки и Балакирева. Симфонический стиль композитора сформировался также под влиянием мастеров западноевропейской симфонической школы – Берлиоза и Листа. С Берлиозом его роднит стремление к сюжетности, театральности; с Листом – принцип монотематизма.

В принципах оркестрового письма Римский-Корсаков является прямым преемником Глинки: - идеальная уравновешенность элементов фактуры;

Прозрачность и лёгкость оркестровой ткани;

Яркость, сочность, полнота звучания.

Состав оркестра двойной и тройной. Ударные инструменты используются в зависимости от художественной необходимости. Трактовка колористических возможностей инструментов, утверждённая Римским-Корсаковым, получила название виртуозно-колористической, в отличие от выразительной у Чайковского.

Симфоническая сюита «Шехеразада» (1888 год) – венец достижений симфонического творчества Римского-Корсакова. Здесь своеобразно отразились черты европейского программного симфонизма; слились принципы монотематизма, лейтмотивности, приёмов вариационного развития. Каждая часть сюиты написана в крупной форме, которая синтезирует черты сонатности и поэмности, вариационности и рондальности, арочные связи и лейтмотивы. Все 4 части объединены темами и трансформацией образов.

1 часть - «Море» - написана в сонатной форме без разработки. Во вступлении звучат 2 лейтмотива: тема Шахрияра (грозная, воинственная) и Шехеразады (изящная, орнаментальная, у скрипки соло). Главная партия – тема моря, интонационно построенная на теме царя Шахрияра; побочная партия – тема Синдбадова корабля.

2 часть – «Рассказ царевича Календра» - открывается темой Шехеразады. 2 часть написана в сложной 3-хчастной форме, крайние её разделы – вариации на тему Календра, середина – фантастический восточный скерцо-марш. Неторопливая и спокойная тема Календра у соло фагота.

3 часть - «Царевич и царевна» - написана в сонатной форме без разработки. Тема царевича – мягкая, спокойная, лирическая, у деревянных духовых; тема царевны – кокетливая, игривая, у струнных.

4 часть – «Багдадский праздник» - монументальный народно-жанровый финал в форме рондо, объединяющий тематический материал предшествующих частей. Через всю часть проходит тема лезгинки - рефрен. Здесь звучат темы Шахрияра, Шехеразады, моря, царевны, царевича, Календра. Сюита заканчивается темой Шехеразады.

3 курс инструменталисты

Н.А. Римский -Корсаков Оперное творчество .

Оперы Римского-Корсакова весьма различны по содержанию и художественному облику, по своим формам и музыкальной драматургии. У него есть исторические, сказочные, лирико-драматические, лирико-комедийные, сатирические, лирико-психологические оперы. Монументальные оперные полотна и одноактные камерные оперы. Большая часть написана на русские сюжеты. Связь своих опер с жанрами народного искусства композитор подчёркивал в характерных подзаголовках:

- «весенняя сказка» («Снегурочка»)

- «осенняя сказочка» («Кащей Бессмертный»)

- «опера-колядка» («Ночь перед Рождеством»)

- «опера-былина» («Садко»)

Главный принцип оперной поэтики Римского-Корсакова – это деление происходящего на двоемирие:

Быта и фантастики;

Человеческого и природного;

Добра и зла, света и мрака;

Язычества и христианства.

Общая тенденция к философской направленности образов. Особое место отводится обрядовым, ритуальным сценам. Часто используется двухэтапный финал: развязка для одного или нескольких героев и обобщающая кода.

В оркестре Римский-Корсаков проявляет себя прежде всего как симфонист. Многие оперы имеют лейтмотивные системы. Оркестр особо красочен в фантастических эпизодах, картинах природы, в основном, это происходит из-за использования необычных ладов и гармоний: увеличенные, уменьшённые лады, целотонная гамма, гамма «тон-полутон». В других случаях музыка носит национальный характер.

При характеристике героев используются как арии-портреты, так и ансамбли сквозного развития. В вокале – ариозный стиль, речитативы композитор применяет нечасто. Особое внимание уделяется противопоставлению женских образов: Снегурочка – Купава, Марфа – Любаша, Волхова – Любава. У первых – колоратурные, сложные партии и у вторых – распевные мелодии, народного характера.

3 курс инструменталисты

Тема: Н.А. Римский-Корсаков. Опера «Снегурочка».


Содержание:
Биография Николая Андреевича Римского-Корсакова………………………... 3
Особенности произведений Римского-Корсакова……………………………. 8
Список используемой литературы…………………………………………….17

Биография Николая Андреевича Римского-Корсакова
Николай Андреевич Римский-Корсаков родился 6 марта 1844 года в Тихвине, провинциальном городке Новгородской губернии.
Семья Римских-Корсаковых была музыкальной: отец композитора по слуху играл на фортепиано, мать и дядя часто пели народные песни, а также отрывки из модных опер. Музыкальные способности мальчика - абсолютный слух, ритм, память - проявились в двухлетнем возрасте. С шести лет родители начали обучать своего сына музыке, но занятия эти носили любительский характер и не могли его серьезно увлечь. Однако к 11 -12 годам он сделал значительные успехи и участвовал в игре на фортепиано в 4 и в 8 рук. Потребность сочинять проявилась у него первоначально в форме детской игры: «совершенно в том же роде, как я складывал и разбирал часы, я пробовал иной раз сочинять музыку и писать ноты, - вспоминает Римский-Корсаков. - Вскоре я самоучкою дошел до того, что мог сносно занести на бумагу наигранное на фортепиано, с соблюдением верного разделения. Через несколько времени я начал уже немного представлять себе умственно, не проигрывая на фортепиано, то, что написано в нотах». Первым сочинением начинающего композитора был дуэт, написанный в подражание песне Вани из «Ивана Сусанина», которая нравилась мальчику более всех известных ему тогда произведений.
Между тем музыкальное образование Римского- Корсакова оставляло желать лучшего. В продолжение нескольких лет он брал фортепианные уроки у виолончелиста Улиха. Последний не дал своему ученику ни настоящих пианистических навыков, ни необходимой теоретической подготовки. С осени 1859 года Римский-Корсаков начал заниматься с Канилле, образованным музыкантом, хорошим пианистом, ценителем национальной русской музыки. Канилле поддержал стремление Римского-Корсакова к серьезному искусству, одобрил его страстную любовь к Глинке. «Канилле открыл мне глаза на многое, - вспоминал композитор. - С каким восхищением я от него услыхал, что «Руслан» действительно лучшая опера в мире, что Глинка величайший гений. Я до сих пор это предчувствовал,- теперь я это услыхал от настоящего музыканта». Канилле направил Римского-Корсакова на композиторский путь, указав ему в качестве образцов сочинения Бетховена, Шумана, Глинки. Под его руководством Римский-Корсаков в течение двух лет написал несколько фортепианных пьес (вариации, сонатное аллегро, скерцо, ноктюрн, похоронный марш) и начал работать над симфонией.
Убедившись в необычайной талантливости своего ученика, Канилле в ноябре 1861 года познакомил его с Балакиревым. Это знакомство явилось значительным событием в жизни Римского-Корсакова и предопределило его будущность как музыканта. Год, проведенный в общении с Балакиревым и другими членами его кружка, привел Римского-Корсакова к уверенности, что его истинное призвание - композиторство. Под руководством Балакирева Римский-Корсаков написал большую часть Первой симфонии. Попутно Балакирев знакомил своего ученика с музыкальными формами и инструментовкой. Обучение это носило чисто практический характер. Не будучи строго систематичным, оно дало положительные результаты благодаря исключительной одаренности начинающего композитора.
Общение с Балакиревым и В. Стасовым расширило кругозор Римского-Корсакова. «Познакомившись с Балакиревым, - писал он, - я впервые услыхал от него, что следует читать, заботиться о самообразовании, знакомиться с историей, изящной литературой и критикой. За это спасибо ему». Балакиревский кружок сыграл большую роль в формировании мировоззрения композитора, в приобщении его к демократическим общественным и художественным идеям 60-х годов. В обстановке боевой и целеустремленной музыкальной деятельности членов кружка Римский-Корсаков проникся задачами и интересами глинкинского реалистического направления, отчетливо осознал свое назначение русского композитора. Об этом можно судить по одному из его писем начала 60-х годов: «В России музыка только что начала с Глинки свое развитие, и все русские музыканты не идут, а летят вперед... Я бы должен поддержать это развитие музыки в России, из меня вышло бы много...»
60-е годы. Римский-Корсаков сразу зарекомендовал себя как талантливый и многообещающий симфонист. Его композиторским дебютом явилось исполнение Первой симфонии в концерте Бесплатной музыкальной школы, состоявшееся под управлением Балакирева в конце 1865 года. Симфония прошла с большим успехом и заслужила одобрительные отзывы критики. Ц. Кюи назвал ее «первой русской симфонией», указав на песенную основу ее тем, талантливость оркестровки и подчеркнув самобытный русский характер всего сочинения.
Вслед за симфонией Римский-Корсаков создал ряд других симфонических произведений. Наиболее значительные из них посвящены образам русского былинного эпоса и восточной сказки. Это - симфоническая картина «Эпизод из новгородской былины о Садко» (1867), написанная по предложению Мусоргского, и программная «восточная» симфония-сюита «Антар», литературным первоисточником которой послужила одноименная романтическая арабская сказка О. Сенковского (барона Брамбеуса)-журналиста, беллетриста и одновременно историка-востоковеда, знатока арабской литературы. Основываясь на литературной программе, композитор придал этим произведениям оригинальную картинно-повествовательную форму. В их стройной музыкальной композиции свободно чередуются разнохарактерные звукописные и жанровые эпизоды, последовательность которых определяется литературным сюжетом, а не установившимися в творчестве венских классиков формами. Это позволило композитору передать в своей музыке все подробности избранных поэтических программ.
Одновременно с оркестровыми произведениями Римский-Корсаков создает романсы лирико-пейзажного и восточного характера. Но капитальнейшей работой композитора, завершившей первый период его творчества, была опера «Псковитянка», начатая летом 1868 года.
70-е годы составляют новый важный этап в биографии и музыкальной деятельности Римского-Корсакова.
Римский-Корсаков трудится над развитием и совершенствованием своей композиторской техники, недостаточность которой стала для него весьма ощутимой. 1874 и 1875 годы прошли для Римского-Корсакова в усиленных занятиях гармонией, контрапунктом, инструментовкой. Обучая других, он учился сам, не стыдясь обращаться за советами и помощью к своим товарищам, профессорам консерватории, и к Чайковскому. Последний отнесся с глубокой симпатией и сочувствием к этим занятиям Римского-Корсакова. Он писал: «Знаете ли, что я просто преклоняюсь и благоговею перед Вашей благородной артистической скромностью и изумительно сильным характером! Все эти бесчисленные контрапункты, которые Вы проделали, эти 60 фуг и множество других музыкальных хитростей - все это такой подвиг для человека, уже восемь лет тому написавшего «Садко», что мне хотелось бы прокричать о нем целому миру. Я прихожу в изумление и не знаю, как выразить мое бесконечное уважение к Вашей артистической личности... Я в самом деле убежден, что при Вашем громадном даровании, в соединении с тою идеальной добросовестностью, с которой Вы относитесь к делу, из-под пера Вашего должны выйти сочинения, которые далеко оставят за собою все, что до сих пор написано в России...»
Приобретенную технику Римский-Корсаков широко использовал в сочинениях этого времени (симфония До мажор, камерные инструментальные ансамбли, полифонические хоры без сопровождения, фортепианные пьесы), но они все же составили лишь переходный этап в творческом пути композитора.
Вторая половина 70-х годов ознаменовалась работой Римского-Корсакова над двумя песенными сборниками, и, в связи с этим, изучением народной поэзии и обрядов. Занявшись первоначально обработкой напевов, сообщенных ему любителем народных песен Т. Филипповым, композитор вскоре обратился к составлению собственного сборника. В нем он стремился представить лучшие образцы народной крестьянской песни, обратив особенное внимание на древнейшие - обрядовые и эпические жанры. Заинтересовавшись народными обрядами поклонения солнцу, Римский-Корсаков стал знакомиться с исследованиями по этому вопросу, еще больше увлескся поэтической стороной культа поклонения солнцу и еще еще пленился чудесными старинными мелодиями, хранившими дух далекой языческой старины. Столь широкое и углубленное II изучение народного музыкального и поэтического творчества оказало, как писал сам Римский-Корсаков, огромное влияние на направление его композиторской деятельности.
Одновременно с составлением сборников он принял участие в редактировании оперных партитур Глинки (совместно с Балакиревым и Лядовым.
«Майская ночь» - одно из самых романтичных произведений Римского-Корсакова. Хотя в ней значительную роль играет комедийный элемент, он составляет лишь одну (и притом не самую главную) сторону оперы, Главные герои ее - Левко и Ганна - образы чисто лирические, и любовная лирика придает опере неповторимый колорит юности.
Вслед за «Майской ночью» композитором была написана «Снегурочка», которую он считал едва ли не лучшим своим произведением.
80-е годы - период преимущественно симфонического творчества Римского-Корсакова, время создания «Сказки» (по мотивам пушкинского пролога к « Руслану и Людмиле»), Симфониетты (на народные темы), Концерта для фортепиано и Фантазии на народные темы для скрипки с оркестром. В конце 80-х годов композитором были написаны самые выдающиеся его симфонические произведения- Испанское каприччио и «Шехеразада». На исходе этого десятилетия была создана опера «Млада», сюжетом для которой послужили материалы либретто неосуществленного коллективного сочинения 70-х годов. Кроме того, в течение 80-х годов Римский-Корсаков подверг основательному редактированию почти все свои крупные сочинения, написанные до «Майской ночи», и в то же время посвятил много месяцев напряженного труда завершению «Князя Игоря» Бородина (совместно с Глазуновым), «Хованщины» Мусоргского и редактированию всех произведений этого композитора, в том числе переинструментовке «Бориса Годунова». В своем самоотверженном труде Римский-Корсаков руководствовался чувством любви к покойным друзьям, сознанием своего художественного долга и громадной ценности их произведений. «Много надо было горячей любви к усопшим товарищам и друзьям, много любви к искусству, чтобы столько раз и так надолго отодвигать в сторону собственное творчество в пору самого его разгара и отдавать весь свой талант, всю свою энергию и душу на великолепное довершение чужих работ», - с восхищением писал Стасов о Римском-Корсакове.
С ранней весны 1908 года Римский-Корсаков начал страдать серьезным сердечным заболеванием. Переехав на лето в усадьбу Любенск, он еще продолжал работу над учебником «Основы оркестровки». Последние записи им были сделаны 7 июня; в ночь на 8 июня композитор скончался.

Особенности произведений Римского-Корсакова

Творчество Николая Андреевича Римского-Корсакова- живое олицетворение поэзии и самобытной красоты русского национального искусства.
Богатейшая художественная культура, созданная русским народом, русская история, народный быт вызывали у Римского-Корсакова, верного последователя Глинки, подлинную влюбленность, а с ней и приливы творческого вдохновения.
Особенной притягательной силой обладали для него те памятники народного искусства и быта, в которых жизнь народа представала с ее красочной, поэтической стороны: древние народные поверья, обряды и песни, связанные с народными представлениями о природе, легенды, былины и сказки. Именно в этом пристрастии проявилось индивидуальное, свойственное Римскому-Корсакову, понимание народности искусства; здесь он нашел свой путь как русский художник-музыкант. «В сущности, мой род - это сказка, былина и непременно русские», - говорил композитор. В его произведениях проходят картины старинной народной жизни, бытовой и обрядовой, оживает Древняя Русь во всем ее своеобразии и красочности - такой, как она представлялась поэтическому воображению композитора. В операх Римского-Корсакова на первый План выступают образы, олицетворяющие ум и художественную одаренность народа, его тягу к прекрасному, доброту и возвышенность чувств. Мечты народа о свободе, счастье, красоте, его представления о справедливости и добре композитор воплотил в ряде идеальных, сказочно-иллюзорных образов (берендеево царство в «Снегурочке», Царевна-Лебедь в «Сказке о царе Салтане»). Обращаясь к сюжетам историческим, Римский-Корсаков стремился к романтизированному, возвышенному изображению народных героев. Так, задумав оперу о Степане Разине, композитор просил либреттиста снять из проектировавшегося сценария оперы те сцены и эпизоды, в которых акцентировались кровавые события: «Личность Стеньки, - писал Римский-Корсаков,- должна быть непременно несколько идеализирована и должна возбуждать симпатию, а не отталкивать. Надо, чтобы восстала и пронеслась какая-то исполинская фигура среди угнетаемого народа...»
Таким образом, Римский-Корсаков сосредоточивал свое внимание в первую очередь на нравственных и эстетических идеалах народа, как они вырисовывались в памятниках народного художественного творчества.
В самом искусстве он видел одно из проявлений духовной мощи народа, могучую жизненную силу, облагораживающую человека, пробуждающую в нем высокие стремления, раскрывающую лучшие качества его натуры. В ряде произведений композитора действуют народные герои, славные не ратными подвигами, а своей художественной одаренностью; они являются одновременно носителями высоких, патриотических чувств и нравственных идеалов. Таков, например, былинный гусляр Садко.
Свойственная Римскому- Корсакову отзывчивость к прекрасному в явлениях реальной действительности нашла отражение в замечательных музыкальных пейзажах, в образах природы, играющих большую роль в его сочинениях. Картины моря, леса, разгорающейся утренней зари, ночного звездного неба, пейзажи Севера и Юга, зарисовки из мира пернатых и животных, передача всевозможных «голосов природы» - все это подвластно музыкальной фантазии композитора, мастера пейзажной звукописи. Римский-Корсаков был наделен каким-то особенным талантом живописать средствами музыки. Однако музыкальные пейзажи композитора обладают не только редкостной яркостью и точностью музыкального изображения, но и поэтической одухотворенностью, глубокой лирической выразительностью. Они эмоционально окрашены.
В тесном единстве с природой выступают в музыке Римского-Корсакова сказочные, фантастические образы. Чаще всего они олицетворяют, как и в произведениях народного творчества, те или иные стихийные силы и явления природы (Мороз, Леший, Морская царевна и Др.). Фантастические образы заключают в себе наряду с музыкально-живописными, сказочно-фантастическими элементами также черты внешнего облика и характера реальных людей. Такая многогранность (о ней подробнее будет сказано при разборе произведений) придает корсаковской музыкальной фантастике особое своеобразие и поэтическую глубину.
По особенностям своего дарования и мироощущения Римский-Корсаков принадлежит к числу художников-оптимистов. Произведения его как бы излучают солнечный свет и тепло, подчеркивают мудрое, гармоническое начало в жизни. Музыка, полная воздуха и красок живой природы, богата свежим
и т.д.................

Древнего Рима искусство Дре́внего Ри́ма иску́сство

Искусство государства, возникшего на Апеннинском полуострове, впоследствии распространившегося назападную и юго-восточную части Европы, Малую Азию, побережье Северной Африки, Сирию и Палестину (8 в. до н. э. – 4 в. н. э.). Историю римского искусства принято подразделять на три основных периода: т. н. царский (8 – кон. 6 в. до н. э.); республиканский (6 в. до н. э. – 30 г. до н. э.); императорский (30 г. до н. э. – 476 г. н. э.).

В царский период городом, основанным, по преданию, близнецами Ромулом и Ремом, правили семь царей, последние три из которых были этрусками. Многие традиции культуры этрусков (см. ст. Этрусков искусство ) были унаследованы римлянами (умение осушать болота, строить дороги и крепостные стены; гадать по полёту птиц, сверканию молний и печени жертвенных животных; а также устраивать гладиаторские игры и носить тоги ).


Становление собственно римского искусства относится к республиканскому периоду. В его начале сохранялось сильное влияние этрусков. На Капитолии, одном из семи холмов на берегу р. Тибр, установили созданную этрусским мастером бронзовую статую волчицы (5 в. до н. э.), по преданию вскормившей своим молоком Ромула и Рема. Эта статуя стала символом Рима. Древнейший храм, посвящённый Капитолийской триаде богов – Юпитеру, Юноне и Минерве (509 г. до н. э.), вероятно, был также возведён этрусскими зодчими и представлял собой трёхчастное (разделённое вдоль на три святилища) здание, поднятое на высокий каменный подий (постамент). Главный фасад был выделен колонным портиком , ко входу вела высокая лестница. Впоследствии этот тип здания оставался на протяжении веков основным в римской храмовой архитектуре. Римляне были превосходными строителями. В архитектуре они ценили прежде всего пользу, прочность и грандиозные масштабы. Возводились акведуки , подводившие воду к Риму из близлежащих горных озёр, прокладывались мощёные камнем дороги (Аппиева дорога, 4 в. до н. э., до сих пор функционирующая), в городе была совершенная для своего времени система канализации (т. н. Большая Клоака, в которой, возможно, впервые в римской архитектуре, была применена арка ). Средоточием жизни Рима был форум – главная городская площадь. Древнейший форум Романум лежал в котловине между холмами Палатин, Капитолий и Эсквилин. Здесь возвышались храмы, в базиликах велись судебные и торговые дела. Ростральные колонны , украшенные отрубленными носами вражеских кораблей, напоминали о славных победах. Изобретение во 2 в. до н. э. бетона (смесь известкового раствора с вулканическим песком пуццоланой) произвело переворот в технике строительства. На смену стоечно-балочной конструкции пришла более прочная монолитно-оболочечная (зазор между двумя параллельными стенами заливали бетоном). Применение бетона позволило возводить грандиозные арочные мосты (мост Мульвия, 2 в. до н. э., мост Фабриция, 62 г. до н. э.; оба – в Риме); перекрывать огромные пространства сводами (Табуларий на форуме Романум, 79–78 гг. до н. э.; общественные бани – термы). Элементы архитектурного ордера (см. ст. Ордер архитектурный ), утратив конструктивное значение, применялись для украшения. Помимо трёх основных ордеров римляне ввели четвёртый композитный (колонны с ионической и коринфской капителями, расположенными друг над другом). Представление о жилой архитектуре дают дома, сохранившиеся в г. Помпеи , погибшем при извержении вулкана Везувий (см. ст. Римский жилой дом ).


Скульптура и живопись начинают развиваться с 3–2 вв. до н. э., во многом под влиянием древнегреческого искусства. Во 2 в. до н. э. Греция была завоёвана римлянами. Статуи сотнями вывозились в Рим, греческие мастера и их местные ученики поставили на поток производство копий со знаменитых скульптур. Вскоре, по словам мемуариста, статуи «в греческом стиле» так наводнили Рим, что казалось, будто рядом с живыми людьми город населяет ещё один каменный народ. Собственно римская пластика представлена прежде всего скульптурным портретом и историческим рельефом. Памятником греко-римского стиля является алтарь Домиция Агенобарба (ок. 100 г. до н. э.), украшенный рельефами работы греческого (миф о Нептуне и Амфитрите) и римского (сцена проведения имущественного ценза) мастеров. Скульптурный портрет ярко представляет историю Рима в лицах. Римские портретные бюсты произошли от посмертных масок, хранившихся в домах в соответствии с культом предков. Скульпторы не приукрашивали изображённых, стремясь максимально точно запечатлеть их черты. В лицах римлян чувствуется суровое благородство (т. н. Брут, 3 в. до н. э.; портрет Ю. Цезаря, 1 в. до н. э.), иногда расчётливая трезвость и прозаизм (портрет старого патриция, 1 в. до н. э.), но всегда сила духа и стойкость характера. Сформировалось несколько типов статуй: полководцы в образе героев; римляне в тогах, совершающие жертвоприношения; знатные римляне с бюстами предков (Патриций с портретами предков, 1 в. до н. э.); ораторы, выступающие перед народом (статуя Авла Метелла работы этрусского мастера, 110-90 гг. до н. э.). Портретной в статуях была только голова, само изваяние служило для неё лишь «постаментом». Сельские и городские виллы украшались фресками и мозаиками , прекрасное представление о которых даёт живописное убранство домовв Помпеях. Во второй пол. 2 – нач. 1 в. до н. э. господствовал инкрустационный стиль (настенные росписи изображали каменную кладку); в 80–30 гг. до н. э. – архитектурно-перспективный стиль (росписи виллы Мистерий, сер. 1 в. до н. э.).


Императорский период начинается временем правления Августа (30 г. до н. э. – 14 г. н. э.). Архитектура и изобразительное искусство пережили яркий расцвет. В строительстве всё шире применялся бетон; бетонные стены облицовывали кирпичом и камнем, в том числе ценными породами мрамора. Основой зданий была арочная конструкция; в честь военных побед императора возводились отдельно стоящие триумфальные арки . Велось оживлённое строительство (форум Августа, кон. 1 в. до н. э.; театр Марцелла, 44–17 гг. до н. э.; Алтарь Мира, 13-9 гг. до н. э.). Прекрасно сохранились храм (т. н. Квадратный дом) и акведук (т. н. Гарский мост) в Ниме, Франция; оба – кон. 1 в. до н. э. – нач. 1 в. н. э. Создатели скульптурных портретов сглаживали индивидуальное своеобразие, стремясь создавать типические, идеализированные образы (статуя Августа в роли полководца из Прима Порта, ок. 20 г. до н. э.). Изваяния императоров стали объектами религиозного поклонения; представленным в статуях богам часто придавали черты облика правителей. Настенные росписи являли образ цветущего сада с поющими птицами и фонтанами (фрески виллы Ливии в Прима Порта, кон. 1 в. до н. э.).


Грандиозными памятниками эпохи ранней Империи были Золотой дом Нерона (64–68 гг., не сохранился), построенный из кирпича и бетона и перекрытый мощными сводами; амфитеатр Колизей (75–80 гг.), возведённый императором Веспасианом. Триумфальная арка Тита (81 г.) прославляла победу полководца над Иерусалимом. Парадность и пышное великолепие отличают форум императора Траяна (107-13 гг., архитектор Аполлодор из Дамаска), самую роскошную из римских площадей. В центре форума была воздвигнута колонна Траяна высотой 40 м – памятник победам императора и его усыпальница. При императоре Адриане зодчие стали ориентироваться на древнегреческие традиции (храм Зевса Олимпийского в Афинах), архитектурные здания и комплексы отличались изысканностью, усложнённостью форм (вилла Адриана близ Тиволи, 125–135 гг.). Была возведена самая грандиозная купольная постройка античности – Пантеон (ок. 125 г.).


Скульптурные портреты ранней Империи отличает сложность мимической выразительности (бюсты Нерона, 50-е гг.; Веспасиана, 70-е гг., и др.). В мраморных бюстах краской тонировались зрачки, губы, возможно волосы. В бронзовых скульптурах в углубления зрачков вставлялись полудрагоценные камни (портрет помпейского ростовщика Цецилия Юкунда, 60-е гг.). Вершиной в развитии исторического рельефа стали рельефы колонны Траяна (113 г.), запечатлевшие поход римской армии против Дакии (возведение мостов, осада крепости и т. д.), и этнографически точно воспроизводящие одежду, оружие, утварь. В правление Адриана скульптурный портрет обретает почти греческую мягкость и нежность в обработке мрамора. Зрачки уже не раскрашивались, а высверливались с помощью бурава, что придавало взгляду живость и естественность. Конная статуя императора Марка Аврелия (161-80) послужила образцом для монументальных памятников последующих веков. В скульптурных портретах Марка Аврелия ощущается усталость, скепсис, философское раздумье.


В настенных росписях второй пол. 1 в. н. э. преобладали фантастические архитектурные виды и «картины» на стенах – мифологические композиции, портреты, натюрморты (роспись дома Веттиев в Помпеях, ок. 79 г.). Во 2 в. бурно развивалась культура римских провинций, где широкое распространение получили мозаики и фрески (Пальмира, Баальбек и др.).
В 3–4 вв. римское искусство переживает кризис. Для архитектуры характерно стремление к гигантским масштабам, избыточная пышность и роскошь отделки (Триумфальная арка Септимия Севера, нач. 3 в.; термы Каракаллы, 206-17, и Диоклетиана, 306; базилика Максенция, ок. 315 г.). Распространяются восточные культы Исиды, Сераписа, Митры, в честь которых воздвигается множество храмов. В статуях и бюстах Каракаллы, Септимия Севера, Юлии Домны ещё сохранялись старые технические приёмы, но их образное наполнение стало иным: ощущается настороженность, подозрительность. К кон. 3 в. всё сильнее проявлялись новые идеалы, связанные с христианским вероучением. В 4 в. Рим потерял былое политическое значение; культурным центром стал Константинополь. В недрах античной культуры вызревало раннехристианское искусство , в котором духовность преобладала над телесной выразительностью.

(Источник: «Искусство. Современная иллюстрированная энциклопедия.» Под ред. проф. Горкина А.П.; М.: Росмэн; 2007.)


Смотреть что такое "Древнего Рима искусство" в других словарях:

    История Древнего Рима Основание … Википедия

    История Древнего Рима Основание Рима Царский период Республиканский период Ранняя Республика Пунические войны и экспансия на Востоке Братья Гракхи Союзническая война Марий и Сулла Заговор Катилины Пе … Википедия

    - «Розы Гелиогабала». Картина, иллюстрирующая рассказ «Истории августов» … Википедия

    Основание Рима … Википедия

    Основание Рима Царский период Республиканский период Ранняя Республика Пунические войны и экспансия на Востоке Братья Гракхи Союзническая война Марий и Сулла Заговор Катилины … Википедия

    Содержание 1 Догреческий период 1.1 Поэзия 1.2 Проза 1.3 Другие памятники письменности … Википедия

    Искусство создания зрительного образа спектакля (См. Спектакль) посредством декораций, костюмов, освещения, постановочной техники. Развитие Т. д. и. тесно связано с развитием Театра, драматургии, изобразительного искусства. … … Большая советская энциклопедия

(предупреждаю – билет сделан с целью заставить улыбнуться моих дорогих сокурсников внутри накала подготовки к экзамену J , а еще с целью, чтобы самой стало понятно, «шо тут до чого».)

Общая характеристика.

Почти все симфоническое наследие Р.-К. было создано им до 90х годов, некоторые сочинение перерабатывались позже, однако это не носило характер кардинальных редакций. Наиболее существенно подверглась переделке 1-я симфония, в процессе чего велась работа Римским-Корсаковым над формой, фактурой и инструментовкой. (понятное дело, шло время, и по мере обогащения багажа знаний и умений Римский считал нужным тут же исправить ранние профессиональные «погрешности», за это ему - пиченька! J )

По образности и стилевым чертам симф. его творчество – параллельно оперному. (Ну это как бы понятно, у нормального композитора, наверное, всегда одни песни влияют на другие, как ни крути, и в результате какая-то общая настроенческая пища)

Жанры симфонических произведений Римского – более чем очевидны: программный (муз.картина «Садко», всем нам известные «Антар», «Шехерезада») и непрограммный (симфонии, сюиты, симфониетту даже (1884), концерты, увертюры, есть у него еще «Испанское каприччио») симфонизм. (правильно, в жизни надо все попробовать пописать: и то, и другое)

А теперь более подробно.

Непрограммное симф. т-во.
«Увертюра на русские темы» (1886) ре мажор
«Фантазия на сербские темы» (1867).
По стилистике очень близки к Балакиревским сочинениям 60-х годов. (Не исключено, что именно Б. запряг Римского их писать, особенно если вспомнить, что у него тоже есть произведения такого плана (увертюры на русские – 2 штуки, и на чешские – 1 штука), ну и сами темы для этих увертюр Римский взял, угадайте, откуда? – из фольклорного сборника Балакирева, потому все мы знаем, что первый собиратель фольклора именно с публикациями сборников в России – это Балакирев.)

Симфонии.
1я симфония (зак. в 1865 году) это пример, что в некоторой степени знаменует рождение русской симфонии (как заметил Кюи), но, разумеется, уступает ранним симфониям Чайника, и симфониям Бородина. А вообще сказывается влияние Глинкинского симфонизма. (тут уж никуда не деться, и это больше хорошо, чем плохо)

3я симфония (1873) Чайковскому вроде как нравилась, а вот кучкистам, видимо, не совсем по душе пришлась. А все почему – потому что, дескать, она видите ли казалась им «академичным» и «консерваторским» произведением. Странно это, потому что как раз любимой ими эпичности там предостаточно, особенно в крайних частях цикла, начиная со вступления к 1ч., и заканчивая кодой финала.

Симфониетта (1884) кстати сочинена тоже вроде как на народные темы. («Во поле туман» - ГП 1 части, «Зеленая груша в саду качается» - тема из 2ч., а финал содержит «У меня ли муж водопьяница», «А и густо на березе листье»). Короче симфониетта до мозга костей жанровая.

«Испанское каприччио» (1887) – палевно продолжает линию Глинкинских «Арагонской хоты» и «Ночи в Мадриде» ! Картины народного быта в пяти частях: Альборада – Вариации – Альборада – Сцена и цыганская песня – Фанданго). Но Римский не в Испанию ездил, как Глинка, а скатал темы из «Собрания нар песен и танцев» Хосе Инсенга. Вот. Принцип развития тематизма, конечно же, вариационный. Вобщем-то, кажется, везде так.

Фортепианный концерт (1882) одночастный. Строится на народной теме, опять таки взятой из сборника Балакирева, «Собирайтесь-ка, братцы ребятушки».
Форма с чертами сонатности и трехчастности, свободных вариаций.
Пианистически здесь многое, как у Балакирева, некие замашки на листовские штучки тоже имеют место, типа там крупная техника и т.д.

особенности программного симфонизма Р.-К.

Образность сказочная , красивые картинки «русскости» или «русского востока» или просто-себе-«востока», по желанию, внедрение фантастических там всяких начал, как, например, хотя бы в «Сказке» (1880) для оркестра.
Имеет место картинность изложения , откуда понятен прием сопоставления образов, потому и сюитность . Сюиты и картины – а не сонатно-симфонические циклы! – тут, надеюсь, можно не объяснять уже дальше.
Драматургия носит повествовательный характер, понятно, что в «Шехерезаде» - это вообще программа: Ш. рассказывает сказочки. Формообразующее решение в связи с этим в «Ш.» остроумно: сонаты без р-ки (1 и 3 части), рондо-вариации (4 часть) – куда же тут конфликт впиндячивать? у нас тут все объективно, красиво и благополучно. J
Ну лейт-темность сам Бог велел, это же Римский! Как же образы-то показывать еще? И лейт-темы образуют здесь как-раз фактор цельности развития.

П.С. Чем могла тем помогла. J Сильно не бейте.

 

 

Это интересно: