→ Упражнения в бассейне для младенцев. Обучение плаванию: как научить грудничка плавать в ванной

Упражнения в бассейне для младенцев. Обучение плаванию: как научить грудничка плавать в ванной

Многие родители плотно занимаются развитием своего малыша, в том числе начинают обучать новорожденного раннему плаванию с нуля. Возникает множество закономерных вопросов: насколько это целесообразно, в чем польза, не рано ли и не опасно ли для здоровья и жизни крошки? Давайте попробуем ответить на эти вопросы.

Когда начинать учить детей плавать?

Татьяна Елизарова, детский тренер по плаванию, рассказывает, что никаких ограничений по возрасту для обучения плаванию у детишек нет. От нуля до года можно использовать домашнюю ванну, а с года приходить в бассейн.

Единственное, что советуют педиатры, - дождаться пока заживет пуповина, и только потом начинать купания. То есть через 15-20 дней после рождения. К этому времени кроха подрастет, прибавит в весе, адаптируется к новой действительности. А врожденные рефлексы еще не забудутся, малыш легко вспомнит свое умение и воспользуется им.

Нельзя учить детишек плаванию время от времени, занятия должны быть регулярными. Повторяемые движения посылают сигналы в кору головного мозга, что активизирует появление новых нервных связей. Новые связи влияют на двигательные, дыхательные, другие функции. Это регулирует и ускоряет слаженность всех функций организма.

Профессиональные детские инструкторы по плаванию и педиатры уверены, что учить детей плавать можно буквально с рождения

Врожденные инстинкты

Плавательный рефлекс

До рождения целых девять месяцев кроха плавал, нырял и развивался в жидкой среде. То есть, рождаясь, ребенок номинально умеет плавать. Удельный вес его тельца невелик, поэтому у крохи природная плавучесть, вода легко держит ребенка. И если не поддержать плавательный рефлекс, не научить плавать младенца в первые недели и месяцы, то после трех месяцев он забудет свое умение.

Толчковый рефлекс

Еще одно важное умение младенца - толчковый рефлекс. Если малыш коснется ножками дна, под воздействием веса тела ножки сгибаются. Вот тут вступает в силу толчковый рефлекс: ножки разгибаются, отталкиваются от дна, кроха всплывает вверх.

Инстинкт самосохранения и рефлексы помогут крохе плавать и нырять с радостью для себя и родителей.

Чему учит тренер детей до года

Татьяна Елизарова объясняет, что с маленькими детьми до года это не совсем плавание. Опытный инструктор приучает их к воде, учит задерживать дыхание, и к 4-5 месяцам ребенок способен до 40 раз проныривать за один урок.

До рождения ребенок умел задерживать дыхание в жидкости, поэтому задача взрослых заключается в том, чтобы помочь ему не забыть это знание. Задерживая дыхание в воде, грудничок легко сможет нырять. Умение нырять и не дышать под водой - серьезный навык, доступный не каждому взрослому. Малыш не захлебнется, рефлекс заставит его задержать дыхание на несколько секунд. Рефлекторно сердечная мышца замедляет сокращения, большая часть крови подается в мозг и сердце. Это сохраняет кислород в легких и сосудах, позволяет юному ныряльщику дольше оставаться под водой.

Польза плавания

Древние говорили о невеже: «Он не умеет ни читать, ни плавать». Поэтому античных воинов с младенчества бросали в воду для закаливания и обучения плаванию. Сейчас родители возят детей в бассейны, где начиная с 2-3 недель или с 1-2 месяцев новорожденных обучают плаванию. Однако многие все же задаются вопросом, нужно ли учить таких маленьких плаванию, опускать в воду, рискуя здоровьем, а может и жизнью крохи?

Детское плавание - это явление совсем не новое. Известно, что методики занятий с детьми раннего возраста получили развитие с 1939 года благодаря госпоже Тиммерман из Австралии. Сегодня мало кто сомневается, что ранние занятия в воде идут на пользу здоровью и физическому развитию малыша. Для грудного карапузика вода более привычна, чем воздух, поэтому в воде организм укрепляется, развивается, оздоравливается быстрее, чем на воздухе.

В воде кроха двигается, активно работает ручками и ножками, плавает, закладывает фундамент здорового организма. При плавании малыш развивается быстрее, чем лежа в кроватке. Быстро формируется дыхательная, сердечно-сосудистая, мышечная, опорно-двигательная, иммунная системы.

После купания и занятий плаванием малыш лучше кушает, чувствует себя спокойно, не капризничает. После водных процедур быстрее устанавливается режим дня и ночи, кроха спит спокойнее.

Цели освоения водной среды

Перед родителями всегда должны стоять цели, зачем они учат своего малыша плаванию. Цели следующие:

Дома в ванне

Дома малышу привычно, вокруг все знакомые, поэтому плавание в домашней ванне пройдет безболезненно для грудничка.

Для того, чтобы быстро научить плаванию малыша, говорите с ним негромко, ласково, с улыбкой. Мягко и осторожно поддерживайте его руками. На первых порах воспользуйтесь кругом или наденьте на кроху плавательный жилет.

Родительскую ванну необходимо тщательно вычистить и промыть сильной струей воды. Первоначальная температура воды, как при купании, равна температуре тела или 36-37°С. Постепенно, каждый месяц, снижайте температуру на 1 градус, пока не доведете до 34°С.

Подробную инструкцию желательно получить у доктора или инструктора по плаванию грудных детишек. Идеально - пригласить детского тренера по плаванию, специализирующемся на обучении именно грудничков с нуля. Но в целом инструкции сводятся к тому, что обучение начинается с плавания на спине, затем на животе, потом осваивается ныряние.

Учим плавать

  • На спинке кроха умеет плавать, нужно только помочь ему вспомнить умение. Одной рукой мама или папа поддерживает головку, второй попку. Так малыша медленно катают вдоль ванны. На первый раз можно этим ограничиться. В следующее плавание поддерживайте крошку только за головку. Руки под головой меняйте с интервалами, чтобы иногда малыш плыл самостоятельно. А через несколько недель (для некоторых малышей через несколько дней) он сможет плыть сам.
  • Когда малыш на животике, поддержите его под подбородок и под животик. Так же, как на спине, давайте ребенку возможность поплавать самостоятельно. Ваша задача ─ научить кроху держать головку над водой.


Обучение плаванию: мама держит ребенка одной рукой под животик, а другой - за подбородок. Можно делать с крохой «восьмерки» или просто возить его взад-вперед

Учим нырять

Следующая техника поможет вам научить малыша нырять.

1 этап
Начинаем упражнения перед умывальником. Громко произнесите: «Саша, ныряй!», подуйте в лицо крохи. Малыш задержит дыхание, а вы свободной рукой полейте на его головку и на личико водой. Ласково с улыбкой скажите ему, что он молодец. Обязательно хвалите малютку. Делайте это упражнение каждый раз, когда подносите малыша к умывальнику.

2 этап
Теперь все то же самое проделываем в ванной комнате. Опускаем малыша в ванночку или в ванну, дуем на личико, командуем: «Саша, ныряй!» и льем на его личико водичку.

3 этап
Увеличиваем количество воды. Теперь после того, как вы подули на кроху и скомандовали ему нырять, воду вы льете из большого стакана или ковша.

4 этап
Здесь может понадобиться 4 руки. Поливать малыша нужно в движении, постепенно увеличивая объем воды. Один родитель держит кроху за затылочек и подбородок, производя с ним «восьмерки» по ванне или просто водя его взад-вперед, а второй поливает на личико (после команды, естественно!).

5 этап
Пора опускать малыша на одну секунду в воду с полным погружением головы. Не забывайте перед погружением произносить: «Внимание, ныряем!».

6 этап
Увеличиваем пребывание малютки под водой. На этом этапе малыша уже можно отпустить одного в «свободное плавание» на несколько секунд.

Во время отдыха и в паузах между нырянием держать малыша необходимо вертикально за ребра.


Детский тренер должен быть квалифицированным, иметь опыт работы именно с детьми с нуля. Спрашивайте у него обязательно диплом! Обратите внимание, как тренер общается с детьми и на их реакцию на него

Радостное купание

Плавание для детишек до года - это закаливание, положительные эмоции, жизнерадостность, укрепление здоровья, общее развитие. Когда родители сумеют научить малыша держаться на воде и под водой, дышать и задерживать дыхание, двигать ручками и ножками, они увидят, как легко и свободно плавают детки.

Одно важное «но»: не начинайте занятия с ребенком, не будучи уверенными в своих силах. Не стоит окунать малыша, если вы не знаете, как точно нужно действовать; это может быть опасно. Желательно пригласить опытного специалиста, который все вам покажет и всему научит.

Водные процедуры чрезвычайно полезны для грудных детей. Но если одни мамы ограничиваются купанием младенца в детской ванночке с подставкой под спинку, то другие идут дальше вплоть до следования известному слогану "плавать - раньше, чем ходить!" Наверное, все мамы хоть что-то, да слышали о грудничковом плавании, а многие с разной степенью успеха практиковали обучение плаванию в домашней ванне, или в бассейне районной поликлиники. Портал Материнство предлагает обратиться к истории возникновения грудничкового плавания, познакомиться с теоретической основой этой методики и освоить некоторые практические навыки на конкретных примерах с фотографиями!

Плавание для грудных детей в домашней ванне. Фото - фотобанк Лори

Часть I. Теоретические аспекты плавания грудных детей

Из истории возникновения плавания малышей

Водные гигиенические ванны (туалетные ванны) грудным детям в возрасте 10-16 дней врачи-педиатры стали назначать в обязательном порядке в конце XIX в. Гигиенические ванны для младенцев носили исключительно пассивный характер и выполнялись на неподвижной основе при постоянной температуре воды в ванне 37-35°С.

В 1962 г. инструктор-спасатель бассейна "Москва" И.Б.Чарковский применил для недоношенного ребенка весом 1 кг 600 г своеобразный кювез-ванну с последующим обучением в нем нырянию, играм, плаванию.

Первая школа плавания и закаливания младенцев в полных ванных была организована в 1966 г. в Австралии практическими тренерами супругами Тиммермансами, апробировавшими методику плавания на своей дочери. Опыт Тиммермансов быстро переняли в США, Германии, Японии, Англии, Чехословакии.

В 1979 г. в специально созданном на базе педиатрической клиники Мюнхена Научно-исследовательском институте детского плавания имевшийся опыт был обобщен и проанализирован врачами, преподавателями плавания под руководством профессора К.Ветке. В 1971 г. Хайнц Бауермайстер, непосредственно занимавшийся обучением плаванию грудных детей, доложил результаты работ на Всемирной конференции медицинского комитета Международной Федерации плавания.

Было обучено плаванию более 700 грудных детей. Почти все они оказались невосприимчивыми к простудным заболеваниям, развивались быстрее своих сверстников, были намного активнее.

Большой вклад в пропаганду и агитацию плавания и закаливания младенцев в СССР внес президент Международного медицинского комитета ФИНА Захарий Павлович Фирсов, опубликовавший серию статей и организовавший несколько телепередач об этом виде плавания. Активные исследования в области физиологии плавания грудных детей и агитацию провел профессор Илья Аркадьевич Аршавский.

Закаливанию с помощью воды, солнечным и воздушным ваннам, физической культуре для детей грудного возраста придавали большое значение выдающиеся деятели отечественной педиатрии профессора А.А.Кисель, В.И. Молчанов, М.С.Маслов, Г.Н.Сперанский, А.Ф.Тур.

В СССР плавание в организованных центрах при детских типовых поликлиниках Москвы было начато в 1976-1977 гг.

Значение обучения плаванию в грудном возрасте

Успех в первичной и повторной профилактике заболеваний, нормальное развитие и воспитание детей грудного возраста могут быть обеспечены только в комплексе всех мероприятий по уходу, питанию, учету биоритмов сна и бодрствования.

Внутриутробно ребенок развивается в течение 9 месяцев в жидкой среде, в условиях антигравитации, и рождается с плавательными рефлексами, угасающими без закрепления в возрасте 3-3,5 месяца.

Физически беспомощный и неспособный координировано двигаться на суше в связи с резким переходом от относительной невесомости в период эмбрионального развития к воздействию сил гравитации после рождения, ребенок удивительно активен и эмоционален в полной ванне. Удельный вес младенца из-за большого количества лецитиновых жиров меньше удельного веса взрослого человека, поэтому младенец имеет положительную плавучесть и легко держится на воде, если у него выработан и закреплен в автомат навык плавания. Специфическое и важное значение имеет рефлекс задержки дыхания при погружении ребенка в воду, что с успехом используется при обучении плаванию и нырянию младенцев.

Систематические ежедневные занятия плаванием позволяют научить грудного ребенка плавать к концу первого года жизни. Надо помнить, что навыки плавания, приобретенные в грудном возрасте, остаются на всю жизнь при условии продолжения занятий в 2-3-летнем возрасте. Прекращение на 1-2 месяца занятий плаванием ведет к потере плавательных навыков, которые нужно восстанавливать вновь.

Воспитание в семье плавания, гимнастики, массажа и закаливания имеет большое значение для воспитания с самого раннего детства гармонически развитого человека.

Систематические занятия закаливанием и плаванием в полных ваннах:

  • Вызывают у грудных детей ярко выраженные положительные эмоции - радость, улыбку, гуление, верещание, которые переходят после сеанса плавания в стойкие реакции торможения - крепкий, здоровый сон.
  • Одновременное укрепление как сердечно-сосудистой и дыхательной систем, так и опорно-двигательного аппарата ведет к нормальному развитию младенцев, снижая смертность первого месяца и года жизни.
  • Процедуры плавания стимулируют аппетит и повышают обменные процессы вместе с повышением функции пищеварения - основ нормального развития грудных детей.

Таким образом, методика плавания и закаливания грудных детей доступна родителям.

Противопоказания к занятиям

Процедуры плавания прекращаются, если ребенок выражает плачем, криком неудовольствие, а также в случае появления "гусиной кожи" или дрожи.

Противопоказаниями к занятиям плаванием являются: заболевания в острой стадии, заразные кожные болезни, отклонения в развитии, исключающие возможность занятий.

Врачебный контроль и практические консультации

Наилучшей формой контроля динамики здоровья малыша являются контроль неонатолога, педиатра или семейного врача, которые в курсе особенностей течения беременности, родов, первых дней и недель жизни ребюенка.

Консультации по плаванию желательны не реже одного раза в месяц. Их проводят консультанты по плаванию и/или медицинские работники в детской поликлинике или дома. Родители ребенка должны получить в течение года не менее 12 консультаций.

Часть II. Подготовка к плаванию

В основе плавания младенцев лежит:

  • плавание на спине и груди с ручной поддержкой,
  • автономными поддержками, и, наконец,
  • самостоятельное плавание.

Плавание на ручных поддержках проводится главным образом в полных ваннах, автономные поддержки могут быть применены в этих же ваннах и в основном в бассейне. Самостоятельное плавание в ваннах и бассейне лучше всего осуществляется путем постепенного уменьшения ручных и автономных поддержек.

Характер плавания во всех случаях интервальный - за проплывом следует короткий отдых. Плавание начинается на спине в возрасте от 5 дней и чередуется с плаванием на груди. В зависимости от индивидуальных склонностей может преобладать один из видов плавания.

Пассивная реакция при плавании на спине может быть использована для отдыха грудных детей. Плавание на груди у большинства младенцев вызывает более активные двигательные реакции, что следует использовать для активизации ребенка с первого месяца жизни.

Подготовка к плаванию

Одним из важнейших принципов обучения плаванию младенцев является стимулирование движений, которые проводятся методистом во время плавания одной рукой.

Правильному усвоению движений способствует специальная плавательная гимнастика на суше для рук и ног в положении на спине и груди, как во взаимообратной, так и в симметричной координации - король и брасс.

Активизация движений ребенка при плавании наступает обычно на 8-9-й минуте в результате специфического двигательного настроя и улучшения гемодинамики мышц.

Игры в воде

Грудной ребенок - не взрослый в миниатюре. Об этом следует помнить, проводя сеанс плавания. Игры и игрушки в самых разнообразных формах помогают создать необходимый фон положительных эмоций и стимулировать гребковые движения младенца.

Игрушки надо приготовить заранее. Они должны быть
- безопасные (лучше резиновые и пластмассовые, не бьющиеся, не «линяющие»)
- чистые,
- яркие,
- не маленькие, чтобы ребенок сразу видел их на бортике ванны, но и не огромные, чтобы малыш легко мог их удерживать в ручках.

Постепенность дозирования

В основе проведения комплекса физических упражнении лежит строгое совладение правил постепенности дозирования на каждом этапе развития грудного ребенка.

Например, нарастание дозы плавания на каждом занятии должно находиться в диапазоне 10-15 секунд, а снижение температуры воды в конце каждого месяца - равняться 0,5 С, Иначе говоря, активизация двигательных функций достигается увеличением количества и стимулированием движений, а достижение высокой степени закаленности - неуклонным снижением температур полных ванн.

Особое внимание обращается на постепенное погружение головки ребенка. В подготовительном периоде в возрасте 1-2 месяцев в воду погружается только рот на 2-4 секунды, что способствует тренировке задержки дыхания через нос. В 5-6 месяцев, когда ребенок начинает играть с игрушками, ему можно разрешить доставать тонущие предметы со дна ванны, в положении сидя, постепенно наращивая глубину, стимулировать таким путем погружение головки с носом, а затем и с глазами.

Возобновление занятий после перерыва

Возобновлять занятия, прерванные в связи с болезнью или другими причинами, следует так, как будто они проводятся с самого начала, со строгим соблюдением правил постепенности. Занятий плаванием после болезни возобновляются только после консультации с врачом и по его назначению.

Форсирование доз плавания. Температур и погружений

Всякое форсирование (резкое увеличение) доз плавания, снижение температур воды и увеличение времени и количества погружений запрещается. Например, снижение температуры ванны сразу до 30°С или погружение с носом под воду длительностью 10-15 сек. в возрасте 1-1,5 месяца в подготовительном периоде должно быть категорически запрещено.

Место занятий дома и инвентарь

Плавание и закаливание могут проводиться в обычной домашней ванне, аналогичной ванне зала водных процедур или меньшей по размерам. Рядом с ванной должен находиться столик для пеленания, пеленки, салфетки, вата, комнатный и водный термометры.

Из таблицы видно, что увеличение времени плавания за каждый месяц соответствует 2-5 минутам, а ежемесячное снижение температуры равняется половине градуса Цельсия.

Часть III. Практика грудничкового плавания

Начало занятий плаванием

Оптимальным возрастом начала занятий следует считать 5 дней - 2 недели. В три месяца возрожденные плавательные рефлексы угасают, и с ребенком намного труднее проводить занятия. Поэтому 3-3,5 месяца - самый поздний срок начала плавания грудных детей. После трех месяцев занятия плаванием носят более индивидуальный характер и более трудоемки.

Ручные поддержки

Положение ребенка на спине
Наиболее тяжелая, тонущая часть тела ребенка - голова. Поэтому все ручные поддержки осуществляются под голову и одновременно шею и верхнюю часть спинки.
Ручные поддержки могут и должны быть разнообразными.

* двойная ручная поддержка при плавании на спине четырьмя пальцами под спинку, шею и головку, два больших пальца лежат на груди;

* одноручная поддержка "ковшиком",

* одноручная поддержка "полукольцом" - большой и указательный пальцы охватывают шею, рука находится со стороны затылка и чуть сбоку, не мешая младенцу грести.

Одноручная поддержка "полукольцом" и "ковшиком" позволяют свободной рукой стимулировать гребки.

Как только ребенок начинает правильно грести, характер поддержки меняется. В положении на спине двойная поддержка осуществляется уже тремя, затем двумя и, наконец, одним пальцем под затылок ребенка.

Все виды поддержек должны осуществляться очень мягко и нежно и предельно свободно, давая ребенку возможность проявить инстинкт самосохранения, лежащий в основе плавательных рефлексов.

В плавании на спине поддержки легче и удобнее, чем на груди, и проводятся обязательно с погруженными ушами.

На груди

* наиболее удобна поддержка двумя руками головки за щеки и слегка под подбородок.

Одноручная поддержка на груди осуществляется "ковшиком" и также большим пальцем, его тыльной стороной под подбородок ребенка, остальные четыре поддерживают под грудь - вторая рука двумя пальцами слегка поддерживает затылок (поддержка "ухватом" - указательным и большим пальцами). Поддержка под подбородок помогает "запирать" рот, чтобы младенец не пил воду.

* Поддержка под грудь

Автономные поддержи

Самостоятельное плавание ребенка на спине лучше всего осуществляется с автономной поддержкой головы при помощи пенопластовых поплавков, вставленных в карманы чепчика и расположенных за ушами младенца.

1. У шапочки должны быть веревочка-ленточка (помимо завязок), продетая внизу шапочки. Она утягивает бОльшую шапочку по размеру головы малыша. За эти ленты потом, когда убрали руку из-под головы, водят плавающего малыша по воде.
2. Шапочку надевайте до погружения в ванну.
3. Шапочка должна быть сухая.
4. Дайте заранее малышу ей поиграть (днем).
5. Опустив в шапочке в воду, все равно поддерживайте сначала под головку малыша, постепенно отпуская руки.

Младенец может плыть с такой поддержкой в 3-4 месяца, немного раздвигая руки в стороны для баланса. Перевод младенца в бассейн можно проводить тогда, когда он активно гребет и балансирует. Автономные поддержки при плавании на груди сложнее; как правило, они должны держать на линии воды плечи и подбородок, их можно применять только в случае хорошей двигательной активности верхних конечностей младенца.

Обратите внимание, что из всех автономных поддержек самая лучшая - это такой чепчик. Ни чепчик-чебурашка (уши), ни воротник под шею не смогут постепенно приучать ребенка к самостоятельному плаванию.

Погружения и ныряния

1. Погружение под воду рта младенца в возрасте одного месяца на 2-3 сек. позволяет тренировать и задержку дыхания через нос. Обычно в этих случаях задержка дыхания определяется ощущением - поддерживающей под грудь руки - ребенок останавливает дыхание - на несколько секунд (4-10).

2. Моментальные погружения рта подводят ребенка и к погружению носа, которым все младенцы дышат.

Погружения же носа, а затем и глаз обычно происходят во время самостоятельных игр, в положении сидя, когда ребенок достает предмет со дна ванны.
Погружения рта под воду необходимо проводить на двойной ручной поддержке в положении на месте от 3-4 до 6-8 раз в занятие.

Как показывает практика, погружение рта под воду выполняют все дети, кроме младенцев с насморком. Во время плача ребенка погружения рта категорически запрещаются из-за опасности попадания воды в дыхательные пути. Нельзя выполнять погружения рта и во время проводки из-за встречной волны, попадающей в носовые ходы.

Во время игр, в положении сидя, ребенок хорошо сам погружает рот.
Самостоятельное продвижение к игрушке на задержке дыхания является прологом к самостоятельному плаванию. В принципе ребенок может быть обучен опытным методистом и погружению под воду с головой. Как показывает опыт, такие принудительные погружения со своими детьми проводят многие родители, начиная с 3 месяцев. Однако степень искусства обучения у тренеров родителей различна. Поэтому настоящая методика рассчитана только на принудительное погружение рта и самостоятельное погружение с головой в играх.

Ребенок, научившийся задерживать дыхание при погружении рта, носа и головы, умеющий хорошо грести руками, может плыть самостоятельно.

Самостоятельное плавание

Переход к самостоятельному плаванию на спине, как видно из сказанного выше, сравнительно прост и состоит в постепенном уменьшении ручной и автономной поддержки, в то время как сила гребков младенца и способность удерживать голову на поверхности воды становятся вполне достаточны. Плавание на спине, как правило, не связано с задержкой дыхания и ныряниями, а потому и более доступно в обучении.

Уменьшение автономной поддержки

Поплавки с чепчика снимаются парами с разных краев, начиная с верхнего. Как только малыш адаптируется к уменьшенному количеству поплавков и будет чувствовать себя уверенно, можно смело снимать еще пару.

На фото видно, что на чепчике остались 2 последних, нижних.

А вот тут уже чепчик не нужен (ребенку 4,5 мес.)

Ребенку 6 мес. Самостоятельно лежит на спинке и ему это нравится.

Ребенок в 6 мес. самостоятельно проплывает ванну, отталкиваясь от бортика и гребя руками. Рука взрослого находится рядом.

Фото 13


Фото 14

Другое дело - плавание на груди. У младенцев, так же как и у плавающих млекопитающих - дельфинов, китов, - передвижение в воде связано с нырянием и задержкой дыхания. Естественно поэтому сначала обучать младенца задержке дыхания и самостоятельному погружению, и только потом, при условии хороших гребковых движений руками, применять произвольное соскальзывание, упражнения типа "торпеда".

Обучение движениям

Важнейшее значение имеет правильный контроль за выполнением гребков руками и толчков ногами в кролевых и симметричных способах плавания. Так, например, у многих младенцев может быть отработан и закреплен классический толчок ногами (фото 14) способом брасс на груди.

При плавании на спине младенцы хорошо гребут руками через стороны от головы к бедру, если им правильно "показывают" такой гребок вначале на суше, а потом в воде (фото 13). На практических занятиях грудных детей в поликлинике методист-консультант должен вовремя определить время перехода от плавания на ручной поддержке к плаванию на автономной поддержке и перевод младенца в бассейн "Малютка" для систематических занятий плавание на "большой воде".

Переходить на автономную поддержку при плавании на спине, как показывает практика, можно в конце подготовительного этапа подготовки (3-4 месяца), а переводить ребенка в бассейн "Малютка" с 4-5 месяцев при условии хорошего балансирования и качества гребков.

Совершенствование в плавании можно проводить в конце 3-го - начале 4-го этапа занятий, когда возможно улучшать навыки, приобретенные детьми на основе врожденных плавательных рефлексов, помощи второй сигнальной системы - средствами слова. Употребление слов "греби", "толкайся", "ныряем" так же важно и нужно, как, например, слов "мама", папа", "бабушка". Ибо они связаны с жизненно необходимым умением плавать.

Часть III. От теории - к практике

Обучение плавания детей до года можно разделить на 4 ступени.

Первая ступень - ПОДГОТОВИТЕЛЬНАЯ

Возраст: 5-15 дней - 3 месяца, возраст врожденных плавательных. Занятия начинаются после заживления пупочной ранки.

НА СУШЕ (вводная часть) - Комплекс подготовительных мероприятий с 2 месяцев состоит из массажа, общей гимнастики, плавательной гимнастики.
Специальную плавательную гимнастику (имитацию плавания) удобно проводить на суше и повторять затем в воде, закрепляя врожденные плавательные рефлексы :

Рефлекс Моро - симметричное охватывающее движение руками при похлопывании по ягодицам (4-5 на первом занятии и 8-9 в конце этапа).

Рефлекс Робинсона - тонический - прочное удерживание предмета (на первом занятии 1-2 раза и 4-5 раз в конце этапа).

Рефлекс Талант - дугообразное изгибание тела при поглаживании кожи между позвоночником и лопаткой (1-2 в начале и 3-4 в конце этапа).

Рефлекс Бауэра - феномен ползания, или брасс ногами. На груди - отталкивание ножками от ладоней рук (4-6 в начале и 8-10 в конце этапа).

Взаимообратный гребок рукой от головы к бедру через сторону (4-6 в начале и 8-10 в конце этапа) на спине и имитация гребка руками типа кроль на спине и груди, а также симметричный гребок руками из-за головы к бедрам (4-6 в начале и 8-10 в конце этапа).

Взаимообратные движения ног на спине и груди (4-6 в начале и 6-8 в конце этапа).

ПЛАВАНИЕ В ПОЛНОЙ ВАННЕ (основная часть). "Двойная" ручная поддержка на спине и 8-10 проводок по длине ванны (проводка "челнок"). Одноручная поддержка на спине "полукольцом". Уши младенца в воде.

Двойная ручная поддержка на груди "ковшиком" под подбородок и проводка, одноручная поддержка "ковшиком", а также одноручная поддержка большим пальцем под подбородок, остальные под грудь и проводка с поворотами по длине ванны (25-30 раз).

Стимулирование работы ног брассом на одноручной поддержке ладонью и после толчка от бортика (10-14 в начале и 20-30 в конце этапа).
Туалет проводится в конце занятия на всех этапах. Кормление выполняется через 15-20 мин. после окончания плавания.

Вторая ступень - ОБУЧЕНИЕ ПЛАВАНИЮ

Возраст: 4-6 месяцев, рассчитан на младенцев, прошедших подготовительный этап, адаптированных к полным ваннам и температуре воды 35°С.

Проводится дальнейшее развитие закрепленных плавательных рефлексов с помощью слова. Процедуры идут в игровой манере на фоне положительных эмоций. Ребенок плавает на автономной поддержке и с ее максимальным ослаблением на спине и на груди; объем плавания 32-42 мин.

НА СУШЕ (вводная часть) - Увеличение дозы массажа, общей и специальной гимнастики на 3-4 мин. Развитие и усложнение врожденных рефлексов:
Бауэра-брасс на ногах в направлении к игрушке (4-6 раз),

Талант - выполнение позы пловца на ладонях (3-4 раза)

Робинсона - подтягивание на "весу" (3-5 раз),

Моро - охватывание руками (10-15). Упражнения сопровождаются словами: "толкайся", "греби", "держи", "тянись".

ПЛАВАНИЕ В ПОЛНОЙ ВАННЕ (основная часть) - Плавание на двойной и одноручной поддержке в положении на спине и груди, а также на автономной поддержке, максимально ослабленной.

"Соскальзывание" (моментальные опускания поддержки на I-2 сек.) хорошо выполняется при умении ребенка задерживать дыхание. Сидя на месте самостоятельное погружение за игрушками. Все время при плавании применяется игрушка-манок, движения сопровождаются словами: "плыви", "греби", "толкайся". Много игр в воде типа "буря на море", "торпеда" и др.

Ребенок стоит и ходит в воде с поддержкой под руки.

Третья ступень - САМОСТОЯТЕЛЬНОЕ ПЛАВАНИЕ

Возраст: 7-9 месяцев.
Третий этап самостоятельного плавания рассчитан на младенцев, обученных на втором этапе плавать, адаптированных к полной ванне и температуре воды 33,5°С; длительность - до 42 мин.
Дети самостоятельно погружаются под воду, ныряют.

НА СУШЕ (вводная часть) - Увеличение дозы массажа, общей и специальной гимнастики на 2-3 мин.

Ползание к игрушке в манеже с мячом и игрушками.
Поза пловца: руки прижаты к бедрам, вытянуты в стороны, вперед.
Подтягивание за пальцы методиста из положения на спине и груди.

В ВОДЕ (основная часть) - Плавание на спине и груди с руч¬ной поддержкой и без нее за игрушкой, плавание на автономной поддержке.

Самостоятельные погружения под воду (ныряния) за игрушкой.

Четвертая ступень - СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ПЛАВАНИЯ

Возраст: 10-12 месяцев. Четвертый этап органически связан с предыдущим. Грудные дети на последнем этапе умеют самостоятельно проплыть всю длину ванны и бассейна "Малютка", посещают зал водных процедур 3 раза в неделю, любят нырять в длину и глубину за игрушками.
Общее время занятий составляет 62-72 мин., температура -31,5-30,5°С.

НА СУШЕ (вводная часть) - Общее время массажа и гимнастики достигает 10-12 мин. и больше. Игры на суше лежа, сидя, стоя с мячом и игрушками.
Выполнение по команде различных положений пловца в положении на спине и груди. Выполнять работу ног и рук с помощью инструктора и без него. Пробовать грести дельфином, брассом с помощью инструктора.

Упражнения сопровождаются разговором с употреблением специальных плавательных терминов как на суше, так и в воде.

В ВОДЕ (основная часть) - Начало занятия - игры в воде с тонущими, плавающими и подвесными игрушками. Самостоятельное плавание по длине домашней ванны (2-3 раза без остановки) и бассейна "Малютка", плавание с игрушками, на игрушках. Скольжение с вытянутыми руками, прижатыми руками на спине и груди. Плавание на ногах брассом и кролем с помощью инструктора и самостоятельно. Ныряния в длину и глубину за игрушками, прыжки в воде, игры.

Этапы обучения плаванию на занятиях

I ЭТАП

1-е ЗАНЯТИЕ ПО ПЛАВАНИЮ

Возраст детей - 5 дней - 2-3 недели; продолжительность занятий - 10-15 минут; температура ванны - 36,5°С.

1. Медленный вход в воду ножками и укладке на спинку на двойную ручную поддержку.
Медленная проводка по длине ванны (проводка "челнок"), проводка в ближний угол ванны головой и поворот ножками в дальний угол, а головкой на себя и чуть вверх.
Толчок ногами от ванны и проводка в другую сторону (проводка с поворотами), уши в воде.

2. Левая рука под затылком и спиной, правая "ковшиком" за подбородок и правую щеку - поворот на "ковшик" (подбородок ребенка строго над линией воды).
Перехват левой "ковшиком" под подбородок в двойную ручную поддержку под подбородок в положение на груди.
Проводка в положении на груди на двойной ручной поддержке с поворотами у концов ванны.
Во время проводки и поворотов строго следить за положением рта над линией воды.

3. Поддержка одноручная на спине "полукольцом", повороты у концов ванны и перехваты с одной руки на другую.
Поддержки одной рукой и проводки на "ковшике" под подбородок ребенка.
Поддержка одной рукой (правой) - большой палец под подбородком ребенка, остальные под грудью.

4. Стимулирование толчков ногами и гребков руками в положении на спине и груди на одноручной поддержке свободной рукой.

5. Туалет (мытье) ребенка, выход из ванны и обтирание, обсушивание ушей ватой.

ПРИМЕЧАНИЕ: Массаж, общая и специальная гимнастика проводятся, начиная с 2 месяцев; в 5 дней - 3 недели исключить погружение рта и проводить его только с месяца.

2 этап (I месяц) - погружение рта на месте, продолжение упражнений 1 этапа.

3 этап (2 месяца) - показ массажа, общей и специальной гимнастики.

4 этап (3-й месяц) - техника свободной поддержки, ослабление поддержки, техника толчков и гребков руками в воде.

5 этап (4-й месяц) - апробирование автономной поддержки типа чепчика с небольшой ручной поддержкой на спине, плавание за игрушкой на груди на ручной поддержке, доставание сидя игрушки.

6 этап (5-й месяц) - уменьшение автономной поддержки на спине, доставание сидя игрушки со дна ванны, погружая рот и затем нос, перевод ребенка в бассейн "Малютка" при наличии способностей и занятий плаванием три раза в неделю в зале водных процедур, три раза - дома.

7 этап (6-й месяц) - минимальная автономная поддержка на спине, плавание на спине без поддержки. Плавание на автономной поддержке на груди, ослабление автономной поддержки на груди, игры сидя.

8 этап (7-й месяц) - минимальная автономная поддержка на груди, плавание на груди с моментальными опусканиями ручной поддержки, игры в воде сидя и стоя.

9 этап (8-й месяц) - совершенствование гребков на спине и груди, упражнения типа "торпеда", ныряния за тонущими игрушками, бутылочкой. Игры в воде сидя, стоя, в ходьбе с различными игрушками.

10 этап (9 - 12 месяцы) - продолжение совершенствования в самостоятельном плавании на спине и груди, совершенствование самостоятельных погружений, игры.

ПРИМЕЧАНИЕ: На всех этапах занятий специфические движения сопровождаются словами "греби", "плыви", "ныряем", "толкайся".

План обучения нырянию

Помогает развивать дыхательную систему, вестибулярный аппарат, а также развивать эмоционально-волевые качества - смелость, силу, выносливость.

Занятия в большой ванной дома, желательно под присмотром инструктора. В первой части купания - занятие плаванием, как описано выше, в основном - плавание на спинке и в чепчике.. Далее проводятся ныряния (2-3 раза по 3-4 «восьмерки и погружения), чередуются с отдыхом и упражнениями на воде.

Подготовительный этап
Возраст ребенка - 1 неделя - месяц.
Ребенок просто плавает с помощью ручных поддержек на животике. Делает так называемые «восьмерки»- плывет по периметру ванны, разворачиваясь «восьмеркой».

1 этап.
Начиная с месяца, можно приучать малыша задерживать воздух. Для этого в положении на животе, после 3-4 «восьмерок», надо сказать: (Имя малыша), ныряем! И сразу подуть в личико. Обычно дети задерживают дыхание. В первый день повторять это упражнение 2-3 раза.
Каждый этап заканчивается тогда, когда ребенок овладел новым умением.

2 этап.
Все тоже самое, только после слов: имя, ныряем! Брызнуть в личико. Через неделю уже не брызгаете, а поливаете. Держа малыша одной рукой под подбородок, другой, после слов «ныряем!» зачерпываете воду и льете сверху на лицо. Похоже на умывание.
Переход на следующий этап только после того, как Вы убедитесь, что деть не просто зажмуривается, но точно задерживает дыхание.

3 этап.
Как и полагается, сначала 3-4 «восьмерки». После первого «малыш, ныряем!» снова поливаете на личико воду. Ребенок должен вспомнить, ЧТО надо делать после этой команды. Далее снова 3-4 «восьмерки», команда «ныряем!» и погружение под воду. Для этого Вы держите головку малыша 2-мя руками, и резко погружаете под воду. И сразу вынимаете и продолжаете движения «восьмеркой».
держите так

Для первого - второго - третьего раза хватит 1-2 ныряний. Обязательно обратите внимание на реакцию детки. Если ему не понравилось, лучше отложить до следующего раза.

Далее купайте по схеме: плавание на спинке, переворот на живот, 3-4 «восьмерки», нырок, опять 3-4 «восьмерки», нырок, снова 3-4 «восьмерки» нырок. Отдых на спинке. Упражнения (отталкивания, ходьба и т.д.). Снова цикл из «восьмерок» и ныряний, отдых, игра, цикл из «восьмерок» и ныряний, отдых на спинке. ВСЁ! Купание заканчивается. Таким образом, у Вас получится около 9 ныряний за сеанс.

Но, если малыш капризничает, Вы видите, что он недоволен, не придерживайтесь схемы. Делайте то, что нравится ребенку. А может, он уже устал. Просто заканчивайте купание пораньше.

4 этап.
Когда малыш привык к погружениям, начинайте проныривать под водой. Сначала это должно занимать 1-2 сек. Если Вы видите, что малышу хватает задерживаемого воздуха, постепенно посекундно увеличивайте время. Так неделю можно нырять на 1-2 сек, следующую 2-3, потом 3-4 и так далее. Но Вы на это время не просто погружаете ребенка под воду, а проныриваете под водой расстояние. Все проныривания участвуют в том же цикле упражнений, как и 3 этапе.

5 этап.
Он отличается от 4 этапа тем, что, погрузив малыша под воду, Вы его отпускаете и он плывет сам. После слов: «Малыш (имя), ныряем!» надо резко погрузить голову под воду, как бы подтолкнуть вперед и отпустить. Сначала Вы его быстро подхватываете, но с каждым разом увеличиваете время его самостоятельного нахождения под водой.
Здесь видно, что малыш плывет, а руки взрослого рядом. Но не держат его:

Нырнули

Выныриваем

Вынырнули

Заключение
Я не инструктор по плаванию, не врач. Врач - мой муж, а я педагог-психолог. Про ныряния написала по своему опыту. Так, например, плавали мои дети не в 30-градусной воде, а не ниже 34. Ниже им не нравилось.

Еще в конце мы обливаемся холодной водой после купания. Педиатр нам сказала, что надо постепенно снижать температуру воды для обливания (так же как и в ванне). Но детям больше нравится, когда их обливают совсем холодной водой. После ванны холодная вода их обжигает и они (особенно старшая) визжат от удовольствия.

Наша старшая дочка в 4,5 мес. лежала на воде без всякой поддержки, проплывала ванну на спине и ныряла с удовольствием. Средний научился держаться на воде и нырять к 6-ти мес. Младший учился плавать от случая к случаю - просто не хватало времени на ежедневные «заплывы». Тем не менее, все трое детей, попадая на открытый водоем, не боялись воды, с удовольствием купались, ныряли, и самостоятельно поплыли в 3 года.

Лучше всего в обучении плаванию и нырянию Вам, конечно, поможет специально обученный инструктор. Но, если, несмотря на все ваши старания, деньги и время, потраченное на занятия в бассейне, малыш без удовольствия идет в ванну, плачет и отказывается плавать, не огорчайтесь. Есть такие дети - ну, не любят они купаться! Ведь и взрослые тоже не все любители водных процедур. Ничего, в мире еще столько видов спорта и игр, в которых именно ваш малыш покажет лучшие результаты.
А для таких деток можно порекомендовать постепенное бережное купание в пеленке (первые разы) и далее в ванне с мамой. Это противоположный взгляд на обучение плаванию младенцев. В его основе - предположение о том, что свободное плавание и, тем более, ныряние грудных малышей - стресс для ребенка, ведь вода - это чужеродная среда обитания для людей. Поэтому каждый родитель сам выбирает нужный подход в воспитании и закаливании своего ребенка. Данная статья - не призыв к обучению грудничков плаванию, а лишь советы для тех, кто хочет этим заниматься.

Успешно будут проходить занятия у родителей, которые уверены в пользе дела и не боятся заниматься с малышом чем-то особенным. Хотя плавание и ныряние уже давно стало самым обычным.
Будьте уверены в своих силах и успех гарантирован!!!

В статье использовались:
«Плавание грудных детей» (Методические рекомендации) Под ред. В.В.Шицковой Москва, 1978 год. Разработал рекомендации врач-педиатр В.А. Гутерман.

"Плавать раньше, чем ходить" З. П. Фирсов, Москва, Физкультура и спорт, 1978 г.

Грудничковое плавание приобретает все большую популярность в наше время. Родители сами учат детей плавать с рождения дома в ванне с поддерживающим кругом или доверяют это инструктору в бассейне. Для кого-то это просто модно и интересно. Если же основательно изучить данный вопрос, можно убедиться, насколько полезно плавание в столь раннем возрасте.

Следует сразу заметить, что новорожденные дети уже умеют плавать. В этом нет ничего удивительного – целых 9 месяцев ребенок жил в водной стихии в материнской утробе. После рождения еще около 3 месяцев он сохраняет способность инстинктивно задерживать дыхание под водой, к четвертому месяцу эта способность постепенно утрачивается.

Вода – естественная стихия малышей, поэтому введение купания в первые месяцы жизни может оказаться замечательной развивающей и физической нагрузкой для ребенка

Польза плавания для малышей

Плавание для грудничков как повсеместная практика было предложено еще в 60-х годах 20 века. Среди современных педиатров все больше специалистов признают этот метод и говорят о его несомненной пользе:

  1. Плавание грудничков в ванной или бассейне – прекрасный способ закаливания (см. также: ). Оно не только укрепляет общий иммунитет, снижая риск простудных заболеваний и повышая в целом сопротивляемость организма различным вирусам и инфекциям, но и благотворно влияет на физическое развитие детей.
  2. Если такой практикой заниматься регулярно, у ребенка формируется правильная осанка и укрепляются мышцы спины, поддерживающие позвоночник.
  3. Опорно-двигательная система получает значительно больше пользы, чем от массажа. Занятия в воде тонизируют мышцы, если проводятся утром, и расслабляют перед сном. Примечательно и то, что дети, которые занимаются грудничковым плаванием, раньше начинают ползать и ходить.
  4. Кратковременные задержки дыхания во время купания и ныряния, сопровождающиеся незначительной нехваткой кислорода, стимулируют образование в организме эритроцитов. Как следствие, повышается уровень гемоглобина.
  5. Идет благотворное воздействие на дыхательную и сердечно-сосудистую системы. Стимулируется кровоснабжение внутренних органов и нормализуется артериальное давление.
  6. Во время ныряния вода попадает в носоглотку и вымывает накопившиеся бактерии, пыль, пыльцу и другие аллергены. Промываются гайморовы пазухи и создается хорошая профилактика насморка.
  7. Вода снимает всякое напряжение, успокаивает, убирает страхи и положительно влияет на всю нервную систему. Также занятия в воде способствуют укреплению интуитивной связи между мамой и малышом.
  8. Дети, которые плавают с рождения (даже только дома), в будущем не испытывают страхов перед большими и открытыми водоемами – бассейном, озером или морем.


Плавание в бассейне – отличная тренировка для маленького человечка! Практически все дети после водных занятий спокойно спят всю ночь. Это дает возможность и родителям выспаться и отдохнуть

Принципы грудничкового плавания

Некоторые родители считают, что лишь опытный инструктор в бассейне, специализирующийся на грудничковом плавании, может проводить обучение. На самом деле, все не так сложно. Посмотрим, чему следует уделить внимание при подготовке.

  • Начинать водные занятия лучше в возрасте 3-4 недель. В это время у детей еще не утратился врожденный рефлекс задерживать дыхание под водой. Кроме того, пупочная ранка уже затянулась, а ребенок набрал вес и окреп.
  • Ванну или небольшой бассейн (если он имеется) необходимо содержать в чистоте. Перед процедурами емкость нужно тщательно мыть с мылом (подойдет обыкновенное хозяйственное), а 1 раз в неделю – чистить пищевой содой, хорошо смывая средство большим количеством проточной воды. Если для плавания используется плавательный круг, его тоже необходимо хорошо промывать. Раствор марганцовки или травяные отвары лучше не использовать, так как при купании вода может попадать не только в дыхательные пути, но и в пищеварение (рекомендуем прочитать: ). По этой же причине не нужно пользоваться агрессивными химическими средствами, которые плохо смываются и в небольшом количестве остаются на поверхности.
  • Температура воды для грудничков первых трех месяцев должна быть не ниже 32 градусов. Начать можно с 35 градусов и через несколько занятий постепенно снизить на 3 градуса. Погрузив малыша в воду, нужно понаблюдать за ним. Если он начал плакать и не прекращает уже несколько минут, значит, ему холодно. Если он слишком вялый, значит вода горячая. Если же ребенок быстро освоился в воде и совершает всевозможные движения руками и ногами, значит, температура воды оптимальная.

У многих родителей возникают сомнения и страхи по поводу ныряния. Известный педиатр Евгений Комаровский, который положительно высказывается о грудничковом плавании и водных процедурах для новорожденных, к нырянию также относится хорошо. Он утверждает, что ныряние очень полезно и не опасно, однако, если у родителей присутствует страх, от ныряния лучше отказаться или повременить.

Необходимо правильно выбрать время для занятий. Не стоит это делать, когда малыш голоден, или сразу после кормления; лучше подождать час, чтобы молоко усвоилось. Также ребенок должен быть хорошо выспавшимся и бодрым.

Маме стоит подумать и о своем удобстве. Чтобы не затекла спина и плечи, лучше сесть возле ванны, а на пол постелить резиновый коврик во избежание скольжения. Хорошо заранее приготовить чистую пеленку. Когда процедуры будут окончены, ею можно будет вытереть малыша и в ней же отнести его в комнату. Хотя отнести можно и голышом – это будет дополнительным закаливанием.

Когда ванна или мини-бассейн наполнены водой, можно начинать знакомство ребенка с водой с осторожного касания сначала одной ручкой или обеими. Затем можно намочить ступни, полностью ножки и постепенно – все тело. Погружать ребенка в воду следует в вертикальном положении. При этом с ним нужно постоянно разговаривать и улыбаться.

Маме необходимо опробовать оба вида поддержек, применяемых в грудничковом плавании: под подбородок и под затылок. Когда малыш лежит на воде животиком, мама поддерживает его голову так, чтобы подбородок лежал на ее ладони. Если ребенок лежит на спине, маме нужно поддерживать его затылок. Можно выбрать любое положение, которое больше понравится малышу, или использовать оба по очереди. Можно также попробовать плавание с плавательным кругом. После того, как домашние занятия хорошо освоены, рекомендуется переходить в большой бассейн.

Упражнения и приемы

Если мама занимается с малышом только на дому, это вовсе не значит, что ребенку будет неинтересно в условиях обыкновенной ванны, а не большого бассейна. Чтобы свести на нет риск и обеспечить себе спокойствие, можно приобрести или шапочку с пенопластом, которые позволят малышу держаться на воде самостоятельно. Использование круга и освободит по большей части мамины руки, и движения ребенка сделает более раскованными.

Методика включает в себя следующие упражнения:

  1. Толчки и повороты. Малыша нужно приближать к стенкам емкости, чтобы, почувствовав ножками опору, он стал отталкиваться и плыть. Маме нужно лишь поддерживать его, когда он будет переворачиваться. Круг, придерживающий головку, тоже будет хорошо помогать и обеспечивать безопасность.
  2. Плескание. Когда ребенок лежит на животе, а его подбородок поддерживается маминой рукой или кругом, другой рукой мама может показать, как дрожит вода при плескании.
  3. Плавание. Когда малыш лежит в таком же положении, перед ним на небольшом расстоянии можно поместить кораблик или другую игрушку и помочь крохе догнать ее. С каждым разом расстояние до кораблика и скорость движения нужно немного увеличивать.
  4. Зигзаги и «восьмерки». Обучение этому упражнению можно начинать, когда плавание по прямой уже освоено. Теперь необходимо при помощи мамы «рисовать» на воде зигзаги и «восьмерки», переворачиваясь на спинку и животик. Здесь тоже лучше снарядиться плавательным кругом.
  5. «Качели». Грудничка необходимо положить на живот, а его головку придерживать руками или кругом так, чтобы она полностью находилась над водой. Очень плавно нужно направлять малыша, чтобы он совершал движения вперед-назад и вверх-вниз, погружаясь и поднимаясь.

Упражнения в воде требуют от мамы четкости и собранности, ведь именно она помогает малышу принять нужное положение, поддерживает его

С такими несложными занятиями справится любая мама. Чтобы было понятнее, как выглядят упражнения на практике, можно посмотреть видео-уроки с инструктором в бассейне.

Ограничения

Несмотря на то, что грудничковое плавание очень полезно и любимо детьми, оно тоже может иметь противопоказания. Чтобы их выявить, нужно обратиться к педиатру: если он не найдет никаких запрещающих факторов и не выскажется против, можно смело начинать водные занятия с малышом.

Очень важен и позитивный настрой. Если ребенок не хочет плавать и нырять, ни в коем случае нельзя настаивать и заставлять его. Такие действия родителей могут запросто травмировать детскую психику.

Какие нарушения в развитии могут препятствовать плаванию грудничка:

  • проблемы опорно-двигательного аппарата, требующие фиксации конечностей;
  • врожденные патологии сердца;
  • дерматит, осложненный гнойными выделениями;
  • неврологические расстройства, сопровождающиеся судорогами;
  • простуда в период течения болезни.

Как видим, противопоказаний к грудничковому плаванию не так много, и они не являются распространенными среди новорожденных. Большинству же детей плавание показано. Кроме большой пользы, оно дает малышам множество положительных эмоций, поскольку вода изначально является для них родной стихией. Такие детки физически здоровее и лучше адаптируются к разным социальным условиям, а физическое и духовное здоровье ребенка заботит каждую маму.

Все больше родителей стремятся освоить азы плавания для новорожденных. Это вполне объяснимо: обучение плаванию грудных детей полезно для профилактики многих заболеваний, подходит как мягкий метод закаливания. Родители осваивают этот способ с помощью инструктора в бассейне или сами дома проводят занятия для малыша.

Умение плавать заложено в ребенке до рождения: всю беременность он проводит в околоплодных водах. Способность непроизвольно задерживать дыхание новорожденный сохраняет до трехмесячного возраста, затем оно постепенно сходит на нет. Поэтому сторонники грудничкового плавания советуют начать как можно раньше.

Плюсы раннего плавания

Водные упражнения - самый щадящий вид спорта, а для новорожденных еще и самый доступный. Вот несколько доводов, зачем обучать плаванию с пеленок:

  • Снижается гипертонус , свойственный почти всем новорожденным.
  • Наступает улучшение функциональности мышечного и связочного аппарата , в нетравматичной, в отличие от других видов спорта, обстановке, формируется правильная осанка.
  • Это – отличная профилактика искривления позвоночника и плоскостопия .
  • Упражнения в воде способствуют тонизированию мышц , а вечернее купание - общему расслаблению.
  • Развивается координация движений всего тела , что для маленького ребенка вопрос первостепенный, сглаживаются негативные явления в области неврологии.
  • Освоение навыка правильного глубокого дыхания, задержка вдоха стимулирует повышение эритроцитов в крови . Происходит лечебный эффект: естественное стимулирование кровоснабжения. Как следствие - укрепление сердечно-сосудистой системы.
  • Во время водных процедур происходит очищение носоглотки от слизи, пыли, бактерий , других видов аллергенов.
  • Грудничковое плавание повышает функциональность иммунной системы , оздоравливает весь организм.
  • Плавание для младенца - возврат к условиям пребывания в материнском теле, мягкая адаптация. Вода успокаивает, уходит излишнее напряжение .
  • Водный массаж оказывает благоприятное действие на работу пищеварительной системы младенца.
  • Навык плавания снимает страх перед водной средой , который сохраняется на протяжении всей жизни.

Посмотрите, как здорово маленькая Софья (4,5 мес.) плавает в детском бассейне с тренером.

Возможные противопоказания

Прежде чем начать грудничковое плавание на дому, нужно проконсультироваться с педиатром. Противопоказаний к занятиям немного, но все же они есть, это:

  • нарушения в работе сердца и сосудистой системы;
  • вирусные инфекции;
  • заболевания, нарушающие целостность кожи.

Где плавать: дома или в бассейне

В этой таблице мы наглядно показали преимущества плавания на дому и в бассейне.

Преимущества: В домашней ванне В плавательном бассейне
По степени удобства: Малыш только адаптировался к домашней обстановке, ему будет спокойнее с мамой в привычных условиях. В бассейне занимаются другие мамы и дети, больше шума и воды. Это может напугать грудничка. Плюс занятий в бассейне: мама тоже находится в водной среде.
По эффективности: Если осваивать правила плавания на дому, придется вызывать инструктора, а частный визит дороже и чреват проблемами. Специалисты бассейна обладают нужной квалификацией и работают по гибкому графику.
Безопасность: Главной проблемой грудничкового плавания на дому является незнание основных принципов работы, что приводит к риску травматизма и опасности попадания воды в легкие малыша. В бассейне уроки проводит инструктор, он контролирует действия мамы, поэтому она с ребенком находится в безопасности.
Соблюдение чистоты и риск заражения: Вода в домашней ванне не насыщена раствором хлора, для первых занятий ее можно прокипятить. Риск инфицирования дома минимальный. В бассейне велика вероятность подхватить инфекцию, хлорированная вода способствует возникновению аллергии, нарушению функций дыхания и пищеварения при проглатывании.
Возможность групповых занятий: В домашних условиях даже при наличии братьев и сестер групповые занятия затруднены: слишком тесно. В бассейне маленький пловец может подражать другим детям. Группа молодых мам – подходящий коллектив для обмена опытом.

Важно ! Исследования, проводившиеся в Европе, показали, что частое купание в закрытом бассейне способствует предрасположенности к аллергии и астме. Хлорамины, содержащиеся в воде и воздухе учреждения, токсичны и способны легко проникать в детскую кожу. Оксиды хлора попадают и в легкие, делая их поверхность более уязвимой для патогенной микрофлоры.

Риск передачи вредных микроорганизмов через воду минимальный благодаря хлорированию воды. Но все же такая вероятность остается при контакте с другими детьми, соприкосновении с бортиками или лавочками.

Где вы планируете начать грудничковое плавание?

Poll Options are limited because JavaScript is disabled in your browser.

В этом видео специалист по грудничковому плаванию Олеся Кочина подробно расскажет и покажет с чего и как нужно начинать купать новорожденного.

Приспособления для купания

Чтобы пребывание в ванне было приятным для мамы и малыша, современной промышленностью представлено множество приспособлений:

Если занятия проводятся в бассейне, нужно будет приобрести непромокаемые трусы-подгузники. Младенец может оставить в воде неожиданный сюрприз. Конечно, дома лучше купаться голышом.

Важно ! некоторые врачи, например теледоктор Комаровский, считают круг на шею полезным изобретением. Другие советуют использовать средства поддержки малыша осторожно: долгое пребывание в шапочке или надувном воротнике может привести к микротравмам шеи.

Имеет значение и со скольки месяцев одевать приспособление. Используйте его после того, как малютка научится держать голову, не превышайте время купания и не совершайте резких движений.

Подготавливаемся к занятиям

Чтобы пребывание в воде было комфортным и безопасным для малыша, желательно соблюдать несколько правил:

  • Оптимальный возраст для занятий - 2-3 недели : раньше есть риск проникновения инфекции в пупочную ранку, позже ребенок может утратить способность непроизвольно задерживать дыхание.
  • Для процедур можно использовать ванну или бассейн для малышей. Емкость дезинфицируют содой, хозяйственным мылом, которое легко смывается обычной водопроводной водой. При использовании традиционных отваров трав и марганцовки нужно избегать попадания воды в пищеварительный тракт. К тому же крупинки перманганата калия, не растворенные в воде, могут вызвать ожог. Сильнодействующие химические средства, содержащие хлор, лучше не использовать, так как их незначительное количество сохраняется и попадает в воду.
  • Важно, чтобы температура воды была комфортной для грудничка, оптимально 32 градуса . Малютка сам даст знать, удобно ли ему: если он плачет, возможно, ему холодно. Признак того, что вода горячая, - вялость малыша. Плач и хныкание - не всегда следствие того, что ребенку холодно или жарко, возможно, он боится или у него болит живот. На протяжении занятий температуру воды желательно постепенно снижать.
  • Заниматься с ребенком лучше за час до кормления или через час после него . Младенец должен быть выспавшимся и бодрым. При недомоганиях занятия лучше отложить.

Посмотрите, как советует начинать плавать с грудничками специалист по грудничковому плаванию на программе у доктора Комаровского.

Все необходимые принадлежности нужно подготовить заранее. Полотенце, пеленки, шапочка и воротник должны быть под рукой. Для безопасности взрослому, купающему малыша, нужно положить под ноги резиновый коврик.

Приемы и методики

Водные упражнения с пеленок - явление не новое. Еще в 80-х годах, в период СССР, врачом и ученым Захарием Фирсовым была написана книга-инструкция о пользе плавания для детей до года. Она была одобрена Министерством здравоохранения.

В это же время получила распространение и методика Владимира Гутермана , с подробным описанием обучения грудничков. Особенно прогрессивные родители приняли на вооружение и жесткий метод Игоря Чарковского , который по сегодняшнее время вызывает сомнения.

В настоящее время методика Гутермана признана оптимальной для младенцев. Она предполагает главное: занятия должны быть приятны для малыша. Ее применение рассчитано на четыре этапа:

  1. Подготовительный . Включает массаж, гимнастику, элементы которой используются сначала вне воды, затем в ванне. Начинается подготовка на пятый день после рождения и заканчивается в возрасте 3 месяцев. В этот период малыш привыкает к водному пространству вокруг себя.
  2. Второй период : обучение плаванию заключается в том, что на протяжении трех месяцев у ребенка закрепляются плавательные рефлексы в ответ на мамины команды. Грудничок осваивает приемы движений, постепенно отвыкает от поддержки.
  3. Самостоятельное плавание . В полгода или позже, в 9 месяцев, при поддержке родителей или инструкторов кроха плавает и ныряет сам.
  4. Заключительный этап – закрепление навыков. Активный годовалый бутуз осваивает подводное плавание, может переплывать небольшое пространство.

Вот как следует придерживать новорожденного во время купания.

Методика включает следующие упражнения: на начальном этапе мама ведет ребенка вдоль ванны на руках в разных положениях и с разной степенью поддержки. Вот основные приемы:

  • Подскоки и повороты . Поддерживая малыша руками, приблизьте его стопы к стенке ванны или бассейна. Почувствовав опору, он инстинктивно оттолкнется от нее. Это станет стимулом для дальнейшего плавания.
  • Плескание . Для этого упражнения грудничка надо расположить в положении личиком книзу. Одной рукой мама держит подбородок, другой похлопывает по поверхности воды, предлагая повторить действие.
  • Плавание . Положение младенца, как в предыдущем упражнении. Разместите перед ним яркую игрушку и предложите крохе схватить ее. Повторите несколько раз, постоянно увеличивая расстояние между ребенком и игрушкой.
  • Зигзаги и восьмерки . Освоив плавание по прямой, двигайтесь зигзагообразно, рисуйте восьмерки. При этом разворачивайте маленького пловца на спинку и живот. Облегчит задачу использование надувного круга.
  • Качели . Лежащего на животике младенца покачивайте вверх и вниз, чтобы он поднимался и погружался. Голова грудничка при этом должна полностью находиться над поверхностью воды.

Окрепший младенец гуляет по дну, подпрыгивает, тянется за игрушкой. Если правильно соблюдать все предписания, в годик или раньше ребенок будет уметь ходить, плавать и нырять.

Мы предлагаем вам посмотреть то, как специалист проводит первое занятие в обычной ванне дома с малышом.

Как правило, родители, освоившие вместе с ребенком искусство плавания до года, очень довольны. Малыши растут более здоровыми, опережают в развитии сверстников. Вот несколько советов от мам - сторонниц грудничкового плавания:

  • Первый урок проводите в возрасте 5 дней , постепенно приучайте грудничка к ванне. Сначала попробуйте практиковать погружение мамы вместе с ребенком. Как только кроха адаптируется, можно вызвать специалиста для инструктажа.
  • Если долго держать малыша во время купания в ванне, заболят спина и шея, поэтому лучше чередоваться с кем-нибудь .
  • При практике ныряния сначала дайте команду «Ныряем!» и дуйте в нос, чтобы малыш непроизвольно задержал дыхание . Когда навык закрепится, переходите к погружению с головой, начинайте учить нырять.
  • Используйте соленую воду для купания: растворяйте в воде 300 граммов соли на ванну . Такая вода не вызовет раздражения глаз.
  • Летом в возрасте 2-3 месяцев можно проводить занятия на свежем воздухе в надувном бассейне.
  • Не говорите лишних слов в процессе обучения, только команды «Работаем ножками!» , «Работаем ручками!» , «Ныряем!», обязательно хвалим по делу.
  • Когда в ванне ребенку станет тесно , можно идти в бассейн. Если позволяет экология, после полугода можно купаться в море или озере вместе со взрослым.

А вот как нужно учить малыша нырять дома в ванне.

ВАЖНО ! *при копировании материалов статьи обязательно указывайте активную ссылку на перво

Современные родители увлекаются всевозможными методиками, при помощи которых можно начать развивать свое чадо с раннего возраста. Одно из популярных направлений на сегодняшний день – это грудничковое плавание. Чтобы научить малыша нырять, плавательный бассейн покупать не придется, проводить элементарные уроки можно дома, в ванной. Для этого понадобится только шапочка и круг на шею. Плавание для грудничков – это весело, полезно и способствует улучшению моторики.

Не многие знают, что маленькие детки прекрасно умеют плавать с самого рождения. Они могут задерживать дыхание и нырять, весело плескаться в ванной. Данная тенденция объясняется тем, что у малыша есть врожденный рефлекс, ведь в материнской утробе он 40 недель находился в жидкой среде.

Умение плавать пропадает через 3 месяца после рождения. Педиатры рекомендуют во время купания делать с ребенком определенные упражнения, чтобы он не терял навыков держаться на плаву. Кроме того, грудничковое плавание – это очень полезно для детского развития.

Чем плавание полезно для грудничков:

  1. Регулярные водные процедуры полезны любому человеку, особенно маленьким детям. Это позволяет организму легче научиться относиться к перепадам температуры.
  2. Систематические занятия способствую формированию красивой и ровной осанки, укрепляют позвоночник.
  3. Выполнение упражнений дома в ванной способствует поддержанию нормального уровня гемоглобина.
  4. Ныряние приводит к тому, что небольшая часть воды проникает в нос малыша. Это отличная профилактика насморка, также такое «промывание» удаляет со слизистой оболочки аллергены и бактерии.
  5. После купания улучшается сердечный ритм малыша.
  6. Если научить чадо плавать с самого маленького возраста, в дальнейшем он не будет бояться открытых водоемов.

Научить маленького ребенка плавать дома в ванной и нырять – это не такая сложная задача для родителей. Постарайтесь максимально придерживаться представленных рекомендаций и сможете получить максимальную пользу из занятий.

Полезные советы:


Плавание в ванной в домашних условиях: упражнения для грудничков

Многие родители считают, что учить нырять маленьких деток – это сложно, требует много нервов и совершенно не интересно. Стоит отметить, что это совершенно не так. Вот несколько упражнений.

  1. Толчки. Держите малыша крепко, приближайте его с кругом к краю ванной, чтобы он научился отталкиваться.
  2. Переверните чадо на животик. Шапочка и круг должны быть при этом сняты. Придерживайте малыша за подбородок, позвольте ему поплескаться.
  3. Теперь надо научить чадо плыть. Исходное положение точно такое же, как в предыдущем упражнении, без специальных атрибутов (круг). Кладем перед малышом на воду одну из его любимых игрушек, чтобы он к ней тянулся.
  4. После того как малыш уже будет уметь плыть по прямой линии, нужно научить его менять направление. Данное упражнение можно выполнять как с кругом, так и без него. Во время купания рисуйте ребенком в воде восьмерку.
  5. Плавными движениями опускайте тело малыша вверх и вниз, придерживая его при этом за подбородок. Для упражнения круг не нужен.
  6. Теперь переходим к ныряниям. Это самая сложная часть занятий. Родители боятся, что их чадо задохнется. Однако стоит отметить, что малыш с рождения прекрасно может задерживать дыхание, ему просто надо об это напомнить. Придумайте ключевое слово, например «вперед», и резко опустите чадо на несколько секунд в воду. Конечно, первые несколько дней малыш может плакать, но потом он привыкнет. 10 дней такого купания и вы удивитесь, насколько изменится отношения ребенка к воде.

 

 

Это интересно: