→ Гуманитарно социальные аспекты развития технологий информационного общества. Колин - Социальная информатика

Гуманитарно социальные аспекты развития технологий информационного общества. Колин - Социальная информатика

Нестеров А.К. Информационное общество // Энциклопедия Нестеровых

Формирование и развитие информационного общества имеет глобальный характер, при этом основные признаки и черты информационного общества формировались в первое десятилетие XXI века. В значительной степени данный процесс способствует появлению новых экономических стимулов, точек роста, развитию общественного устройства, интенсификации межкультурного взаимодействия.

Понятие информационного общества

Логично, что фундаментом информационного общества выступает информация. В концептуальном плане информация выступает уже самостоятельной ценностью, во многих случаях она может быть оценена, приобретена, что ставит ее на один уровень с материальными ценностями и энергией. В ряде случаев информация становится одним из ресурсов функционирования предприятий, организаций, фактором прогресса.

Основным фактором для создания комплексных условий развития информационного общества стало появление сети Интернет, что позволило формировать единую мировую информационно-коммуникационную среду и общее киберпространство.

Информационное общество – это фаза развития человеческой цивилизации, в которой резко повышается ценность, роль и значение информации и знаний.

Концепция информационного общества представляет его как особой природы надстройку над современным общественным устройством, когда информация, знания и информационные технологии интенсивно проникают и внедряются во все сферы общества.

Современное информационное общество

Современное информационное общество обладает следующими чертами:

  1. Повышение роли информации и знаний в жизни общества.
  2. Интенсивное развитие информационных технологий и коммуникаций.
  3. Увеличение доли продукции сектора информационных технологий в структуре ВВП.
  4. Существование мирового информационного пространства.
  5. Эффективное информационное взаимодействие людей и социальных групп.
  6. Улучшение доступа к информации.
  7. Существование многообразия информационных продуктов и услуг.

Современное информационное общество характеризуется следующими аспектами.

Во-первых, продолжается усиливаться роль информации и знаний в жизни общества, при этом информационная насыщенность хозяйственной, экономической, финансовой, управленческой, коммерческой, производственной сфер деятельности также существенно возрастает. Для многих сфер деятельности информация и знания становятся важнейшим ресурсом социально-экономического развития. Аналогично, новые точки экономического роста связаны исключительно с информацией, знаниями, их реализацией и внедрением в традиционные сферы.

Во-вторых, индустрия информационных технологий формирует особый сектор экономики, который является одним из наиболее динамичных и быстроразвивающихся.

В-третьих, информация, информационные услуги, отдельные знания являются предметом потребления, они могут быть приобретены, проданы, переданы во временное пользование. При этом в ряде случаев уже возникли устойчивые рыночные структуры, например, информационно-коммуникационные технологии, телекоммуникации и сектор обслуживания данных рынков.

В-четвертых, модели социальной, экономической, управленческой, финансовой, производственной организации частично трансформируются, становятся шире, повышают свою гибкость благодаря использованию информационных технологий.

Основная тенденция – роль информации последовательно растет, поиск новых знаний интенсифицируется. Информация и знания выступают важным фактором производства и экономического роста. Экономический успех все больше обуславливается наличием информации, использованием инноваций и непрерывного развития.

Развитие информационного общества

В развитии информационного общества можно выделить 3 этапа:

  1. 1950-1980 гг. – Возникновение тесной связи науки, технических разработок и производства. Резкий рост динамики производства, формирование предпосылок появления современных наукоемких технологий.
  2. 1980-2000 гг. – Глобализация социально-экономических отношений, интенсификация международных связей и усложнение мирохозяйственных процессов. Сокращение числа сугубо локальных социально-экономических событий и процессов.
  3. 2000-2020 гг. – Значительное усложнение всех сфер деятельности человечества, формирование сложной мировой хозяйственной системы. Одновременное усиление интеграционных процессов в экономической сфере, стремлений отдельных государств сохранить свой экономический, политический и культурный суверенитет. Появление новых интеграционных союзов: БРИКС, ЕАЭС, ШОС.

Современное и дальнейшее развитие информационного общества связано с созданием и внедрением новых информационных и коммуникативных технологий во все сферы человеческой деятельности. Все это потребует серьезной и глубокой перестройки современного общества.

Основные направления развития информационного общества:

  • Электронная коммерция
  • Телемедицина
  • Дистанционное образование
  • Роботизация
  • Цифровая экономика
  • Электронные услуги
  • Дистанционное получение государственных услуг

Развитие информационного общества на его современном уровне определяется повышение требований к адаптации к резко возросшим темпам изменений в экономике, производстве, технологиях и т.д. Следствием этого является одновременное усиление интеграционных тенденций на локальном, национальном и международном уровне, при этом нарастают тенденции к суверенитету, самообеспечению на тех же уровнях.

Развитие информационного общества – это совокупность процессов, затрагивающих изменение государственного устройства, общества, экономической системы, технологий, производства и жизни отдельных людей в контексте повышения роли информации и знаний.

Развитие информационного общества, обладая существенным потенциалом для улучшения качества жизни всего человеческого сообщества и каждого отдельного человека, расширяет возможности для частных лиц, предпринимателей, формирует предпосылки для дальнейшего повышения эффективности производства, экономии ресурсов и ориентирует на инновационный тип развития. С этим сопряжена и возможность доступа к информационным ресурсам человеческой цивилизации буквально каждому человеку, а также возможность коммуникации между весьма удаленными точками нашей планеты.

Информационное общество в Российской Федерации

Основные сферы, в которых происходит наиболее явное развитие информационного общества в Российской Федерации:

  1. Дистанционное получение государственных услуг. Сюда относятся большинство государственных услуг, которые можно получить через сайт https://www.gosuslugi.ru
  2. Дистанционное обучение. В том числе через вебинары, видеолекции, трансляции, лекции. Во многих вузах внедрена система дистанционной загрузки выполненных работ, дистанционное прохождение контрольных срезов знаний, дистанционный учет успеваемости. Частично дистанционное обучение реализуется в школах.
  3. Финансы и банки. Интернет-банки, клиент-банки имеют все банки.
  4. Общественное взаимодействие. Наиболее значимым примером является распространение электронной подписи как для юридических, так и для физических лиц.
  5. Телемедицина. Электронная запись в поликлинику, видеоконференции врачей-специалистов и т.д.
  6. Удаленная работа через Интернет.
  7. Налоговое администрирование.
  8. Взаимодействие с органами исполнительной власти. Онлайн-прием обращений граждан.
  9. Транспортные перевозки. Электронные билеты на самолет, поезд. Сервисы такси (тут можно уже забыть про "По городу недорого!!!" как страшный сон).
  10. И многие другие сферы.

Дальнейшее развитие информационного общества в Российской Федерации связано с построением цифровой экономики и роботизацией. В свою очередь это предъявляет следующие требования к обществу:

  • Повышение требований к профессиональной квалификации.
  • Повышение требований к уровню образования.
  • Изменение образовательной структуры общества.
  • Изменение характера труда.

На данный момент уже наблюдается превалирование интеллектуального, квалифицированного труда, требующего специальных навыков и знаний, в общественной структуре. Соответственно, получение образования уже не является достаточным, необходимо квалифицированно применять полученные знания и использовать информацию.

Для информационного общества Российской Федерации характерно также повышение требований к производству услуг, особенно к тем, которые связаны с получением, извлечением, обработкой, хранением, преобразованием и использованием информации.

Структура информационного общества Российской Федерации показана на рисунке.

Структура информационного общества Российской Федерации

Проблемы информационного общества

Перечислим основные проблемы информационного общества.

  1. Глобализация приводит к размыванию национального суверенитета отдельных государств, экономических и политических границ, что усугубляется образованием глобальных конгломератов в области коммуникаций, производства, информации и т.д.
  2. Ускорение темпов индустриализации и интенсификация взаимодействия между разными государствами ведет не просто к взаимному обмену культурными достижениями, но создает условия для культурной агрессии со стороны ряда стран. В совокупности с унификацией культур, это обостряет опасность утраты отдельными народами своей культурной, национальной, языковой самобытности, а также приводит к навязыванию человечеству культа потребления, что отвечает только интересам транснациональных корпораций.
  3. Усиление глобализации экономики и производства может неблагоприятно повлиять на состояние окружающей среды и политику по ее охране.
  4. Происходит наступление (в перспективе с полным уничтожением) права на труд и социальную защиту.
  5. Широкое распространение так называемое "экранной" или "эталонной" культуры в условиях неизбежности столкновения такой виртуальной культуры с объективной реальностью создает существенные психологические и социальные проблемы для людей.
  6. В условиях нарастания информации, увеличения объемов получаемой информации людям становится сложнее контролировать ее содержание и ограждать себя от избыточной информации.
  7. Возможности свободного распространения информации создают угрозы передачи опасной для общества информации, появляется проблема безопасности личных данных.

Отдельно следует упомянуть и проблему информационного неравенства, когда некоторые людей оказываются отрезаны от информации, как по объективным причинам, так и по субъективным соображениям. В результате, общество разделяется на тех, кто пользуется информационной средой, и тех, кто нет. При этом многие люди, особенно старших поколений, сознательно относят все информационные технологии к зоне отчуждения и не хотят с ними связываться. Это может привести к тому, что в относительно недалеком будущем такие люди могут оказаться за бортом общественных процессов в целом.

Само название “информационное общество” впервые возникло в Японии. Специалисты, предложившие этот термин, разъяснили, что он определяет общество, в котором в изобилии циркулирует высокая по качеству информация, а также есть все необходимые средства для ее хранения, распределения и использования. Информация легко и быстро распространяется по требованиям заинтересованных людей и организаций и выдается им в привычной для них форме. Стоимость пользования информационными услугами настолько невысока, что они доступны каждому.

Более формализованное определение информационному обществу дает социология. В истории своего развития человеческая цивилизация прошла через несколько социально-экономических стадий:

Аграрное общество;

Индустриальное общество;

Постиндустриальное общество.

Следующая стадия развития должна называться “информационное общество”.

Социально-экономическим критерием, определяющим стадию общественного развития, является распределение трудовой занятости населения. На этапе аграрного общества более половины населения занято в сельском хозяйстве; в индустриальном обществе большая часть населения работает в промышленности; если в обществе более 50% населения занято в сфере услуг, наступила постиндустриальная фаза его развития. По такому критерию стадия информационного общества наступает при условии, что более половины населения занято в сфере информационно-интеллектуального производства и услуг.

Социально-экономический критерий не является единственным. Интересный критерий предложил академик А.П. Ершов: о фазах продвижения к информационному обществу следует судить по совокупным пропускным способностям каналов связи . За этим стоит простая мысль: развитие каналов связи отражает и уровень компьютеризации, и объективную потребность общества во всех видах информационного обмена, и другие проявления информатизации. Согласно этому критерию, ранняя фаза информатизации общества наступает при достижении действующей в нем совокупной пропускной способности каналов связи, обеспечивающей развертывание достаточно надежной междугородной телефонной сети. Завершающая фаза ѕ при возможности реализации надежного и оперативного информационного контакта между членами общества по принципу “каждый с каждым”. На завершающей фазе пропускная способность каналов связи должна быть в миллион раз больше, чем в первой фазе.

Согласно мнению ряда специалистов, США завершат в целом переход к информационному обществу к 2020 году, Япония и большинство стран Западной Европы ѕ к 2030–2040 годам.

Вхождение России в информационное общество имеет свои особенности, связанные с современным этапом ее развития. В России имеется ряд объективных предпосылок к переходу в состояние информационного общества. Среди них: быстрое развитие материальной базы информационной сферы, информатизация многих отраслей производства и управления, активное вхождение в мировое сообщество, подготовленность общественного сознания и др. Важно, что движение России к информационному обществу реализуется государством как стратегическая, приоритетная цель, достижению которой способствует достаточно высокий кадровый и научно-технический потенциал России.

Тенденции в развитии информационного общества

Изменение структуры экономики и структуры труда

Переход к информационному обществу сопровождается переносом центра тяжести в экономике с использования материалов на оказание услуг, что влечет за собой значительное снижение добычи и переработки сырья и расхода энергии.

Вторая половина ХХ века благодаря информатизации сопровождалась перетоком людей из сферы прямого материального производства в информационную сферу. Промышленные рабочие, составлявшие в середине ХХ века более 2/3 населения, сегодня в развитых странах составляют менее 1/3. Значительно разросся социальный слой, который называют “белые воротнички” ѕ люди наемного труда, не производящие непосредственно материальных ценностей, а занятые обработкой информации (в широком смысле): учителя, банковские служащие, программисты и т.д. Так, к 1980 г. в сельском хозяйстве США было занято 3% работающих, в промышленности - 20%, в сфере обслуживания - 30%, и 48% населения было занято в информационной сфере.

Информатизация изменила и характер труда в традиционных отраслях промышленности. Появление робототехнических систем, повсеместное внедрение элементов микропроцессорной техники является основной причиной этого явления. В станкостроительной отрасли в США в 1990 г. было занято 330 тыс. человек, а к 2005 г. осталось 14 тыс. человек. Это произошло за счет массового сокращения людей на сборочных линиях, вследствие внедрения вместо них роботов и манипуляторов.

Еще одна характерная черта в этой сфере - появление развитого рынка информационных продуктов и услуг.

Развитие и масовое использование информационных и коммуникационных технологий

В основе информационной революции лежит взрывное развитие информационных и коммуникационных технологий . В этом процессе отчетливо наблюдается и обратная связь: движение к информационному обществу резко ускоряет процессы развития указанных технологий, делая их широко востребованными.

Однако сам по себе бурный рост производства средств вычислительной техники, начавшийся с середины ХХ века, не стал причиной перехода к информационному обществу. Компьютеры использовались сравнительно небольшим числом специалистов до тех пор, пока существовали обособленно. Важнейшими этапами на пути в информационное общество стали:

· создание телекоммуникационной инфраструктуры, включающей в себя сети передачи данных;

· появление огромных баз данных, доступ к которым через сети получили миллионы людей;

· выработка единых правил поведения в сетях и поиска в них информации.

Огромную роль в обсуждаемом процессе сыграло создание Интернета . Сегодня Интернет представляет собой колоссальную и быстро растущую систему, число пользователей которой к началу 2007 г. превысило 1 миллиард человек. Необходимо отметить, что количественные характеристики Интернета устаревают быстрее, чем печатаются книги, в которых эти показатели приводятся.

Скорость роста числа пользователей сети достаточно устойчиво составляет около 20% в год. Первое место по количеству пользователей Интернета занимают США - примерно 200 миллионов американцев подключены к глобальной Сети (все данные на начало 2007 г.). На втором и третьем местах - Китай и Япония с 111 и 87 миллионами пользователей соответственно. В России количество подключенных к Интернету составляет 21,8 миллиона человек, что на 17,5 процента больше, чем в предшествующем году. Этот показатель позволил России занять 11-е место в рейтинге самых интернетизированных стран. Следует, однако, учитывать, что “подключенный” не означает “регулярно пользующийся”; в статистике такого рода во всем мире есть трудности интерпретации данных.

По некоторым показателям, связанным с Интернетом, наша страна находится в лидерах. Так, по числу пользователей оптоволоконными сетями Россия стоит на первом месте в Европе. Это объясняется тем, что при относительно позднем начале массовой интернетизации российским провайдерам было проще развивать новые и технологически более совершенные каналы доступа к Сети, чем модернизировать существующие.

Информационные и коммуникационные технологии постоянно развиваются. Постепенно происходит универсализация ведущих технологий , т.е. вместо того, чтобы для решения каждой задачи создавать собственную технологию, разрабатывают мощные универсальные технологии, допускающие много вариантов использования. Пример тому ѕ офисные системы программного обеспечения, в которых можно производить множество разнообразных действий ѕ от простейшего набора текста до создания достаточно специализированных программ (скажем, начисления заработной платы с помощью табличного процессора).

Универсализации информационных технологий способствует широкое использование мультимедиа. Современная мультимедийная система способна объединить функции, например, компьютера, телевизора, радиоприемника, мультипроектора, телефона, автоответчика, факса, обеспечивая при этом и доступ к сетям передачи данных.

Совершенствование вычислительной техники приводит к персонализации и миниатюризации устройств хранения информации. Крошечные, умещающиеся на ладони, устройства, имеющие все функции персонального компьютера, позволяют человеку обзавестись собственным универсальным справочником, объем информации которого сопоставим с несколькими энциклопедиями. Поскольку это устройство может быть подключено к сети, то оно же передает и оперативные данные ѕ например, о погоде, текущем времени, состоянии пробок на дорогах и т.д.

Преодоление информационного кризиса

Информационный кризис ѕ явление, которое стало заметным уже в начале ХХ века. Оно проявляется в том, что поток информации, который хлынул на человека, столь велик, что недоступен обработке за приемлемое время. Это явление имеет место и в научных исследованиях, и в технических разработках, и в общественно-политической жизни. В нашем усложняющемся мире принятие решений становится все более ответственным делом, а оно невозможно без полноты информации.

Ускорение накопления общего объема знаний происходит с удивительной быстротой. В начале ХХ века общий объем всей производимой человечеством информации удваивался каждые 50 лет, к 1950 г. удвоение происходило каждые 10 лет, к концу XX века - уже каждые 5 лет, и это, судя по всему, не предел.

Приведем несколько примеров проявлений информационного взрыва. Число научных публикаций по большинству отраслей знания столь велико, а традиционный доступ к ним (чтение журналов) столь затруднен, что специалисты не могут успевать в них ориентироваться, что порождает дублирование работ и иные неприятные последствия.

Часто оказывается, что проще заново сконструировать некоторое техническое устройство, чем найти документацию о нем в бесчисленных описаниях и патентах.

Политический руководитель, принимающий на высоком уровне ответственное решение, но не владеющий полнотой информации, легко попадет впросак, а последствия могут быть катастрофическими. Разумеется, одной информации в таком деле мало, нужны и адекватные методы политического анализа, но без информации они бесполезны.

В результате наступает информационный кризис , проявляющийся в следующем:

· информационный поток превосходит возможности человека по восприятию и переработке информации;

· возникает большое количество избыточной информации (так называемый “информационный шум”), которая затрудняет восприятие полезной для потребителя информации;

· укрепляются экономические, политические и другие барьеры, которые препятствуют распространению информации (например, по причине секретности).

Частичный выход из информационного кризиса видится в применении новых информационных технологий. Внедрение современных средств и методов хранения, обработки и передачи информации многократно снижает барьер доступа к ней и скорость поиска. Разумеется, одни лишь технологии не могут решить проблему, имеющую и экономический характер (информация стоит денег), и юридический (информация имеет собственника), и ряд других. Эта проблема комплексная, так что должна решаться усилиями как каждой страны, так и мирового сообщества в целом.

Свобода доступа к информации и свобода ее распростронения

Обсуждаемая проблема лежит больше в политической и экономической плоскости, нежели в технической, поскольку современные информационные технологии чисто технически открыли безграничный простор для информационных обменов. Без свободы доступа к информации информационное общество невозможно. Свобода доступа к информации и свобода ее распространения ѕ обязательное условие демократического развития, способствующее экономическому росту, добросовестной конкуренции на рынке. Лишь опираясь на полную и достоверную информацию, можно принимать правильные и взвешенные решения в политике, экономике, науке, практической деятельности.

Огромное значение имеет свобода распространения информации культурно-просветительного характера. Она способствует росту культурного и образовательного уровня общества.

Вместе с тем проблема свободы доступа к информации имеет и противоположную сторону. Далеко не всякая информация государственной, корпоративной или личной значимости должна свободно распространяться. Каждый человек имеет право на личные тайны; точно так же государство или корпорация имеют секреты, жизненно важные для их существования. Не должно быть свободы для распространения информации, пропагандирующей насилие и иные, неприемлемые для общества и личности, явления. Поиск компромисса между свободой доступа к информации и неизбежных ограничений является непростой задачей.

Рост информационной культуры

Современное понимание информационной культуры заключается в умении и потребности человека работать с информацией средствами новых информационных технологий.

Целенаправленные усилия общества и государства по развитию информационной культуры населения являются обязательными при продвижении по пути к информационному обществу. Одной из важных задач курса информатики является выработка элементов информационной культуры учащихся. Указанная задача носит комплексный характер, она не может быть решена только школой. Выработка элементов информационной культуры должна начинаться в детстве, в семье, и проходить затем через всю сознательную жизнь человека, через всю систему образования и воспитания.

Информационная культура включает в себя гораздо больше, чем простой набор навыков технической обработки информации с помощью компьютера и телекоммуникационных средств. Информационная культура должна стать частью общечеловеческой культуры. Культурный (в широком смысле) человек должен уметь оценивать получаемую информацию качественно, понимать ее полезность, достоверность и т.д.

Существенный элемент информационной культуры ѕ владение методикой коллективного принятия решений. Умение взаимодействовать в информационном поле с другими людьми - важный признак члена информационного общества.

Изменения в сфере образования

Большие изменения происходят по мере продвижения к информационному обществу в сфере образования. Одна из принципиальных проблем, стоящих перед современным образованием, ѕ сделать его более доступным для каждого человека. Эта доступность имеет и экономические, и социальные, и технологические аспекты.

Однако проблемы выстраивания системы образования в информационном обществе не сводятся к технологиям. В силу своего динамизма это общество потребует от своих членов непрерывного, на протяжении десятков лет, обучения. Это позволит человеку не отставать от времени, быть способным сменить профессию, занять достойное место в социальной структуре общества. В связи с этим даже возникло новое понятие: “принцип пожизненного повышения квалификации”. Экономически развитые страны уже сегодня встали на путь создания системы непрерывного образования, включающей дошкольное и школьное образование, профессиональное образование, систему профессиональной переподготовки и повышения квалификации, дополнительного образования (иногда и неформального) и т.д. Уровень количественного и качественного развития образовательной системы позволяет судить о степени продвижения страны по пути к информационному обществу.

Изменение уклада жизни людей

Формирование информационного общества существенно отражается на повседневной жизни людей. По уже имеющимся примерам можно предвидеть, что изменения будут глубокими. Так, массовое внедрение телевидения в 60–70-х годах ХХ века существенно изменило быт людей, причем не только в лучшую сторону. С одной стороны, у миллионов людей появилась возможность доступа к сокровищам национальной и мировой культуры, с другой - сократилось живое общение, появилось больше стереотипов, насаждаемых телевидением, сузился круг чтения.

Рассмотрим отдельные составляющие уклада жизни, анализируя то, что уже состоялось, и то, что нарождается в наше время.

Работа. По данным социологического исследования, проведенного в США, уже сейчас до 10% работающих могут выполнять свою работу, не выходя из дома, а 1/3 всех недавно зарегистрированных фирм основана на широком использовании самостоятельной занятости, не связанной с регулярным приходом в офис.

Учеба. В ряде стран увеличивается число детей, не посещающих школу, а обучающихся на дому с помощью компьютерных программ и телекоммуникаций. Если эта тенденция будет развиваться, то школе грозит самая серьезная опасность со времен ее становления в виде массового общественного института. Если же учесть, что школа не только обучает, но и прививает детям навыки социализации, общественного поведения, то подобное развитие вызывает определенное беспокойство.

Досуговая деятельность меняется на наших глазах. Компьютерные игры, уже занимающие у части людей заметное время, трансформируются в сетевые игры с участием нескольких удаленных партнеров. Растет время, затрачиваемое на “хождение” по Интернету без определенной цели, а также на так называемый “чат”, с не слишком осмысленным обменом сообщениями. Вместе с тем реализуются и познавательные путешествия по образовательным сайтам, виртуальным музеям и т.д. Как уже говорилось выше, информационная культура ѕ лишь часть культуры общечеловеческой, и форма проведения досуга определяется в первую очередь общей культурой конкретного человека.

Недавнее достижение интернет-технологий - поход за покупками реальных товаров в виртуальный интернет-магазин - уже начинает заметно сказываться на системе торговли.

Жилище человекаимеет тенденцию к все большей “информатизации”. Уже сдаются в эксплуатацию дома, в которые вместо жгута проводов (электропроводка, телефон, телевидение, охранная и пожарная сигнализации и т.д.) входит лишь один силовой кабель и один информационный кабель. Последний берет на себя все информационные связи, включая обеспечение многих каналов кабельного телевидения, выход в Интернет и т.д. Специальный электронный блок в такой квартире будет контролировать все устройства, включая бытовую технику и системы жизнеобеспечения, помогать обитателю квартиры жить максимально комфортно. Такой дом называется “умным”.

Поскольку для многих людей автомобиль стал продолжением среды обитания, появление “умных автомобилей” также важно. Такой автомобиль, кроме уже ставших обязательными микропроцессорных устройств, обслуживающих его техническую часть, постоянно связан с городскими информационными службами, подсказывающими наиболее оптимальный на настоящий момент маршрут (с учетом занятости трасс). Кроме того, “умный” автомобиль связан с “умным домом” своего хозяина и из него можно этим домом управлять.

Опасности информационного общества

Восхищаясь возможностями, которые несет информационное общество, не следует забывать о тех противоречиях, которые оно потенциально содержит и которые уже проявляются.

Следует понимать, что понятие “информационное общество” не лежит в том же круге понятий, которые связаны с понятиями “капитализм”, “социализм” и пр., т.е. не указывает напрямую на характер отношений собственности и экономический уклад. Точно так же его не следует воспринимать как очередную утопию, сулящую всеобщее счастье.

Перечислим некоторые опасности и проблемы на пути к информационному обществу:

· реальная возможность разрушения информационными технологиями частной жизни людей и организаций;

· опасность все возрастающего влияния на общество со стороны средств массовой информации и тех, кто эти средства контролирует;

· проблема отбора качественной и достоверной информации при большом ее объеме;

· проблема адаптации многих людей к среде информационного общества, к необходимости постоянно повышать свой профессиональный уровень;

· столкновение с виртуальной реальностью, в которой трудноразличимы иллюзия и действительность, создает у некоторых людей, особенно молодых, мало изученные, но явно неблагоприятные психологические проблемы;

· переход к информационному обществу не сулит каких-либо перемен в социальных благах и сохраняет социальное расслоение людей; более того, информационное неравенство может добавиться к существующим видам неравенства и тем самым усилить социальную напряженность;

· сокращение числа рабочих мест в экономике развитых стран, не компенсируемое полностью созданием новых рабочих мест в информационной сфере, ведет к опасному социальному недугу - массовой безработице.

Крайним проявлением негативных последствий перехода к информационному обществу являются так называемые “информационные войны ”. Этот термин трактуется как открытое или скрытое информационное воздействие государственных систем друг на друга с целью получения определенного выигрыша в политической или материальной сфере. Основными объектами поражения в таких войнах будут информационные инфраструктуры и психология противника.

Под информационной войной понимается комплексное воздействие на систему государственного и военного управления противостоящей стороны, на ее военно-политическое руководство. В принципе это воздействие должно еще в мирное время приводить к принятию благоприятных (для стороны - инициатора информационного давления) решений, а в ходе конфликта полностью парализовать функционирование инфраструктуры управления противника. Информационное противоборство, предшествующее информационной войне, реализуется путем воздействия на информацию и информационные системы противника с одновременным укреплением и защитой собственной информации и информационных систем и инфраструктуры. На определенном этапе информационная война может перейти в обычную, с применением традиционных видов оружия для подавления ослабленного противника. К сожалению, примеры состоявшихся информационных войн уже есть.

Определение понятия «информационное общество»
В настоящее время существует несколько определений понятия «информационное общество». Одно из них, наиболее сжатое, но достаточно емкое, принадлежит профессору А.И. Ракитову: «Информационное общество характеризуется тем, что в нем главным продуктом производства являются знания» .

Конечно же, это лишь экономическая характеристика, которая не может охватить всех аспектов такого многогранного понятия, каким является понятие информационного общества. Однако она отражает главное - приоритет информации как объекта и результата общественного производства.

С экономической точки зрения в научной литературе сегодня выделяют следующие основные виды обществ:

доиндустриальное общество, в котором доминировало производство продуктов сельского хозяйства, основанное на использовании ручного труда и мускульной силы животных, а также ремесленничество;

индустриальное общество, которое начало формироваться на нашей планете около 300 лет тому назад и главной экономической характеристикой которого является промышленное производство;

постиндустриальное общество, начало формирования которого относят к середине XX века и главной характеристикой которого является приоритетное развитие сферы услуг, которые начинают превалировать над объемами промышленного производства и производства сельскохозяйственной продукции;

информационное общество, в котором производство информационных продуктов и оказание информационных услуг преобладает над всеми другими видами социально-экономической активности людей.

Если принять эту классификацию стадий общественного развития, то можно сделать вывод о том , что сегодня, в самом начале XXI века большая часть развитых стран мира все еще находится в стадии индустриальных обществ, а наиболее развитые из них (главным образом, страны «большой семерки») - в стадии перехода от постиндустриального к информационному обществу.

Что же касается России, то она сегодня по своим макроэкономическим характеристикам относится к развивающимся странам и в ней только начался переход от индустриального к постиндустриальному обществу.

Отличительные черты информационного общества

По мнению А.И. Ракитова, главными отличительными чертами информационного общества являются следующие .

1. Каждый член этого общества в любое время суток и в любой точке страны имеет доступ к нужной ему информации.

2. Общество способно обеспечить каждого члена информационной технологией (как компьютерами, так и средствами связи).

3. Общество само способно производить всю необходимую для его жизнедеятельности информацию.

Только одновременное выполнение всех этих условий дает возможность говорить о том, что то или иное общество можно считать информационным.
Основные закономерности формирования

информационного общества
Формирование информационного общества происходит в передовых странах на наших глазах в результате сложного социотехнологического процесса - глобальной информатизации. Впервые этот термин был использован в докладе «Информатизация общества», который был подготовлен в 1978 году группой французских специалистов по поручению президента Франции Жискара д"Эстена.

Весьма примечательно, что после перевода этого доклада на английский язык в 1980 году он уже назывался «Компьютеризация общества». Это свидетельствует о том, что в тот период времени общественным сознанием в большинстве развитых стран воспринимались лишь инструментально-технологические аспекты процесса информатизации общества. Гуманитарно-социологические и цивилизационные аспекты этого процесса тогда еще не были хорошо выявлены и осмыслены.

Первыми идеологами концепции формирования информационного общества как закономерной стадии развития цивилизации многие исследователи считают зарубежных ученых И. Масуду, Д. Белла, И. Мартина и Э. Тоффлера. Так, например, американский социолог Э. Тоффлер в опубликованной им в 1980 году монографии «Третья волна» утверждает, что одной из причин начавшегося во второй половине XX века процесса информатизации общества является вполне закономерная реакция социального отторжения той массовой стандартизации и унификации, которая характерна для индустриального общества.

Стремясь удовлетворить все возрастающие запросы населения в потреблении товаров и услуг, индустриальное общество обеспечило быстрое развитие их массового производства и массового распределения в обществе. Это привело к неизбежной стандартизации многих элементов культуры общества, значительному ограничению проявления индивидуальности людей, увеличению рутинности и однообразия во всех сферах общественной жизни.

Миллионы людей в индустриальных странах вынуждены жить в одинаковых жилищах, носить унифицированную одежду так называемого «ширпотреба», питаться однообразной пищей, слушать одну и ту же музыку , смотреть одни и те же фильмы и т. п. Тоффлер считает, что именно эта тенденция ко всеобщей унификации и породила свою противоположность - стремление к разнообразию и индивидуальности, которые в большей степени отвечают психологической природе человека.

Это и стало одним из важных психологических факторов возвращения общества к ценностям доиндустриальной эпохи. Но возвращение это произошло на новом технологическом уровне, который оказался способным, сохраняя достоинства высокой технологизации общества, придать необходимые черты разнообразия и индивидуальности как продуктам общественного производства, так и самой организации многих производственных и социальных процессов.

Главными и высокоэффективными средствами для достижения этой цели явились средства информатики и новые информационные технологии.

Именно поэтому во второй половине ХХ-го века экономика и промышленное производство в развитых индустриальных странах мира начали приобретать принципиально новые черты. Все большее значение и социальный спрос в обществе начали получать разного рода услуги. В соответствии с этим быстро изменялась и структура занятости населения. Таким образом, начало формироваться постиндустриальное общество - общество оказания и потребления услуг, которое достигло своего расцвета в передовых странах к началу XXI века.

Однако наряду с этим в результате увеличения разнообразия товаров, услуг и технологий осуществлялась децентрализация и усложнение производства, происходило дробление специализации труда, усложнялись организационные формы управления производством и

сбытом продукции. Появились и быстро стали популярными новые виды деятельности: реклама, маркетинг, менеджмент. Результатом всего этого стал стремительный рост объемов циркулирующей в обществе информации.

И это явление вполне закономерно. В свое время академик А.А. Харкевич показал, что для того, чтобы увеличить вдвое производство какого-либо товара , необходимо в четыре раза увеличить объем производства необходимой для этого информации. Другими словами, материальное благосостояние общества теснейшим образом связано с объемом продуцируемой и используемой информации. И эта зависимость - экспоненциальная.

По некоторым оценкам, с начала нашей эры первое удвоение накопленных человечеством знаний произошло к 1750 году. Второе удвоение - к началу XX века, т. е. за 150 лет. Третье удвоение - уже к 1950 году.

Начиная с 1950 года, общий объем знаний в мире удваивался каждые 10 лет, с 1970 года - каждые 5 лет, а с 1991 года - ежегодно. Это означает, что к началу XXI века объем знаний в мире увеличился более чем в 250 тыс. раз, т. е. на несколько десятичных порядков.

Социально-экономические аспекты

процесса формирования информационного общества
Беспрецедентный и ускоряющийся рост объемов информации в обществе, который стал все более заметным во второй половине XX века, получил название «информационного взрыва». Он стал одним из признаков перехода нашей цивилизации на новый этап своего развития, начала новой, информационной эры развития человечества.

Учитывая тот факт, что в этих условиях способность тех или иных стран мирового сообщества к производству, накоплению и использованию знаний является определяющий при оценке перспектив и возможностей их дальнейшего развития, профессор И.В. Соколова предлагает выделять следующие четыре основных группы этих стран :

Страны, которые производят только сырье, продовольствие и товары народного потребления по иностранным лицензиям;

Страны, производящие техническую продукцию по иностранным лицензиям и частично - оригинальным технологиям;

Страны, производящие оригинальные технологии (хорошими примерами здесь являются Япония и Южная Корея);

Страны, производящие не только новые технологии, но и новые знания.

То, к какой из этих групп относится сегодня Россия, автор предлагает читателям определить самостоятельно и сделать из этого определения соответствующие выводы на будущее.

Таким образом, процесс формирования информационного общества , основанного на широкомасштабном использовании информации и научных знаний, осуществляется в мире неравномерно, так как он определяется уровнем общего развития тех или иных стран.

Профессор И.В. Соколова сегодня развивает новое направление в социологии, названное ею социологией информатизации. С концептуальных позиций этого направления процесс информатизации общества должен «органически вписываться в совокупную систему социальной деятельности», осуществляя ее интенсификацию . Поэтому процесс информатизации общества предлагается рассматривать как совокупность трех взаимосвязанных между собою процессов, а именно:

Процесса медиатизации общества, направленного на совершенствование средств и методов сбора, хранения и распределения информации;

Процесса компьютеризации общества, имеющего целью совершенствование средств поиска и обработки информации;

Процесса интеллектуализации общества, представляющего собой развитие способностей людей к восприятию и порождению информации , формированию новых знаний, в том числе и с использованием возможностей средств искусственного интеллекта.

Нетрудно заметить, что все эти три составляющих процесса информатизации общества заключают в себе не только инструментально-технологические, но главным образом, социальные, «человеческие» компоненты.
Критерии перехода к информационному обществу
Процесс перехода от постиндустриального к информационному обществу имеет революционные последствия для развития человеческого общества, так как формирует новый производственный и жизненный уклад и новую систему духовных ценностей. Однако осуществляется он не скачкообразно, а эволюционным путем. Информационная цивилизация формируется и вызревает внутри постиндустриального общества, постепенно, (хотя и весьма интенсивно) заменяя его во всех сферах социальной активности людей.

Что же может служить критерием, количественным показателем перехода той или иной страны в стадию формирования информационного общества? Сегодня можно указать на три группы таких показателей:

Экономические критерии, характеризующие долю валового национального продукта страны, которая создается в информационной сфере общества. Считается, что если эта доля превышает 50%, то можно считать, что в данной стране начался переход к информационному обществу;

Социальный критерий, количественным выражением которого может служить, например, доля занятого населения , связанного с производством информационных продуктов, средств информатизации и оказанием информационных услуг;

Технологические критерии, определяющие уровень развития информационного потенциала общества в части его информационной техносферы.

В качестве такого критерия может служить, например, удельная информационная вооруженность общества, которая определяется как отношение суммарной вычислительной мощности той или иной страны к численности ее населения. Этот критерий был предложен академиком А.П. Ершовым еще в 1988 году . Он позволяет на основе использования статистических данных о росте населения различных стран мира и уровня развития их вычислительного потенциала не только количественно оценивать текущий уровень их информатизации, но и прогнозировать ожидаемый уровень его развития.

По оценке академика А.П. Ершова, информационная вооруженность общества в передовых странах увеличивается на десятичный порядок каждые восемь-десять лет. Поэтому в информационном обществе значение удельной информационной вооруженности может составлять 10-20 млн операций в секунду на человека.

Что же касается других количественных показателей, то еще в 1986 году общий объем хозяйственной деятельности США в информационной сфере составил 60% валового национального продукта. Достижение полной информатизации страны по этому показателю прогнозируется на второе десятилетие XXI века.

К ключевым социально-техническим условиям, формирующим и направляющим процессы постиндустриального развития человеческого общества в ХХI веке, относится целенаправленное использование в экономике и социальной практике систем искусственного интеллекта и компьютерных информационно- коммуникативных технологий: телекоммуникации, сети Интернет, модемной и факсимильной связи, электронной почты, цифровых технологий телевизионного вещания .

Развитие и распространение инноваций в сфере формирования глобальной мировой информационной индустрии изменяет роль информации и знаний в социально-экономическом развитии и влияет на сознание и психологические установки деятельности человека в новом информационном мире. В связи с этим становление информационного общества рассматривается в качестве социально-технической проблемы, требующей для своего решения последовательного и приоритетного развития технических инноваций, внедрения их в социальную практику. Это также предполагает активное освоение всего комплекса социально-политических возможностей и экономических выгод, вытекающих из их технического потенциала . На процесс формирования основ информационного общества особое влияние оказывают и организационно-психологические изменения в системе ценностей и форм человеческой культуры как следствие усложнения социальной динамики современного информационного мира.

Понимание характера и особенностей влияния информационно-компьютерных технологий на изменение традиционной системы деятельности человека и формы его межличностной коммуникации позволяет раскрыть особенности стиля жизни, образцов и социально-психологических форм поведения человека в современном обществе. Его основой является развитие и усложнение социальных форм движения информации и знаний, которое приобретает глобальный характер и затрагивает все новые и новые социальные структуры, социальные связи и отношения. Важным следствием возрастания темпов научного прогресса, формирование новых социальных ритмов жизни является возникновение массовой культуры и ее воздействие на личность человека и его индивидуальный психологический опыт.

Компьютеризация как фактор развития информационных взаимодействий, также определяет становление организационных принципов и психологических установок в жизнедеятельности современного человека . Она представляет собой процесс внедрения и технической модернизации компьютеров, обеспечивающих автоматизацию информационных потоков и снятие у человека психологических барьеров на пути использования интеллектуальных технологий в различных сферах его деятельности.

Важное положительное психологическое воздействие на человека оказывает осознание повышения эффективности применения компьютерных технологий и инноваций в сфере обработки информации, реализации управленческих взаимодействий. Положительное социальное воздействие на социум оказывает надежность обоснования различных проектов экономического развития, точности оценок экономических рисков и изменений рыночной конъюнктуры.

Основой организационно-психологических изменений социальной, бытовой и технической деятельности человека становится и эффективность использования возможностей компьютера и их влияние на реализацию целей и творческих замыслов современного человека, на обогащение его профессионального и социального опыта.

Информационная деятельность имеет определяющее значение в функционировании любой современной социальной системы. Она ведет к перестройке и изменению статуса основных форм жизнеобеспечения человека и самой его сущности на всех уровнях человеческого общежития, непосредственно влияет на любой акт коммуникации и участвует в воспроизводстве или изменении сложившихся типов социальной связи. Информационная деятельность является наиболее эффективным способом трансляции человеческой культуры и поддержания порядка функционирования и устойчивости социальных систем.

Внедрение информационных технологий, а также развитие средств вычислительной техники и информатики позволяет автоматизировать отдельные процессы информационной деятельности и в различных областях экономики. Так, информационные технологии в финансовой сфере регулируют процессы управления, определяя особенности комплектования банковских структур и экспертных финансовых систем, которые обеспечивают разработку наиболее эффективных вариантов решений в автоматизированном или автоматическом режиме. Создание потока информации в автоматическом режиме может рассматриваться как фактор поддержки эксплуатационного потенциала имеющихся ресурсов и получения выгоды за счет применения информационных технологий.

В настоящее время информационные технологии становятся важным и ведущим фактором обеспечения процессами управления человеческой деятельности, которые выходят за прежние границы ее регулирования. Они становятся основой формирования широкой сети информационно-компьютерных систем, влияющих на социальную организацию в обществе высоких технологий и на бытие человека в нем. Инновационный характер информационно-компьютерных технологий становится новым непременным условием, влияющим на такой важный фактор развития человека в современном мире, как информационная культура общества.

Список литературы

1. Гришин В.И., Гришина О.А., Яблочкина И.В., Кошкин А.П., Гушер А.И., Манойло А.В., Бочарников И.В. Сирийский геополитический излом. Роль России в нейтрализации террористической угрозы ИГ. Информационно-аналитический вестник / ФГБОУ ВО «РЭУ им. Г. В. Плеханова». Москва, 2015. Том Выпуск 3

2. Гусейнов Ф.И. К вопросу о моральном аспекте проблем экологии // Актуальные проблемы общественных наук в России и за рубежом Сборник научных трудов по итогам международной научно-практической конференции. Арефьева И.А., Арчебасова Н.А., Билогур В.Е., Бондаренко Г.И., Бреслер М.Г., Вартумян А.А., Воденко К.В., Воронкова В.Г., Жегусов Ю.И., Зинченко В.В., Канц Н.А., Малышева Е.М., Марков Е.А., Маслова Т.Ф., Насыбуллин А.А., Осина О.Н., Ростовская Т.К., Соловьянов Н.И., Сопов А.В., Шебзухова Т.А. Новосибирск, 2016. С. 49-51.

3. Гусейнов Ф.И. Метафизика телесности в творчестве Габриэля Марселя//Социально-гуманитарные знания. 2015. № 8. С. 161-172.

4. Гусейнов Ф.И. Моральный компонент в современном бизнес-образовании //Актуальные вопросы общественных наук в современных условиях развития страны Сборник научных трудов по итогам международной научно-практической конференции. Санкт-Петербург, 2016. С. 20-22.

5. Ивлева М.И. О влиянии межкультурных коммуникаций на формирование российской университетской философии XIX в. // Актуальные проблемы общественных наук в России и за рубежом Сборник научных трудов по итогам международной научно-практической конференции. Арефьева И.А., Арчебасова Н.А., Билогур В.Е., Бондаренко Г.И., Бреслер М.Г., Вартумян А.А., Воденко К.В., Воронкова В.Г., Жегусов Ю.И., Зинченко В.В., Канц Н.А., Малышева Е.М., Марков Е.А., Маслова Т.Ф., Насыбуллин А.А., Осина О.Н., Ростовская Т.К., Соловьянов Н.И., Сопов А.В., Шебзухова Т.А.. Новосибирск, 2016. С. 64-66.

6. Ивлева М.И. Место логики в системе экономического образования // Актуальные вопросы психологии и педагогики в современных условиях Сборник научных трудов по итогам международной научно- практической конференции. 2016. С. 114-116.

7. Ивлева М.И. Этические взгляды Аласдайра Макинтайра. Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата философских наук / Москва, 1994

8. Исаева К.В., Селянская Г.Н. Практическая реализация компетентностного подхода при формировании инновационной модели образования для повышения эффективности производства//Нормирование и оплата труда в промышленности. -2014. -№ 10. -С. 56-64

9. Корнилова И.М. Исторический опыт подготовки кадров народного хозяйства в национальных республиках Поволжья (1918-1991 гг.). Федеральное агентство по образованию, Гос. образовательное учреждение высш. проф. образования "Калмыцкий гос. ун-т". Москва, 2009.

10. Корнилова И.М. Особенности гуманитарного образования в современной России// Актуальные вопросы психологии и педагогики в современных условиях Сборник научных трудов по итогам международной научно-практической конференции. 2016. С. 18-20.

11. Корнилова И.М. Русская культура и развитие просвещения у народов Поволжья в конце XIX - начале XX в. //Каспийский регион: политика, экономика, культура. 2012. № 2. С. 28-31.

12. Яблочкина И.В. Инновационное гуманитарное образование в вузе // Актуальные вопросы психологии и педагогики в современных условиях. Сборник научных трудов по итогам международной научно- практической конференции. № 3. г.Санкт-Петербург, 2016. С. 147-149.

13. Яблочкина И.В., Меламуд М.Р. Преподавание отечественной истории на факультете дистанционного обучения: опыт и проблемы // Вестник Российского экономического университета им. Г.В. Плеханова. 2006. № 2.С.3-7.

 

 

Это интересно: