→ Рейтинг регионов России с повышенной социальной нагрузкой (по численности людей с ограниченными возможностями). Инвалидизация страны Судебная статистика за год по инвалидам

Рейтинг регионов России с повышенной социальной нагрузкой (по численности людей с ограниченными возможностями). Инвалидизация страны Судебная статистика за год по инвалидам

Дети-инвалиды — одна из самых уязвимых социальных категорий, за формальными отчетами, цифрами не просто чьи-то жизни, а едва начавшиеся жизни, порой проводимые в страданиях.

Как живут дети-инвалиды в России. Какова их жизнь, не голодают ли они?! Насколько отличается жизнь детей-инвалидов от обычных детей?! Об этом мы сегодня и поговорим.

Благо, что дети не воспринимают мир не так, как взрослые, и «клеймо» — инвалид (что в прямом смысле означает «непригодный») — для них звучит не столь оскорбительно, как для первых.

Малыши, родившиеся с патологией или те, кто имеют проблемы со здоровьем с раннего детства — часто спокойнее относятся к своим недугам и особому положению чем те, кто тяжело заболел во взрослом возрасте.

Психологи комментируют такое положение дел тем, что взрослые, чья судьба неожиданно перешла в более ограниченное русло, знали нормальную, продуктивную жизнь (и это нередко более болезненно, чем когда и не знаешь, что такое жить,» как все люди»), а детям, изначально оказавшимся в особых условиях, и сравнивать не с чем, они привыкают быть «другими» априори.

Но все не совсем так… Инвалидность, особенно по тяжелым и неизлечимых диагнозам — это всегда беда, хоть в детстве она случается, хоть во взрослой жизни. Давайте поговорим о проблемах детей-инвалидов и их родителей подробнее.

Сколько детей-инвалидов на данный момент в России?

Немного статистики.

«По данным Минздрава, в России на 2014 год детей-инвалидов — 540 тыс. 837. Это плюс 3,7% к 2013 году и плюс 9,2% к 2010 году».

В целом количество инвалидов (например, по сравнению с 2005-2007 годами) в России снизилось… но численность детей инвалидов возросла.

По данным ООН около 10-16% населения всего мира имеют инвалидность (в официальной форме, или неофициальной, то есть, имеют тяжелые проблемы со здоровьем).

«Согласно официальной статистике, в России проживает около 10 млн. инвалидов, а по оценке Агентства социальной информации – не менее 15 млн., из которых женщины составляют не менее 50%».

В России по официальным данным — около 27 млн детей (143 млн человек население в целом), как раз 10-16 % и есть те самые 10-15 млн инвалидов, детей-инвалидов, если следовать той же логике, — 2,5-3 млн . Официальная статистика, как гласят мнения компетентных экспертов, сильно занижена, да и достаточно много родителей не оформляют ребенку инвалидность, несмотря на тяжелый недуг.

В общем, официальные цифры говорят, что детей-инвалидов в России примерно 541 тысяча, а неофициальные, что их в разы больше.

Около 12% детей-инвалидов находятся в специализированных учреждениях-интернатах.

О том как живут дети-инвалиды в интернатах в передаче НТВ «Кто обрекает детей инвалидов на мучительную жизнь»

Неврологические нарушения самая распространеннвя причина детской инвалидности: «В настоящее время в среднем по России первое ранговое место среди причин детской инвалидности принадлежит болезням нервной системы (41,9%). На втором и третьем местах находятся психические расстройства и врожденные аномалии (33,7% и 17,8% соответственно), на четвертом месте соматические заболевания (сахарный диабет, бронхиальная астма и др.), составив 6.5%».

Детей-инвалидов по психическому профилю становится все больше, так, по сравнению с 1990 гг. сегодня их на 40-50% больше.

Медики называют самыми негативно влияющими на формирование дефектов у ребенка факторами — слишком юный или «пожилой» возраст матери, вредные привычки родителей, работу на опасном производстве, жизнь в экологически неблагополучном районе, отягощенная наследственность и т.д.

Однако возраст, который у нас для матерей считается уже «пожилым» (35 лет) — например, в некоторых Европейских странах время для рождения первого ребенка. Далеко не в возрасте дело, хотя и в нем тоже… С годами аномальных клеток в организме становится все больше и шансы родить здорового ребенка уменьшаются, но все это усугубляется на фоне плохой экологии и изобилия генно-модифицированных, пропитанных нитратами, нитритами продуктами. И у абсолютно здоровых молодых родителей рождаются дети-инвалиды с тяжелыми пороками развития.

А теперь от цифр давайте перейдем к жизни…

Жизнь родителей ребенка-инвалида:

Как бы это грубо не звучало, ведь у каждого родителя его чадо самое дорогое и даже обычная для кого-то болезнь для них катастрофа, но инвалидность инвалидности рознь . Есть те, у кого диабет, иногда незаметный внешне парез лицевого нерва, соматические заболевания, и есть более «тяжелые» дети: те, у кого онкология, ДЦП, аутизм в осложненных формах, отсутствие конечностей и т.д.

О жизни детей-инвалидов и их родителей в передаче «Принцип действия (жизнь детей инвалидов в России)»

По опыту личного общения с родителями разных категорий детей-инвалидов могу сказать грустную и для кого-то нелицеприятную правду: те, у кого дети «тяжелее» — часто добрее и умнее тех, кто «добился» инвалидности ребенку вопреки, при нетяжелом диагнозе. Последние нередко делают из ребенка идола, страдают проблемами, которых нет… Конечно же, не все такие, иногда, если ребенку необходимы лекарства, помощь — льготы будут весомым пособием.

Ребенку-инвалиду, особенно тяжелому, в идеале посвящается вся жизнь . В семьях, где есть такой ребенок, всегда начинаются проблемы, и тут либо родители объединяются ради цели, либо вся ноша сваливается на одного из них, чаще всего на матерей… Около 50%, по некоторым данным — 70-80% отцов оставляют семьи, где есть ребенок-инвалид. А что такое тянуть такого ребенка в одиночку — сложно представить тому, кто не сталкивался с подобными проблемами.

Поскольку мать, если она обладает хорошо развитым материнским инстинктом и искренне любит ребенка, уходит в заботу о своем чаде, возможно, испытывая вину за болезнь ребенка, пытается как-то реабилитировать его, она забывает про себя.

Мужчины же материнским инстинктом не обладают, и они часто воспринимают ситуацию как то, что женщина себя запустила и стала «наседкой». Да и больные дети нелицеприятное зрелище для всех, только у матери есть резервы, а для мужчин нездоровое потомство, кроме всего прочего, удар по самолюбию.

Матерям нужно стать успевающими и могущими все, но у очень многих на это не хватает сил… Например, у матерей детей с тяжелым аутизмом, умственной отсталостью высок риск развития психических расстройств, нервных срывов. Матери, боровшиеся с онкологией своих детей, но неудачно… похоронившие детей — иногда вообще не могут вернуться к нормальной жизни.

Но есть те, кто живут вопреки и становятся сильнее именно благодаря сложностям, есть женщины, которые оказавшись в такой трудной ситуации — оценили свою жизнь и жизнь своего ребенка.

Если «особенность» ребенка видна внешне или он неадекватен в поведении — это почти всегда косые взгляды со стороны. К сожалению, наше общество пока не знакомо с инклюзией и не особо стремится к терпимости в отношении к «не таким как все». Если были друзья — их становится меньше, либо они вообще исчезают. Что мать, что ребенок, при отсутствии характера, прочных связей с внешним миром, не имеющие активных родственников, могут быть обречены на недобровольную изоляцию.

Тем, кто оказался с ребенком-инвалидом в крайне тупиковой ситуации приходят мысли о том, чтобы сдать ребенка в специализированное учреждение. Кто-то решается на это. Когда-то даже я, находясь в уютном положении, осуждала таких, но, увидев все с изнанки — поняла, что никто не имеет права осуждать…

Самое удивительное, когда однажды я познакомилась с двумя женщинами, у которых были очень тяжелые дети, имеющие ДЦП — они на чьи-то фразы о том, что проще сдать детей в интернат возмущенно заявили, что это сродни убийству, что нельзя свою «кровиночку» так кинуть. Я была поражена их отношению к жизни и великим, могучим материнским инстинктом, проявлявшимся в них в такой яркости. Наверное, это есть образ настоящей матери, отдающей всю себя за жизнь ребенка, каким бы он не был…

Сказать, что воспитывать детей-инвалидов сложно — ничего не сказать. Конечно, многое зависит и от тяжести положения семьи или матери, но порой, чтобы поднять такого ребенка нужно действительно пожертвовать собственной жизнью.

На форумах, в Интернет-сообществах, и среди коллектива подобных мамочек есть много позитивных историй о том, как справляются родители «тяжелых» ребятишек. И, конечно, лучше вместо переживания за судьбинушку и депрессий что-то менять и способствовать исправлению ситуации, реабилитировать ребенка, это, как правило, самый удачный рецепт от хвори и тоски.

Есть другой момент, который не все жалеющие родителей детей-инвалидов учтут. Довольно много из мам и пап таких детей пассивно сдаются , то есть, ребенок живет с ними, но они все «тянут», терпят, а не борются. Опускают руки, впадают в апатию, ребенком не занимаются или, что еще хуже, даже не понимают тяжести положения, собираются рожать еще пятерых, когда уже рожденного надо бы поднимать.

В больнице мне несколько раз встречались люди, оформляющие инвалидность своим детям по психическому профилю (умственная отсталость) с целью получения пенсии. Например, 35-летняя женщина, имеющая шесть детей (трое инвалиды по умственной отсталости) — прекрасно живет на хорошую для нее сумму от детских пособий в деревенских условиях, видно, что выпивает.

Но главное — дети-то у нее нормальные, она ими просто не занималась, запустила, одеты плохо.. И ничего нельзя сделать: не конченная пьяница, периодически трезвая, о здоровье детей заботится тем, что вовремя оформляет инвалидность, опека либо отнимает детей, и как правило, когда уже дошло до критической точки, либо вообще не обращает внимания.

И на самом деле таких людей, ситуаций достаточно.

Помощь государства детям-инвалидам и их родителям

Пенсия на ребенка-инвалида на данный момент составляет — 12-13 тысяч рублей. В зависимости от диагноза — могут быть дополнительные выплаты на ортопедическую обувь, одежду, коляски. Предусмотрены льготы (есть льготный пакет — около 1000 рублей, от которого при желании можно отказаться, и сумма войдет в пенсию) на проезд на транспорте, на лекарства.

В разных российских регионах свои условия предоставления льгот нуждающимся категориям, где-то могут выделять земельный участок под строительство, где-то — дают хорошую скидку при покупке квартиры.

Есть множество фондов, обществ, государственных специализированных детских центров, которые бесплатно работают с детьми-инвалидами и их родителями. Есть даже фонды, работающие с детьми, имеющими определенный диагноз.

Главное, было бы желание контактировать и реабилитировать ребенка — связаться и найти нужных людей всегда можно. Волонтеры могут приходить на дом, как заниматься, так и просто сидеть, возможно посещение мероприятий, концертов, театров, различных занятий, участие в конкурсах, поездки в лагеря, санатории.

Кроме того — есть помощь, занятия от соцзащиты.

Согласно законодательству РФ — принять ребенка обязаны в любое образовательное учреждение, как школу, так и детсад, однако там не всегда есть условия для обучения. Наша страна еще только идет маленькими шагами к решению вопроса с инклюзивным образованием. Много детей-инвалидов, особенно имеющих умственные нарушения, обучаются на дому.

На данный момент общение ребенка с явно выраженными физическими или психическими дефектами в коллективе, где обычные дети, может быть затруднено, особенно если все подростки. У нас не то, что дети, у нас взрослые люди не привыкли к инвалидам, чего же ждать от маленьких представителей общества… Правда, по личным, а не чужим наблюдениям — есть очень много добрых ребятишек среди современной молодежи, лояльно, дружелюбно относящихся к «не таким как все».

Шансы на выздоровления у детей с разными диагнозами

Прогнозы насчет того, станет ли ребенок нормальным — волнуют всех родителей детей-инвалидов. Неизлечимы тяжелые формы онкологии в последней стадии, к сожалению… Если болезнь обнаружена, что называется, вовремя и начата соответствующая (как правило дорогостоящая) терапия — очень большой процент благополучного исхода.

«Каждый год в России становится больше на 5000 онкобольных детей . Онкологические заболевания в России выявляются у 12 детей из 1000.

За последние 15 лет число больных онкологическими заболеваниями в возрасте от 0 до 18 лет в России выросло на 20% и постепенно увеличивается. Такая тенденция наблюдается во всем мире. Это связано не только с ростом числа заболевших, но и с улучшением диагностики, в том числе и на ранних стадиях».

Детям с диагнозом ДЦП нужна постоянная реабилитация , вне зависимости от степени болезни, если даже при легкой форме запустить ребенка — все усугубится, есть случаи, когда матери «вытаскивали» практически полностью парализованных детей.

Одному Богу известно, что будет дальше, но часто гораздо больше денег значат усилия. И даже те, кто не имеет возможности возить ребенка за границу — могут гораздо больше сделать для него в стране, при вере в исцелении и соответствующих действиях.

Нет случаев выздоровления от аутизма . Аутизм — загадочная болезнь современности, от нее нет пилюль. Возможна частичная реабилитация в зависимости от степени тяжести заболевания и усилий родителей. Ребенок может освоить элементарные навыки общения, социализироваться, при постоянных занятиях — начать говорить или реагировать на просьбы, сигналы. Но в целом — аутизм не излечим.

Любой несмертельный диагноз не приговор, только, в зависимости от тяжести болезни, нужны усилия для реабилитации ребенка-инвалида.

«Легкие» инвалиды нередко имеют такую склонность в жизни, сформированную их же родителями — как иждивенство. Они привыкли, что к ним относились как к хрустальной вазе, сдувая пылинки, не учили многим банальным вещам, жалея и все делая за них. В итоге — они вырастают совершенно неадаптированными к условиям окружающей среды, несамостоятельными. Кроме того, что ребенок инвалид, он еще и обычный ребенок, со всеми особенностями и проявлениями характера, а родители часто забывают об этом.

Сегодня общество старается уйти от таких кричащих слов, как «Инвалид», однако в обиходе да и в официальной речи многие все еще употребляют его:

«Слово «инвалид» (буквально означающее «непригодный») в настоящее время все чаще заменяется на «человек с ограниченными возможностями». Тем не менее, этот устоявшийся термин часто употребляется в прессе и публикациях, а также в нормативных и законодательных актах, в том числе в официальных материалах ООН.

Общественные организации инвалидов считают, что важно использовать корректную по отношению к инвалидам терминологию: «человек с задержкой в развитии» (а не «слабоумный», «умственно неполноценный»), «перенёсший полиомиелит» (а не «жертва полиомиелита»), «использующий инвалидную коляску» (а не «прикованный к инвалидной коляске»), «имеет ДЦП» (а не «страдает ДЦП»), «глухой», «слабослышащий» (а не «глухонемой»). Эти термины более корректны, так как ослабляют деление на «здоровых» и «больных» и не вызывают жалости или негативных эмоций».

Детей-инвалидов в России становится все больше, дети — отражение ситуации в мире в целом и лакмусовая бумажка общества. Появляются новые средства, излечивающие детей с тяжелыми диагнозы, медицина изобретает новые пути борьбы с болезнями.

Но другое остается на первобытном уровне (в некоторых регионах особенно ярко выражено): неадаптированность общества к детям-инвалидам, не столько нужно пытаться научить людей с ограниченными возможностями пробиваться на своем пути, а сколько убедить общество, что адаптироваться, принимать инвалидов должно именно оно . А пока эти маленькие представители социума, начавшие осознавать свою особенность, вынуждены пробиваться сквозь тернии к звездам особняком и в одиночку, как первопроходцы и часто неудачно.

Начало 2019 года отмечено тем, что вступили в силу некоторые федеральные законы, а в некоторых случаях их подразделы, а также акты или технические регламенты, касающиеся российских инвалидов. Государственные структуры постоянно стремятся улучшить условия жизни для этой категории граждан. Сколько инвалидов в России и какое их соотношение к общему количеству населения, рассмотрим в этой статье.

Данные по России

В Российской Федерации с течением лет общее количество инвалидов (может и незначительно, если рассматривать годичные временные отрезки) постоянно сокращается. Так, отсчитывая с 2011 года, оно снизилось на один миллион человек. В настоящее время количество мужчин, имеющих группу, превышает 5 миллионов, а женщин – 6,9, детей с какими-либо физическими ограничениями насчитывается 636 тыс.

У большинства российских инвалидов имеется вторая группа. На 2019 год людей с третьей группой инвалидности насчитано 4,394 млн человек. Следует отметить, что их количество (в отличие от инвалидов второй и первой группы) последнее время увеличивается. За предыдущие пять лет их стало больше на 7,3%. Количество инвалидов 1 группы в наши дни составляет 1,309 млн человек. При этом данное число с каждым годом понемногу снижается. В течение последних пяти лет их количество сократилась на 2%.

Самая большая в численном выражении вторая группа. Она составляет 5,92 млн человек. При этом количество инвалидов, которое приходится на 1000 человек, взятых из всего населения, постоянно снижается. Если в 2011 году их число составляло 92,5, то через шесть лет (в 2017) оно уже стало 83,5.

Из общего количества детей, имеющих группу инвалидности, в школьном возрасте зарегистрировано 176 тыс. При этом в 2017–2019 учебном году в институты и университеты было зачислено около семи тысяч абитуриентов, имеющих физические отклонения.

Многие из них имеют инвалидность с детства. Осваивать азы профессионального образования в этот же период поступило более восьми тысяч таких юношей и девушек в возрасте около 15 лет. Раньше эти показатели были значительно ниже.

Десять лет назад в высшие учебные заведения поступило на тысячу человек меньше, а количество, которое стремилось получить в тот учебный год специальное образование, было ниже на три тысячи.

В 2019 году численность работающих инвалидов – более 1,1 млн человек

Это составляет около 32% от общего количества людей, имеющих группу и относящихся к трудоспособному возрасту. Остальные или не могут найти работу из-за своей болезни, или даже не ищут её из-за того, что не верят в возможность устроиться на определённое место. Однако в 2017 году многие регионы приступили к реализации программ по сопровождению молодых людей с инвалидностью при трудоустройстве. Результаты этих нововведений будут видны через несколько лет.

Количество инвалидов-колясочников, которые проживают в РФ, превышает 320 тыс. В большинстве они имеют первую группу. Некоторые из них чаще ходят с помощью костылей или трости. Коляски они используют лишь в случае передвижений на длительные расстояния или приезжают на них на МСЭ.

Дети-инвалиды

В последние годы всё больше инвалидов в раннем возрасте встречается на улицах. Это связано с тем, что раньше в России большинство родителей отдавали детей в интернаты. Сейчас мамы и папы всё чаще сами ухаживают за своим ребёнком.


Малыши всё чаще живут и воспитываются в полноценной семье

Детская инвалидность растёт довольно большими темпами. В начале 2017 года количество таких инвалидов в России составляло около 625 тыс., а уже в 2019 году эта цифра возросла на 26 тыс. человек.

Ещё девять лет назад их число было 495 тыс. Чаще всего в этом возрасте встречается .

К ней относятся дети с нарушениями в психическом развитии (аутисты, шизофреники, эпилептики и другие).

По словам министра труда, а также соцзащиты Топилина Максима численность детей-инвалидов увеличивается в связи с более высокой рождаемостью по сравнению с предыдущими годами.

То есть инвалидизация не растёт, а сохраняется на том же уровне, процент рождающихся малышей с какими-либо отклонениями не растёт. Следует также учитывать, что современная медицина способна сейчас спасать и сильно недоношенных новорождённых.

В стране не существует общей базы по учёту детей с ДЦП. Поэтому оценить их количество довольно сложно. Однако имеются некоторые данные ещё с 2010 года по Москве, согласно которым их численность составляет около четырёх с половиной тысяч детей (данные только по городу).

В последние годы в России приспособлено множество школ для нужд инвалидов. Однако не все родители соглашаются с учёбой своего здорового ребёнка в одном классе или даже во всём учреждении с инвалидом. В 2015 году проводился опрос. По его результатам около 17 процентов родителей не согласны с обучением их чада совместно с ребёнком-инвалидом. Приблизительно одна десятая часть взрослых не смогли однозначно ответить на этот вопрос.

Пенсионеры – ветераны и инвалиды войны

За весь период Великой Отечественной с фронта было демобилизовано свыше 2,576 млн инвалидов. Их количество постоянно снижается. По последним данным на 2019 год в России проживает более 16 тысяч таких граждан. Также насчитывается около 80 тысяч участников ВОВ и людей, работавших в то время в противовоздушной обороне. На 2017 год размер общего материального обеспечения участников войны с наличием инвалидности вместе с пенсией, дополнительными и ежемесячными выплатами составлял более 40 тыс. рублей.

Участники войны, получившие инвалидность, имеют право на получение двух пенсий – страховой (по возрасту) и государственной (вследствие инвалидности). Такие права имеют и вдовы погибших на войне солдат и граждане, получившие награду «Житель блокадного Ленинграда».

На 2017 год насчитано более двух миллионов двухсот тысяч инвалидов пенсионного возраста. Их количество до 2015 года было значительно меньше. Численность пенсионеров-инвалидов возросла, в том числе и в связи с присоединением Крыма к Российской Федерации.

Данные по регионах

Статистика роста и падения количества маломобильных людей по регионам сведена в таблицу.

Год Количество инвалидов в различных округах РФ
Центральный. Дальневосточный. Северо-западный. Южный.
1998 3 041 000 266 000 1 156 000 1 002 000
2003 3 405 000 366 000 1 350 000 1 026 000
2007 4 011 000 429 000 1 555 000 1 127 000
2012 3 927 000 439 000 1 566 000 1 132 000
2017 3 531 000 390 000 1 369 000 1 273 000

В Северо-Кавказском федеральном округе на 1998 год количество инвалидов составляло менее 400 человек, однако в 2017 году их число выросло до одного миллиона.

Многие эксперты считают, что снижение количества инвалидов стало всего лишь результатом внедрения обновлённых критериев по признанию больного человека инвалидом. Имеются утверждения, что это было направленно на экономию расходов в социальной сфере. Однако отрицать многие действия государства, помогающие реабилитации данной группы в общественной жизни, эти эксперты не в силах. Общее же количество инвалидов снижается даже после принятия новых критериев.

По состоянию на 1 ноября 2017 года в Российской Федерации насчитывается 12,12 млн инвалидов, в том числе 643,1 тыс. детей-инвалидов.

Федеральный реестр инвалидов

С 1 января 2017 года введена в эксплуатацию федеральная государственная информационная система – федеральный реестр инвалидов.

В реестре для каждого инвалида предоставлен доступ к «личному кабинету», в котором отражается информация обо всех денежных выплатах и других мерах социальной поддержки инвалида, о ходе реализации его индивидуальной программы реабилитации или абилитации.

Через «личный кабинет» можно получить государственные услуги в электронной форме, оставить отзыв об их качестве и при необходимости подать жалобу.

Реестр позволяет исключить многократные обращения инвалидов в различные инстанции, повысить качество предоставляемых инвалидам государственных и муниципальных услуг, более полно информировать инвалидов об их правах и возможностях, а также обеспечивает создание базы данных, учитывающей потребности инвалидов, их демографический состав и социально-экономическое положение.

Полученные данные используются для выработки государственной политики в отношении инвалидов и разработки документов стратегического планирования как на федеральном уровне, так и на уровне субъектов Федерации и муниципальных образований.

Государственная программа Российской Федерации «Доступная среда»

В рамках Государственной программы «Доступная среда» на 2011-2020 годы при государственной поддержке с активным участием общественных организаций инвалидов обеспечивается приспособление наиболее востребованных инвалидами и маломобильными группами населения объектов в приоритетных сферах жизнедеятельности – здравоохранение, социальная защита, спорт и физическая культура, информация и связь, культура, транспортная инфраструктура, образование.

Реализуемые мероприятия по созданию условий доступности позволяют обеспечить комплексный подход.

За время реализации государственной программы были отработаны методики и подходы к выявлению и устранению барьеров, которые мешают инвалидам в разных жизненных ситуациях, а также механизмы привлечения инвалидов не только на этапе реализации мероприятий, но и к принятию деятельного участия на этапе разработки мероприятий.

Так, в сфере транспорта и транспортной инфраструктуры планируется достичь показателя дооборудованного для инвалидов наземного транспорта 11,1 % к концу 2017 года. На начало реализации госпрограммы он составлял 8,3 %.

В сфере информации и связи реализуется мероприятие по субтитрированию телевизионных каналов. Эта работа финансируется за счет средств госпрограммы, и к концу 2017 года количество произведенных и транслированных субтитров для субтитрирования телевизионных программ общероссийских обязательных общедоступных каналов составит 15000 часов (на начало реализации Госпрограммы было лишь 3000 часов).

В сфере здравоохранения к концу 2017 года доля приоритетных объектов, доступных для инвалидов и других маломобильных групп населения, составит 50,9 %, в сфере культуры – 41,4 %, в сфере спорта – 54,4 %.

В сфере образования приспособленными являются 21,5 % школ, при этом на начало реализации госпрограммы таких школ было немногим более 2 %.

С 1 января 2016 года начата реализация новой подпрограммы госпрограммы, которая направлена на совершенствование комплексной реабилитации и абилитации инвалидов и детей-инвалидов. Планируется, что итогом будет создание современной системы комплексной реабилитации.

Актуальность реализации этой подпрограммы заключается в том, что сейчас в стране нет единых методических и нормативных документов по организации реабилитационного процесса инвалидов, отсутствуют единые методики оценки эффективности проведенных реабилитационных мероприятий.

В связи с этим на первом этапе, в течение 2016 года, осуществлялась разработка таких документов, а в 2017-2018 годах проводится пилотный проект по формированию системы комплексной реабилитации инвалидов и детей-инвалидов. С начала 2017 года пилотный проект реализуется в Свердловской области и Пермском крае. На реализацию пилотного проекта в федеральном бюджете предусмотрено около 300 млн рублей ежегодно. Результаты реализации пилотного проекта будут положены в основу законопроекта, который позволит организовать эффективный реабилитационный процесс за пределами действия госпрограммы.

По решению Президента России Владимира Путина Государственная программа «Доступная среда» должна быть продлена до 2025 года . Это позволит и далее консолидировать усилия федерального центра и регионов в вопросе интеграции инвалидов в общество.

При разработке госпрограммы «Доступная среда» до 2025 года предлагается выделить три основных направления:

  • повышение уровня доступности наиболее значимых для инвалидов объектов и услуг, включая создание условий для посещения таких объектов;
  • формирование современной системы комплексной реабилитации инвалидов, включая развитие технологий сопровождения инвалидов в различных жизненных ситуациях, а также развитие «ранней помощи» детям - инвалидам;
  • модернизация государственной системы медико-социальной экспертизы.

Законопроект о сопровождаемой занятости инвалидов

21 ноября 2017 года Госдума России одобрила в третьем чтении проект федерального закона о внесении изменений в Закон Российской Федерации «О занятости населения в Российской Федерации».

Законопроект направлен на приведение действующего закона о занятости в соответствии с положениями Конвенции ООН о правах инвалидов, которая ратифицирована Россией в 2012 году.

Его разработка связана с недостаточной эффективностью работы по трудоустройству инвалидов трудоспособного возраста. Доля работающих инвалидов трудоспособного возраста в нашей стране составляет порядка 31,8 % (около 1,1 млн человек) от общего числа инвалидов трудоспособного возраста (около 3,7 млн человек). Из них стабильно работающих только 25%, в европейских странах этот показатель достигает 40 %.

Органы службы занятости работают с инвалидами, не учитывая наличие у них значительных ограничений жизнедеятельности.

В проекте федерального закона определяется механизм взаимодействия учреждений медико-социальной экспертизы и органов службы занятости при содействии в трудоустройстве инвалида.

Учреждения медико-социальной экспертизы в выписках из индивидуальных программ реабилитации инвалидов, направляемых в службу занятости, уже с июня 2017 года указывают информацию о согласии инвалида на инициативное обращение специалистов службы занятости к нему напрямую.

А на органы службы занятости планируется возложить следующие функции:

  • проведение первичной консультации с инвалидом;
  • анализ базы вакансий;
  • организацию взаимодействия инвалида с работодателем;
  • оказание консультативно-методической помощи работодателю;
  • определение необходимости в сопровождении при содействии занятости инвалида.

Под сопровождением при содействии занятости инвалидов понимается оказание индивидуальной помощи тем инвалидам, которые в силу ограниченных возможностей здоровья испытывают затруднения и самостоятельно не могут трудоустроиться или вернуться в трудовой процесс.

Совершенствование медико-социальной экспертизы

В мае 2017 года утверждена «дорожная карта» по совершенствованию системы медико-социальной экспертизы. В ней зафиксированы ключевые направления действий на период до 2020 года.

Первое направление предполагает совершенствование научно-методического и правового обеспечения медико-социальной экспертизы. Разработаны и прошли апробации отдельные классификации и критерии установления инвалидности детям; разрабатываются новые критерии для определения степени утраты профессиональной трудоспособности в результате несчастных случаев на производстве.

Второе направление – повышение доступности и качества предоставления услуги по медико-социальной экспертизе. Оно включает мероприятия по обучению специалистов учреждений МСЭ, оснащению учреждений МСЭ специальным диагностическим оборудованием, формированию общественных советов при главных бюро МСЭ, проведению независимой оценки качества условий предоставления услуги по МСЭ.

Закон об осуществлении контроля за доступностью среды для инвалидов

С 1 января 2018 года вступит в силу закон о предоставлении органам власти права осуществлять контроль за доступностью среды для инвалидов.

В соответствии с законом на уполномоченные федеральные и региональные органы исполнительной власти будут возложены отдельные функции по осуществлению контроля за обеспечением условий доступности.

Принятие закона регулирует вопрос о полномочиях органов, которые должны осуществлять государственный контроль и надзор за выполнением обязательных условий доступности. Это позволяет решать проблемы, связанные с доступностью среды, в рамках досудебных процедур, в том числе с использованием механизмов административной ответственности.

Согласно закону контрольные функции возложены:

  • Правительством Российской Федерации – на органы власти, осуществляющие федеральный контроль и надзор;
  • правительствами регионов – на органы власти, осуществляющие региональный контроль и надзор.

В частности, на федеральном уровне:

  • на Ространснадзор – функции контроля и надзора за обеспечением доступности перевозок (в т.ч. объектов и транспортных средств) на воздушном, железнодорожном, внутреннем водном, автомобильном транспорте;
  • на Роскомнадзор – контроль доступности объектов и услуг в сфере связи и информации;
  • на Росздравнадзор – контроль обеспечения особых потребностей инвалидов по качеству и безопасности медицинской деятельности и в сфере лекарственного обеспечения;
  • на Роструд – контроль доступности объектов и услуг в сфере труда и социальной защиты.

На региональном уровне аналогичным образом определены органы, осуществляющие контроль за доступностью услуг и объектов в тех сферах, где он в общем плане законодательно уже установлен.

Обеспечение инвалидов техническими средствами реабилитации

В 2017 году на обеспечение инвалидов техническими средствами реабилитации (ТСР) выделено 32,84 млрд рублей, что на 3,54 млрд рублей больше чем в 2016 г. (29,3 млрд рублей). Эта мера позволяет обеспечить необходимыми ТСР порядка 1,6 млн человек.

В 2018 году предусмотрено, 30,5 млрд рублей.

Учитывая, что обеспечение ТСР и услугами осуществляется в заявительном порядке и требует обязательного наличия соответствующих рекомендаций в индивидуальных программах реабилитации или абилитации, вопрос выделения дополнительного финансирования будет решаться в 2018 году по мере освоения средств с учетом поступающих заявок.

Ежегодная денежная компенсация инвалидам расходов на содержание и ветеринарное обслуживание собак-проводников

В 2017 году размер ежегодной денежной компенсации инвалидам расходов на содержание и ветеринарное обслуживание собак-проводников увеличился на 5,39 % по сравнению с 2016 годом и составил 22 959,7 рубля.

В 2018 году размер ежегодной денежной компенсации инвалидам расходов на содержание и ветеринарное обслуживание собак-проводников подлежит индексации с 1 февраля исходя из индекса роста потребительских цен за предыдущий год.

Около 15% населения в мире имеет какие-либо формы инвалидности. Из них 2-4% людей испытывают значительные трудности в функционировании. Распространенность инвалидности в мире превышает предыдущие оценки ВОЗ, сделанные в 1970-х годах, и составляет примерно 10%. Глобальная оценка инвалидности растет в связи со старением населения и быстрым распространением хронических болезней, а также из-за улучшения методологий, используемых для измерения показателей инвалидности.

В первом за всю историю "Всемирном докладе об инвалидности" ВОЗ/Всемирного банка рассматриваются фактические данные о положении инвалидов в мире. После глав, посвященных вопросам понимания инвалидности и измерения связанных с ней показателей, доклад содержит главы на конкретные темы здоровья; реабилитации; помощи и поддержки; окружающей среды, обеспечивающей возможности; образования; и трудоустройства. В каждой главе обсуждаются препятствия, с которыми сталкиваются инвалиды, а также результаты целевых исследований в области того, как странам удается решать эти проблемы путем продвижения надлежащей практики. В заключительной главе доклада приведены девять конкретных рекомендаций в отношении политики и практики, которые могут привести к реальным улучшениям жизни инвалидов.

Резюме

Резюме доклада содержит основные идеи и рекомендации. Резюме доклада доступно в формате, удобном для чтения, аудиоформате и в программе экранного доступа. Версии Брайля (на английском, испанском и французском языках) можно заказать по адресу:


  • Резюме на русском языке, PDF 620.58 KB

  • pdf, 1.64Mb
    Резюме на русском языке в доступном формате
  • Всемирный доклад об инвалидности
    zip, 6kb
    Предисловие в формате DAISY
  • Всемирный доклад об инвалидности
    zip, 7kb
    Обращение к читателям в формате DAISY

В мире более одного миллиарда людей (15% населения) страдают различными формами инвалидности. По данным исследования ВОЗ, 785 млн человек в возрасте от 15 лет и старше живут с инвалидностью, из них 110 млн страдают тяжёлыми формами расстройств. Среди детей в возрасте от 0 до 14 лет эти показатели составляют 95 млн и 13 млн соответственно.

По данным Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ) эта цифра возрастает в связи со старением населения и увеличением числа людей, страдающих хроническими заболеваниями, напрямую связанными с инвалидностью: диабетом, кардиоваскулярными болезнями, ментальными расстройствами и др.

В странах, в которых предполагаемая продолжительность жизни превышает 70 лет, на годы, связанные с инвалидностью, приходится в среднем около 8 лет, что составляет 11,5% от общей продолжительности жизни человека.

На годы, связанные с инвалидностью, приходится в среднем около 8 лет, что составляет 11,5% от общей продолжительности жизни человека

По данным Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) среди групп населения с более низким уровнем образования показатель уровня инвалидности выше. В среднем по странам, входящим в ОЭСР, он составляет 19% по сравнению с 11% среди населения с более высоким уровнем образования. По данным Программы развития ООН (ПРООН), 80% инвалидов приходится на долю развивающихся стран.

1. Международные документы о положении и правах инвалидов

Сравнительные исследования законодательства по вопросам инвалидности свидетельствуют о том, что лишь в 45 странах существуют законы против дискриминации и другие законы, касающиеся инвалидов. В то же время существует ряд международных положений и стандартов, носящих информационный или рекомендательный характер.

2. Международная классификация

Международная классификация функционирования, ограничений жизнедеятельности и здоровья - МКФ (International Classification of Functioning, Disability and Health, ICF) - разработана ВОЗ и принята Всемирной ассамблеей здравоохранения 22 мая 2001 г. Документ описывает понятие «инвалидность» применительно к физическому здоровью (состоянию организма), индивиду и обществу в целом. Структура МКФ основывается на оценке функций и состояние организма человека, уровня социальной активности и участия в общественной жизни.

Особенности подхода МКФ к понятиям «здоровья» и «инвалидности» - смещение фокуса от причины заболевания и его последствий к оценке всех составляющих здоровья, включая социальные аспекты инвалидности и «контекстные» факторы (окружающая среда и личностные особенности). Основная идея, изложенная в документе, - каждый человек может испытать ухудшение здоровья, и возникающие в связи с этим ограничения возможностей не являются характерным явлением лишь для определённой социальной группы.

Каждый человек может испытать ухудшение здоровья, и возникающие в связи с этим ограничения возможностей не являются характерным явлением лишь для определённой социальной группы.

Согласно МКФ, нарушение - это утрата или отклонение от нормы определенной физиологической функции или части тела. Термин «инвалидность» используется для обозначения индивидуальных особенностей функционирования, связанных с физиологическими, сенсорными и умственными нарушениями, нарушениями восприятия, а также с различными видами хронических заболеваний. Инвалидность рассматривается применительно к трём основным аспектам: органы и связанные с ними функции и дисфункции: паралич, слепота и др.; активность и ограничения активности: неспособность стоять или сидеть и др.; социальная активность и её ограничения: дискриминация при приёме на работу, трудности при передвижении по городу и др.

Типы (категории) инвалидности включают в себя различные физиологические и умственные нарушения, которые затрудняют или делают невозможной выполнение человеком повседневных действий, а также осложняют коммуникацию с окружающими.

Нарушения мобильности и физиологические нарушения

  • нарушения структуры верхних конечностей;
  • нарушения структуры нижних конечностей;
  • нарушения мелкой моторики рук;
  • нарушения координации различных органов тела.

Нарушения мобильности могут быть врождёнными или приобретёнными с возрастом. Также они могут являться последствиями заболевания или травмы. К примеру, люди, получившие перелом конечности, также попадают в эту категорию.

Нарушения структур спинного мозга

Травмы спинного мозга нередко приводят к пожизненным нарушениям здоровья. Как правило, повреждения возникают в результате серьёзных происшествий. Повреждения могут быть полными и неполными. В случае неполных повреждений проводящая способность нервных волокон спинного мозга частично сохраняется. В некоторых случаях повреждения могут быть последствиями родовой травмы.

Травмы головы - нарушения работы головного мозга. Повреждения головного мозга влекут за собой нарушения в его работе. Два основных типа повреждений - приобретённые и травматические, степень повреждений варьируется от лёгкой до тяжёлой. Первый тип повреждений не является врождённым, а возникает уже после рождения. Второй тип повреждений, в основном, обусловлен влиянием внешних воздействий: дорожно-транспортные и бытовые происшествия, спортивные травмы, криминальные происшествия, травмы на отдыхе и др. Травматические повреждения могут приводить к эмоциональной дисфункции и расстройствам поведения.

Нарушения зрения

Сотни тысяч людей страдают от различных нарушений зрения - от незначительных до серьезных. Некоторые нарушения могут со временем привести к слепоте. Чаще всего нарушения зрения бывают вызваны повреждением роговицы глаза, повреждением белочной оболочки глаза, заболеваниями, спровоцированными диабетом, сухостью глаз, роговичными трансплантатами.

Нарушения слуха

Нарушение слуха может быть частичным или полным. Глухота может быть врожденной или развиться с возрастом вследствие заболеваний. К примеру, менингит может стать причиной повреждения слухового нерва или улитки.

Нарушения восприятия и неспособность к обучению

К нарушениям восприятия относятся дислексия, различные затруднения в приобретении знаний, нарушения речи.

Психические расстройства

Аффективные расстройства - краткосрочные или долгосрочные расстройства настроения или самочувствия.

Нарушения психики - термин, который используется для описания состояния людей, страдающих от психологических проблем или заболеваний, таких как: расстройства личности - неадекватные модели поведения, в настолько тяжелых формах, что не позволяют человеку вести быт, социализироваться и, в целом, поддерживать нормальный образ жизни.

Шизофрения - ментальное расстройство, связанное с распадом процессов мышления и эмоциональных реакций.

Невидимые нарушения отличаются тем, что не могут быть мгновенно распознаны окружающими. Как правило, они имеют неврологическую этиологию. К примеру, не все люди с нарушениями зрения носят очки, кто-то испытывает хронические боли в спине при сидении или постоянную усталость, страдает нарушениями сна, депрессией или агорафобией и пр. По статистике, таким типом нарушений страдают 10% жителей США.

3. Учёт инвалидности

По географическому принципу

Глобальное бремя болезней, ГББ (Global Burden of Disease) - группа показателей, характеризующих смертность и получение инвалидности от основных заболеваний, травм и факторов их риска. Эти показатели выявлены в результате комплексных региональных и/или глобальных медицинских статистических исследований Всемирной организации здравоохранения.

ВОЗ измеряет глобальное бремя болезней (ГББ) в количестве лет жизни, утраченных в результате инвалидности (ДАЛИ). Этот временной показатель сочетает годы жизни, утраченные из-за преждевременной смертности, и годы жизни, утраченные в связи с состояниями здоровья, не отвечающими критериям полного здоровья. Показатель ДАЛИ был разработан в ходе проведения первоначального исследования ГББ 1990 г. для согласованной оценки бремени болезней в разбивке по болезням, факторам риска и регионам.

Таблица 1. Численность населения мира со средней и тяжелой инвалидностью по регионам, полу и возрасту. Данные исследования «Глобальное бремя болезней», оценка на 2004 год

Страны с высоким уровнем дохода - это страны, Валовый национальный доход (ВНД) которых на 2004 год составил 10 066 $ и выше (по оценкам Всемирного банка).

Страны с низким уровнем дохода - это страны, Валовый национальный доход (ВНД) которых на 2004 год составил менее 10 066 $ (по оценкам Всемирного банка).

Классификация болезней по формам приведена в Таблице 2. Предлагаем здесь и далее считать тяжелую форму инвалидности - аналогом I группы инвалидности по принятой в РФ классификации, среднюю - II группы инвалидности.

Коэффициент тяжести рассчитан для обоих полов и всех возрастных категорий для всего населения мира. В ряде случаев у одного человека могут встречаться патологии разных степеней тяжести; в таком случае ему присваивается вплоть до семи классов инвалидности. Тяжелая форма инвалидности соответствует классам VI и VII, средняя - от III и выше.

Таблица 2. Классификация групп инвалидности в исследовании «Глобальное бремя болезней», с указанием хронических заболеваний и осложнений для каждого класса

По причине инвалидности

Наиболее распространенными причинами инвалидности во всем мире является потеря слуха во взрослом возрасте и рефракционные нарушения слуха. Психические расстройства, такие как депрессия, расстройства, вызванные употреблением алкоголя, душевные расстройства (например, биполярного расстройство и шизофрения) также среди 20 ведущих причин инвалидности. Картина между странами с высоким и низким уровнем дохода отличаются. В странах с низким уровнем дохода, гораздо больше людей имеют инвалидность ввиду предотвратимых причин, таких как непреднамеренные травмы и бесплодие, возникающие в результате небезопасных абортов и материнского сепсиса. Также, в странах с низким уровнем доходов, инвалидность вследствие непреднамеренных травм среди молодых людей и катаракта среди пожилого населения являются гораздо более распространенным явлением.

Таблица 3. Распространенность средней и тяжелой форм инвалидности (млн) для ключевых инвалидизирующих заболеваний по возрасту для стран с высоким, средним и низким уровнем дохода, “Глобальное бремя болезней”, оценка на 2004 год.

По возрасту

Глобальное старение оказывает существенное влияние на развитие инвалидности. Более высокий уровень инвалидности среди пожилых людей отражает исполнение накопленных рисков для здоровья через травмы и хронические заболевания.

Таблица 4. Возрастная распространенность инвалидности по уровню валового национального продукта

Таблица 5. Возрастная распространенность инвалидности по полу

Распространенность инвалидности среди людей 45 лет и старше в странах с низким уровнем дохода выше, чем в странах с высоким уровнем доходов, а также среди женщин выше, чем среди мужчин.

Таблица 7. Распределение количества людей с инвалидностью по возрастам на примере Австралии, Канады, Германии, Ирландии, Новой Зеландии, ЮАР, Шри-Ланка, США (%)

4. Материальное положение и структура выплат

В Европе социальные расходы, направляемые на помощь людям пожилого возраста, призваны смягчить риски, возникающие с достижением старости, - снижения уровня доходов, недостаточности доходов, утраты независимости в выполнении повседневных дел, снижения участия в социальной жизни, и т. д. При этом расходы на медицинскую помощь пожилым должны быть отнесены к другой статье расходов - в связи с болезнью и необходимостью лечения. Однако строго разграничить их не всегда просто. В большинстве стран ЕС социальные расходы по трем направлениям - в связи со старостью, со смертью члена семьи и инвалидностью - в высокой степени взаимозависимы. С целью обеспечить лучшую сопоставимость расходы на помощь в связи со старостью и по случаю смерти члена семьи нередко объединяют, рассматривая их совместно.

В 2007 году социальные выплаты и пособия составили в ЕС-27 25,2% ВВП

В 2007 году социальные выплаты и пособия (без учета административных издержек и других расходов) составили в ЕС-27 25,2% ВВП. Больше всего выплат и пособий было направлено на помощь в связи со старостью и по случаю смерти члена семьи - 46,2% всех социальных пособий и выплат, или 11,7% от ВВП, а также по случаю болезни и необходимости лечения - 29,1% от общего объема социальных выплат и пособий в ЕС-27, или 7,4% от ВВП. На все выплаты по остальным направлениям социальной защиты было потрачено 6,1% ВВП.

Рисунок 1. Социальные пособия и выплаты, предоставленные в ЕС-27 в 2007 году, по назначению,%

Таблица 6. Размер и условия выплат по инвалидности на человека в месяц ,,

 

 

Это интересно: