→ Мастер-класс Сetus Aero или можно ли построить самолет самостоятельно? Как построить самолет своими руками: чертежи, материалы, инструкции Самодельные самолеты своими руками.

Мастер-класс Сetus Aero или можно ли построить самолет самостоятельно? Как построить самолет своими руками: чертежи, материалы, инструкции Самодельные самолеты своими руками.

Можно ли в наше время самостоятельно построить самолёт? Тверские авиаторы-любители Евгений Игнатьев, Юрий Гулаков и Александр Абрамов ответили на этот вопрос утвердительно, создав крылатую одноместную машину, впоследствии названную «Арго-02». Самолёт получился удачным: успешно летал на всесоюзных конкурсах, был первым призёром регионального смотра-конкурса любительских летательных аппаратов в Ярославле. Секрет повышенной популярности «Арго» у самодеятельных авиаторов не в дизайнерских или технологических изысках проектировщиков, а скорее – в их традиционности. Конструкторам удалось добиться удачного сочетания отработанных за многие десятилетия методов проектирования деревянных машин 1920-х и 1930-х годов и современных аэродинамических расчётов летательных аппаратов такого класса. В этом, пожалуй, одно из главных достоинств самолёта: для его изготовления вовсе не требуются современные пластики и композиты, прокат из высокопрочных металлов и синтетические ткани – нужны лишь сосновый брус, немного фанеры, полотно и эмалит.

Однако простейшая конструкция из распространённых материалов – всего лишь одно из слагаемых успеха машины. Для того чтобы все эти сосновые рейки и куски фанеры «полетели», их необходимо «вписать» в определённые аэродинамические формы. В этом деле авторы «Арго» – надо отдать им должное – проявили завидное конструкторское чутьё. Для своего самолёта они выбрали аэродинамическую схему классического свободнонесущего низкоплана с тянущим воздушным винтом.

В наши дни на фоне самых разнообразных «уток», «тандемов» и прочих чудес современной аэродинамики самолёт типа «Арго» выглядит даже консервативно. Но в этом-то и заключается мудрость авиаконструктора: хочешь построить успешно летающий самолёт -выбирай классическую схему – она не подведёт никогда.

Однако и это ещё не всё. Чтобы самолёт хорошо летал, необходимо правильно определить соотношение его массы, мощности двигателя и площади крыла. И здесь параметры «Арго» можно считать оптимальными для аппарата с мотором мощностью всего 28 л.с.

Если кто-то захочет построить подобный летательный аппарат – параметры «Арго» вполне можно взять за образец: именно такое их соотношение обеспечивает наилучшие лётно-технические характеристики: скорость, скороподъёмность, разбег, пробег и т.п.

В то же время устойчивость и управляемость самолёта определяются соотношением площади крыла, оперения и рулей, а также их взаимным расположением. И в этой области, как оказалось (что прекрасно поняли конструкторы «Арго»!), тоже до сих пор никто не изобрёл ничего лучше стандартной классической схемы. Причём для «Арго» параметры взяты прямо из учебника: площадь горизонтального оперения составляет 20% площади крыла, а вертикального – 10%; плечо оперения равно 2,5 аэродинамической хорды крыла и так далее, без всяких отступлений от классических правил проектирования, отходить от которых, очевидно, нет никакого смысла.

1 – кок винта (выклейка из стеклоткани); 2 – воздушный винт (переклей из сосны); 3 – клиноремённый редуктор; 4 – двигатель типа РМЗ-640; 5 – подмоторная рама (трубы из стали 30ХГСА); 6 – датчик тахометра; 7 – обратный клапан; 8 – противопожарная перегородка; 9 – лючок горловины бензобака; 10 – компенсатор; 11 – топливный бак (листовой алюминий); 12 – приборы (навигационно-пилотажные и контроля работы двигателя); 13 – козырёк (оргстекло); 14-рукоятка управления дроссельной заслонкой карбюратора двигателя (РУД); 15 – ручка управления по крену и тангажу; 16 – кресло пилота (выклейка из стеклоткани на эпоксидном связующем); 17 – спинка кресла; 18 – блок роликов проводки тросов управления; 19 – промежуточная качалка руля высоты; 20 – тяга руля высоты; 21 – капот двигателя (выклейка из стеклоткани на эпоксидном связующем); 22 – топливный фильтр; 23 – узел крепления моторамы; 24 – подвесные педали управления по курсу; 25 – узел крепления рессорного шасси; 26 – колесо шасси 300×125 мм; 27 – рессора шасси (сталь 65Г); 28 – заливной шприц; 29 – тяга управления рулём высоты; 30 – обтекатель (выклейка из стеклоткани на эпоксидном связующем); 31 – промежуточная качалка управления рулём высоты; 32 – блок роликов тросов управления рулём направления; 33 – трос управления рулём направления; 34 – тяга управления рулём высоты; 35 – блок роликов проводки тросов управления рулём направления; 36 – рычаг привода руля направления; 37 – хвостовая опора (костыль)

1– ручка управления; 2– рукоятка управления дроссельной заслонкой карбюратора двигателя (РУД); 3 – ТГЦ; 4 – ВР-10; 5 – ЭУП; 6 – УС-250; 7 – ВД-10; 8 – ТЭ-45; 9 – амортизатор; 10-топливный бак; 11– пожарный кран; 12– педали управления по курсу

1 – ручка управления самолётом по крену и тангажу; 2 – рукоятка управления дроссельной заслонкой карбюратора двигателя (РУД); 3– руль направления; 4– руль высоты; 5 – элерон; 6 – педали управления по курсу

Хотя аэродинамические данные позволяют самолёту выполнять фигуры высшего пилотажа, однако воздушная акробатика – это не только удачная аэродинамика, но и высокая прочность конструкции. По расчётам авторов и технической комиссии, эксплуатационная перегрузка у «Арго» была равна 3, что вполне достаточно для полётов по кругу и коротким маршрутам. Высший пилотаж этому аппарату категорически противопоказан.

Самодеятельным авиаконструкторам не следовало бы об этом забывать… 18 августа 1990 года при выполнении показательного полёта на празднике, посвящённом Дню Воздушного Флота, Юрий Гулаков ввёл «Арго» в очередной переворот. На сей раз и скорость оказалась чуть выше обычной, и максимальная эксплуатационная перегрузка, очевидно, намного превысила расчётную «тройку». В результате крыло «Арго» развалилось в воздухе, а пилот погиб на глазах собравшихся зрителей.

Как правило, такие трагические случаи даже при всей очевидности причин, их вызывающих, заставляют искать ошибки в конструкции самолёта и в расчётах. Что касается «Арго-02», то машина выдержала ровно столько, на что была рассчитана. Именно поэтому техническая и лётно-методическая комиссии по летательным аппаратам любительской постройки Министерства авиационной промышленности в своё время рекомендовали «Арго-02» в качестве прототипа для самостоятельной постройки.

«Арго-02» – сверхлёгкий учебнотренировочный свободнонесущий низко-план классической деревянной конструкции со свободнонесущим хвостовым оперением. Самолёт имеет шасси рессорного типа с хвостовой опорой.

Силовая установка – двухтактный 2-цилиндровый двигатель воздушного охлаждения РМЗ-640, который через клиноремённый редуктор приводит во вращение двухлопастный деревянный моноблочный воздушный винт. Система управления самолёта – нормального типа. Кабина пилота оснащена приборами пилотажной группы и приборами контроля работы двигателя.

Фюзеляж – деревянный, раскосноферменной конструкции, с лонжеронами из деревянных реек сечением 18×18 мм. За кабиной, поверх фюзеляжа, – лёгкий гаргрот, основу которого составляют пенопластовые диафрагмы и стрингеры. Гаргрот имеется и в передней части фюзеляжа, перед кабиной он выполнен из деревянных диафрагм и обшивки из листового дюралюминия толщиной 0,5 мм. Кабина пилота и хвостовая часть фюзеляжа в районе крепления стабилизатора обшиты фанерой толщиной 2,5 мм. Все остальные поверхности фюзеляжа имеют полотняную обшивку.

Через кабину пилота проходят лонжероны центроплана, к которым крепятся отформованное из стеклопластика и обтянутое искусственной кожей кресло пилота и пост ручного управления самолётом.

Борта кабины изнутри оклеены пенопластом, а поверх него – искусственной кожей. На левом борту установлена РУД – рукоятка управления дроссельной заслонкой карбюратора двигателя.

Приборная доска выколочена из листового дюралюминия и покрыта молотковой эмалью. В кабине она крепится к шпангоуту № 3 на амортизаторах. На самой доске монтируются приборы: ТГЦ, УС-250, ВР-10, ВД-10, ЭУП, ТЭ и выключатель зажигания, под доской -топливный кран, на переднем лонжероне – заливной шприц. В передней части фюзеляжа, под гаргротом, закреплён топливный бак ёмкостью 15 л.

В нижней части фюзеляжа перед передним лонжероном установлены узлы крепления шасси. На переднем шпангоуте, который является ещё и противопожарной перегородкой, монтируются узел навески педалей рычажного типа и узел фиксации ролика и ножного управления. С другой стороны противопожарной перегородки располагаются обратный клапан, топливный фильтр и сливной кран.

Узлы крепления моторамы установлены в местах стыковки лонжеронов с передним шпангоутом. Сама моторама сварена из хромансилевых (сталь 30ГСА) труб диаметром 22×1 мм. Двигатель крепится к мотораме через резиновые амортизаторы. Силовая установка закрыта верхним и нижним капотами из стеклопластика. Заготовка винта склеена из пяти сосновых пластин эпоксидной смолой и после окончательной обработки обтянута стеклотканью с использованием эпоксидного связующего.

Основа каждого полукрыла – продольный и поперечный наборы. Первый состоит из двух лонжеронов – основного и вспомогательного (стенки), лобового стрингера и ребра обтекания. Основной лонжерон – двуполочный, верхняя и нижняя полки – из сосновых реек переменного сечения. Так, сечение верхней полки: у корня крыла – 30×40 мм, а у конца – 10×40 мм; нижней – 20×40 мм и 10×40 мм соответственно. Между полками в районе нервюр устанавливаются диафрагмы. Лонжерон с двух сторон обшит фанерой толщиной 1 мм; в корневой части – фанерой толщиной 3 мм. В корневой части крыла и зоне крепления качалки элерона закреплены деревянные бобышки.

Узлы стыковки консолей крыла с центропланом смонтированы в корневой части крыла на переднем (основном) лонжероне. Выполнены они из стали марки 30ХГСА. На конце лонжерона имеется швартовочный узел.

Лобовой стрингер каркаса крыла – из деревянной рейки сечением 10×16 мм, хвостовой – из рейки сечением 10×30 мм.

От носка и до переднего лонжерона крыло обшито фанерой толщиной 1 мм. В корневой части из фанеры толщиной 4 мм образован трап.

В поперечный набор крыла входят нормальные и усиленные нервюры. Последние (нервюры № 1, № 2 и № 3) имеют балочную конструкцию и состоят из полок сечением 5×10 мм, стоек и фанерной стенки толщиной 1 мм с отверстиями-облегчениями. Нормальные нервюры имеют ферменную конструкцию. Собираются они из полок и раскосов сечением 5×8 мм с помощью косынок и книц. Законцовки крыла -пенопластовые. После обработки они оклеиваются стеклотканью на эпоксидном связующем.

Элерон – щелевого типа с каркасом из лонжерона сечением 10×80 мм, нервюр из пластин толщиной 5 мм, ребра атаки и ребра обтекания. Носок зашивается фанерой толщиной 1 мм; совместно с лонжероном зашивка образует жёсткий замкнутый профиль, напоминающий полукруглую трубу. Узлы навески элерона смонтированы на лонжероне, а ответные кронштейны навески – на заднем лонжероне крыла. Все поверхности элерона и самого крыла обтянуты полотном.

Горизонтальное оперение самолёта «Арго-02» состоит из стабилизатора и рулей высоты. Стабилизатор двухлонжеронный, с раскосно расположенными нервюрами, что обеспечивает ему высокую жёсткость на кручение. Носок до переднего лонжерона обшит фанерой толщиной 1 мм. Стабилизатор может эксплуатироваться как в свободнонесущем, так и в подкосном варианте. Второй вариант предполагает установку на заднем лонжероне узлов крепления подкосов. Узлы крепления стабилизатора к фюзеляжу смонтированы на переднем и заднем лонжеронах. Узлы навески рулей высоты располагаются на заднем лонжероне стабилизатора; конструкция их аналогична устройству узлов планёра А-1. Законцовки стабилизатора пенопластовые, оклеенные стеклотканью, центральная часть обшита фанерой.

Руль высоты – из двух частей, которые в какой-то степени дублируют друг друга. Каждая из частей состоит из лонжерона, раскосно поставленных нервюр с носками и ребра обтекания. Носовая часть руля обшита фанерой толщиной 1 мм. Кабанчик управления рулём высоты закреплён в корневой части.

Вертикальное оперение самолёта -это киль и руль поворота. Киль конструктивно выполнен зацело с фюзеляжем по двухлонжеронной схеме. Лобовая его часть (до переднего лонжерона) обшита фанерой. Задний лонжерон является развитием заднего шпангоута фюзеляжа.

Руль поворота по конструкции похож на руль высоты или элерон. Он также состоит из лонжерона, прямых и раскосных нервюр и ребра обтекания. Передняя часть руля до лонжерона зашита фанерой. Узлы навески представляют собой вильчатые болты. Рычаг управления закреплён в нижней части лонжерона. Там же смонтирован и узел крепления подкосов. Всё оперение обтянуто полотном.

Основное шасси самолёта – двухколёсное, рессорного типа. Рессора выгнута из стали 65Г; к её концам крепятся колёса размерами 300×125 мм. Крепление рессоры к фюзеляжу осуществляется стальной пластиной и парой болтов с каждой стороны, с помощью которых рессора зажимается и тем самым фиксируется относительно фюзеляжа.

Хвостовая опора представляет собой прикреплённую двумя болтами к фюзеляжу полосу из стали 65Г, к которой снизу привинчена опорная чашка.

1 – карбюратор; 2 – обратный клапан; 3 – топливный фильтр; 4 – расходная ёмкость; 5 – пробка бака с дренажем; 6 – топливный бак; 7 – пожарный кран; 8 – штуцер питания; 9 – сливной штуцер; 10 – сливной кран; 11 – заливной шприц

1– распределитель статического давления; 2– дюритовый шланг; 3 – алюминиевый трубопровод; 4 – приёмник воздушного давления (ПВД)

Управление рулём высоты жёсткое, с помощью ручки (от самолёта Як-50), дюралюминиевых тяг и промежуточных качалок. Управление элеронами также жёсткое. Привод руля поворота – тросовый, с помощью подвесных рычажных педалей, стальных тросов диаметром

3мм и текстолитовых роликов диаметром 70 мм. Чтобы исключить попадание посторонних предметов в узлы управления, пол и трасса тяг и тросов закрыты декоративным экраном.

Силовая установка самолёта – на базе двигателя типа РМЗ-640, смонтированного на мотораме в перевёрнутом положении – вниз цилиндрами. Поверх двигателя – верхний шкив клиноременного редуктора с механизмом натяжения ремней. Стеклопластиковые капоты крепятся винтами к самоконтрящимся анкерным гайкам на фюзеляже и соединительном кольце.

Воздушный винт склеен эпоксидной смолой из сосновых пластин, а затем обработан по шаблонам, обтянут стеклотканью и окрашен. На «Арго-02» использовались несколько таких винтов с различными диаметром и шагом. Один из наиболее приемлемых по своим аэродинамическим качествам имеет следующие характеристики: диаметр – 1450 мм, шаг – 850 мм, хорда – 100 мм, статическая тяга – 85 кгс. Кок винта выклеен из стеклоткани на эпоксидном связующем и посажен на дюралюминиевое кольцо. Крепление кока к пропеллеру – винтами.

В топливную систему самолёта входят топливный бак ёмкостью 14 л, топливный насос, топливный фильтр, обратный клапан, пожарный кран, сливной кран, тройник и система трубопроводов.

Топливный бак сварен из алюминиевого листа толщиной 1,8 мм. В нижней части находится расходная ёмкость, в которую вварены расходный и сливной штуцеры, в верхней части – заливная горловина с дренажем, внутри – сообщающиеся перегородки для предотвращения вспенивания топлива. Бак закрепляется на двух балках с помощью стяжных лент с войлочными прокладками.

Система приёмников воздушного давления (ПВД) состоит из трубки ПВД (от самолёта Як-18), установленной на левой плоскости крыла, трубок динамического и статического давления, соединительных резиновых шлангов, распределителя и приборов.

Лётно-технические данные самолёта

Длина, м……………………………………………4,55

Высота, м……………………………………………1,8

Размах крыла, м…………………………………..6,3

Площадь крыла, м2………………………………6,3

Сужение крыла………………………………………0

Концевая хорда крыла, м……………………..1,0

САХ, м………………………………………………..1,0

Угол установки крыла, град…………………..4

Угол V, град…………………………………………..4

Угол стреловидности, град…………………….0

Профиль крыла……………………….Р-Ш 15,5%

Площадь элерона, м2………………………..0,375

Размах элерона, м………………………………..1,5

Углы отклонения элерона, град.:

вверх…………………………………………………..25

вниз…………………………………………………….16

Размах ГО, м……………………………………..1,86

Площадь ГО, м2…………………………………..1,2

Угол установки ГО, град………………………..0

Площадь РВ, м2……………………………….0,642

Площадь ВО, м2…………………………………0,66

Высота ВО, м………………………………………1,0

Площадь PH, м2…………………………………0,38

Угол отклонения PH, град…………………- 25

Угол отклонения РВ, град………………….- 25

Ширина фюзеляжа по кабине, м…………0,55

Высота фюзеляжа по кабине, м………….0,85

База шасси, м………………………………………2,9

Колея шасси, м……………………………………1,3

Двигатель:

тип……………………………………………РМЗ-640

мощность, л.с……………………………………..28

макс. частота вращения, об/мин ………5500

Редуктор:

тип………………………………..клиноремённый,

четырёхручьевой

передаточное число…………………………….0,5

ремни, тип…………………………………….А-710

Топливо………………………………..бензин А-76

Масло…………………………………………..МС-20

Диаметр винта, м…………………………………1,5

Шаг винта, м……………………………………..0,95

Статическая тяга, кгс……………………………95

Масса пустого аппарата, кг…………………145

Максимальная взлётная масса, кг………7235

Запас топлива, л……………………………………15

Диапазон

полётных центровок, % САХ…………24. ..27

Скорость сваливания, км/ч……………………72

Макс. скорость

горизонтального полёта, км/ч……………..160

Максимальная

скорость пилотирования, км/ч…………….190

Крейсерская скорость, км/ч…………………120

Скорость отрыва, км/ч………………………….80

Посадочная скорость, км/ч……………………70

Скороподъёмность у земли, м/с………………2

Разбег, м…………………………………………….100

Пробег, м……………………………………………..80

Диапазон

эксплуатационных перегрузок…….+3..- 1,5

А. АБРАМОВ, г. Тверь

Заметили ошибку? Выделите ее и нажмите Ctrl+Enter , чтобы сообщить нам.

Если у вас есть желание самостоятельно запустить радиоуправляемый самолет, тогда не стоит себя останавливать в таком увлекательном приключении. Какпостроить самолет правильно и при этом не тратить огромного бюджета, попробуем разобраться.

Приступая к строительству модели самостоятельно, следует понимать, что данный процесс в принципе не слишком дешевый. Однако удешевить такое мероприятие довольно просто, если использовать не новые комплектующие, а самые обычные подручные материалы. Конечно, основные элементы будущей конструкции придется покупать в магазине, но все же экономия средств налицо. Заранее нужно будет купить следующие детали:

  1. Мотор для будущего самолета.
  2. Необходимую электронику .
  3. Дополнительные материалы и комплектующие , если таковых не окажется в наличии.

Следует учесть, что если опыта с моделированием и сборкой поделок еще не было, то данный процесс сложно будет посчитать легким. Но если у вас достаточно терпения, то переживать не стоит. Необходимо постепенно осваивать все этапы, и тогда вы будете вознаграждены результатом.

Радиоуправляемая модель самолета

Итак, перед тем как сделать модель самолета самостоятельно, следует в первую очередь подготовить все необходимые детали для сборки конструкции и осуществлять данный процесс поэтапно. Сначала готовят части для корпуса изделия. Схожий с настоящими прототипами самолет реален, но только если не игнорировать подготовку. Для этого нужно найти в интернете схему интересного для себя авиалайнера и, уменьшив его размер в масштабе, перевести все элементы на картонный лист. Именно они станут основой для сборки основного корпуса. Точно начертить все необходимые элементы помогут следующие инструменты:

  • транспортир;
  • угольник на 90 градусов;
  • линейка.

Переведя все фигуры, проверив их размеры и уровень угла, нужно их вырезать, используя острые ножницы. В итоге должны получиться 2 треугольника с прямыми углами и 1 квадрат.

Элевоны и остальные действия

Таким же способом подготавливаются элевоны, то есть переводятся из схемы авиалайнера на картонную бумагу и вырезаются ножницами. В итоге должно получиться 2 квадрата и 2 прямоугольника. Используя клей, прямоугольники приклеиваются к квадратам, на которые в дальнейшем будут устанавливаться рычаги управления. Далее нужно выполнять такие этапы:

  1. Вырезается из картона стабилизатор. Этот процесс должен осуществляться очень внимательно, так как именно вертикальная деталь контролирует устойчивость конструкции во время полета. Эскиз стабилизатора в строгом соотношении переносится на картон, аккуратно вырезается при помощи ножниц.
  2. Подготовка рычагов управления. Для этих элементов управления поверхностями можно использовать две палочки из-под мороженого. Их нужно сложить вместе и сделать отверстие при помощи дрели на одной стороне. Эти рычаги потребуются для соединения подвижных элементов радиоуправляемой конструкции.
  3. Рычаги управления присоединяются к элевонам. Для присоединения в элевонах делаются щели под углом в 45 градусов, в которые вставляются и надежно фиксируются рычаги.

Сборка основной конструкции

После того как все необходимые элементы будут подготовлены, можно приступить к сборке основной конструкции, установке мотора и электроники:

  1. Собирается основной корпус из ранее подготовленных треугольников. Для фиксации используется клей и скотч.
  2. Треугольники приклеиваются к квадрату, в итоге получается готовый корпус самолета.
  3. К корпусу фиксируются элевоны, при этом контролируйте, чтобы рычаги управления смотрели строго вверх. Для фиксации используется скотч, его излишки обрезаются ножницами. Правильно зафиксированные элевоны должны как сгибаться, так и разгибаться, в движение их должен приводить моторчик небольшой мощности.
  4. К задней поверхности макета прикрепляется стабилизатор при помощи клеящей основы, обязательно нужно проследить, чтобы деталь была установлена ровно, иначе конструкция в полете поменяет заданное направление и собьется с курса.
  5. Устанавливается небольшой двигатель. Для монтажа нужно найти место в задней носовой части конструкции, а перед его фиксацией следует сделать вырез в корпусе, который нужен для установки пропеллера. Двигатель надежно фиксируется в носовой нижней секции, к нему присоединяется пропеллер.
  6. Устанавливаются остальные комплектующие. Качественным клеем фиксируется блок питания, регулятор для скоростей и специальный приемник. При этом следует распределить все комплектующие с учетом их веса, чтобы исключить перевес самолета, из-за которого его может наклонять в воздухе в разные стороны.

На последнем этапе прикрепляются сервоприводы и провода. Если кабели будут длинными, то их при помощи скотча фиксируют к внешней стороне конструкции.

WikiHow работает по принципу вики, а это значит, что многие наши статьи написаны несколькими авторами. При создании этой статьи над ее редактированием и улучшением работали, в том числе анонимно, 41 человек(а).

Для некоторых строительство и полет на собственном самолете - потрясающий опыт. И в большинстве стран вполне законно построить свой собственный самолет. Это руководство для начинающих, для тех, кто хотел бы заняться этим увлекательным делом. Результаты будут исключительно полезными для вас и вашей семьи.

Шаги

    Убедитесь, что строительство собственного самолета является законным в вашей стране - в США строить свой собственный самолет, еще до того, как у вас есть лицензия пилота, является абсолютно законным.

    Рекомендуется сначала получить лицензию пилота. Вы должны четко понимать, что хотите построить, поэтому вам нужно будет полетать на различных типах самолетов заранее. При изучении спецификаций, вы многое узнаете, но только опыт управления самолетом поможет вам понять разницу характеристик, в особенности, как желаемый тип самолета будет соответствовать вашему типу телосложения.

    Решите, хотите ли вы, сделать самолет, который уже был построен или создать свой собственный. Если вы хотите, чтобы он летал достаточно быстро, вам необходимо использовать уже существующую разработку.

    Определитесь, хотите ли вы построить его, используя готовые наборы или по плану и чертежам. Хорошо собранный комплект ускорит процесс создания самолета, в то время как, использование только плана иногда вам может помешать.

    Решите, что вы хотите построить. Есть три основных типа конструкции самолета: ткань, алюминий и композит.

    • Ткань может и не требовать интенсивного обслуживания, но создает более медленную скорость полета, является самой легкой конструкцией, а для некоторых возможно и не такой сложной для строительства.
    • Алюминий более трудный, но не требует некоторого технического обслуживания и может сделать самолет очень быстрым.
    • Композит - самый сложный вариант для строительства, потому что требует шлифовки для окончательной отделки, но обычно получаются самые быстрые самолеты.
  1. Посмотрите на различные конструкций и определите цели, которые вы хотите: минимальный расход, хорошая производительность, практичность и др. Обратите внимание: на простые и с хорошей практичностью проекты, которые, как правило, являются наиболее распространенными и могут быть лучшим выбором для успешного строительства.

    Примите участие в таких мероприятиях, как летний ежегодный авиафестиваль EAA"s Oshkosh Fly-In или Sun n" Fun. Там вы сможете найти самых известных производителей комплектов для сборки самолетов. Проведите большую часть вашего времени в разговорах с владельцами самолетов об их опыте строительства и полетов, это вам принесет больше пользы, чем от общения с производителями.

    Позвоните агенту авиационного страхования и узнайте, возможность получения страховки на основании вашего опыта полетов, и как вы думаете каким он будет после завершения строительства вашего проекта. Некоторые самолеты не стоят того, чтобы их страховать из-за их действительной стоимости, но вам, в любом случае, необходимо приобрести страхование ответственности. Сумма страховки, которую вам предлагают оплатить, показывает, на сколько надежным является ваш самолет.

    Полетайте на таком самолете, который вы хотите построить для того, чтобы понять нравится ли он вам больше, чем другие. Некоторые производители предлагают демонстрационные полеты. Вступите в местное общество ассоциации экспериментальной авиации, где вы сможете пообщаться с теми, кто уже владеет самолетом, который вы хотите построить.

    Найдите человека, который в настоящий момент занимается строительством того, что вы планируете построить. Это необязательно должен быть точно такой же самолет, в идеале, похожая конструкция или даже лучше всего общий производитель, что даст вам возможность изучить строительные техники и качество комплекта. Не будьте навязчивым, так как успешные строители самолетов почти всегда ограничены во времени и не захотят с вами общаться, если вы будете тратить их время зря. Когда вы решите строить свой собственный самолет, вы сможете избежать всех ошибок, которые многие строители допускают, так как вы с самого начала будете знать, что вы делаете.

    Найдите место для строительства вашего самолета, после того как вы определитесь с конкретным дизайном. Близлежащий гараж или большая мастерская в вашем доме - самые лучшие варианты. Убедитесь, что вы сможете поддерживать температуру выше 10 градусов по Цельсию; вы не сможете хорошо работать руками при температуре ниже 10 градусов по Цельсию.

    Найдите необходимые инструменты. Теперь, когда у вас есть идеальное рабочее место, выделите время для приобретения всех необходимых инструментов. Обычно вы сможете их найти у людей из местного общества ассоциации экспериментальной авиации, которые недавно закончили строительство своих самолетов. Если нет, производители комплектов для сборки самолетов cмогут направить вас в правильном направлении.

    Приготовьте ваши планы, чертежи и начните строительство. Строительство самолета с использованием комплектов от производителя начинается с хвоста "перьев" или формально "хвостового оперения". Сборка хвостового оперения станет микрокосмом проекта без определения полной стоимости всего проекта. Это является спасательным кругом для тех, которые не получил помощь от другого застройщика перед началом строительства. Вы можете рассмотреть различные тематические объявления, и приобрести все необходимое для оперения, которые вы хотите сделать, от строителей, имеющий большой опыт в данном вопросе.

    Четко следуйте инструкции. Не отклоняться от плана, только в том случае, если у вас уже есть некоторый строительный опыт. Отклонения стоит времени, денег, а иногда и жизни. Как правило, лучше всего начинать сборку с хвоста, (показано в шаге 13), но всегда следуйте плану.

    Попросите технического консультанта ассоциации экспериментальной авиации посмотреть на самолет и оценить вашу работу. Это поможет также сэкономить ваши деньги на страховку.

    Обратите внимание на то, как долго ваш проект строили другие, для контролирования собственного прогресса. Некоторые вопросы требуют времени, которое может отклонить вас от намеченного графика. Например, страховка, двигатели, воздушные винты и ангары. Узнайте заранее сроки для каждого из них и постарайтесь их приготовить к тому моменту, когда вам это будет необходимо. От 3 до 6 месяцев возможного срока полета на вашем самолете, его необходимо зарегистрировать.

    Держите самолет в вашем доме до тех пор, пока это возможно. Гораздо лучше сделать работу за 30 минут, пока готовится обед, когда вам всего лишь нужно 3 секунды, чтобы дойти до вашей мастерской; и кроме того, ангары стоят много денег. Все зависит от вашего рабочего места, но попытайтесь как можно больше сделать в домашних условиях: установите двигатель и винты; проводку, и, возможно, даже покраску. Хотя, некоторые предпочитают не красить до первого тестового полета, чтобы сократить расходы и получить возможность исправить трещины, если такие появились в композитной конструкции.

Желание летать не пропадало у человека никогда. Даже сегодня, когда путешествие на самолёте на другой конец планеты совершенно обычное дело, хочется своими руками собрать хотя бы простейший летательный аппарат и если не полететь самому, то хоть полетать от первого лица при помощи камеры, для этого используют беспилотные аппараты. Мы рассмотрим самые простые конструкции, схемы и чертежи и, возможно, осуществим свою давнюю мечту…

Требования к сверхлёгким летательным аппаратам

Иногда эмоции и желание летать могут победить здравый смысл, а умение конструировать и грамотно проводить расчёты и слесарные работы и вовсе во внимание не берётся. Такой подход в корне неверный и поэтому ещё несколько десятков лет назад Министерством авиации были прописаны общие требования к самодельным сверхлёгким летательным аппаратам. Мы не станем приводить весь свод требований, а ограничимся только самыми важными.

  1. Самодельный ЛА обязан быть прост в управлении, простым в пилoтировании на взлёте и при посадке, причём применение нетрадиционных методов и систем управления аппаратом строго запрещается.
  2. При выходе из строя двигателя ЛА должен сохранять стабильность и обеспечивать безопасное планирование и посадку.
  3. Разбег ЛА до взлёта и oтрыва от грунта не больше 250 м, а взлётная скорость минимум 1,5 м/с.
  4. Усилия на ручках управления – в пределах 15-50 кгс в зависимости от выпoлняемого манёвра.
  5. Фиксаторы аэродинамических рулевых плоскостей обязаны выдерживать перегрузку не менее 18 единиц.



Требования к конструированию летательного аппарата

Поскольку летательный аппарат - это средство повышенного риска, то при проектировании конструкции ЛА не допускается использование материалов, сталей, тросов, метизов узлов и агрегатов неизвестного происхождения. Если в конструкции применяется древесина, то она обязана быть без видимых повреждений и сучков, а те отсеки и полости, в которых может скапливаться влага и конденсат, обязаны быть оборудованы дренажными отверстиями.

Самый простой вариант моторного летательного аппарата – моноплан с тянущим моторным винтом. Схема достаточно старая, но проверенная временем. Единственный недостаток монопланов в том, что в аварийных условиях покинуть кабину довольно затруднительно, мешает монокрыло. Зато по конструкции эти аппараты очень просты:

  • крыло выполняется из дерева по двухлонжеронной схеме;
  • рама стальная сварная, некоторые используют клёпаные алюминиевые каркасы;
  • обшивка комбинированная или полотняная полностью;
  • закрытая кабина с дверью, работающей по автомобильной схеме;
  • простое пирамидальное шасси.

На чертеже выше представлен моноплан Малыш с 30-сильным бензиновым двигателем, взлётная масса составляет 210 кг. Самолёт развивает скорость 120 км/ч и имеет дальность полёта с десятилитровым баком около 200 км.

Конструкция подкосного высокоплана

На чертеже представлен одномоторный высокоплан Ленинградец, построенный группой питерских авиамоделистов. Конструкция аппарата также проста и незатейлива. Крыло изготовлено из сосновой фанеры, фюзеляж сварен из стальной трубы, обшивка классическая полотняная. Колеса для шасси - от сельхозтехники для того, чтобы можно было выполнять полёты со стартом с неподготовленных грунтов. Двигатель базируется на конструкции мотоциклетного мотора МТ8 на 32 лошадиных силы, а взлётная масса аппарата - 260 кг.

Аппарат показал себя превосходно с точки зрения управляемости и простоты маневрирования и на протяжении десяти лет успешно эксплуатировался и принимал участие в слётах и соревнованиях.

Цельнодеревянный летательный аппарат ПМК3

Также отличные лётные качества показал цельнодеревянный аппарат ПМК3. Самолёт имел своеобразную форму носовой части, приземлённое шасси с колёсами малого диаметра, кабина имела дверь автомобильного типа. Самолёт имел полностью деревянный фюзеляж с обшивкой из полотна и однолонжеронное крыло из сосновой фанеры. На аппарате установлен лодочный мотор Вихрь3 с водяным охлаждением.

Как видим, при определённых навыках в конструировании и проектировании, можно не только сделать действующую модель самолёта или беспилотник, но и вполне полноценный простейший летательный аппарат своими руками. Творите и дерзайте, удачных полётов!

Для того, чтобы сделать самолетик из бумаги, потребуется прямоугольный бумажный лист, который может быть как белым, так и цветным. По желанию можно использовать тетрадную, ксероксную, газетную или любую другую бумагу, которая имеется в наличии.

Плотность основы для будущего самолета лучше выбирать ближе к средней, чтобы он далеко летал и при этом его было не слишком трудно складывать (на слишком плотной бумаге обычно сложно фиксировать сгибы и они получаются неровными).

Складываем самую простую фигурку самолета

Начинающим любителям оригами лучше начать с самой простой, знакомой всем с детства модели самолетика:

Для тех, кому не удалось сложить самолет по инструкции, приводим видео мастер-класс:

Если этот вариант надоел еще в школе и вы хотите расширить свои навыки бумажного самолетостроения, расскажем как поэтапно выполнить две несложные вариации предыдущей модели.

Самолет-дальнобойщик

Пошаговая фото-инструкция

  1. Складываем прямоугольный лист бумаги пополам по большей стороне. Загибаем два верхних угла к середине листа. Отворачиваем получившийся угол «долиной», то есть на себя.

  1. Загибаем углы образовавшегося прямоугольника к середине таким образом, чтобы выглядывал небольшой треугольник посередине листа.

  1. Отгибаем маленький треугольник кверху - он будет фиксировать крылья будущего самолета.

  1. Складываем фигуру по оси симметрии, учитывая, что маленький треугольник должен остаться снаружи.

  1. Загибаем крылья с обоих боков к основе.

  1. Выставляем под углом 90 градусов оба крыла самолета, чтобы далеко летал.

  1. Таким образом, не потратив много времени, получаем далеколетный самолетик!

Схема складывания

  1. Складываем бумажный прямоугольный лист вдоль его большей стороны пополам.

  1. Загибаем два верхних угла к середине листа.

  1. Заворачиваем «долиной» углы по пунктирной линии. В технике оригами «долиной» называется выполнение сгиба участка листа по определенной линии в направлении «на себя».

  1. Складываем получившуюся фигуру по оси симметрии таким образом, чтобы уголки оказались снаружи. Обязательно проследите за тем, чтобы контуры обоих половинок будущего самолетика совпали. От этого зависит, как он будет в дальнейшем летать.

  1. Загибаем крылья по обоим бокам самолета, как показано на рисунке.

  1. Убедитесь, что угол между крылом самолета и его фюзеляжем составляет 90 градусов.

  1. Получился вот такой быстрый самолетик!

Как сделать так, чтобы самолетик далеко летал?

Хотите научиться правильно запускать бумажный самолет, который вы только сделали своими руками? Тогда внимательно ознакомьтесь с правилами его управления:

Если все правила соблюдаются, но модель все равно летает не так, как хотелось бы, попробуйте усовершенствовать ее следующим образом:

  1. Если самолет постоянно норовит резко взмыть вверх, а затем, совершая мертвую петлю, резко уходит вниз, врезаясь носом в землю, ему требуется апгрейд в виде увеличения плотности (веса) носовой части. Это можно сделать немного загнув нос бумажной модели вовнутрь, как показано на картинке, или прикрепив нему снизу канцелярскую скрепку.
  2. В случае, если при полете модель летит не прямо, как нужно, а в сторону, оснастите ее рулем поворота, загнув часть крыла по линии, изображенной на рисунке.
  3. Если самолетик уходит в штопор, ему срочно необходим хвост. Вооружившись ножницами, сделайте ему быстрый и функциональный апгрейд.
  4. А вот если, модель во время испытаний заваливается набок, скорее всего причиной неудачи служит отсутствие стабилизаторов. Чтобы добавить их к конструкции, достаточно загнуть крылья самолета по краям по указанным пунктиром линиям.

Также предлагаем вашему вниманию видео инструкцию по изготовлению и испытанию интересной модели самолета, который способен не только далеко, но и невероятно долго летать:

Теперь, когда вы уверены в своих силах и уже набили руку на складывании и запуске простых самолетиков, предлагаем инструкции, которые расскажут вам, как сделать самолет из бумаги более сложной модели.

Самолет-невидимка F-117 («Ночной ястреб»)

Самолет-бомбовоз

Схема выполнения

  1. Берем прямоугольный листок бумаги. Верхнюю часть прямоугольника складываем двойным треугольником: для этого отгибаем правый верхний угол прямоугольника таким образом, чтобы его верхняя сторона совпала с левой боковой стороной.
  2. Затем по аналогии загибаем левый угол, совмещая верхнюю часть прямоугольника с его правой боковой стороной.
  3. Через точку пересечения полученных линий выполняем сгиб, который в итоге должен быть параллелен меньшей стороне прямоугольника.
  4. По этой линии складываем внутрь получившиеся боковые треугольники. Должна получиться фигура, показанная на рисунке 2. Намечаем линию посередине листа в нижней части по аналогии с рисунком 1.

  1. Обозначаем линию, параллельную основанию треугольника.

  1. Переворачиваем фигуру на обратную сторону и отгибаем угол по направлению «на себя». Должна получиться следующая бумажная конструкция:

  1. Снова перекладываем фигуру на другую сторону и загибаем два уголка вверх, предварительно согнув верхнюю часть вдвое.

  1. Переворачиваем фигуру обратно и отгибаем угол вверх.

  1. Сворачиваем левый и правый углы, обведенные на рисунке кружком, в соответствии с картинкой 7. Такая схема позволит добиться правильного изгиба угла.

  1. Загибаем угол от себя и складываем фигуру по средней линии.

  1. Заводим края вовнутрь, вновь складываем фигуру пополам, а потом на себя.

  1. В конечном итоге, у вас получится вот такая бумажная игрушка - самолет-бомбовоз!

Бомбардировщик СУ-35

Истребитель «Остроносый ястреб»

Пошаговая схема выполнения

  1. Берем листик бумаги прямоугольной формы, сгибаем его пополам вдоль большей стороны и намечаем середину.

  1. Отгибаем по направлению «на себя» два угла прямоугольника.

  1. Сгибаем углы фигуры по пунктирной линии.

  1. Складываем фигуру поперек таким образом, чтобы острый угол оказался на середине противоположной стороны.

  1. Переворачиваем полученную фигуру на обратную сторону и формируем две складки, как показано на рисунке. Очень важно, чтобы складки были сложены не к средней линии, а под небольшим углом к ней.

  1. Получившийся угол сгибаем на себя и одновременно отворачиваем вперед угол, который после всех манипуляций будет находиться на обратной стороне макета. Должна получиться фигура, как показано на рисунке ниже.

  1. Загибаем фигуру пополам от себя.

  1. Опускаем крылья самолетика по пунктирной линии.

  1. Подгибаем немного концы крыльев для получения так называемых винглетов. Затем расправляем крылья так, чтобы они образовали с фюзеляжем прямой угол.

Бумажный истребитель готов!

Истребитель «Планирующий ястреб»

Инструкция по изготовлению:

  1. Берем прямоугольный листок бумаги и намечаем середину, сложив его пополам вдоль большей стороны.

  1. Загибаем внутрь к середине два верхних угла прямоугольника.

  1. Переворачиваем лист на обратную сторону и загибаем складки по направлению «на себя» к центральной линии. Очень важно, чтобы верхние углы при этом не перегибались. Должна получиться вот такая фигурка.

  1. Сворачиваем верхнюю часть квадрата по диагонали к себе.

  1. Получившуюся фигуру складываем пополам.

  1. Намечаем складочку также, как показано на рисунке.

  1. Заправляем внутрь прямоугольную часть фюзеляжа будущего самолетика.

  1. Отгибаем крылышки вниз по линии пунктира под прямым углом.

  1. Получился вот такой бумажный самолетик! Осталось посмотреть, как он летает.

Истребитель F-15 Eagle

Самолет «Конкорд»

Следуя приведенным фото- и видео-инструкциям вы сможете своими руками за несколько минут сделать самолет из бумаги, игра с которым станет приятным и занимательным времяпрепровождением для вас и ваших детей!

 

 

Это интересно: