→ Основатель компании. Где собирают стиральные машины Bosch Основание компании Robert Bosch GmbH

Основатель компании. Где собирают стиральные машины Bosch Основание компании Robert Bosch GmbH

Некоторые люди до сих пор считают, что страна, где производят стиральные машины марки Bosch непременно Германия, однако в действительности это совсем не так. Сегодняшние реалии таковы, что машины Bosch собирают и в Западной Европе, Восточной Европе, странах СНГ и в Юго-Восточной Азии. Да чего там – вся Евразия использует стиральные машины этой марки, но проблема в том, что машины Бош собранные в одной стране, отличаются от аналогичных моделей собранных в другой стране. С этим надо разобраться!

Как все начиналось?

Название бренда Bosch появилась благодаря отцу основателю компании, выпускающей электрооборудование, Роберту Бошу, который начал свою предпринимательскую деятельность в последней четверти 19 века. Путь развития его «детища» компании электрооборудования и бренда Бош был более чем тернист.

Политические потрясения и две мировые войны практически полностью разрушали компанию Роберта, но она как птица Феникс, неизменно возрождалась из пепла, захватывая рынки электротехники многих стран и удивляя людей своими технологическими новшествами. Благодаря усилиям сначала основателя, а затем и его семьи, компания неуклонно развивается, по сей день, осваивая все новые и новые рынки.

Сегодня под маркой Bosch выпускается несколько тысяч наименований различных товаров в десятках стран мира на сотнях заводов. При этом компания не изменяет своему девизу «качество в ущерб количеству». Стиральные машины фирма Bosch начала производить сравнительно поздно. Первые удачные коммерческие стиральные машины с их логотипом появились в продаже в Германии в 1958 году.

Возрождение и развитие компании Bosch обеспечивалось тем, что ее правление всегда принимало смелые решения в отношении внедрения в производство передовых технологий. Фирма делала то, что боялись делать другие и весьма успешно.

В 1972 году Bosch осуществили массовый вброс на рынок стиральных машин автомат, чем произвели фурор среди женской половины потребителей их продукции и повысили репутацию компании, да и ее доход. На российский рынок компания вышла сравнительно недавно, аж в 1997 году, но это не помешало ей надежно закрепиться на этом рынке и спокойно и планомерно осваивать его вплоть до сегодняшнего дня.

Сегодня под маркой Бош на российском рынке продаются сотни моделей стиральных машин автомат, которые имеют самые разные характеристики, но далеко не все производятся на территории России. Где же собираются полюбившиеся российскому потребителю стиральные машины Bosch?

Страны производители

Эталонное производство автоматических стиральных машин марки Bosch находится, конечно, в Германии. Германия является первой страной, где компании удалось по-настоящему развернуться. Сегодня Германия имеет крупнейшее производство технического концерна BSH, специализирующегося на выпуске автоматических стиральных машин Bosch и Siemens в городе Ноен, который находится недалеко от Бранденбурга. На этом предприятии производят наиболее технологичные модели стиральных машин Bosch серии WLX и WAS.

Вообще с середины 1990-х годов, концерн BSH (владелец марки Bosch) ведет политику оптимизации производственных мощностей, которые располагаются в Германии и создания новых мощностей на территории третьих стран с дешевой рабочей силой и более благоприятными условиями ведения бизнеса. На немецкой земле лишь 4 завода производят стиралки. Германия теперь превращается в научный центр концерна.

В Берлине, да и в других немецких городах открываются технологические центры, лаборатории и опытные производства, обеспечивающие группу компаний новыми технологиями, которые они потом реализуют, в том числе в своих стиральных машинах. Тем не менее, как бы вы не хотели купить стиральные машины марки Bosch производства Германия, сделать это не всегда просто, ведь там изготавливается лишь 7% от всех стиралок, которые выпускает на рынок группа компаний.

В чем специфика немецких стиральных машин Bosch? Как бы не уверяли своих потребителей представители концерна Бош о том, что любая их продукция неизменно высокого качества, в какой-бы стране она не производилась, мастера знают – техника с пометкой «страна производства Германия» превосходит технику, собранную в других странах Европы и США, не говоря уже про стиральные машины, сделанные в КНР, Латинской Америке или России.

Все дело в высочайшем качестве сборки и комплектующих. «Боши» собранные в Германии стирают в среднем на 5-7 лет дольше своих иностранных визави, а ведь это усредненные статистические данные. Германия дает ежегодно сотни тысяч стиральных машин с маркировкой WAS, WLX, WAY, WIS и WKD.

К сведению! Удивительно, но на территории Германии группа компаний BSH не имеет производства способного выпускать новейшие стирально-сушильные машины.

Где еще собирают стиральные машины марки Bosch. Наибольшее количество заводов группы компаний BSH сконцентрированы в Европе. Не считая 4 немецких производства, на территории Европы расположились 37 предприятий выпускающих стиральные машины и их узлы.

  • В Польше производятся стиральные машины автомат с маркировкой WAA, WAB, WAE, WOR.
  • Во Франции работает завод, выпускающий под маркой Bosch стиральные машины WOT.
  • В Испании производятся стиральные машины, маркируемые тремя буквами WAQ.
  • Машинки Bosch изготавливают даже в частично европейской Турции, ставя на них маркировку WAA и WAB.

Помимо Европы такую технику выпускают и в России. Стиралки Bosch, произведенные в России, имеют маркировку WLF, WLG, WLX. Изготавливают все российские стиральные машины Bosch на двух крупных заводах. Один находится в городе Энгельс, а другой в городе Тольятти.

Новейшие стирально-сушильные машины от Бош производят в Юго-Восточной Азии на территории КНР. Машины, которые «производит эта страна» отличаются большой загрузкой, наличием сушки и целой кучей внедренных инноваций. Их маркировка WVD, WVF. Кроме того, на территории Китая делают стиральные машины WLM, WLO.

Модельный ряд

Сегодня под маркой Bosch выпускается порядка 500 моделей современных автоматических стиральных машин с совершенно разными техническими характеристиками. Из столь разнообразного модельного ряда любой потребитель непременно выберет себе «домашнюю помощницу» по душе. В чем основные плюсы всех моделей стиральных машин Bosch?

  1. Высокое, по сравнению с конкурентами, качество комплектующих, которые долго функционируют и редко ломаются.
  2. Высокое качество сборки, особенно, когда речь заходит о стиралках Бош из Европы.
  3. Большое количество инновационных разработок, которые делают качество стирки выше, экономят время, электроэнергию и воду.
  4. Гибкая ценовая политика компании, делает многие стиральные машины Bosch максимально дешевыми. Даже несмотря на существенную курсовую разницу, европейские стиралки Бош остаются конкурентоспособными на территории России.
  5. Стиральные машины Bosch проще поддаются ремонту и на них проще найти запчасти, если, конечно, ремонт вашей машине вообще понадобится.

В настоящее время на территории стран СНГ, можно приобрести немало интересных моделей «домашних помощниц». Чтобы проиллюстрировать это, мы решили сделать небольшой обзор, который, надеемся, максимально дополнит данную публикацию.

Любая стирально-сушильная машина от Бош стоит очень дорого. Например, приведенная нами модель, изготовленная в Китае, обойдется примерно в 1500 долларов.


Итак, где же собирают стиралки Бош? Не будет преувеличением, если мы скажем, что везде. Не обо всех производствах есть достаточное количество информации, но доподлинно известно, что концерн BSH, который владеет брендом Bosch, имеет производства в Европе, Северной Африке, России, Средней Азии, Китае, США и даже 6 странах Латинской Америки. Так что данные стиральные машины знает и активно использует весь мир!

Роберт Бош
Robert Bosch
Дата рождения 23 сентября (1861-09-23 )
Место рождения Альбек (ныне - часть Лангенау) (Германский союз)
Дата смерти 12 марта (1942-03-12 ) (80 лет)
Место смерти (Третий рейх)
Подданство Королевство Вюртемберг
Род деятельности промышленник, инженер, изобретатель
Супруга Анна Бош [d]
Дети Паула Цундель [d] , Маргарита Фишер-Бош [d] и Роберт Бош [d]
Автограф
Медиафайлы на Викискладе

Биография

Ранние годы

Роберт Бош, одиннадцатый ребёнок в семье из двенадцати, родился в 1861 году в городке Альбек (ныне - в составе Лангенау), неподалеку от города Ульм . Его отец, Сервациус Бош, был зажиточным крестьянином и считался очень образованным и начитанным человеком для своей социальной среды. Он владел собственной гостиницей и пивоварней, а также располагал отдельным участком земли, за проезд по которому собирал пошлину .

Основание компании

Система зажигания от магнето

Расширение компании

Своё расширение компания Боша начала с начала XX века: сначала в Великобритании , а затем и в других европейских странах. В 1910 году в Спрингфилде (штат Массачусетс) была построена первая фабрика Боша в США , а в 1914 году ещё один завод был открыт в Плейнфилде (штат Нью-Йорк). Представительства BOSCH были также открыты в Южной Америке , Азии , Африке и Австралии . Благодаря этому к 1913 году около 88 % продукции компании продавалось за рубежом .

После войны все иностранные представительства компании были конфискованы, но вскоре ей удалось воссоздать свою международную коммерческую сеть . Крупным достижением того времени стало создание компанией Боша дизельного насоса .

Политическая деятельность

Роберт Бош всегда был политически активен и не скрывал своих либеральных взглядов. В 1920-30-е годы его основное внимание было уделено вопросу перемирия Германии и

Сегодня «Bosch» входит в число самых известных брендов в мире. Но трудно представить себе, сколько пришлось пережить Роберту Бошу, чтобы в эти дни мы могли пользоваться его товарами. Стоит только упомянуть, что на долю империи Боша выпали обе мировые войны.

Роберт Бош родился 23 сентября 1861 года в немецком городе Альбек и был одиннадцатым ребенком в семье швабских землевладельцев. Предпринимательскую жилку он унаследовал от родителя. Его отец, Серватиус Бош, владел гостиницей с гордым названием «Корона», включавшей пивоварню и обширные земельные угодья. Отец в свое время настоял на том, чтобы Роберт закончил местную техническую школу.

В 1879 г. восемнадцатилетний юноша окончил курс обучения точной механике и уехал в Кельн, где поступил работать медеплавильщиком на предприятие своего брата Карла Боша. Но работа в горячем цеху пришлась не по нраву Роберту, поэтому уже через нес-колько месяцев он бросил это занятие и отправился на поиски более подходящего дела. За шесть лет Роберт Бош успел поработать на многих немецких предприятиях, в основном связанных с производством электротехники, и даже немного поучился на отделении электротехники Штутгартского университета.

Изыскания молодого техника продолжились в Нью-Йорке, где Роберт работал в компаниях Бергмана и Эдисона. Несколько лет спустя, двадцатидвухлетний техник уезжал из Америки со смешанным чувством восхищения передовыми методами производства и возмущения условиями труда персонала. Напоследок попытав счастья в Лондоне у братьев Сименс, Роберт Бош вернулся на родину с твердым намерением основать собственное предприятие.

15 ноября 1886 г. Роберт Бош получил официальное разрешение на открытие собственной фирмы в Штутгарте, получившей название «Мастерская точной механики и электротехники». Первоначальный штат фирмы состоял из одного механика и одного подмастерья, а уставной капитал в 10 000 немецких марок был взят из отцовского наследства.

Не мало испытаний пережила компания в первые годы своего существования. Первое время она занималась ремонтом телефонов, печатных машинок и фотоаппаратов. Заказов не хватало, и Роберт лично ездил на велосипеде к клиентам, принимаясь за ремонт самых пустяшных приборов. Постепенно круг клиентов расширялся, увеличивалось и число наемных рабочих. Но это не могло спасти предприятие от экономического кризиса, охватившего Старый и Новый Свет в начале 90-х годов позапрошлого века. Компания едва не обанкротилась. Чтобы сократить расходы, Роберт Бош оставил на работе только троих из 25 рабочих, а для пополнения оборотных средств занял деньги в банке под поручительство своих родственников. И если бы не контракт с властями Штутгарта, затеявшими электрификацию города в середине 1890-х, неизвестно, долго ли еще просуществовала бы компания Боша.

С окончанием кризиса начались новые изыскания Боша, на этот раз его интерес привлек автомобиль. Успех фирмы «Bosch» неразрывно связан с изобретением магнето - устройства для воспламенения воздушно-топливной смеси в двигателях внутреннего сгорания. Его стилизованное изображение до сих пор украшает логотип компании. В 1897 году англичанин Фредерик Симмс, владелец компании «Daimler Motor Company» обратился к Бошу с просьбой усовершенствовать систему зажигания с магнето для выпускаемых им автомобилей. До сих пор на его автомобилях использовалась система зажигания при помощи запальной трубки или от батарей. Но запальная трубка ежеминутно грозила пожаром, а батарейная система не могла обеспечить достаточной продолжительности поездки.

В те времена магнето, с помощью которого производилось безопасное зажигание в течение длительного времени, из-за своих габаритов устанавливались только на стационарные силовые установки. Бош усовершенствовал конструкцию магнето, сделал его более мощным и компактным, и к 1897 году 55% дохода компании приносила именно продажа нового магнето Боша. Кульминацией признания магнето «Bosch» стала победа француза Марселя Рено в гонке Париж-Вена в 1902 г. на автомобиле 14 CV, оснащенном уже значительно усовершенствованной системой зажигания - высоковольтное магнето совместно со свечами зажигания впервые позволило создать высокооборотистый двигатель.

Новые перспективы, открывшиеся после удачного эксперимента с установкой магнето на машины Фредерика Симмса, подвигли молодого предпринимателя к открытию представительств за пределами Германии. Однако вскоре после организации совместного предприятия с Симмсом в Лондоне, Бош обнаружил, что его английский компаньон вместо того, чтобы заказывать системы зажигания в Штутгарте, принялся тайком производить их под маркой «Simms-Bosh». В результате, разорвав в 1906-1907 гг. все отношения с Симмсом, Роберт Бош самостоятельно занялся производством и продвижением своих систем зажигания в Великобритании, Франции, Бельгии, Австро-Венгрии и Америке.

Поставки систем зажигания «Bosсh» коренным образом отразились на развитии американского автомобилестроения, так как большинство тамошних производителей использовали их в своих авто. Несмотря на это, американские власти, защищая отечественного товаропроизводителя, взвинтили ввозные таможенные пошлины до 45%, сделав тем самым магнето «Bosch» неконкурентоспособными. Благодаря открытию завода в Спрингфилде, «Bosch» смог обойти заградительные экономические барьеры. К началу Первой мировой войны компания насчитывала уже 33 подразделения по всему миру, а ее оборот достиг почти 27 миллионов немецких марок.

Первая мировая война нанесла сокрушающий удар по бизнесу Боша, отрезав его от мирового рынка. Все патенты на изобретения бесплатно использовались победившими союзниками, что одним махом лишило компанию более половины ее активов. Имущество «Bosсh» за границей было конфисковано. Но наибольший ущерб был нанесен репутации компании, под именем которой американцы продолжали выпускать некачественную продукцию. После войны они даже попытались через суд запретить фирме «Bosch» использование ее собственной торговой марки на территории США. Несколько лет длились судебные слушания, после чего компания с целью защиты собственной торговой марки стала использовать официально зарегистрированный фирменный логотип и надпись «Германия».

В середине 1925 года компания «Bosсh» организовала конвейерную сборку магнето и свечей зажигания: удешевление автомобилей и усиление конкуренции требовали более дешевых компонентов и узлов. Тем не менее магнето «Bosсh» оставалось достаточно дорогим. Например, в начале 30-х магнето для автомобиля средних размеров стоило 200 рейхсмарок - две зарплаты рабочего «Bosсh» и 10% стоимости небольшого автомобиля. Поэтому компания продолжила изыскания, разработав более дешевую систему - батарейное зажигание, принцип которого используется в автомобилестроении до сих пор.

1926 год ознаменовался первым кризисом автомобильных продаж и, соответственно, производства - рынок был близок к насыщению. Поэтому компания решила вновь обратиться к инновациям. Несмотря на почти монопольное положение в поставках систем зажигания, Бош не хотел ставить успех фирмы в жесткую зависимость от одного вида продукции. На случай, если появится новый тип двигателя или системы зажигания, предприятие Роберта Боша приступило к разработке электрических аксессуаров для автомобилей. В ассортименте компании появились системы, включавшие в себя электрические фары, аккумуляторную батарею и генератор для ее подзарядки. На рынке, где превалировали ацетиленовые фары, довольно неудобные и опасные в эксплуатации, такой товар был обречен на успех.

Далее Бош решил диверсифицировать свой бизнес, чтобы превратиться из поставщика автомобильных комплектующих в мультинационального производителя электрического оборудования. Частично эта политика реализовывалась за счет собственных разработок электроинструментов и бытовой техники, а частично - за счет покупки новых подразделений корпорации. Так, например, были куплены перспективные компании «Junkers» (изготовление газовых нагревательных колонок для воды), «Idealwerke» и «Bauer» (производство кинопроекторов).

В 1938 году американское и немецкое отделения компании слились воедино как «American Bosсh Corporation» (ABC). Однако успех был недолгим. Уже через три года собственность «Bosсh» снова была реквизирована американскими властями после вступления США во Вторую Мировую войну. Неудивительно, что Роберт Бош недолюбливал Гитлера. «Я слишком стар, чтобы притворяться», - говаривал 72-летний предприниматель, когда нацисты пришли к власти. Сам он скрывал по подложным документам у себя на заводах евреев, которым грозила газовая камера. А его советник по экономическим вопросам Карл Герделер на деньги компании организовывал подпольные группы сопротивления и участвовал в организации заговора против Гитлера.

Бош скончался в 1942 году в Штутгарте на 81-м году жизни. В своём завещании он указал направить дивиденды от акций его компании на благотворительные цели. И наследники передали свои доли в «Robert Bosch GmbH» - благотворительный фонд, основанный Бошем ещё при жизни и позднее названный его именем.

После смерти Боша его компанию возглавил Ханс Вальс, который достойно продолжил дело Боша. На его долю выпала необходимость уже второго по счету восстановления компании буквально из руин. И удалось это Вальсу во многом благодаря тщательной заботе Боша о репутации компании еще при жизни.

С тех пор немало полезных вещей явилось миру благодаря разработчикам «Bosсh». Компании принадлежит первенство в изготовлении электрической машинки для стрижки волос, электродрели и многого другого. Сегодня фирма «Robert Bosch GmbH» является одним из крупнейших немецких промышленных концернов. Работает фирма в четырех областях: автомобильное оборудование, техника связи, бытовая техника и средства производства. 250 тысяч сотрудников во всем мире неустанно трудятся над тем, чтобы «Bosch», как и прежде, оставалась лидером инноваций во всем мире. Вот как сумела разрастить «мастерская» Боша за прошедшие 2 века. А между тем 92% уставного капитала компании принадлежит Фонду имени Роберта Боша, основная цель которого - благотворительная работа. Оставшиеся 8% - в распоряжении наследников.

В борьбе за социальную справедливость
Роберт Бош, во времена своей молодости хлебнувший «счастья» наемного работника, навсегда остался верен стремлению к социальной справедливости. В 1894 году, через восемь лет после основания, рабочий день на предприятии был сокращен с 10 до 9 часов, а с 1906 г. был введен восьмичасовой рабочий день с двухчасовым перерывом на обед. С учетом того, что суббота была рабочим днем, рабочая неделя длилась 48 часов. Это было явлением по тем временам из ряда вон выходящим - две трети немецких заводов использовали наемный труд от 57 до 60 часов в неделю. С 1910 года, помимо сокращенного рабочего дня по субботам, сотрудники компании Боша получали материальную компенсацию во время отпуска. А в 1927 году был основан прообраз нынешних пенсионных фондов «Bosсh-Hilfe» (с немецкого - Бош-помощь) для пожилых кадров.

Принципы заложенные когда-то Бошем живы в компании до сих пор. Многочисленные социальные программы и высокие заработки знакомы сегодня каждому сотруднику компании, единственное условие - неустанная работа на инновации.

Логотип компании рядом со зданием штаб-квартиры в Герлингене

В августе 2007 года Bosch стала первой иностранной компанией, которая начала производить свои электроинструменты в России (г. Энгельс , Саратовская область). В 2008 году компания Bosch приобрела производство датской компании Holger Christiansen в поселке Краковец (Львовская область , Украина), занимающееся восстановлением стартеров.

Группа компаний Bosch

  • BSH Bosch und Siemens Hausgeräte GmbH (50 %) - БСХ Бытовые приборы (совместное предприятие с Siemens)
  • Bosch Rexroth AG (100 %) - Бош Рексрот
  • Bosch Thermotechnik GmbH (100 %) (siehe Junkers, Buderus, Loos International und Bosch KWK Systeme) - Бош Термотехника
  • Beissbarth GmbH (100 %)
  • Robert Bosch Car Multimedia GmbH (100 %)
  • Bosch Sensortec GmbH (100 %)
  • Bosch Engineering GmbH (100 %)
  • Robert Bosch Tool Corporation USA (100 %), дочерняя компания Dremel Corporation
  • Bosch Emission Systems GmbH & Co. KG; совместно с Deutz AG и Eberspächer GmbH & Co. KG
  • Bosch Sicherheitssysteme GmbH (100 %)
  • Bosch Sicherheitssysteme Montage und Service GmbH (100 %)
  • ETAS GmbH (100 %)
  • ZF Lenksysteme GmbH (50 %); совместно с ZF Friedrichshafen AG
  • AIG Planungs und Ingenieurgesellschaft mbH (100 %)
  • Hawera Probst GmbH (100 %)
  • Bosch Mahle Turbo Systems GmbH & Co. KG (50 %); совместно с Mahle GmbH
  • SB LiMotive Co. Ltd. (50 %); совместно с Samsung SDI
  • Bosch Solar Energy AG (100 %)
  • Robert Bosch Healthcare GmbH (100 %)
  • Bosch Software Innovations GmbH (100 %)
  • Bosch Power Tec GmbH (100 %)
  • Bosch Battery Solutions GmbH (100 %)

Ключевые разработки

Компании принадлежит значительное число инноваций и технологий, которые стали прорывом в своей сфере.

Автомобильные запчасти и комплектующие:

Электроинструмент:

  • 1932 г. - первый в мире электроперфоратор
  • 1946 г. - первый в мире электролобзик
  • 1952 г. - первый в мире электроизоляционный материал корпуса электроинструмента
  • 1984 г. - первый в мире аккумуляторный перфоратор
  • 1990 г. - внедрение инновационной системы SDS-max (мгновенный зажим оснастки)
  • 1992 г. - быстрейший в мире в своём классе двухкилограммовый перфоратор Bosch
  • 1994 г. - самый мощный удар в своём классе - перфоратор GBH 10 DC
  • 1997 г. - первый в мире варио-шлифователь.

Деятельность в регионе

В 2007 года у группы Bosch на территории России , Украины , Казахстана и Белоруссии продолжился рост доходов: её консолидированный оборот в этих странах в 2007 году увеличился на 24 % и достиг 678 млн евро.

В 2007 году консолидированный оборот компании Bosch в России составил 591 млн евро (рост 26 % в сравнении с 2006 годом). Неконсолидированный оборот достиг 619 млн евро.

История компании «Бош» началась в 1886 г., когда организовал в Штутгарте «Мастерскую точной механики и электротехники», в которой работали один механик и один подмастерье. Но в середине 1890-х фирма расцвела на заказах по электрификации родного города. «Коньком» была электронная «зажигалка» - магнето. Сначала её использовали в промышленности, но настоящий триумф случился, когда Роберт Бош получил заказ приспособить магнето для трёхколёсной коляски с двигателем внутреннего сгорания. Он успешно справился с задачей. Со временем эта трёхколёсная коляска превратилась в «Мерседес», а бошевская система зажигания стала незаменимой в автомобилестроении.

Роберт Бош. Фото: www.globallookpress.com

Компания Роберта Боша, которая уже носила имя своего основателя и хозяина, кроме магнето стала делать практически всё электрооборудование для автомобилей. Это уже был глобальный бизнес, заводы «Бош» работали в США и многих европейских странах, а продукция продавалась по всему миру. К 1926 г. он отошёл от прямого управления компанией, но продолжал контролировать стратегию бизнеса. В эти годы Бош резко расширил сферу деятельности, превратив фирму из производителя деталей для автомобильной промышленности в электротехнический концерн широкого профиля.

Третий рейх

Компания «Бош» активно развивалась, но в 1933 г. случилось то, что и должно было случиться. К власти в Германии пришли нацисты, и компания включилась в тевтонский суперпроект Третьего рейха: бошевская электронная начинка помогала двигаться не только мирным автомобилям, но и практически всей военной технике, включая и авиацию. Компания получала не только выгодные госзаказы, но и бесплатную рабочую силу. На её предприятиях работали военнопленные, их принудительный труд помогал наращивать мощь германской армии.

Могло ли тогда быть иначе? Могло. Хуго Юнкерс , основатель и владелец знаменитого авиастроительного концерна, не согласился, и его компанию отобрали, превратив в государственную. Роберт Бош предпочёл сохранить компанию и включиться в военное производство, а также в финансирование НСДАП - Национал-социалистической рабочей партии Германии. Сам Роберт не участвовал в знаменитой встрече деловых кругов страны с Гитлером в феврале 1933 г., когда был заключён союз между бизнесом и фашистами. Благодаря союзу Третий рейх сделал мощнейший рывок в промышленности и науке и создал самую совершенную и мощную армию в мире. Но в этой встрече участвовал его родной племянник Карл Бош - известнейший организатор промышленности, нобелевский лауреат по химии и глава суперконцерна «ИГ Фарбениндустри». В те годы Карл входил в десятку самых влиятельных людей Германии. По сути, в 1930-х гг. он стал руководителем всей военной экономики страны. «Фарбениндустри» выпускала 85% всей химической продукции, которую использовали в производстве взрывчатки, боеприпасов и военной техники. Узники концлагерей, трудившиеся в этом химическом концерне, производили ещё и печально известный газ «Циклон Б», с помощью которого их уничтожали в газовых камерах. После окончания Второй мировой войны «Фарбениндустри» расформировали, создав на её основе 12 компаний, названия многих из них хорошо известны и сегодня. Но сам Карл Бош не дожил до этого, он скончался от сердечного приступа в начале Второй мировой, в 1940 г.

В узком кругу

Его дядя Роберт прожил чуть больше, почив в 1942-м в возрасте 80 лет. Но созданные им промышленные гиганты продолжали ковать тевтонскую мощь. Страна оценила таланты Роберта Боша, наградив его к 80-летию почётным званием «Пионер труда». Свой юбилей он встречал в узком кругу друзей в Баден-Бадене, среди которых был и Ялмар Шахт , один из крупнейших финансистов фашистской Германии, рейхминистр экономики, глава Рейхсбанка. Именно он был организатором той знаменитой встречи финансовых и промышленных кругов с Гитлером в 1933 г., на которой присутствовал племянник Роберта Боша, и именно благодаря ему фашисты получили мощнейшую поддерж-ку со стороны бизнеса. Узок круг этих людей, и похоже, они имели мощные связи не только с военной верхушкой Третьего рейха, но и с мировой финансовой и деловой элитой. Через их фирмы и банки она накачивала Германию деньгами, так нужными ей для осуществления своих агрессивных планов, а нередко помогала и технически. Это кажется удивительным, но ещё в 1940 г., когда англосаксонский мир начал с Гитлером войну, американская авиакорпорация «Бендикс Эвиэйшн» передала компании «Бош» технологии производства стартёров для авиа- и дизельных двигателей, так нужных Германии для военной техники. И потом «Бендикс» долго получала с них отчисления за помощь.

Почетный караул у гроба Роберта Боша. 18.03.1942 год. Фото: www.globallookpress.com

Белое на чёрном?

Сейчас много говорят, что дядя и племянник Боши не были идейными поклонниками Гитлера , что они спонсировали не только НСДАП, но и антифашистов, что защищали евреев. Наверно, всё это тоже было - мы и сейчас видим, как бизнес «кладёт яйца в разные корзины», спонсируя весь спектр политических партий. Более того, фирма «Бош» была причастна к заговору по убийству Гитлера. Но ведь всё это было в 1944 г., когда его поражение, а значит, и конец их бизнеса казались неизбежными, а не в 1934-м, когда они помогали ему подчинять своим бредовым идеям страну. Скорее всего, этот заговор был попыткой сохранить бизнес и рычаги управления в своих руках. Интересно, что среди заговорщиков был и тот самый Ялмар Шахт. Если бы заговор удался, то канцлером Германии должен был стать Карл Гёрделер , крупная фигура в компании «Бош». Планировалось, что он начнёт переговоры с антигитлеровской коалицией, и тогда компания наверняка не пострадала бы после войны. Но получилось иначе.

Интересно, что в истории Роберта Боша была и коммунистическая «интрижка». В 1890 г. после смерти мужа Клара Цеткин вернулась на родину в Штутгарт и стала издавать социал-демократическую газету Gleichheit («Равенство»). Её сосед и начинающий предприниматель Роберт Бош спонсировал издание. Они дружили семьями - Клара устраивала музыкальные вечера, а их дети много общались друг с другом. В гостях у неё бывали видные деятели коммунистического движения, включая и Ленина . Возможно, Роберт Бош встречался даже с ним. Спонсировал ли он Владимира Ильича? Вопрос без ответа, но к 1917 г. отношения между Робертом и Кларой стали напряжёнными. Её муж, известнейший художник Георг Цундель , влюбился в Паулу - дочь Роберта Боша. Пламенная революционерка, которая была на 18 лет старше своего второго супруга, долго не давала развода. Георг и Паула смогли официально пожениться только в 1927 г. Отец невесты подарил им шикарное поместье «Бергхоф», теперь в нём располагается музей Георга Цунделя.

И ещё одна потрясающая деталь: в 1932 г., когда фашисты выиграли выборы, старейший член рейхстага Клара Цеткин официально передала бразды правления немецким парламентом Герману Герингу , призвав его в своей речи бороться с фашизмом. Что было дальше, вы уже знаете.

 

 

Это интересно: