→ Характеристика основных климатических элементов, влияющих на архитектурное проектирование. Природно-климатические факторы, влияющие на принятие архитектурно-дизайнерских решений Влияние природно климатических факторов на проектирование

Характеристика основных климатических элементов, влияющих на архитектурное проектирование. Природно-климатические факторы, влияющие на принятие архитектурно-дизайнерских решений Влияние природно климатических факторов на проектирование

Ответами к заданиям 1–24 являются слово, словосочетание, число или последовательность слов, чисел. Запишите ответ справа от номера задания без пробелов, запятых и других дополнительных символов.

Прочитайте текст и выполните задания 1–3.

(1)В большинстве современных осветительных устройств предусмотрена особая система электронного контроля, она позволяет сберегать до 50% электроэнергии и делать свет ровным, немерцающим. (2)Последнее особенно важно с точки зрения сохранения здоровья людей. (3) ______ недавние исследования показали, что мерцающий свет травмирует органы зрения.

1

В каких из приведённых ниже предложений верно передана ГЛАВНАЯ информация, содержащаяся в тексте?

1. В современных осветительных устройствах предусмотрена особая система электронного контроля, которая сберегает до 50% электроэнергии.

2. Мерцающий свет вреден для глаз, поэтому современные осветительные устройства снабжены устраняющей мерцание системой электронного контроля, который к тому же сберегает электроэнергию.

3. Мерцающий свет травмирует органы зрения, поэтому сегодня используются современные осветительные устройства.

4. Система электронного контроля современных осветительных устройств позволяет не только экономить электроэнергию, но и устранять мерцание света, вредное для зрения.

5. Система электронного контроля осветительных устройств, позволяющая сберегать до 50% электроэнергии, делает свет ровным, немерцающим, что травмирует органы зрения.

2

Какое из приведённых ниже слов (сочетаний слов) должно стоять на месте пропуска в третьем (3) предложении текста? Выпишите это слово (сочетание слов).

2. Несмотря на это

3. Вопреки всему

3

Прочитайте фрагмент словарной статьи, в которой приводятся значения слова СВЕТ. Определите значение, в котором это слово употреблено в первом (1) предложении текста. Выпишите цифру, соответствующую этому значению в приведённом фрагменте словарной статьи.

СВЕТ, -а (-у), м.

1. Лучистая энергия, делающая окружающий мир видимым; электромагнитные волны в интервале частот, воспринимаемых глазом. Солнечный с. Электрический с. С. от фонаря. С. правды(перен.). Лицо осветилось внутренним светом(перен.: стало одухотворённым).

2. Освещённость, состояние, когда светло. На свету(при свете, при освещении). В окнах с.

3. В нек-рых выражениях: рассвет, восход солнца (разг.). До светуи по свету (перед рассветом). Ни с. ни заря(очень рано утром; разг.). Чуть с.(едва начало рассветать).

4. Употр. как ласкательное обращение (устар. и в народной словесности). С. ты мой ясный! * В два света - о помещении: с расположенными друг над другом двумя рядами окон. Зал в два света.В свете чего, предлог с род. п.- с точки зрения чего-н., имея в виду что-н. Пересмотреть решение в свете последних событий.В свете каком (видеть, представлять) - в том или ином виде. Представить что-н. в радужном свете.Пролить или бросить свет на что (книжн. - разъясняя, сделать понятным, ясным. Свет увидеть (разг.) - почувствовать облегчение. При новом начальнике свет увидели.Ученье свет, а неученье тьма - поел, о пользе знаний, ученья. В белый свет как в копеечку (разг. шутл.) - о действиях наугад, без всякой цели, обычно неудачных. Чем свет (прост.) - очень рано утром. Чем свет отправились в путь.Только и свету в окошке, что... (разг.) - только это и радует. Только и свету в окошке что внучка.Свет очей (моих) (устар. и в народной словесности) - о том, кто дорог, любим (обычно в обращении).

4

В одном из приведённых ниже слов допущена ошибка в постановке ударения: НЕВЕРНО выделена буква, обозначающая ударный гласный звук. Выпишите это слово.

2. повторИт

3. углУбить

4. обогналА

5. цепОчка

5

В одном из приведённых ниже предложений НЕВЕРНО употреблено выделенное слово. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.

1. СЛОВАРНЫЙ портрет должен быть составлен так, чтобы любой без труда узнал по нему человека, которому он принадлежит.

2. Пушистый снег ОДЕЛ в серебристые наряды вековые сосны, устремившие свои вечнозелёные вершины в чистое небо.

3. Окончив сбор лекарственных трав, не забудьте тщательно ОТРЯХНУТЬ одежду и вымыть руки с мылом.

4. Между ветеранами труда и руководством предприятия состоялся ДОВЕРИТЕЛЬНЫЙ разговор, в ходе которого были затронуты самые различные темы.

5. Важный момент, который необходимо учитывать при ВЫБОРЕ материала для покрытия террасы, - это лёгкость ухода за ним.

6

В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы слова. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.

1. немного ДЛИННЫЕ

2. ЗАМОРОЗКОВ

3. ПРОПОЛОЩИ бельё

4. ПОЕЗЖАЙТЕ быстрее

5. на ОБОИХ берегах

7

Установите соответствие между предложениями и допущенными в них грамматическими ошибками: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ПРЕДЛОЖЕНИЯ ГРАММАТИЧЕСКИЕ ОШИБКИ
А) Все, кто любит поэзию, знает А.А. Фета как тонкого лирика, певца искусства, любви и природы. 1)неправильное употребление падежной формы существительного с предлогом
Б) О пьесе «Вишнёвом саде» А.П. Чехов писал, что у него вышла не драма, а комедия. 2)нарушение связи между подлежащим и сказуемым
В) Между завоевателями- римлянами и британцами, завоевав Британские острова, устраивались встречи по футболу. 3)нарушение в построении предложения с несогласованным приложением
Г) Благодаря усилий строителей объект был сдан вовремя. 4)ошибка в построении предложения с однородными членами
Д) Основным источником энергии для каждого живого существа, населяющих нашу планету, служит энергия солнца. 5)неправильное построение предложения с деепричастным оборотом
6)нарушение в построении предложения с причастным оборотом
7)неправильное построение предложения с косвенной речью

Ответ запишите цифрами без пробелов и иных знаков

8

Определите слово, в котором пропущена безударная проверяемая гласная корня. Выпишите это слово, вставив пропущенную букву.

1. водор..сли

2. конс..рвировать

3. к..рьерист

4. пол..гаться

5. гор..зонтальный

9

Определите ряд, в котором в обоих словах в приставке пропущена одна и та же буква. Выпишите эти слова, вставив пропущенную букву.

1. бе..дарный, ра..бег

2. пр..берёг, пр..градил

3. з..ночевать, из..гнул

4. пр..влёк, пр..мудрый

5. по..сказал, о..жал

10

Выпишите слово, в котором на месте пропуска пишется буква Е.

1. удоста..вать

2. заносч..вый

3. преодол..вать

4. отпрыг..вать

5. податл..вый

11

Выпишите слово, в котором на месте пропуска пишется буква И.

1. колебл..мый

2. невид..мый

3. преследу..мый

4. переинач.. нный

5. танцу.. шь

12

Определите предложение, в котором НЕ со словом пишется СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите это слово.

1. Я чувствую, что совершенно (НЕ)ОБХОДИМО переменить тему разговора.

2. Ребята удивлялись, почему им (НЕ)РАЗРЕШИЛИ идти в поход.

3. К сожалению, задача (НЕ)РЕШЕНА.

4. Монголия - самое большое по территории государство мира, (НЕ)ИМЕЮЩЕЕ выхода к морю.

5. Скептик - это человек, который (НЕ)ВЕРИТ в энтузиазм.

13

Определите предложение, в котором оба выделенных слова пишутся СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите эти два слова.

1. (ПО)ТОМУ, как его слушали, Васильев понял: ЧТО(БЫ) он ни рассказал сейчас, ему не поверят.

2. Некоторые порубки не зарастают долго, (ПО)ЭТОМУ (В)ТЕЧЕНИЕ нескольких лет на них можно собирать раннюю мелкую ягоду.

3. (В)СЛЕД за одним нелепым недоразумением последовало другое - (ПО)ЭТОМУ поводу началась очередная бесконечная переписка с управлением дороги.

4. Лесная малина (ПО)СРАВНЕНИЮ с садовой мелка, но гораздо слаще и душистей, (ПО)ЭТОМУ, даже имея прекрасную крупную садовую малину, деревенские жители любят ходить за лесной.

5. Комната, в которой лежал Илья Ильич Обломов, (С)НАЧАЛА казалась прекрасно убранной, но (В)СКОРЕ это впечатление сменялось другим.

14

Укажите все цифры, на месте которых пишется НН.

Валаам стал поисти(1)е школой живописи для И.И. Шишкина: ра(2)ие валаамские полотна принесли ему серебря(3)ую медаль Академии художеств, а после того как два пейзажа были награжде(4)ы золотой медалью, художника немедле(5)о отправили в творческую поездку в Италию.

15

Расставьте знаки препинания. Укажите номера предложений, в которых нужно поставить ОДНУ запятую.

1. Климатические условия региона влияют как на архитектуру зданий так и на планировку квартир.

2. Для разработки новых образцов техники нужны как оборудование так и высококвалифицированные рабочие как инженерно-технические кадры так и экспериментальные заводы.

3. Продукцию многих машиностроительных комбинатов сложно транспортировать из-за большого веса или крупных размеров.

4. Во время ботанических экскурсий и обследований во многих областях и районах велись наблюдения и сбор информации об использовании растений в народной медицине.

5. В.М. Васнецов тщательно изучал древнерусскую иконописную технику и впоследствии некоторые её приёмы были им применены в работе над историческими картинами.

16

Перед нами лежала Койшаурская долина (1) пересекаемая, как двумя серебряными нитями, Арагвой и другой речкой (2) и (3) убегая в соседние теснины от тёплых лучей солнца (4) скользил по ней голубоватый туман.

17

Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложениях должны стоять запятые.

1.Героиней этого романа (1) конечно (2) была Маша.

2.Известие от мамы (3) должно быть (4) уже к четвергу.

18

Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.

Выдаваемая на какой-либо срок ссуда (1) в пределах (2) которой (3) возможен расход (4) на определённую потребность (5) называется банковским кредитом.

19

Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.

На закате пошёл дождь (1) который сразу развеял накопившуюся в воздухе духоту (2) и (3) в то время как он гулко и однообразно шумел по саду вокруг дома (4) в незакрытые окна в зале тянуло сладкой свежестью мокрой зелени.

20

Отредактируйте предложение: исправьте лексическую ошибку, исключив лишнее слово. Выпишите это слово.

Другие города и страны откроют вам свои объятия, и может быть где-то там вы найдёте свой приют.

Прочитайте текст и выполните задания 21-26.

(1)На Западном фронте мне пришлось некоторое время жить в землянке техника-интенданта Тарасникова. (2)Он работал в оперативной части штаба гвардейской бригады. (3)Тут же, в землянке, помещалась его канцелярия.

(4)Целые дни он надписывал и заклеивал пакеты, припечатывал их сургучом, согретым над лампой, рассылал какие-то донесения, принимал бумаги, перечерчивал карты, стучал одним пальцем на заржавленной машинке, тщательно выбивая каждую букву.

(5)Однажды вечером, когда я вернулся в нашу халупку, основательно промокнув под дождём, и сел на корточки перед печкой, чтобы растопить её, Тарасников встал из-за стола и подошёл ко мне.

- (6)Я, видите ли, - сказал он несколько виновато, - решил временно не топить печки. (7)А то, знаете, печка угар даёт, и это, видимо, отражается на её росте. (8)Она совсем расти перестала.

- (9)Да кто расти перестал?

- (10)А вы что же, до сих пор не обратили внимания? - уставившись на меня с негодованием, закричал Тарасников. - (11)А это что? (12)Не видите?

(12)И он с внезапной нежностью поглядел на низкий бревенчатый потолок нашей землянки.

(14)Я привстал, поднял лампу и увидел, что толстый кругляш вяза в потолке пустил зелёный росток. (15)Бледненький и нежный, с зыбкими листочками, он протянулся под потолок. (16)В двух местах его поддерживали белые тесёмочки, приколотые кнопками к потолочине.

- (17)Понимаете? - заговорил Тарасников. - (18)Всё время росла. (19)Такая славная веточка вымахнула. (20)А тут стали мы с вами топить часто, а ей, видно, не нравится. (21)Я вот тут зарубочки делал на бревне, и даты у меня проставлены.

(22)Видите, как сперва быстро росла. (23)Иной день по два сантиметра вытягивала. (24)Даю вам честное благородное слово! (25)А как стали мы с вами чадить тут, вот уже три дня не наблюдаю роста. (26)Так ей и захиреть недолго. (27)Давайте уж воздержимся. (28)А меня, знаете, интересует: доберётся он до выхода? (29)Ведь так и тянется поближе к воздуху, где солнце, чует из-под земли.

(30)И мы легли спать в нетопленой, сырой землянке. (31)На другой день я сам уже заговорил с ним о его веточке.

- (32)Представьте себе, почти на полтора сантиметра вытянулась. (33)Я же говорил, топить не надо. (34)Просто удивительное это явление природы!...

(35)Ночью немцы обрушили на наше расположение массированный артиллерийский огонь. (36)Я проснулся от грохота близких разрывов, выплёвывая землю, которая от сотрясения обильно посыпалась на нас сквозь бревенчатый потолок. (37)Тарасников тоже проснулся и зажёг лампочку. (38)Всё ухало, дрожало и тряслось вокруг нас. (З9)Тарасников поставил лампочку на середину стола, откинулся на койке, заложив руки за голову.

А 21
месте которых в предложениях должны стоять запятые?
Героиней этого романа (1) конечно (2) была Маша.
Известие от мамы (3) должно быть (4) уже к четвергу.
1) 3 ,4
2) 1 ,2
3) 1
4) 3
Укажите предложение, в котором нужно поставить
А22
одну запятую. (Знаки препинания не расставлены.)
г
1) Климатические условия региона влияют как на
архитектуру зданий так и на планировку квартир.
2) Для разработки новых образцов техники нужны
как оборудование так и высококвалифицирован­
ные рабочие как инженерно-технические кадры
так и экспериментальные заводы.
3) Продукцию многих машиностроительных комби­
натов сложно транспортировать из-за большого
веса или крупных размеров.
4) Во время ботанических экскурсий и обследований
во многих областях и районах велись наблюдения
и сбор информации об использовании растений в
народной медицине.
Как объяснить постановку двоеточия в приведённом
А23
ниже предложении?
Пластинчато-чешуйчатое защитное снаряжение рус­
ских воинов было массово распространено в XTV веке:
его изготовление было более простым, чем изготовле­
ние кольчатого покрытия, и оно было более надёжным.
1) Первая часть бессоюзного сложного предложения
указывает на время совершения того, о чём гово­
рится во второй части.
2) Обобщающее слово стоит перед однородными
членами предложения.
3) Вторая часть бессоюзного сложного предложения
противопоставлена по содержанию первой части.
4) Вторая часть бессоюзного сложного предложения
указывает на причину того, о чём говорится в пер­
вой части.
208

Д24
В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на
месте которых в предложении должны стоять запятые?
Банковский кредит - выдаваемая на какой-либо
срок ссуда (1) в пределах (2) которой (3) возможен
расход (4) на определённую потребность.
1) 1
2) 2
3)
1,3
4)
2 ,4
В каком варианте ответа правильно указаны все цифры,
А25
на месте которых в предложении должны стоять запятые?
На закате пошёл дождь (1) который сразу развеял
накопившуюся в воздухе духоту (2) и (3) в то время
как он полно и однообразно шумел по саду вокруг
дома (4) в незакрытые окна в зале тянуло сладкой
свежестью мокрой зелени.
1) 2 ,4
2)
1 ,4
3)
1 , 2 , 3 , 4 4)
1, 2
В каком предложении придаточную часть сложнопод­
А26
чинённого предложения нельзя заменить обособленным
определением, выраженным причастным оборотом?
1) В 1903 году, незадолго до смерти, Чехов написал
пьесу «Вишнёвый сад», которая стала его послед­
ним творением.
2) Комната, в которой лежал Илья Ильич Обломов, с
первого взгляда казалась прекрасно убранной.
3) В пьесах Гоголя не герой управляет сюжетом, а
сюжет, который развивается по логике азартной
игры, «несёт» героя.
4) Тютчев, который стал крупнейшим представите­
лем русской философской лирики, в одиннадцать
лет написал своё первое стихотворение.
209

A l l
Прочитайте текст
Желание человека подняться в воздушное пространство и пе­
редвигаться в нём как идея существует очень давно. Основную

роль в возникновении подобного желания и в первых попытках
его осуществления сыграло существование на земле птиц и
летающих насекомых. Возможность подняться в воздух , воз­
можность двигаться в воздушном океане без точки опоры на
земле, естественно , казалась человеку осуществимой лишь при
условии , что он овладеет теми же приспособлениями для по-
лёта, которыми располагает птица. ____________
В каком из приведённых ниже предложений верно передана
главная информация, содержащаяся в тексте?
1)
Основную роль в возникновении желания человека
летать сыграли летающ ие насекомые.
2)
М ечта человека передвигаться по воздуху существует
очень давно, и люди делали всё возможное для её
осуществления.
3)
Человек давно мечтал двигаться в воздухе без точки
опоры.
4)
М ечта летать казалась человеку осуществимой только
при условии овладения теми приспособлениями для
полёта, что есть у птицы.
Прочитайте текст и выполните задания А28-А30;
_________ В1-В8; С1. ________
(1)Он нёс меня на себе восемь километров. (2)Восемь тысяч
метров по раскалённой земле. (3)Я до сих пор помню его горячую
спину, пот, который, будто кислота, разъедал кожу на руках. (4)И
белую даль, словно накрахмаленная больничная просты ня... (5)Я
всё это помню, помню в деталях, в подробностях, в красках.
(6)Но всё равно ничего не могу понять. (7)И сегодня, спустя м но­
го лет, когда я вспоминаю тот случай, моя мудрость, потеряв
равновесие, беспомощно вязнет в густой трясине... : мне кажется
непостижимой и странной вся наш а жизнь, особенно если пыта­
ешься её понять.
(8)Нам тогда было по тринадцать - мне и моему закадычно­
му другу Серёжке Леонтьеву. (9)М ы пошли рыбачить за триде­
вять земель на старый, обмелевший пруд. (10)М не вдруг приспи-
210

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

МИНИСТЕРСВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ УКРАИНЫ

ОДЕССКАЯ ГОСУДАРСВЕННАЯ АКАДЕМИЯ СТРОИТЕЛЬСТВА И АРХИТЕТУРЫ

АРХИТЕКТУРНО-ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ ИНСТИТУТ

Кафедра основ архитектурного проектирования и ДАС

РЕФЕРАТ

По основам и методам архитектурного проектирования

на тему:«Природно-климатические факторы, влияющие на особенности формообразования и на принятие архитектурных и архитектурно-дизайнерских решений»

Выполнила:

Алдонина Е.Г.

Руководитель:

Денисенко Ю.Н.

Одесса - 2015

ВВЕДЕНИЕ

3. СВЕТОЦВЕТОВАЯ СРЕДА

5. ИНСОЛЯЦИЯ И СОЛНЦЕЗАЩИТА

6. ЦВЕТ И ЦВЕТОПЕРЕДАЧА

7. ТЕПЛОВОЙ МИКРОКЛИМАТ ЗДАНИЙ

8. АКУСТИКА ЗАЛОВ И ЗАЩИТА ОТ ШУМА

ВЫВОД

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

ВВЕДЕНИЕ

Общие положения.место предмета в творческом методе архитектора

Некоторые сведения об эстетической роли света и цвета в архитектурной композиции подчеркивают значение этих факторов в профессиональной подготовке и творческой деятельности архитектора. Однако видимый свет лишь часть того комплекса формо- и пространствообразующих факторов, который входит в творческий метод современного архитектора. Этот комплекс представляет одну из важнейших отраслей архитектурной науки, изучающей взаимосвязи физических параметров, определяющих качество архитектуры: комфортность зданий, их выразительность и экономическую эффективность проектных решений. Эта отрасль раскрывает природу и закономерности восприятия и оценки человеком окружающей его светоцветовой, тепловой и акустической среды (природной и урбанизированной) и составляет в целом «Архитектурную климатологию ».

Крупнейшие мастера архитектуры (Витрувий, Альберти, Корбюзье, Жолтовский, Буров, Аалто) придавали этой науке большое значение в формировании таких категорий, как композиция, стиль, образ, пластика и т. п. Следовательно, «Архитектурная климатология» имеет непосредственные и взаимообусловленные связи с архитектурным проектированием и теорией и критикой архитектуры, формирует творческий метод архитектора и предостерегает его от грубых ошибок

Многие последователи Витрувия называли его основоположником архитектурной кли--матологии.

Такие компоненты естественной и искусственной среды, как солнечная радиация, цвет, воздух (его температура, влажность, скорость и направление движения), осадки и звук нередко играют решающую роль в формировании архитектурно-композиционных или конструктивных решений. Наиболее рациональные решения достигаются при комплексном учете физических параметров среды (светотехнических, теплотехнических и акустических) в самом начале архитектурного проектирования.

В современную эпоху массового индустриального строительства и всемирной экономии невосполняемых энергетических ресурсов архитектура теснейшим образом связана с природно-климатической подосновой и социальными условиями жизни людей. Композиционные приемы и плотность застройки, ориентация зданий по сторонам горизонта, размеры и заполнение светопроемов, пластика фасадов, а также теплоинерционность и звукоизоляция ограждений -факторы, от которых в значительной степени зависят комфортность и выразительность зданий, потеря ими тепла и холода и стоимость их энергетической эксплуатации. Это, по существу, основная проблема, сформулированная самой жизнью для современной и будущей архитектуры. Решение этой проблемы возможно только путем диалектического синтеза искусства, техники и науки, которые извечно были взаимосвязанными и взаимообогащающимися категориями архитектуры.

1. ПРИРОДНО-КЛИМАТИЧЕСКАЯ ПОДОСНОВА АРХИТЕКТУРЫ

«Многие категории архитектуры, такие, как объемно-пространственная композиция, планировочное решение, образ, масштаб и т.п. вплоть до национальных признаков, во многом предопределяются конкретными климатическими условиями и прежде всего спецификой светового климата места строительства.

Световой климат - совокупность природных характеристик освещения и УФ-облучения (количество, спектр и контрастность освещения, яркость ясного и облачного неба, продолжительность солнечного сияния, количество и спектр ультрафиолетовой радиации), которые определяют нормативные значения коэффициента естественного освещения, инсоляции и солнцезащиты, а следовательно,- плотность застройки и ее планировочное решение, размеры и пропорции светопроемов, пластику и масштабность фасадов.

Наибольшее влияние на проектирование зданий и их «энергоемкость» оказывает солнечная радиация в оптическом спектре лучистой энергии-ультрафиолетовая, видимая (видимый свет) и тепловая. Как правило, световому климату того или иного региона соответствует характер природного окружения (ландшафт и вид подстилающей поверхности земли, растительность), в которое архитектор «вписывает» проектируемые объекты.

Тепловой климат - совокупность природных характеристик радиационного, температурно-влажностного и аэрационного состояния окружающей среды (тепловая солнечная радиация, температура, влажность, скорость и направление движения воздуха), которые определяют нормативные значения и исходные данные о расчетных теплотехнических и аэрационных параметрах и их сочетаниях, а следовательно,-комфортность микроклимата в помещениях и городских пространствах, тепло- и хладопотери в зданиях, выбор ограждающих конструкций и материалов.

Акустический климат- совокупность некоторых природно-климатических и акустических характеристик окружающей среды (направление ветров, вид подстилающих поверхностей и уровень транспортных и производственных шумов), которые определяют различный подход к градостроительному и объемному проектированию с учетом защиты от шума и, следовательно, значительно влияют на планировочные и конструктивные решения застройки.

Данные об источниках шума и другие характеристики подготавливаются в виде «шумовых карт» микрорайонов при сборе исходных данных для проектирования.

Таким образом, для современного творческого метода архитектора характерен комплексный подход к его содержанию и последовательности. При этом природно-климатические факторы занимают одно из ведущих мест, так как на протяжении всего процесса проектирования этими вопросами занимается только архитектор, поскольку в проектных организациях соответствующих отделов и специалистов не существует.

Уже на первоначальной стадии - при формировании архитектурной идеи (тема, исходные данные, наброски образа и композиционного замысла и т.п.) чрезвычайно важно правильно оценить природно-климатическую подоснову места строительства для будущего объекта, так как это в значительной степени поможет архитектору избежать грубых ошибок в эстетическом, функциональном и экономическом отношении.

На втором этапе (ситуационный и генеральный план, планировочное решение, фасады, разрезы, макеты) необходимо профессионально и обязательно комплексно проанализировать соответствие архитектурной идеи выявленным требованиям (естественное освещение, видимость, инсоляция, солнцезашита, теплопотери, аэрация, защита от шума). На этой стадии наиболее целесообразны архитектурное макетирование и физическое моделирование генерального плана и архитектурных объемов.

На последней стадии (конструкции ограждений и светопроемов, выбор материалов, светоцветовое и акустическое решение интерьеров) архитектор проверяет принятые решения известными ему аналитическими и графическими методами, чтобы составить обоснованную пояснительную записку к проекту и быть уверенным в том, что будущее сооружение будет соответствовать реальным условиям его восприятия в натуре и в нем будут обеспечены комфортные условия светового, теплового и акустического микроклимата.»

«Организация строительства должна учитывать климатические условия , которые подразделяются на четыре климатических района (I, II, III и IV) . (табл. 1). Климатические районы имеют подрайоны А, Б, В, Г. Климатические районы располагаются с севера на юг примерно: I - до 70° северной широты, II - до 60°, III - до 45°, IV - ниже 45°.

Таблица 1. Климатические районы

В эти 4 климатических района входят 16 микроклиматических подрайонов. В соответствии с этим районированием назначают материал и толщину ограждения, глубину заложения фундамента, рассчитывают конструкции по ветровым и снеговым нагрузкам, определяют объёмно-планировочную структуру.

Ведущими факторами климата являются радиационно-температурные условия (ИНСОЛЯЦИЯ). Условия инсоляции складывается в зависимости от ориентации окон квартир по сторонам горизонта, типов планировки дома, расстояния между зданиями.

По отношению к сторонам света здания могут занимать 3 основных положения:

· меридиональное - здание своей продольной осью параллельно направлению «север-юг»;

· широтное - эта ось параллельна направлению «запад-восток»;

· диагональное - продольная ось направлена под углом к основным направлениям».

2. ПРИРОДНО-КЛИМАТИЧЕСКИЕ ФАКТОРЫ

«В группу природно-климатических(табл.2.) факторов входят следующие факторы:

1) условия атмосферы -- газообразной оболочки земли;

2) условия гидросферы -- водной оболочки земли;

3) условия литосферы -- верхней твердой оболочки земли;

4) растительный и животный мир.

Наибольшее влияние на проектирование индивидуального жилища оказывают атмосферные условия. Это связано с тем, что именно состояние атмосферы определяет тепловой режим поверхности земли, а также газовое и влажностное состояние воздуха.

На Земле существуют различные географические зоны, которые определяются, в основном, различным соотношением тепла и влаги в воздухе -- тропики, пустыни и т.д.

Проектировать универсальное жилище, пригодное для любого климатического района, нецелесообразно с функциональной, экономической и строительной точек зрения. Поэтому, при проектировании индивидуального жилья следует ориентироваться на максимальный учет именно конкретных, а не абстрактных местных условий.

К числу наиболее важных атмосферных условий относятся: температурный, ветровой, влажностный, снеговой, дождевой режимы, уровень солнечной радиации, сезонные различия в погоде и другие. Они воздействуют на человека и жилой дом в комплексе, однако, по-разному в каждом конкретном случае.

Целями рационального проектирования индивидуального жилья с учетом ветров является эффективное использование естественного проветривания помещений жилого дома и снижение негативного воздействия избыточного ветрового напора в суровых климатических условиях. Так, благодаря естественно возникающей разнице давления с наветренной и подветренной стороны дома, возникает проветривание, которое обеспечивает нормативный воздухообмен в помещениях. Требования к нормативному воздухообмену в жилых комнатах, кухнях, санузлах и других помещениях жилья определены в СНиП.

Доказано, что с наветренной стороны, где ветровой напор образует зону повышенного давления, окна, форточки и вентиляционные отверстия могут быть меньшего размера, чем вентиляционные проемы на противоположной стороне дома. Учет ветрового режима очень важен при разработке генерального плана комплексной усадебной застройки жилого дома совместно с хозпо-стройками, гаражом, земельным участком и соседними строениями. Движения воздушных масс следует организовывать приемами архитектуры так, чтобы обеспечивалась аэрация всей застройки и поддерживалась благоприятная экологическая обстановка. Для этого архитектор должен правильно выбрать схему размещения объектов, конфигурацию зданий и интервалы между ними. Например, в жарком влажном климате, с целью интенсивной циркуляции воздуха, следует оставлять между зданиями застройки значительные разрывы»

Таблица 2.Основные климатические факторы, влияющие на архитектурно-строительное решение здания

Климатические факторы

Основные воздействия

Архитектурно-конструк тивные требования и мероприятия

Солнечная радиация

Бактерицидные свойства радиации.

Температурные воздействия

Выбор ориентации по сторонам света.

Форма плана.

Повышение теплоаккумулирующей способности ограждающих конструкций.

Защита от перегрева, создаваемого инсоляцией в летнее время.

Разработка конструктивных солнцезащитных устройств

Ультрафиолетовая

радиация

Бактерицидные свойства ультрафиолетовой радиации

Устройство постоянных и кратковременных установок облучения ультрафиолетовой радиацией.

Выбор отделки интерьеров и фасадов.

Выбор подстилающего слоя на территории.

Выбор конструкций окон и фонарей

Естественное

освещение

Создание светового режима в помещении, здании

Выбор расположения, типов и размеров окон и фонарей. Выбор рода освещения - естественного, искусственного, совмещенного.

Данные о времени использования естественного освещения

Температура и

влажность воздуха

Создание надлежащего микроклимата в помещении, в здании

Выбор объёмной композиции здания.

Выбор ограждения стен, окон, покрытия, фонарей и т. п.

Выбор степени остекления, вентиляции, кондиционирования воздуха

Давление ветра

Защита здания от ветра.

Защита от ветра окон и фонарей.

Аэрация помещений и территории

Атмосферная влага.

Снеговые отложения

Облицовка фасадов, водостойкость стен и покрытий.

Способы удаления осадков - водостоки,

уборка снега. Борьба со снегообразованием на крыше и на территории.

3. СВЕТОЦВЕТОВАЯ СРЕДА

«Светоцветовая среда формируется лучистой энергией естественных и искусственных источников излучения в пределах его оптического спектра и предопределяет видимость, восприятие и комфортность архитектурных форм и пространств. Светоцветовая среда создается естественным, искусственным и совмещенным освещением, инсоляцией и солнцезащитными средствами, пластическим и цветовым решением фасадов и интерьеров зданий. Комфортная светоцветовая среда обеспечивает наилучшие условия видимости и восприятия архитектуры, а также способствует повышению производительности и качества труда.

Актуальнейшей проблемой световой среды в современной архитектуре является выбор рациональных размеров светопроёмов и видов солнцезащитных и светорегулирующих устройств. В последние годы вновь распространилась тенденция к увлечению большими площадями остекления фасадов и солнцезащитной пластикой вне связи с назначением зданий и условиями светового климата, оправдываемое «максимальным визуальным раскрытием внутреннего пространства к внешней среде». Это явление в значительной степени связано с тем распространившимся влиянием на творческий процесс архитектора, которое оказали многие постройки известнейших представителей нового движения в архитектуре и, в особенности, Мис ван дер Роэ. Однако тысячелетний опыт строительства в любых климатических условиях и особенно исследования, проведенные за последние годы, показывают, что такой подход к проектированию не способствует формированию архитектурного образа и приводит к резкому дискомфорту и огромным теплопотерям. Особую проблему создают так называемые «ленточные» светопроемы и наружные солнцезащитные элементы на фасадах зданий. Дело не только в том, что «ленточные» светопроемы нивелируют образ общественного здания, приближая его к промышленному, но и в том, что, как правило, невозможно уменьшить вертикальные размеры таких светопроемов из соображений их светоактивности и архитектуры интерьеров. К тому же такие светопроемы не решают проблему достаточности освещения в современных зданиях с большой глубиной помещений и ограниченной высотой. Даже 100%-ное остекление фасадов в этом случае неэффективно.

Следует отметить также и еще один пример некритических оплошностей некоторых архитекторов к выбору композиционных элементов в архитектуре общественных зданий: такой элемент архитектуры, как крупномасштабные наружные солнцезащитные экраны, применяется сейчас не только в центральных районах, где они бесполезны, но даже на Крайнем Севере.

На этих примерах видно, насколько важно в эстетической подготовке архитектора изучение архитектурно-светотехнических факторов проектирования.

4. ЕСТЕСТВЕННОЕ, ИСКУССТВЕННОЕ И СОВМЕЩЕННОЕ ОСВЕЩЕНИЕ

В зависимости от особенностей светового климата местности архитектор корректирует объемно-пространственное и планировочное решение зданий или сооружений и их расположение на генеральном плане. Важнейшими факторами при этом являются: выбор рациональных размеров и пропорций светопроемов, их ориентации по сторонам горизонта, глубины помещений и пластики и силуэта фасадов. Следовательно, эти факторы влияют как на поиск образа здания (в том числе «северного» или «южного»), так и служат важнейшим средством ограничения площади остекления здания, определяющей его комфортность и экономическую целесообразность. Привычным для человека является естественное освещение, поэтому его характеристики, свойственные данному месту строительства (яркость неба, контрастность, направленность, спектральный состав), могут служить ориентирами при проектировании искусственного освещения интерьеров. Именно этим объясняется стремление применять в интерьерах светящие поверхности, успешно имитирующие по яркости и спектру естественный свет, а по архитектурному решению окна и фонари. Это одно из наиболее действенных средств выражения современной архитектуры, возникших в связи с появлением новых источников света-газоразрядных ламп и электролюминесцентных панелей (рис.1 ).

Совмещенное освещение - прогрессивный прием освещения интерьеров естественным и искусственным светом, характеризующийся (в отличие от смешанного освещения) доминирующей ролью естественного света при постоянно или периодически действующем дополнительном искусственном освещении (в зонах помещений с недостаточным естественным освещением), близком к естественному по распределению яркости и спектру.

Пользование нормами не предопределяет художественный образ объекта, задуманного при проектировании, поэтому в процессе работы над проектом автор должен предвидеть взаимодействие намеченных средств освещения с пространством, формой, пластикой и цветом. Трудности проектирования архитектурного светового образа здания заключаются не в определении освещенности или числа светильников, а в проектировании и реализации в натуре задуманных светлотных соотношений между поверхностями, ограничивающими пространство, а также между деталями и фоном, на котором они воспринимаются.

Существует два принципиально различных решения световой архитектуры. Для первого характерно выражение тектоники, свойственное дневным (природным) условиям освещения (на фасадах - темные светопроемы, светлые стены, тени от карнизов и деталей, направленные вниз, и т.п.; в интерьерах - связь с природной световой средой.

Второй основан на театральном эффекте освещения, при котором живописные и скульптурные свойства света используются для создания светоцветовых композиций

и акцентов вне связи с природной световой средой.

Для каждого из этих приемов существует своя область рационального применения: первый - в рабочих помещениях, спортивных залах, картинных галереях и т.п.; второй - в театральных и концертных залах, в музеях и ресторанах.

Образ многих интерьеров общественных зданий рождается из стремления архитектора создать впечатление большого, насыщенного светом пространства, устранить ощущение монотонности, а также тяжести конструкций.

Эта задача приобретает особое значение в подземных сооружениях (станции метрополитена, подземные переходы, улицы и площади и т.д.).

Психологический эффект устранения ощущения тяжести и большой напряженности конструкций достигнут правильным распределением светопотоков на некоторых станциях Московского и" Ленинградского метрополитена («Электрозаводская»,(рис .2 ), «Маяковская»(рис.3 )).

При проектировании освещения в демонстрационных залах и картинных галереях, а также операторских особое значение приобретают всякого рода блики, отблески, зеркальные отражения, которые создают зрительный дискомфорт, мешающий нормальному видению рассматриваемых предметов. В этих случаях следует пользоваться графическим методом определения зоны зрительного дискомфорта для устранения различных помех из поля зрения.

Для ограничения слепящего действия окон и светильников общего освещения необходимо соблюдать регламентированные нормами показатели дискомфорта в зависимости от характера зрительной работы.

Хорошим примером световой архитектуры интерьеров, в которых отчетливо выражены современные тенденции взаимодействия архитектуры и искусственного освещения, служит Кремлевский Дворец съездов, в котором успешно решена проблема светового ансамбля как синтеза световой архитектуры отдельных интерьеров. (рис. 4. ) Роль света, как своеобразного гида в этом ансамбле определяется тем, что последовательность ощущений, сопутствующих зрительному процессу, развертывается во времени, а впечатление нарастает при движении посетителя от гардероба до зрительного зала, отличающегося праздничностью и насыщенностью светом.

Проведенными НИИСФ исследованиями было установлено, что наибольшее значение в восприятии станций метрополитена имеет не уровень освещенности, а соотношение яркостей поверхностей потолка, стен и пола. Результаты фотометрических и субъективных исследований позволяют утверждать, что устранение ощущения подземности и высокая степень насыщенности светом достигнуты в тех перронных залах, где эти соотношения приближаются к соотношению яркости зенитной части неба (потолок), неба у горизонта (стены) и земли (пол).

Архитектурное освещение зрительного зала Кремлевского Дворца Съездов в Москве. Общий вид и детали потолка

Их оптимум находится в пределах от 5:2:1 до 10:3:1. Пластическая выразительность интерьера контролировалась соотношением освещенности, создаваемой рассеянным и направленным световыми потоками. Результаты исследований (объективных фотометрических и субъективных статистических) показали, что пластика стен и потолка хорошо воспринимается при соотношении рассеянного и направленного световых потоков, равном 0,4 и менее.

В современных зданиях и сооружениях широко применяется встроенное освещение в виде светящих потолков, карнизов, ниш, панелей, которые включаются в архитектуру интерьера.

За последние годы широкое распространение в интерьерах общественных зданий получили светящие потолки и панели. Архитектурно-конструктивные системы светящих потолков и панелей обычно представляют собой подвесные конструкции, а пространство над ними используется для монтажа ламп.

Архитектурное и светотехническое качества потолка зависят от степени равномерности распределения яркости светящей поверхности и контрастов между светящими элементами потолка и переплетами, на которые опирается стекло. Практика показывает, что при применении светорассеивающего стекла равномерная яркость светящего потолка обеспечивается при отношении максимальной яркости к минимальной: 1,4-на светящей поверхности больших размеров и 1,1-на небольших участках. Это достигается при соблюдении следующего соотношения двух величин: расстояния между лампами и высотой расположения ламп над защитным стеклом: при люминесцентных лампах-2,4; при зеркальных лампах-0,9; при обычных лампах накаливания-1,8. ,

Яркостный контраст между светящей поверхностью и переплетом (или глухой частью потолка) для больших помещений зависит от светлоты отделки и соотношения между площадью остекленной поверхности и общей площадью потолка. Обогащение архитектурного решения светящего потолка достигается применением различного рода диффузоров; особенно интересны диффузоры из сложных по форме металлических анодированных элементов.

Светящие потолки могут выполнять также и акустические (глушение шума) и санитарно-технические функции. Схема устройства многофункционального потолка приведена на рис. 5

Схемы устройства многофункционального потолка в фойе и залах при открытом положении звукопоглощающей отделки в виде потолочных плит

Для создания светящего потолка могут быть применены встроенные точечные светильники с нормальными или зеркальными лампами мощностью до 150 Вт. Роль диффузора в них выполняет кольцевая решетка с защитным углом 30-45". При этом потолок получается темным с ярко светящими точками ламп (так называемое «звездное небо»).

В архитектуре общественных зданий видное место занимает проблема синтеза светового ансамбля, понимаемого как синтез световой архитектуры его отдельных интерьеров. В таких ансамблях световая партитура может определять последовательность восприятия интерьеров и их эмоциональное воздействие на человека, развертывающееся во времени.

При отсутствии в окружающем пространстве выявляемых светом архитектурных акцентов зрительная ориентация человека затрудняется. И наоборот, заранее предусмотренное в проекте распределение яркостей, контрастов позволяет облегчить и организовать ориентацию человека в здании. освещение микроклимат здание инсоляция

5. ИНСОЛЯЦИЯ И СОЛНЦЕЗАЩИТА

Воздействие инсоляции на человека и окружающую среду двойственно: оно благоприятно в гигиеническом и эстетическом отношении и экономически выгодно, поэтому необходимо обеспечить доступ солнечного света в городские пространства и интерьеры зданий в любых географических районах, оно же вызывает перегрев, световой дискомфорт, УФ-переоблученность и перерасход электроэнергии на регулирование микроклимата, что предопределяет необходимость защиты от него и рационального использования.

По словам Витрувия, архитектор «... может исправить своим искусством вред, приносимый природой».

Комфортные ощущения и эстетическое воздействие инсоляции (выразительность и динамика пластики, «солнечность» и разнообразие световой среды), т.е. положительные эмоции возможны только при условии исключения таких ее качеств, которые угнетают человека:

Физиологически и психологически недостаточных уровней освещенности и УФ- и ИК-облученности;

Чрезмерных уровней яркостей поля адаптации, УФ- и ИК-необлученности.

Конкретные предложения по строительному нормированию инсоляции впервые были сделаны советскими архитекторами в 40-х годах. В основу нормирования было положено общеоздоровительно, санирующее и психоэстетическое воздействие инсоляции на человека и окружающую его среду. Нормируемой величиной в действующих нормах инсоляции является продолжительность в зависимости от градостроительной ситуации, типов зданий, географической широты и климатических условий. Например, в жилых и общественных зданиях (за исключением детских учреждений и школ) должна быть обеспечена продолжительность инсоляции в часах.

В сложных градостроительных ситуациях допускается одноразовая прерывность инсоляции бактерицидной и видимой областях спектра.

Расчеты инсоляции застройки при проектировании сводятся к определению продолжительности инсоляции помещений и степени затенения фасадов зданий и территорий застройки. Расчеты следует производить непосредственно на генеральном плане застройки с помощью накладного графика, показанного на р ис.6 , основанного на методе проекций с числовыми отметками, впервые использованном А. М. Рудницким и М. Тваровским и адаптированном к условиям архитектурного проектирования.

График для определения инсоляций зданий и территорий

Сложность проблемы инсоляции в архитектуре объясняется как ее положительными, так и отрицательными воздействиями (тепловой и световой дискомфорт, снижение восприятия формы и цвета при чрезмерных яркостях, выцветание материалов). Поэтому не менее важно предусматривать различные средства защиты от инсоляции.

Практика показывает, что наибольшее число грубых ошибок наблюдается в тех случаях, когда архитектор решает задачу солнцезащиты некомплексно и на последних стадиях проектирования. Наиболее распространенной ошибкой является применение массивных и теплоемких затеняющих экранов, монолитно связанных с основной ограждающей конструкцией (незащищенные лоджии, бетонные пространственные структуры). Такие конструкции аккумулируют солнечное тепло и путем теплообмена с остеклением дополнительно передают его в помещение. Нередки случаи применения солнцезащитных устройств без учета ориентации здания по сторонам горизонта и использования солнцезащитного стекла, уменьшающего лишь тепловую радиацию Солнца и не устраняющего его слепящее действие. В таких общественных зданиях, как школа.

6. ЦВЕТ И ЦВЕТОПЕРЕДАЧА

Проектирование цветового решения фасада или интерьера здания лишь на основе интуиции и вкуса архитектора неизбежно приводит к грубому искажению цветовой композиции при переходе от проекта к натуре. Это объясняется тем, что при этом не учитываются ни состав света (особенно его современных источников), ни условия цветовой адаптации, ни соотношения размеров цветного объекта и фона, ни оптическое смешение цветов, наблюдаемых с больших расстояний. Между тем, как показали исследования, комфортное цветовое решение интерьеров оказывает значительное влияние на его эстетическую оценку и производительность труда человека, особенно в таких помещениях, как учебные, торговые, выставочные и т.п. Поэтому при цветовом проектировании необходимо учитывать основные параметры светоцветовой среды, зависящие от светового климата местности и спектра выбранных источников света, насыщенность цвета и угловые размеры цветных поверхностей в поле зрения, составляющих в итоге установившееся количество воспринимаемого цвета в пространстве и его психоассоциативное воздействие.

Особое значение для современной архитектуры имеют резкие изменения в цветопередаче, которые происходят при переходе от естественного света к искусственному. Поэтому выбор цветовой композиции и гармоничных сочетаний цветных поверхностей следует производить при том освещении, которое заложено в проекте. Как правило, помещения большинства общественных зданий воспринимаются как при естественном, так и при искусственном свете, поэтому цветные эскизы следует проверять в обоих случаях, принимая в итоге оптимальное решение.

7. ТЕПЛОВОЙ МИКРОКЛИМАТ ЗДАНИЙ

«Комфортный микроклимат в зданиях создается естественными и искусственными средствами.

К естественным средствам относятся архитектурно-планировочные и конструктивные решения зданий (композиционное решение, ориентация, размеры и геометичность заполнения светопроемов, теплоизоляция ограждений), которые предопределяют эксплуатационную эффективность и экономичность искусственных средств (отопление, вентиляция и кондиционирование воздуха). При этом архитектору важно помнить, что даже идеальные в теплотехническом отношении стены и покрытия не дадут ожидаемого эффекта, если композиция здания характеризуется чрезмерным периметром наружных стен, неглубокими помещениями, большими площадями остекления и нерациональной ориентацией по отношению к гелиотермической оси и господствующим ветрам. Более того, в этом случае отопление, вентиляция и особенно кондиционирование воздуха или окажутся бездейственными в поддержании гигиенически необходимого микроклимата в помещениях, или будут работать с большим перерасходом тепла и электроэнергии. Поэтому комплексность творческого метода архитектора и здесь оказывается важнейшим условием достижения оптимального результата.

Оценкой теплового климата и аэрационного режима места строительства по исходным климатическим данным занимается прежде всеего архитектор-автор на первой стадии проектирования, когда выявляются принципиальные решения здания, предопределяющие его теплотехническую, гигиеническую и экономическую эффективность.

Поэтому архитектор должен всегда умело пользоваться исходными климатическими данными и прежде всего картами строительно-климатического районирования и зон влажности.

Требования к микроклимату в зданиях и их теплозащите регламентируются в зависимости от назначения помещений. Например, в картинных галереях круглый год должна сохраняться относительно постоянная температура и влажность воздуха, обеспечивающие сохранность экспозиции, а в детских учреждениях, больницах, школах-гигиенически допустимый микроклимат (температура воздуха, воздухообмен, инсоляционный режим), исключающий возможность перегрева или переохлаждения.

Наибольшее внимание теплотехническим факторам архитектор должен уделять при проектировании общественных зданий в экстремальных климатических районах . Есть один общий принцип подхода к формированию здания для северных и южных (с сухим жарким климатом) районов: здание должно быть компактным с высокой теплоинерцион-ностью ограждений и минимально допустимыми светопроемами, чтобы на севере обеспечивалась минимальная теплоотдача зимой, а на юге-максимальная защита от солнечной радиации летом. При этом здание в жарко-сухих районах отличается по своему архитектурному решению тем, что имеет ярко. выраженную пластику фасадов за счет наружных солнцезащитных устройств на светопроемах и иногда самозатеняемой фактуры стен. Иной характер имеет здание в районах с жарким влажным климатом: свободная павильонная композиция, способствующая интенсивному проветриванию застройки, галерейный принцип планировки здания, облегченные конструкции.

Теплоинерционностъ (теплоустойчивость) здания-основная его теплотехническая характеристика, которая зависит от степени передачи ограждающими конструкциями (стенами, покрытиями, полами, окнами, фонарями) тепла, влаги и воздуха. Способность ограждающих конструкций регулировать передачу этих физических параметров из окружающей среды в здание (или наоборот) и определяет, главным образом комфортность микроклимата и энергетические потери.

Чтобы оптимизировать теплопотери зданиям зимой и его хладопотери летом, необходимо так запроектировать ограждающие конструкции, чтобы они удовлетворяли основным нормативным требованиям к сопротивлению теплопередаче, теплоустойчивости, влажностному режиму и воздухопроницаемости.» [Архитектура и градостроительство в суровом климате.Полуй Б.М. ]

8. АКУСТИКА ЗАЛОВ И ЗАЩИТА ОТ ШУМА

Требования к акустическому комфорту зданий оказывают значительное влияние на их планировочное объемно-пространственное и конструктивное решение. В свою очередь, на акустические качества зданий влияют как степень шумозащиты от внешних источников, так и звукоизоляция ограждающих конструкций.

В зависимости от требований к акустическим качествам зрительные залы делятся на следующие группы:

· залы с естественным (натурным) звучанием музыки, пения, речи; в этих залах зритель воспринимает звуки, идущие непосредственно от исполнителей и инструментов (прямые и отраженные от внутренних поверхностей интерьера). Качество их звучания зависит в основном от архитектурно-строительного решения залов: оперных театров, концертных, музыкально-драматических и т.п.;

· залы, в которых музыку, пение и речь зритель вопринимает с помощью звуковоспроизводящей электроакустической аппаратуры (кинотеатры, конференц-залы и др.); в этих залах особое внимание уделяется качеству воспроизведения, естественности и отчетливости звучания; последнее зависит не только от архитектурного решения залов, но и от качества и условий работы электроакустической аппаратуры;

· залы универсального назначения, в которых наряду со звукоусилением предусматриваются электроакустические средства для обогащения, а также для воспроизведения всякого рода звуковых эффектов (залы театров; конференц-залы для проведения съездов, конгрессов; киноконцертные залы. Дворцы культуры).

Наибольшей сложностью характеризуется акустическое проектирование оперных театров и концертных залов большой вместимости. Качество звучания в таких залах оценивается комплексом субъективных показателей, которые определяются методом статистических оценок специалистов (акустиков и музыкантов). К таким показателям относятся естественность (полнота) звучания; ясность звучания; отчетливая последовательность чередования звуков, выразительность тембра; равновесие звучания всех групп инструментов в разных зонах зрительного зала.

Удовлетворение этих требований в большой степени зависит от архитектурного решения зала, его размеров, формы, отделочных материалов и конструкций и их расположения в пространстве интерьера.

В архитектурном отношении пространство зрительного зала делится на два акустически связанных объема.

Первый представляет собой гигантского размера рупор-эстраду. В этом объеме формируются пластические поверхности-экраны, которые обеспечивают направление и интенсивность первых, акустически наиболее важных отражений. Акустические раковины эстрады способствуют созданию звучания стереофонического характера. Профиль раковины-эстрады выбирают в основном так, чтобы отраженный звук направлялся в зал и на сценическую площадку. Благодаря этому каждый оркестрант ансамбля может следить за игрой своих коллег и согласовывать с ними свое исполнение.

Второй объем занят местами для зрителей: размеры, форма и архитектурное решение этого объема должны способствовать формированию равномерного звукового поля и обеспечивать оптимальное время реверберации в диапазоне низких, средних и высоких частот звучания.

Повышение диффузности (равномерности и изотропности) звукового поля достигается также применением крупноразмерной пластической отделки стен и потолка, т.е. членением поверхности пилястрами, складками, ложами и т.п., а также специальными акустическими элементами. Широкое распространение в современных залах получили наклонные плоские или криволинейного очертания панели (или падуги), расположенные по всей ширине зала и одновременно используемые для освещения.

При проектировании концертных залов большое значение имеют выбор и расположение звукопоглощающих материалов и конструкций. Их количество в зале определяется соответствующим расчетом, приведенным в учебнике «Основы, строительной физики». Из акустических материалов наибольшее распространение при отделке концертных залов, оперных театров, музыкальной комедии и др, получили резонирующие панели из дерева. Значение резонансной частоты панели зависит от ее жесткости, которая определяется массой панели и способами ее спряжения со стеной (или перекрытием).

Широко применяются резонансные поглотители кассетного типа в виде многослойной конструкции с облицовочным слоем из перфорированных металлических листов, обклеенных с внутренней стороны несколькими слоями ткани (подобная звукопоглощающая отделка применена, в частности, в зале Конгрессов Дворца культуры и науки в Варшаве). Разновидностью резонансных поглотителей являются подвесные поглотители диффракционного типа кубообразной, конусообразной и других форм.

За последние годы в отечественной и зарубежной практике получили распространение залы универсального (многоцелевого) назначения. Как показывает опыт, такие залы целесообразно оборудовать электроакустическими системами звукоусиления.

При проектировании универсальных залов рекомендуется: располагать системы звукоусиления в таких скрытых от зрителей местах, которые способствуют созданию в зале диффузного (равномерного) звукового поля; обеспечивать время реверберации, необходимое для нормальной работы системы звукоусиления.

Амбиофонические установки включают в себя:

· систему звукоусиления в зале, в которую входят микрофоны, устанавливаемые на сцене, микрофон-ревербератор и распределительная система громкоговорителей;

· систему звуковоспроизведения, в которую входят магнитофоны, ам-биофон-ревербератор и распределительная система громкоговорителей в зале и на сцене.

Примером гармонического архитектурного решения современного зала универсального назначения может служить Кремлевский Дворец съездов. (рис.4 ) . Прилегающая к сцене часть боковых стен и потолка образует гигантскую рупорообразную раковину. Основная часть боковых стен отделана щелевым поглотителем из вертикально расположенных деревянных реек криволинейного профиля.

Для акустической настройки зала звукопоглощающая конструкция стен имеет выдвижной щит, который прикрывает пористый поглотитель звука. Превращая таким образом звукопоглощающие панели в звукоотражающие, можно изменять общее звуковое поглощение, соответственно жанру представления.

Наиболее эффективными строительно-акустическими средствами снижения шума на территории являются экраны, размещаемые между источниками шума и объектами защиты от шума. Экранами могут служить придорожные подпорные, ограждающие и специальные защитные стенки, а также искусственные элементы рельефа местности. Экранами могут служить также здания, в помещениях которых допускаются уровни звука 50 дБА (здания предприятий бытового обслуживания населения, торговли, общественного питания, коммунальных предприятий и др).

Проблема звукоизоляции зданий весьма сложна вследствие разнообразия как источников шума, так и путей распространения его по зданию. В основном эта проблема сводится к решению вопросов звукоизоляции помещений от внешних шумов и от внутренних шумов, возникающих в здании. Источниками внешних шумов являются городской транспорт и различного рода производственные предприятия. В тех случаях, когда не удается снизить проникающий внешний шум в помещения здания средствами шумо-защиты, следует применять наружные ограждающие конструкции с повышенной звукоизоляцией. Внешний шум проникает в помещения через оконные конструкции, звукоизоляции которых следует уделять особое внимание. Источниками внутренних шумов являются люди, а также бытовое и инженерное оборудование. Изоляция помещений от внутренних шумов достигается правильной внутренней планировкой здании, снижением шумности санитарно-технического и инженерного оборудования, обеспечением нормативной звукоизолирующей способности ограждающих конструкций.»

ВЫВОД

Многие категории архитектуры, такие, как объемно-пространственная композиция, планировочное решение, образ, масштаб и т.п. вплоть до национальных признаков, во многом предопределяются конкретными климатическими условиями и прежде всего спецификой светового климата места строительства. Таким образом, настоящий материал является важным и существенным дополнением к архитектурно строительным требованиям и природно-климатическим факторам, влияющим на особенности формообразования, на принятие архитектурных и архитектурно-дизайнерских решений и на проектирование зданий. Полноценный учет данных положений позволяет проектировать и строить высококомфортабельные, надежные, удобные и красивые жилые дома.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Аронин Дж.Э. Климат и архитектура / Москва: ЁЁ Медиа / 1959 / 253 с.

2. Полуй Б.М. Архитектура и градостроительство в суровом климате / Ленинград: Стройиздат, 1989г. / 340 с.

Размещено на Allbest.ru

Подобные документы

    Природно-климатические особенности, определяющие условия проектирования, строительства и эксплуатации жилых зданий в жарких районах. Меры естественного регулирования помещений. Озеленение, обводнение и благоустройство прилегающих к зданию территорий.

    диссертация , добавлен 10.07.2015

    Определение продолжительности инсоляции в помещении с учетом затемняющего влияния архитектурно-конструктивных элементов фасада. Расчет инсоляции оконного проема на фасаде многоэтажного дома, ориентируемого по сторонам света согласно заданному азимуту.

    контрольная работа , добавлен 21.01.2014

    Анализ местоположения объекта недвижимости. Описание кадастрового квартала. Природно-климатические особенности района. Социальная инфраструктура. Характеристика потребительских свойств дома. Факторы, влияющие на успешную деятельность объекта недвижимости.

    курсовая работа , добавлен 28.04.2012

    Соответствие проектных решений по строительству цеха по производству огнетушителей и огнетушащего порошка действующим нормам и правилам, основания для проектирования. Архитектурно-планировочные решения генерального плана, природно-климатические условия.

    контрольная работа , добавлен 09.09.2010

    Природно-климатические условия, экологическая ситуация и система озеленения населенного пункта. Анализ территории (рекреационная нагрузка загрязнение атмосферы, шум и вибрация). Архитектурно-планировочные решения. Обоснование выбора ассортимента растений.

    курсовая работа , добавлен 27.11.2014

    Природно-климатические характеристики района строительства здания автосалона, предназначенного для торговли автомобилями и их обслуживания. Архитектурно-планировочное и объемное решение здания. Определение трудоемкости и продолжительности монтажных работ.

    дипломная работа , добавлен 10.04.2017

    Обеспечение требуемой звукоизоляции методом расчета ожидаемой шумности. Строительные нормы. Главные характеристики источников внешних и внутренних звуков. Уровни проникающего шума в помещениях жилых и общественных зданий и шума на территории застройки.

    дипломная работа , добавлен 06.12.2012

    Природно-климатические условия строительства. Архитектурно-планировочное решение здания. Методы и приемы работ при кирпичной кладке. Монтаж сборных конструкций. Расчет свайного фундамента. Теплотехнический расчет наружной стены. Наружная отделка фасадов.

    дипломная работа , добавлен 09.12.2016

    Природно-климатические данные и генеральный план здания литейного цеха. Объемно-планировочное решение конфигурации и экспликация помещений. Архитектурно-конструктивное решение строения: фундамент, покрытия, стены. Расчет административно-бытового корпуса.

    курсовая работа , добавлен 17.07.2011

    Бифункциональные жилые здания. Металлические конструкции зданий комплексной поставки. Прогрессивные виды утеплителя для стен зданий. Внедрение систем наружного утепления. Мансардная крыша и вентиляция. Виды кровельного пирога для утепленных мансард.

УДКУДК (083,74)

Ломакин И.А.

Студент

2 курс, факультет «Художественно-графический»

Курский государственный университет

Россия, г. Курск

ХАРАКТЕРИСТИКА ОСНОВНЫХ КЛИМАТИЧЕСКИХ ЭЛЕМЕНТОВ, ВЛИЯЮЩИХ НА АРХИТЕКТУРНОЕ ПРОЕКТИРОВАНИЕ.

К климатическим элементам относят: влажность воздуха, температуру, осадки, ветер, солнечную радиацию, осадки. Климатическую характеристику территории, города позволяют составить относительная влажность воздуха, температура, ветер. Максимальные значения основных климатических факторов дают возможность составить характеристику климата. При этом критические значения разных климатических факторов функционально взаимосвязаны. Можно выявить специфику климата, обладая знанием критериальных значений элементов. Также можно найти степень отклонения элементов от комфортных условий, сформулировать комплекс требований подлежащих учету при проектировании придомовой территории, застройки, зданий.

Перегрев помещений возможен при температуре воздуха свыше 21 °С. Это явление в частности проявляется при наличии изоляции (облучения прямыми солнечными лучами). Перегрев организма человека начинается при температуре воздуха свыше 28 °С. В таких условиях необходима защита от солнца, а также движение воздуха как в помещении, так и на территории городской застройки.

Необходимо учесть совместное воздействие на человека ветра и температуры. В переходные сезоны года при температуре наружного воздуха близкой к 0°С и относительной влажность более 70% и более существует необходимость в защите пешехода от ветра. Защита желательна также при температуре до -15°С зимой.

Защита необходимо при соответствиях:

Температура воздуха, °С

15…-20

20…-25

25…-30

30…-35

ниже -35

Скорость ветра, м/с

До 3,5

Активная защита пешехода необходима при температурах ниже -35 °С (крытые утепленные переходы). При скорости ветра более 5 м/с и наличии отрицательной температуры на улице происходит резкое усиление охлаждений зданий (на12-15%) и человека. Перенос песка и снега начинается при скорости ветра 6 м/с. В таких условиях необходима защита жилых территорий городов. При скорости ветра свыше 12 м/с происходят механические повреждения элементов зданий.

Неблагоприятным условием для человека является влажность воздуха менее 30% и более 70%. Благоприятным фактором является влажность воздуха находящаяся в промежутке 30-70%(в зависимости от температуры).

При проектировании высотных зданий необходим особый учет параметров ветра. Такое отношение к этому критерию возникает из-за необходимости обеспечить устойчивость зданий под воздействием ветровых нагрузок, возрастающих с высотой. Также, чем выше здание, тем сильнее ветровые завихрения у стен. Сильные потоки ветра обтекают объем, а часть их них опускается вниз и обрушивается на пешеходов, находящихся в близи здания.

На рис. 1 дана характеристика температуры и ветра, совместное воздействие которых необходимо учитывать при формировании внешней среды города.

Большую важность имеет сочетание относительной влажности воздуха и температуры. В жаркую погоду возникает необходимость в том, чтобы высокая влажность не мешала человеку отдавать излишки тепла, которое накапливается в организме при этих условиях, во внешнюю среду. Если эта необходимость не реализуется, то у человека может возникнуть тепловой удар. Из графика температурно-влажностного режима (рис. 2) следует, что для сохранения комфортных условий в летнее время при возрастании температуры от 18°С до 28°С необходимо, чтобы относительная влажность воздуха снижалась до уровня 30-50%.

Рис. 1. Комплексное воздействие температуры и ветра на здания и человека во внешней среде


Рис. 2. График температурно-влажностного режима в теплый период года

Воспользовавшись приведенными графиками и выявленными зависимостями, грамотный архитектор принимает правильные решения для обеспечения комфорта в жилой среде.

Список использованной литературы:

1. Архитектурная физика: Учеб. для вузов, Спец. А-87 «Архитектура» / Под ред. Н. В.Оболенского. – М.: Стройиздат, 1997. – 448 с.: ил.

2. Город, архитектура, человек и климат / Мягков М. С., Губернский Ю. Д., Конова Л. И., Лицкевич В. К. Под ред. к. т.н. М. С.Мягкова, – М.: «Архитектура-С», 2007. – 344 с.;ил.

3. Лицкевич В. К. Жилище и климат. – М.: Стройиздат, 1984. – 288 с.; ил.

4. СНиП, * Строительная климатология. М. 2000.

5. СНиП 2.01.01.-82. Строительная климатология и геофизика. М. 1983.

6. Руководство по строительной климатологии (пособие по проектированию). – М.: Стройиздат, 1977.

8. Аронин Д. Климат и архитектура М., Госстройиздат, 1959.

На территории нашей страны здания и сооружения подвергаются комплексу климатических воздействий в различных сочетаниях и различной интенсивности.

Строительная климатология- наука, раскрывающая связи между климатическими условиями и архитектурой зданий и градостроительных образований.

Основная задача строительной климатологии - обоснование целесообразности решений планировки городской застройки, выбор типов зданий и ограждающих конструкций с учетом климатических особенностей района строительства.

Правильный выбор размеров и формы помещений зависит от ряда факторов, среди которых особое место занимает воздушная среда, характеристики которой зависят от климатических условий и места строительства.

На протяжении тысячелетий архитекторам было известно, что города и здания следует проектировать и строить в соответствии с климатом, а ширину улиц, высоту зданий и размеры окон - выбирать с учетом ориентации и глубины помещений. Необходимо бережно и композиционно оправдано вписывать здания и сооружения в природу.

Как показывает практика, все архитектурные и градостроительные шедевры создавались с учетом этих вечных истин.

В южных сухих районах города всегда имели характер «самозатеняющихся структур», а здания - своеобразных «термосов» с массивными стенами, замкнутой компактной планировкой и редкими небольшими окнами.

Для влажных южных районов, наоборот, характерными чертами являются: открытая планировка, хорошо проветриваемые городские пространства, легкие «дышащие» стены зданий и большие световые проемы.

Южные районы характеризуются значительным количеством солнечных дней в году, очень высокой радиацией и контрастностью освещения. Все эти факторы предопределяют специфический характер тонкой архитектурной пластики и большую насыщенность цветовых соотношений элементов и деталей зданий.

В северных и большинстве центральных районах наблюдается преимущественно облачное небо, которое обуславливает крупную пластику стен и деталей и пастельные цветовые решения фасадов зданий и сооружений.

Без учета вышеизложенных истин нельзя обеспечить в зданиях необходимый комфорт при минимальных затратах на эксплуатацию зданий. Особенно это становится важным в век энергетического кризиса и всемерной экономии энергетических ресурсов. Только рациональное проектирование городов, агропромышленных комплексов и жилой застройки с учетом климатических условий, ориентации по сторонам горизонта, применения оптимальных размеров и пропорций световых проемов, а также солнцезащитных устройств обеспечивает значительную экономию материальных и финансовых затрат.

Следует отметить, что только за счет рационального выбора размеров световых проемов, способствующих увеличению использования естественного света на 1 ч в течение суток, можно сэкономить до 3 млн. кВт/ч электроэнергии в год только в промышленных зданиях.

За счет использования требований к инсоляции зданий появляется возможность повысить плотность застройки на 8-10 % и увеличить строительство более экономичных домов меридионального типа с широким корпусом, что позволяет значительно сократить градостроительные затраты без снижения объема ввода жилых домов.

Рациональное применение солнцезащитных устройств снижает затраты на эксплуатацию гражданских зданий, для промышленных зданий способствует повышению производительности труда за счет уменьшения выпуска бракованной продукции и расходов на искусственное регулирование микроклимата в помещениях.

Таким образом, при проектировании зданий и сооружений необходимо знать климатические факторы и учитывать их, так как знание климатических условий среды позволяет найти выразительную архитектурную форму, придать зданию индивидуальный образ, обусловленный природно-климатическими факторами места строительства.

 

 

Это интересно: