→ Романов автотранспортная психология. Предмет и задачи транспортной психологии

Романов автотранспортная психология. Предмет и задачи транспортной психологии

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОСИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

НАБЕРЕЖНОЧЕЛНИНСКИЙ ИНСТИТУТ (ФИЛИАЛ) ФЕДЕРАЛЬНОГО

ГОСУДАРСТВЕННОГО АВТОНОМНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДНИЯ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«КАЗАНСКИЙ (ПРИВОЛЖСКИЙ) ФЕДЕРАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

Автотранспортная психология

Методические указания по выполнению практических работ для студентов дневного и заочного отделений всех специальностей

Набережные Челны

Автотранспортная психология: Методические указания по выполнению практических работ для студентов дневного и заочного отделений всех специальностей. /Составитель к.п.н. Бурганова Н.Т. – Набережные Челны: Издательско-полиграфический центр НЧИ КФУ, 2014. – 48стр.

Методические указания составлены на кафедре "Социальных наук" НЧИ КФУ. Включают основные психологические и физиологические тесты, позволяющие установить профессиональную пригодность и предрасположенность к управлению транспортным средством, определить надежность и работоспособность в различных ситуациях, методику выполнения практических работ в области автотранспортной психологии и обработки полученных результатов.

Рецензенты:

кандидат психологических наук, доцент Л.М. Закирова,

кандидат технических наук, доцент И.Р. Мавлеев

Печатается в соответствии с решением научно-методического совета Казанского государственного федерального университета.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Автотранспортная психология - наука, занимающаяся вопросами управления, взаимодействия оператора и техники, проектирования и эксплуатации системы СЧМ (среда-человек-машина), называется инженерной психологией. Человеческий фактор в технике на строго научной основе стал использоваться только с появлением инженерной психологии. Известный психолог А.Н.Леонтьев в связи с этим писал: «Необходимо видеть в машине человека или, иными словами, описывать машину сквозь призму человеческой деятельности». Это стало одним из принципов инженерной психологии.

Инженерная психология объединяет такие две далекие по своей сущности области научных знаний, как психология и техника. Как техническая наука, инженерная психология изучает пульты управления, характер и источники информации, для того чтобы определить требования, которые они предъявляют к человеку. Как психологическая наука инженерная психология изучает психические процессы и физиологические свойства человека, выясняя, какие требования к техническим устройствам вытекают из особенностей человеческого организма, т.е. решает задачу приспособления техники к условиям труда человека и его возможностям.

Автотранспортная психология формирует у студентов знания по инженерной психологии на автомобильном транспорте и предполагает их использование в дальнейшей практической деятельности по совершенствованию методов обучения и тренировки водителей. Изучает особенности поведения и эмоциональной сферы участников дорожного движения, занимается разработкой научно обоснованных режимов труда и отдыха, для учета психофизиологических и личностных особенностей человека при эксплуатации автомобилей, дорог и организации дорожного движения.

Проблема безопасности движения становится с каждым днем острее, несмотря на значительные усилия, прилагаемые для ее решения. Сегодня статистика дорожно-транспортных происшествий стала осязаемой для любого из читателей журнала – всякий без труда найдет знакомых, которые попали в аварию, если эта неприятность не произошла с ним самим. Анализ приводит к неумолимому выводу о том, что никакие организационные и технические мероприятия, отдельно взятые, не позволят коренным образом снизить аварийность, потому что 60–70% ДТП случается в результате ошибок водителей и пешеходов. Стало быть, важнейший резерв снижения дорожных происшествий заложен в повышении общего уровня мастерства вождения.

Данные методические указания по выполнению практических работ по дисциплине «Автотранспортная психология» для студентов помогут закрепить теоретические основы курса, получить навыки тестирования и исследования психофизиологических особенностей личности, научиться определять с помощью тестов профессионально важные качества водителя, такие как темперамент, внимание, эмоциональная устойчивость, сенсомоторная координация, скорость реагирования, свойства зрения и др.

Согласно новым требования Министерства образования и науки Российской Федерации, теперь начинающие водители, обучающиеся в автошколах, прежде чем получить права, обязаны пройти специальные психологические тесты. Подобное требование появилось неслучайно. Оно вызвано высоким уровнем ДТП на отечественных дорогах. Тестовая проверка для водителей – это не просто очередное распоряжение сверху, призванное создать видимость деятельности в министерстве. Это предварительная проверка психофизиологических особенностей человека, от которых и зависит поведение водителя на дороге. Немногие знают, что в военных вузах тестирование – это неотъемлемая часть предварительного профотбора. Еще совсем недавно данные тестов носили лишь рекомендательный характер. Однако время показало, что большинство из тех, кто бросил учебу в вузе, с психологическими тестами тоже не справилось. Следовательно, тесты не так уж и бесполезны. А при обучении вождению они просто необходимы. Они проверяют память, психомоторику, глазомер, устойчивость, способность ориентироваться в пространстве, способность переключаться и распределять свое внимание, эмоциональную стабильность, динамику работоспособности. Для водителя немаловажное значение имеют и личностные качества, которые также можно проверить во время тестирования. Это в первую очередь темперамент, конфликтность, склонность к риску и способность к монотонной работе.

Изложены основы психофизиологии труда водителя и инженерной психологии. Описаны факторы, определяющие надежность водителей, и мероприятия по ее повышению в различных видах водительской деятельности; показано влияние психологических и личностных качеств, а также погодных условий на поведение водителей, представлены методы их совершенствования и тренировки, технические средства психофизиологического отбора водителей. Рассмотрены психофизиологические особенности управления автомобилем в ночное время и на больших скоростях.
Для студентов высших учебных заведений.

ВОДИТЕЛЬ КАК ОПЕРАТОР СИСТЕМЫ ВАДС.

Человек, управляющий техникой на современном уровне развития общественного производства, является наиболее важным звеном в системе управления. Это привело к формированию понятия системы «человек -машина» (СЧМ). Под СЧМ понимается система, включающая в себя человека-оператора и машину, посредством которой осуществляется трудовая деятельность. Оператор - это человек, выполняющий какую-либо операцию (действие).
Функции оператора выполняют работники самых различных профессий. Основным содержанием их деятельности являются прием, анализ, переработка информации и выполнение соответствующих действий по управлению регулируемым объектом или производственным процессом.
Водителя автомобиля можно рассматривать как оператора сложной системы ВАДС. Однако при этом следует отметить особенности его операторской деятельности, отличающие его работу не только от работы многих операторов СЧМ, но и от деятельности операторов некоторых других транспортных средств. Например, летчик в полете 90% информации получает в закодированной форме от различных приборов, расположенных на приборной доске. Водитель автомобиля большую часть информации (до 95 %) получает от автомобиля, дороги, среды движения и лишь небольшую часть закодированной информации - от контрольно-измерительных приборов автомобиля. Летчик может использовать автопилот и периодически ослаблять режим слежения. Водитель не имеет такой возможности, так как отвлечение внимания в быстро меняющейся дорожной обстановке даже на 1 - 2 с иногда приводит к возникновению аварийной ситуации.
Однако водитель, изменяя скорость движения или маршрут, может снижать или увеличивать количество поступающей информации в единицу времени (следует отметить, что в некоторых условиях, например при
движении в плотных транспортных потоках, увеличение или уменьшение скорости движения практически невозможно).

Введение.
Глава 1. Надежность водителя в системе «водитель-автомобиль -дорога-среда».
1.1. Водитель как оператор системы ВАДС.
1.2. Психофизиология труда водителя.
1.3. Автотранспортная психология.
Глава 2. Психологическая надежность водителей.
2.1. Анатомо-физиологическле основы психики.
2.2. Ощущение и восприятие водителя.
Глава 3. Психофизиологические и социальные особенности
деятельности водителей.
3.). Психомоторика и реакции водителей.
3.2. Внимание водителя и безопасность движения.
3.3. Память и мышление.
3.4. Эмоции и воля.
3.5. Личность водителя и его профессиональная деятельность.
3.6. Профессиональный отбор водителей автомобилей.
Глава 4. Психофизиологические особенности управления
автомобилем в сложных условиях.
4.1. Управление автомобилем в темное время суток.
4.2. Управление автомобилем на больших скоростях.
Глава 5. Работоспособность водителей и их надежность.
5.1. Утомление и его влияние на работоспособность водителей.
5.2. Влияние курения на надежность водителей.
5.3. Алкоголь и безопасность дорожного движения.
5.4. Зависимость работоспособности от состояния здоровья водителей.
Глава 6. Психофизиологические основы водительского мастерства
и его совершенствование.
6.1. Водительские навыки и их формирование.
6.2. Совершенствование водительских навыков.
6.3. Использование технических средств для приобретения
и совершенствования водительских навыков.
Список литературы.


Бесплатно скачать электронную книгу в удобном формате, смотреть и читать:
Скачать книгу Автотранспортная психология, учебное пособие, Романов А.Н., 2002 - fileskachat.com, быстрое и бесплатное скачивание.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Подобные документы

    Сущность глубинной психологии как названия для ряда направлений в психологии, ориентированных преимущественно на изучение бессознательных психических процессов. Основные положения, содержание, история развития психоанализа, роль Фрейда в данном процессе.

    презентация , добавлен 23.10.2014

    Психология - научное знание о закономерностях возникновения, формирования и развития психических процессов, состояний и свойств человека. Педагогика: предмет, категории, методы исследования. История становления современной педагогики и психологии.

    шпаргалка , добавлен 01.04.2011

    Душа как предмет психологических знаний, вопрос о природе души с точки зрения материализма и античной психологии. Основные этапы развития психологии в период Средневековья и эпоху Возрождения, а также период с Нового времени по середину XIX века.

    контрольная работа , добавлен 24.01.2011

    Психология как научное исследование поведения и психических процессов. Исследование воздействия различных факторов на поведение личности. Исторические основания психологии. Обзор развития основных школ в психологии, их основные положения, значение.

    курсовая работа , добавлен 11.10.2009

    Развитие психологии в России в XIX в. Связь психологии с педагогикой, научные работы К. Ушинского. И. Сеченов как основоположник учения о поведении, его концепция психических процессов и изучение рефлексов мозга. Биография В. Бехтерева и И. Мечникова.

    реферат , добавлен 09.12.2010

    Происхождение слова "психология" и её история. Задача психологии - исследование психических явлений. Явления, изучаемые психологией. Проблемы психологии. Методы исследования в психологии. Отрасли психологии. Человек как предмет общей психологии.

    курсовая работа , добавлен 02.12.2002

    История развития психологии как науки, ее основные этапы. Начало развития античной психологической мысли, Сократ и сократические школы. Учение Платона и Аристотеля о душе. Психологические учения нового времени. Психометрика и физиология органов чувств.

    контрольная работа , добавлен 08.03.2011

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Сибирская государственная автомобильно-дорожная академия

(ФГБОУ ВПО «СибАДИ»)»

Кафедра «Автомобили и тракторы»

КОНСПЕКТ ЛЕКЦИЙ

по дисциплине

Транспортная психология

для направления подготовки

190700.62 Технология транспортных процессов

Разработчик Арбатская Т.В.

Омск – 2011

ТРАНСПОРТНАЯ ПСИХОЛОГИЯ

Учебное пособие

Разработчик Арбатская Т.В. 1

1. ПРЕДМЕТ И ЗАДАЧИ ТРАНСПОРТНОЙ ПСИХОЛОГИИ 5

1.1. Основные определения 5

1.3. Системы "человек-машина" и "водитель-автомобиль" 6

1.3.1. Система "человек-машина" 6

1.3.2. Система "водитель-автомобиль" 7

1.4. Понятие надежности оператора 7

1.4.1. Пригодность 7

1.4.2. Подготовленность 7

1.4.3. Работоспособность 7

1.4.4. Факторы, влияющие на надежность водителя: 8

2. ПСИХИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ 8

2.1. Ощущение и восприятие 8

2.1.1. Анализаторы 8

2.1.2. Ощущения 9

2.1.3. Пороги чувствительности 9

2.1.4. Восприятие 11

2.2. Зрительный анализатор 12

2.2.1. Механизм зрения 12

2.2.2. Острота зрения 12

2.2.3. Поле зрения 13

2.2.4. Глазомер 13

2.2.5. Динамический глазомер 13

2.2.6. Цветоощущение 14

2.2.7. Ночное зрение 14

2.2.8. Зрение и возраст 14

2.2.9. Влияние алкоголя 15

2.3. Другие анализаторы 15

2.3.1. Слуховой анализатор 15

2.3.2. Вестибулярный аппарат 15

2.3.3. Суставно-мышечные ощущения 15

2.3.4. Кожные ощущения 15

2.4. Внимание 15

2.4.1. Активность внимания 16

2.4.3. Широта внимания 16

2.4.4. Распределение внимания 17

2.4.5. Переключение внимания 17

2.4.6. Интенсивность внимания 17

2.4.7. Устойчивость внимания 17

2.4.8. Рассеянность 17

2.5. Память 18

2.5.1. Кратковременная память 18

2.5.2. Долговременная память 18

2.5.3. Виды памяти 18

2.5.4. Продуктивность памяти 18

2.6. Эмоции 19

2.6.1. Внешние проявления эмоций 19

2.6.2. Эмоции высшие и низшие 19

2.6.3. Характеристики эмоций: 19

2.6.4. Виды эмоций 20

2.6.5. Эмоциональная устойчивость 20

2.7. Темперамент 21

2.7.1. Общая характеристика типов темпераментов 22

2.8. Время реакции 23

2.8.1. Время простой реакции 23

2.8.2. Время сложной реакции 24

3. Рабочее место оператора 25

3.1. Рабочее место водителя грузового автомобиля 25

3.1.1. Общие требования 25

3.1.2. Рабочая поза водителя 25

3.1.3. Размеры рабочего места 25

3.1.4. Сиденье 26

3.1.5. Спальное место 26

3.1.6. Основные органы управления 26

3.1.7. Кабина 27

3.1.8. Обзорность 28

3.1.9. Факторы рабочего места 28

3.2. Панель приборов 28

3.3. Системы управления автомобилем 31

3.3.1. Управляемость системы управления 31

3.3.2. Система "водитель-автомобиль" 31

3.3.3. Статическая характеристика системы управления 32

3.3.3.1. Коэффициент преобразования 32

Хрестоматия по юридической психологии. Особенная часть.
ПСИХОЛОГИЯ БЕЗОПАСНОСТИ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ


Романов А.Н.
АВТОТРАНСПОРТНАЯ ПСИХОЛОГИЯ

М., 2002. Стр. 14-19.


Глава 1. Надежность водителя в системе "Водитель-Автомобиль-Дорога-Среда"

1.2. ПСИХОФИЗИОЛОГИЯ ТРУДА ВОДИТЕЛЯ

Психофизиология - наука о протекании физиологических реакций при изменяющихся психологических условиях. Психология (от греч. psyche - душа и logos - понятие, учение) изучает закономерности человеческой психики. Физиология изучает функционирование органов и систем человеческого организма.

Психофизиология труда - это наука о протекании психических и физиологических процессов при трудовой деятельности человека и их влиянии на его состояние и работоспособность.

Психофизиология труда водителя изучает психофизиологические особенности его труда, требования, предъявляемые к его психическим процессам и физиологическим функциям в различных видах водительской деятельности, и разрабатывает мероприятия, направленные на повышение надежности водителей, эффективности труда и сохранение их здоровья.

Для правильного понимания деятельности водителя и требований, которые эта деятельность предъявляет к его психофизиологическим качествам, необходимо учитывать условия, в которых ему приходится работать. Поэтому говорят о психофизиологических особенностях труда водителя, к которым можно отнести следующие.

1. Действия водителя автомобиля. Они являются ответными реакциями на невероятное многообразие неожиданно возникающих дорожных ситуаций, порой совершенно непредсказуемых. Неожиданность требует быстрого переключения одной двигательной установки на другую. Это вызывает выраженное нервное напряжение, что нередко приводит к ошибкам. Смена установки в подобных случаях оказывается посильной и доступной не всем водителям. В подобных ситуациях главное - не скорость реакций, а умение управлять ими, ускорять или замедлять их при необходимости. Особенно важна точность реакции переключения, основанной на быстрой и верной оценке результатов уже выполненных действий и своевременном исправлении допущенных ошибок. Велика и оперативная насыщенность работы водителя в условиях интенсивного дорожного движения. По данным Г. М. Далецкой, водитель автомобиля за рабочий день (7-8 ч) оценивает в среднем 2000 дискретных производственно важных раздражителей и производит 7000 ответных действий, машинист электровоза за то же время работы воспринимает лишь 1300 раздражителей и производит 1100 ответных действий. По данным А. К. Сабирова, общее число трудовых операций в течение смены (7-8 ч) у водителей городского автобуса - 5600, у водителей такси - 5300.

2. Периодическое чередование двух противоположных, отрицательно влияющих на продуктивность работы условий - монотонности и информационной перегрузки. Монотонность (однообразие) возникает при низкой интенсивности движения, отсутствии других участников движения, однообразном ландшафте окружающей местности, на прямых участках дороги большой протяженности, продолжительном движении в колонне с постоянной скоростью, длительном воздействии однообразных световых или звуковых раздражителей через равные промежутки времени, а также при фиксации взгляда на световом раздражителе. Такими раздражителями для водителя могут быть шум от двигающегося рядом продолжительное время грузового автомобиля, шум от своего автомобиля, фиксация взгляда на солнечном блике бампеpa впереди идущего автомобиля и т. п. Монотонность приводит к снижению двигательной активности, сонливости и, как следствие, к грубым ошибкам при внезапном усложнении дорожной обстановки, а иногда к засыпанию за рулем. Информационная перегрузка возникает при интенсивном дорожном движении, особенно в условиях большого города или при движении на больших скоростях.

3. Выраженное нервно-психическое напряжение водителя. Оно определяется повышенной опасностью автомобиля как транспортного средства повышенной опасности. Поэтому водитель постоянно испытывает чувство высокой ответственности за жизнь пассажиров, сохранность груза, автомобиля, а также за свою собственную безопасность. При этом нередко преобладают отрицательные эмоции: страх, тревога, сомнение, постоянное ожидание возникновения аварийных ситуаций и неуверенность в их благополучном исходе. Такие чувства испытывает каждый водитель, однако у опытного, обладающего высокой устойчивостью к нервным перегрузкам водителя степень нервного напряжения будет значительно меньше, чем у эмоционально неустойчивого новичка. Чрезмерное или длительное нервное напряжение приводит к нарушению таких процессов, как восприятие, внимание, мышление, память; отмечается также увеличение времени реакции и нарушение координации движений.

4. Непрерывность и дискретность. В деятельности водителя эта особенность выражается в том, что, с одной стороны, он заинтересован как можно быстрее, без перерывов и с соблюдением Правил дорожного движения доставить груз или пассажиров из одного пункта в другой, а с другой стороны, непрерывность движения постоянно замедляется или прерывается возникающими помехами (другими автомобилями, пешеходами, состоянием дороги, сигналами светофоров, плохой видимостью и т.д.). Возникающие в связи с этим частые остановки и возобновление движения, уменьшение или увеличение скорости и другие противоположные действия предъявляют высокие требования к подвижности нервных процессов водителя и являются одной из причин развития утомления. Так, по данным А. К. Сабирова, водители автобуса за рабочую смену (7-8 ч) делают 400-500 остановок, до 2000 раз включают сцепление и переключают передачи. За 1 км пути водитель такси выполняет в среднем 19,9 операций, а водитель автобуса - 40,5. Хронометраж, проведенный во Франции, показал, что при вождении автомобиля в большом городе у водителя в среднем за 1 ч управления уходит: 15 мин - на торможение, 10 мин - на стоянку перед перекрестком, 16 мин - на трогание с места и разгон и лишь 19 мин - непосредственно на езду.

5. Работа в условиях навязанного темпа и дефицита времени. Навязанный и произвольный темпы работы можно проиллюстрировать на простом примере. На экране загораются, периодически чередуясь, лампочки красного и зеленого цвета. Испытуемый должен гасить красную лампочку нажатием на кнопку правого выносного пульта, а зеленую - левого. При произвольном темпе лампочка будет гореть, пока он ее не погасит. Очередная лампочка вспыхивает только после того, как он погасит предыдущую. Это произвольный темп. При навязанном темпе лампочки автоматически вспыхивают через определенные промежутки времени независимо от действий испытуемого, который должен успеть нажать нужную кнопку, пока лампочка не погасла. В простых дорожных условиях водитель работает в произвольном темпе. Он в соответствии со своими возможностями выбирает скорость движения и не очень ограничен временем при выполнении различных маневров.

Работа в навязанном темпе возникает при вождении автомобиля на высокой скорости, в условиях интенсивного движения в больших городах и на скоростных дорогах, а также при возникновении опасных ситуаций. Навязанный темп и дефицит времени имеют место при управлении оперативными автомобилями (милиции, пожарными, скорой медицинской помощи), когда водитель вынужден вести автомобиль на большой скорости, нередко в условиях оживленного городского движения. В таких случаях водитель не успевает воспринимать необходимую дорожную информацию, правильно оценивать ее и своевременно выполнять необходимые управляющие действия. В ограниченные временные условия попадает водитель при неожиданном возникновении опасных ситуаций, особенно, когда такие ситуации возникают одна за другой. Так, сделав резкий поворот, чтобы не наехать на пешехода, водитель оказывается перед движущимся навстречу автомобилем. В таких ситуациях он иногда непроизвольно продолжает действие, которое в изменившихся условиях должно быть прекращено. По этой причине водитель запаздывает с выполнением необходимых управляющих действий в новой ситуации. Автогонщик, для того чтобы победить, должен постоянно выдерживать максимальную скорость, которую он старается лишь минимально снижать только при преодолении препятствий и на поворотах. Поэтому он постоянно работает в навязанном темпе и при дефиците времени. Надежность водителя при навязанном темпе не только требует высокой профессиональной подготовки, но и предъявляет большие требования к скоростным параметрам нервной деятельности, скорости и точности сенсомоторных реакций.

6. Постоянная и высокая степень готовности к действиям при неожиданном изменении дорожной обстановки. Она предъявляет особенно высокие требования к вниманию водителя. Однако интенсивность и устойчивость его внимания непроизвольно то повышается, то снижается. Если при снижении внимания внезапно возникает опасная ситуация, то ошибки водителя и ее неблагоприятный исход более вероятны. Поэтому водитель должен уметь рационально использовать различные качества внимания. Это достигается произвольным его напряжением или, наоборот, снижением, в зависимости от дорожной обстановки.

7. Неравномерность и неопределенность поступающей информации. При движении в простых дорожных условиях на дорогах с низкой интенсивностью движения водитель иногда в течение продолжительного времени может не получать никаких значимых раздражителей, требующих немедленных ответных действий. В условиях интенсивного городского движения или на скоростных до рогах нередко в течение одной секунды и даже одномоментно он должен воспринять и отреагировать на неожиданно возникающие раздражители или изменения дорожной обстановки. Информационная насыщенность на дорогах меняется при въезде в населенные пункты и выезде из них, при въезде со скоростной магистрали на дорогу с низкой интенсивностью движения, с главной улицы на боковую, и наоборот. Неопределенность поступающей информации выражается в том, что водитель никогда не может быть абсолютно уверен, что события на дороге будут развиваться так, как он предполагает.

8. Прогнозирование, т.е. предвидение вероятностного развития дорожной обстановки. Это свойство в психологии называется антиципацией (от лат. anticipatio - предвосхищение, предугадывание событий). Профессиональный опыт в значительной степени облегчает развитие этого качества, так как в основе прогнозирования лежит использование информации о прошлом для предвидения будущего. Особенно большие трудности при прогнозировании возникают, когда водитель должен одновременно предвидеть пове дение на дороге двух, а иногда и более объектов. При этом проис ходит раздвоение мышления, так как водитель одновременно должен предвидеть минимум два действия - свои и пешехода или свои и водителя другого автомобиля. Неожиданные препятствия или помехи иногда застают водителя врасплох. В этих случаях направление, в котором он должен двигаться, чтобы избежать ДТП, открывается в последние секунды. Эти периоды наибольшей психической нагрузки являются теми критическими моментами в работе водителя, во время которых оценка обстановки и необходимые действия для предотвращения ДТП должны быть выполнены почти мгновенно. Транспортные средства и пешеходы, движения которых должны быть приняты во внимание водителем, не только движутся в определенном направлении и с определенной скоростью, но и изменяют их, что подчиняется действию случайности. Однако эти изменения не всегда бывают неожиданными. Опытный водитель нередко по некоторым мелким, даже не всегда осознанным признакам может уловить, почувствовать намерение водителя другого автомобиля или пешехода. У него со временем вырабатывается особая форма наблюдательности, помогающая ему не только видеть в каждый момент наиболее опасные действия других участников движения, но и предвидеть их последствия и своевременными действиями предотвратить возникновение опасных ситуаций.

9. Активный поиск недостающей информации в условиях ограниченной видимости. При управлении автомобилем в темное время суток, в тумане, при сильном снегопаде, во время дождя водитель плохо видит дорогу, дорожные знаки, дорожную разметку, пешеходов и другие автомобили. Он затрудняется в определении положения своего автомобиля по отношению к другим участникам движения и активно ищет необходимую информацию для такой оценки. При этом появляется состояние нервного напряжения, неуверенности, тягостного ожидания возникновения аварийной ситуации. Такое состояние приводит к нарушению способности быстро воспринимать и правильно оценивать дорожную обстановку, своевременно принимать решения и выполнять необходимые управляющие действия, что при реальном усложнении дорожной обстановки может быть причиной грубых ошибок и ДТП.

Психофизиологические особенности управления автомобилем свидетельствуют о сложности водительской деятельности и обусловленных этим высоких требованиях, предъявляемых к водителю. Поэтому при конструировании новых или совершенствовании конструкций старых автомобилей, строительстве и обустройстве дорог, а также при организации дорожного движения необходимо учитывать психологические возможности водителей, разрешающую способность их нервной системы и органов чувств. Вместе с тем разработка мероприятий по рациональному режиму труда и отдыха водителей, методов их профессионального отбора, подготовки и совершенствования их профессионального мастерства должны проводиться с учетом требований, которые предъявляются к водителю автомобиля, технико-эксплуатационным показателям автомобиля, дорожным условиям и среде движения.

 

 

Это интересно: