→ Правила предоставления медицинскими организациями платных медицинских услуг. Полный перечень бесплатных медицинских услуг и помощи от государства Платные медицинские услуги в медицинских организациях

Правила предоставления медицинскими организациями платных медицинских услуг. Полный перечень бесплатных медицинских услуг и помощи от государства Платные медицинские услуги в медицинских организациях

Гражданам России государством гарантируется бесплатная медицинская помощь. На руки людям выдается полис - документ, олицетворяющий поддержку государственной системы здравоохранения в случае заболевания.

А что он на самом деле означает? Какие виды услуг в клинике обязаны предоставить без дополнительной оплаты, а за какие придется заплатить самостоятельно? При каких обстоятельствах проводится бесплатное медицинское обследование? Давайте разберем все вопросы подробно.

О бесплатной медицине

В 41-й статье Конституции РФ перечислены гарантии гражданам страны со стороны государства. В частности, там говорится:

«Каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь. Медицинская помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения оказывается гражданам бесплатно за счет средств соответствующего бюджета, страховых взносов, других поступлений».

Таким образом, перечень бесплатных медицинских услуг должен определяться соответствующими государственными органами, то есть системой здравоохранения. Происходит это на двух уровнях:

  • федеральном;
  • региональном.

Важно! Бюджетный фонд на развитие медицинских учреждений формируется за счет нескольких источников. Одним из них являются налоговые поступления от граждан.

Какие виды услуг гарантируются государством


В силу действующих законодательных актов пациентам гарантировано право на следующие виды медицинского обслуживания:

  • экстренное (скорая помощь), в том числе специальная;
  • амбулаторное лечение, в том числе обследование;
  • услуги стационара:
    • гинекологические, по беременности и родам;
    • при обострении недугов, обычных и хронических;
    • в случаях острых отравлений, при получении травм, когда необходима интенсивная терапия, связанная с круглосуточным наблюдением;
  • плановая помощь в стационарных условиях:
    • высокотехнологическая, в том числе с использованием сложных, уникальных методов;
    • медицинское обслуживание граждан с неизлечимыми недугами.
Важно! Если заболевание не подпадает под один из вариантов, за медицинские услуги придется заплатить.

Лекарственные средства выдаются за счет бюджета людям, страдающим такими видами заболеваний:

  • сокращающими срок жизни;
  • редкими;
  • приводящими к инвалидности.
Внимание! Полный и подробный перечень препаратов утверждается правительственным постановлением.

Вам нужна по этому вопросу? и наши юристы свяжутся с вами в ближайшее время.

Новое в законодательстве с 2017 года

В правительственном постановлении от 19.12.2016 N 1403 приведена более детальная расшифровка медицинских услуг, предоставляемых без взимания платы. В частности, расшифровывается первичная медико-санитарная помощь. Она разбита на подвиды. А именно первичная:

  • доврачебная (первичная);
  • скорая;
  • специализированная;
  • паллиативная.
Внимание! В рамках программы к перечню оказываемых бесплатно добавлена паллиативная медпомощь.

Кроме того, в тексте документа приведен перечень специалистов-медиков, на которых распространяется обязанность лечить пациентов без взимания денег.

К ним относятся:

  • фельдшеры;
  • акушеры;
  • другие медработники со средним специальным образованием;
  • врачи-терапевты всех профилей, включая докторов семейной медицины и педиатров;
  • врачи-специалисты медицинских организаций, оказывающих специализированную, в том числе высокотехнологичную, медицинскую помощь.
Внимание! Документ содержит перечень заболеваний, лечить которые врачи обязаны бесплатно.

Медицинский полис

Документ, гарантирующий оказание помощи больным, называется полисом обязательного медицинского страхования (ОМС). Эта бумага подтверждает, что предъявитель застрахован государством, то есть ему обязаны предоставить услуги все профессионалы, перечисленные выше.

Важно! Полис ОМС имеют право оформить не только граждане РФ. Он выдается (за небольшую плату) иностранцам, постоянно проживающим в стране.

Полис ОМС имеет такое смысловое содержание:

  • гражданину гарантирует медицинскую поддержку;
  • медорганизации воспринимают его в качестве идентификатора клиента (за него больнице перечислят средства из Фонда ОМС).
Важно! Описываемый документ выдается только лицензированными страховыми компаниями. Их разрешено менять, но не чаще раза в год (до 1 ноября текущего периода).

Как получают полис ОМС


Выдают документ соответствующие компании, действующие в рамках законодательства РФ. На официальных сайтах регулярно печатается их рейтинг, позволяющий гражданам определиться с выбором.

Чтобы выдали полис ОМС, необходимо предоставить минимальное число документов.

А именно:

  • для детей до 14 лет:
    • свидетельство о рождении;
    • паспорт родителя (опекуна);
    • СНИЛС (если есть);
  • для граждан, старше 14 лет:
    • паспорт;
    • СНИЛС (при наличии).

Важно! Для граждан РФ полис действует бессрочно. Временным документом обеспечиваются только иностранцы:

  • беженцы;
  • временно проживающие в стране.

Правила замены полиса ОМС


В некоторых ситуациях документ положено менять на новый. К таковым относятся следующие:

  • при переезде в регион, где страховщик не работает;
  • в случае заполнения бумаги с ошибками или неточностями;
  • при утере или порче документа;
  • когда он пришел в негодность (обветшал) и невозможно разобрать текст;
  • в случае перемены персональных данных (замужества, к примеру);
  • в случае планового обновления образцов бланка.
Внимание! Новый полис ОМС выдается без внесения платы.

Что входит в бесплатное обслуживание по полису ОМС


В п. 6 статьи 35 Федерального закона № 326- ФЗ приведен полный перечень бесплатных услуг по медицинскому полису, оказываемых владельцам документа. Они предоставляются в:

  • поликлинике;
  • амбулатории;
  • стационаре;
  • скорой помощи.
Скачать для просмотра и печати:

На что могут рассчитывать владельцы полиса ОМС


В частности, пациенты имеют право на бесплатную медицинскую помощь и лечение в таких ситуациях:


Стоматологи так же, как и другие специалисты, обязаны работать с пациентами без оплаты.

Они оказывают такие виды помощи:

  • лечение кариеса, пульпита и других заболеваний (эмали, воспалений тела и корней зуба, десен, соединительных тканей);
  • хирургическое вмешательство;
  • вывихи челюстей;
  • профилактические мероприятия;
  • исследования и диагностика.

Важно! Детям без внесения платы оказываются услуги:

  • для исправления прикуса;
  • укрепления эмали;
  • лечения других поражений, не связанных с кариозными.

Как применять полис ОМС


С целью организации лечения пациентов, их прикрепляют к поликлинике. Выбор медицинского учреждения отдается на выбор клиента.

Он определяется:

  • удобством посещения;
  • местом размещения (рядом с домом);
  • другими факторами.
Важно! Менять медицинское учреждение позволено не чаще раза в год. Исключением является смена места жительства.

Как «прикрепиться» к поликлинике


Сделать это можно с помощью страховщика (выбрать учреждение при получении полиса) или самостоятельно.

Для прикрепления к поликлинике следует пойти в учреждение и написать там заявление. К бумаге прикладываются копии таких документов:

  • удостоверения личности:
    • паспорта для граждан, старше 14 лет;
    • свидетельства ребенка младше 14 лет о рождении и паспорта законного представителя;
  • полиса ОМС (необходим и оригинал);
  • СНИЛСа.

Важно! Отказать в прикреплении к поликлинике на законных основаниях могут гражданам, прописанным в ином регионе, если учреждение переполнено (превышена предельная норма пациентов).

В случае отказа следует потребовать его оформления в письменной форме. На медучреждение можно пожаловаться в Минздрав РФ или Росздравнадзор.

Визит к доктору


Для того чтобы получить помощь специалиста, необходимо записаться к нему через регистратуру. Этот отдел выдает талоны на прием. Сроки и правила регистрации, обслуживания пациентов устанавливаются на региональном уровне. С ними можно ознакомиться в той же регистратуре.

Кроме того, эту информацию клиентам обязан предоставить страховщик (нужно позвонить по номеру, указанному на бланке полиса).

К примеру, в столице действуют такие правила обеспечения пациентов медицинскими услугами:

  • направление на первичный прием к терапевту, педиатру - в день обращения;
  • талон к докторам-специалистам - до 7 рабочих дней;
  • проведение лабораторных и иных видов обследования - тоже до 7 дней (в некоторых случаях до 20-ти).
Важно! Если поликлиника не имеет возможности удовлетворить нужды пациента, его должны направить в ближайшее учреждение, где предоставляются необходимые услуги в рамках программы ОМС.

Скорая помощь


Воспользоваться экстренными медицинскими услугами могут все люди, находящиеся в стране (наличие полиса ОМС необязательно).

Существуют нормативы, регулирующие деятельность бригад скорой помощи. Они таковы:

  • служба скорой помощи откликается на экстренные вызовы в течение 20 минут при угрозе жизни людей:
    • несчастные случаи;
    • ранения и травмы;
    • обострение заболевания;
    • отравления, ожоги и так далее.
  • неотложная помощь приезжает в течение двух часов, если угроза жизни отсутствует.
Важно! Решение о том, какая бригада отправится по вызову, принимает диспетчер, основываясь на информации клиента.

Как вызывать скорую


Существует несколько вариантов обращения за экстренной медицинской подмогой. Они таковы:

  1. Со стационарного телефона - набрать 03.
  2. По мобильной связи:
    • 103;

Важно! Универсальным является последний номер - 112. Это центр координации всех экстренных служб: скрой, пожарной, аварийной и других. Этот номер работает на всех аппаратах при наличии связи в сети:

  • с нулевым балансом;
  • с отсутствием или блокированием SIM-карты.

Правила реагирования скорой помощи


Оператор службы определяет, обоснован ли вызов. Скорая приедет если:

  • у пациента есть признаки острого заболевания (независимо от места его нахождения);
  • произошла катастрофа, массовое бедствие;
  • поступила информация о несчастном случае: травмы, ожоги, обморожения и так далее;
  • нарушение деятельности основных систем организма, угрожающее жизни;
  • если начались роды или прерывание беременности;
  • расстройство психоневрологического больного угрожает жизни других людей.
Важно! К детям, не достигшим года жизни, служба выезжает по любому поводу.

Необоснованными считаются вызовы, обусловленные такими факторами:

  • алкоголизм пациента;
  • некритическое ухудшение состояние пациента клиники;
  • стоматологические заболевания;
  • проведение процедур в порядке планового лечения (перевязок, уколов и прочее);
  • организация документооборота (выдача больничного, справки, составление акта о смерти);
  • необходимость транспортировки пациента в иное место (клинику, домой).
Внимание! Скорая оказывает только экстренную помощь. При необходимости может доставить пациента в стационарное учреждение.

Куда подавать жалобы на врачей


При возникновении конфликтных ситуаций, грубом обращении, недостаточном уровне оказываемых услуг на доктора можно пожаловаться:

  • главному врачу (письменно);
  • в страховую компанию (посредством телефона и письменно);
  • в Минздрав (письменно, посредством интернета);
  • Прокуратуру (также).

Внимание! Срок рассмотрения жалобы составляет 30 рабочих дней. По результатам проверки пациенту обязаны направить обоснованный ответ в письменной форме.

При необходимости лечащего доктора можно сменить на другого специалиста. Для этого следует написать заявление на имя главного врача больница. Однако смену специалистов разрешено проводить не чаще раза в год (кроме случаев переезда).

Дорогие читатели!

Мы описываем типовые способы решения юридических вопросов, но каждый случай уникален и требует индивидуальной юридической помощи.

Для оперативного решения вашей проблемы мы рекомендуем обратиться к квалифицированным юристам нашего сайта.

Последние изменения

С 28.05.2019 г. вступили в силу новые правила ОМС, согласно которым предусматривается введение в России полисов единого образца (бумажного или электронного формата). При этом необходимость в замене ранее выданного полиса отсутствует. Кроме того – если технически возможно однозначно идентифицировать застрахованное лицо в едином регистре застрахованных лиц – то вместо полиса ОМС допускается предъявление паспорта (приказ Минздрава России от 28.02.2019 г. № 108н «Об утверждении Правил обязательного медицинского страхования «).

Новые Правила предусматривают более строгий контроль за соблюдением прав застрахованных, а также плотное электронное взаимодействие территориального ФОМС, страховых организаций и лечебных организаций:

  • поликлиники каждый год до 31 января будут должны сообщать в ТФОМС (через единый портал) число прикрепившихся, число лиц под диспансерным наблюдением, планы-графики профосмотров/диспансеризации с поквартальной/помесячной разбивкой по терапевтическим участкам; графики работы);
  • поликлиники каждый день по рабочим дням до 9 утра должны отчитатьтся (через портал ТФОМС) о застрахованных, прошедших медосмотр, а также о лицах, проходящих диспансеризацию;
  • медорганизации, страховая медицинская организация (СМО) и ТФОМС каждый день будут обмениваться сведениями в электронной форме на портале ТФОМС: стационары до 9 утра должны обновить данные о выполнении объемов медицинской помощи, свободных койках, принятых/непринятых пациентах; поликлиниками до 9 утра обновляются сведения о выданных вчера направлениях в стационар; медицинскими организации, оказывающие специализированную, в т. ч. высокотехнологичную, медпомощь, размещается информация о пациентах, которым провели телемедицинскую консультацию, а СМО обязана проконтролировать исполнение полученных от врачей НМИЦ рекомендаций, и имеет право провести очную экспертизу в течение 2-х ближайших рабочих дней;
  • вне зависимости от упомянутого взаимодействия, СМО каждый день не позже 10 утра сообщает стационарам о пациентах, направленных в такие стационары накануне, и также каждый день не позднее 10 утра сообщает медицинским организациям о числе свободных коек в разрезе профилей/отделений, о пациентах, госпитализация которых не состоялась;
  • СМО на базе данных с портала ТФОМС в течение рабочего дня проверяет – правильно ли направили пациентов в профильные медицинские организации. Если госпитализация прошла несвоевременно, не по профилю — СМО должна подать жалобу главврачу медицинской организации-нарушителя и в региональный минздрав, а в случае необходимости – принять меры и перевести пациента;
  • страховые представители СМО получили широкий диапазон обязанностей – работа с жалобами граждан, организация экспертиз качества медпомощи, информирование и сопровождение их при оказании им медицинской помощи, приглашение на диспансеризацию, контроль ее прохождения, формирование списков «лиц на диспансеризацию» и списков граждан, попавших под диспансерное наблюдение;
  • пациенты смогут посмотреть, когда и какие медицинские услуги им оказывали, и по какой стоимости: в личном кабинете на портале госуслуг либо через ТФОМС — посредством авторизации в ЕСИА;
  • для онкологических пациентов СМО обязуется создавать (на портале ТФОМС) индивидуальную историю страховых случаев (на базе реестров-счетов) на протяжении всех стадий оказания медицинской помощи.

Обновленные Правила ОМС напрямую возлагают на СМО обязанность осуществлять досудебную защиту прав застрахованных лиц. При их обращении с жалобами на некачественную медицинскую помощь или взимание платы за услуги по программе ОМС, СМО регистрирует письменные обращения, проводит медико-экономическую экспертизу и экспертизу качества медпомощи.

Наши эксперты отслеживают все изменения в законодательстве, чтобы сообщать вам достоверную информацию.

Подписывайтесь на наши обновления!

Размещен: 26.08.2014 г.

ПРАВИЛА ОКАЗАНИЯ ПЛАТНЫХ МЕДИЦИНСКИХ УСЛУГ

Порядок предоставления платных медицинских услуг регулируется Постановлением Правительства РФ от 04.10.2012 № 1006 «Об утверждении Правил предоставления медицинскими организациями платных медицинских услуг» (далее Правила), ФЗ РФ от 21.11.2011г. №323 «Об Основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации», Законом РФ от 07.02.1992г. № 2300-1 «О защите прав потребителей».

Платные медицинские услуги представляют собой дополнение к законодательно гарантированному объему бесплатной медицинской помощи гражданам в рамках программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи и утверждаемых на ее основе соответствующих территориальных программ в субъектах РФ. В соответствии с данными программами гражданам РФ бесплатно предоставляется скорая медицинская помощь, амбулаторно-поликлиническая и стационарная помощь (при острых заболеваниях, отравлениях, травмах и т.п.). При заключении договора исполнитель медицинских услуг должен представить потребителю информацию о возможности получения соответствующих видов бесплатной медицинской помощи.
Согласно п.7 Правил медицинские организации вправе предоставлять на платной основе такие виды медицинских услуг, как индивидуальный медицинский пост в стационаре; применение для лечения лекарств, не входящих в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов; применение медицинских изделий и лечебного питания, не предусмотренных стандартами медпомощи; анонимное оказание медуслуг. Платно оказываются медуслуги иностранным гражданам, не застрахованным по обязательному медицинскому страхованию. Также взимается плата при самостоятельном обращении за получением медицинских услуг (кроме случаев оказания скорой медицинской помощи и медицинской помощи, оказываемой в неотложной или экстренной форме).
Платные медицинские услуги предоставляются только при наличии информированного добровольного согласия потребителя.

Чтобы избежать нарушений в указанной сфере, потребителю необходимо знать:
Предоставление платных медицинских услуг осуществляется при обязательном наличии у медицинского учреждения лицензии на каждый вид деятельности (ст. 12 ФЗ от 04.05.2011г. №99 «О лицензировании отдельных видов деятельности»).
Исполнитель медицинских услуг обязан предоставить потребителю следующую информацию:

A) наименование юридического лица; адрес места нахождения, данные документа о внесении сведений о юридическом лице в Единый государственный реестр юридических лиц (ЕГРЮЛ) с указанием органа, осуществившего государственную регистрацию;

Б) фамилия, имя и отчество (для индивидуального предпринимателя); адрес места жительства и адрес места осуществления медицинской деятельности; данные документа о внесении сведений об индивидуальном предпринимателе в Единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей (ЕГРИП), с указанием органа, осуществившего государственную регистрацию;

В) сведения о лицензии (номер и дата регистрации, перечень работ (услуг), составляющих медицинскую деятельность, адрес места нахождения и телефон выдавшего ее лицензирующего органа);

Г) перечень платных медицинских услуг с указанием цен в рублях, сведения об условиях, порядке, форме предоставления медицинских услуг и порядке их оплаты;

Д) сведения о медицинских работниках, предоставляющих платные медицинские услуги, об уровне их профессионального образования и квалификации;

Ж) режим работы медицинской организации, график работы медицинских работников, предоставляющих платные медицинские услуги;

З) адреса и телефоны контролирующих органов (департамента здравоохранения, территориального органа Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения, территориального органа Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека).

Порядок определения цен на платные медуслуги для медицинских организаций, являющихся бюджетными и казенными государственными учреждениями, устанавливают их органы - учредители. Медицинские организации иных организационно-правовых форм (ООО, ЗАО и т.п.) определяют цены на медуслуги самостоятельно.

Вся вышеуказанная информация размещается на сайте медицинской организации в сети "Интернет” и на информационном стенде (стойке). Информационный стенд располагается в доступном для посетителей месте и оформляется таким образом, чтобы можно было свободно ознакомиться с размещенной на нем информацией.

Обращаем внимание! Согласно п.13 Правил потребитель вправе потребовать для ознакомления:

А) копию учредительного документа медицинской организации; копию свидетельства о государственной регистрации (для индивидуального предпринимателя);
б) копию лицензии на осуществление медицинской деятельности с приложением перечня работ (услуг).

Порядок и условия заключения договора
При предоставлении платных медицинских услуг между исполнителем и потребителем должен быть заключен договор в письменной форме в двух экземплярах.

Договор должен содержать:
а) перечень платных медицинских услуг, предоставляемых в соответствии с договором;
б) стоимость медицинских услуг, сроки и порядок их оплаты;
в) условия и сроки предоставления платных медицинских услуг;
ж) ответственность сторон за невыполнение условий договора.

В договоре также должны быть указаны следующие данные:

Сведения об исполнителе – юридическом лице или индивидуальном предпринимателе; реквизиты лицензии;
сведения о потребителе (фамилия, имя и отчество, место жительства, телефон);

Порядок изменения и расторжения договора; а также иные условия, определяемые по соглашению сторон.

На предоставление платных медицинских услуг по требованию потребителя может быть составлена смета, выступающая неотъемлемой частью договора.
При предоставлении платных медицинских услуг, исполнитель не вправе без согласия потребителя предоставлять ему дополнительные медицинские услуги на возмездной основе. Отметим, что в случае если при предоставлении платных медицинских услуг потребуется предоставление медицинских услуг по экстренным показаниям для устранения угрозы жизни потребителя при внезапных острых заболеваниях, состояниях, обострениях хронических заболеваний, такие услуги оказываются без взимания платы.

При заключении договора потребителю по его требованию должна быть предоставлена информация о порядке оказания медицинской помощи, о конкретном медицинском работнике, оказывающем медуслугу, о возможных рисках и последствиях, а также ожидаемых результатах оказания медицинской помощи.

До заключения договора исполнитель в письменной форме уведомляет потребителя о том, что несоблюдение указаний (рекомендаций) медицинского работника, предоставляющего платную медицинскую услугу, в том числе назначенного режима лечения, могут снизить качество предоставляемой платной медицинской услуги, повлечь за собой невозможность ее завершения в срок или отрицательно сказаться на состоянии здоровья потребителя.

После получения платных медицинских услуг потребителю выдаются медицинские документы (выписки из медицинских документов), отражающие состояние его здоровья (п. 24 Правил).

Потребителю также должен быть выдан документ, подтверждающий произведенную оплату предоставленных услуг (контрольно-кассовый чек, квитанция и т.п.).

Потребитель вправе после заключения договора отказаться от получения медицинских услуг, при условии оплаты исполнителю фактически понесенных расходов, связанных с исполнением обязательств по договору.

Ответственность исполнителя при предоставлении платных медицинских услуг

При неисполнении либо ненадлежащем исполнении обязательств по договору потребителю следует обратиться к исполнителю с письменной претензией с указанием одного из требований, предусмотренных ст. 29 Закона РФ от 07.02.1992 № 2300-1 «О защите прав потребителей», а именно: безвозмездного устранения недостатков оказанной услуги; соответствующего уменьшения цены оказанной услуги; повторного выполнения работы; возмещения понесенных расходов по устранению недостатков оказанной услуги своими силами или третьими лицами.

Согласно ст. 14 Закона РФ от 07.02.1992 № 2300-1 «О защите прав потребителей» вред, причиненный жизни или здоровью потребителя в результате предоставления некачественной платной медицинской услуги, подлежит возмещению исполнителем в полном объеме.

Потребитель в случае нарушения его прав при предоставлении платных медицинских услуг может обратиться с письменной жалобой в:

  • Департамент здравоохранения г. Москвы (контроль качества и безопасности предоставляемых медицинских услуг);
  • Территориальный орган Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения по г. Москве и Московской области (контроль качества и безопасности медицинской деятельности объектов федерального значения);
  • Управление Роспотребнадзора по г. Москве (территориальные отделы в административных округах) (контроль за соблюдением прав потребителей на достоверную информацию о предоставляемых платных медицинских услугах).

Все государственные медицинские организации, независимо от организационно-правовой формы, имеют право оказывать платные услуги населению и юридическим лицам, основные различия при этом заключаются лишь в праве на распоряжение доходами, полученными от их оказания. В табл. 1 представлены права медицинских организаций различных организационно-правовых форм в части, касающейся приносящей доход деятельности.

Таблица 1

Права медицинских организаций различных организационно-правовых форм в части, касающейся приносящей доход деятельности

Автономное некоммерческое учреждение

Государственное бюджетное учреждение здравоохранения

Казенное учреждение

Право осуществлять приносящую доходы деятельность

Вправе осуществлять приносящую доходы деятельность лишь постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых оно создано, и соответствующую этим целям, при условии, что такая деятельность указана в его учредительных документах

Может осуществлять приносящую доходы деятельность в соответствии со своими учредительными документами

Право на распоряжение доходами, полученными от приносящей доход деятельности

Доходы, полученные от такой деятельности, и приобретенное за счет этих доходов имущество поступают в самостоятельное распоряжение автономного учреждения

Доходы, полученные от такой деятельности, и приобретенное за счет этих доходов имущество поступают в самостоятельное распоряжение бюджетного учреждения

Доходы, полученные от указанной деятельности, поступают в соответствующий бюджет бюджетной системы Российской Федерации

Проведенный анализ системы платных медицинских услуг показал, что наряду с определенными достижениями (расширение рынка медицинских услуг, повышение конкурентоспособности медицинских организаций и специалистов, получение дохода указанными организациями от оказания платных медицинских услуг, расширение права выбора пациентами медицинских организаций и специалистов и др.) имеется ряд проблем. К ним, в первую очередь, можно отнести проблемы несовершенства законодательной и нормативно-правовой базы по оказанию платных медицинских услуг. По нашему мнению, основными проблемами здесь являются:

1) отсутствие законодательно закрепленной ответственности пациентов за предоставление исчерпывающей известной им информации о собственном состоянии здоровья и наличии возможных противопоказаний к проведению отдельных видов медицинских вмешательств;

2) недостаточная проработанность на федеральном уровне методик и рекомендаций по организации платных медицинских услуг в государственных и муниципальных медицинских организациях, в т.ч. рекомендующие порядок разделения потоков пациентов, получающих платные и бесплатные медицинские услуги, а также организацию работы медицинских специалистов и использования медицинского оборудования и аппаратуры;

3) отсутствие четких профессиональных рекомендаций о формировании рынка медицинских услуг с учетом предложения более широкого спектра профилактических, лечебно-диагностических и реабилитационных программ, в том числе не включенных в программу государственных гарантий и территориальные программы бесплатного оказания гражданам медицинской помощи;

4) недостаточная проработанность методологии оказания платных медицинских услуг в медицинских организациях с учетом их специфики и повышения удовлетворенности производителей и потребителей медицинских услуг;

5) отсутствие организационно-функциональных моделей по организации и оказанию платных медицинских услуг в государственных медицинских организациях;

6) несовершенство методики расчета тарифов на медицинские услуги, отсутствие достаточной гибкости при утверждении тарифов с учетом меняющейся экономической ситуации и платежеспособного спроса населения.

В качестве возможных угроз, также связанных с недостатком развития нормативной правовой базы, можно спрогнозировать следующие:

1. Необоснованный рост объемов платных медицинских услуг в ущерб объемам и уровню медицинских услуг, оказываемых без взимания платы с пациентов.

2. Некорректное использование ресурсной базы государственных медицинских организаций для оказания платных медицинских услуг.

3. Нарушение финансовой отчетности и расчетов при оказании платных медицинских услуг.

Существует и ряд иных проблем, проявляющихся в процессе деятельности организаций и специалистов государственных организаций при оказании платных медицинских услуг. К ним, прежде всего, относятся отсутствие научно обоснованных структурно-организационных моделей деятельности государственных медицинских организаций и работающих в них специалистов по оказанию платных медицинских услуг, системы подготовки руководителей и специалистов по этому направлению деятельности, а также недостаточное изучение мнения пациентов о степени удовлетворенности медицинскими услугами, оказываемыми на платной основе в государственных медицинских организациях.

Все указанное зачастую способствует принятию незрелых управленческих решений по организации и совершенствованию системы оказания платных услуг, создает предпосылки к неравенству при оказании платных медицинских услуг и услуг, оказываемых без взимания платы, а также к возникновению иных организационных, финансовых и правовых нарушений. Это говорит о целесообразности более глубокого изучения практики деятельности производителей платных медицинских услуг и оценки указанной деятельности потребителями данных услуг.

Анализ существующих вариантов организации и оказания платных услуг в государственных медицинских организациях, проведенный по литературным данным и по отчетным данным государственных медицинских организаций Департамента здравоохранения г. Москвы показал, что наиболее востребованными и чаще используемыми являются следующие (табл. 2):

Таблица 2

Варианты организации и оказания платных услуг в государственных медицинских организациях

Первый вариант

Организация и оказание платных медицинских услуг в отдельно выделенных или арендуемых подразделениях; специалистами, занятыми на работе в данных подразделениях по основному месту работы или совместительству; с использованием собственного или арендуемого оборудования и иных ресурсов.

Второй вариант

Организация и оказание платных медицинских услуг без выделения отдельных подразделений на базе существующих, специалистами, занятыми на работе в указанных подразделениях зачастую в основное рабочее время, с использованиям основного оборудования организации и иных ресурсов организации

Третий вариант

Смешанный подход из отдельных аспектов первого и второго вариантов

Все указанные варианты имеют ряд преимуществ, недостатков и особенностей. Их выбор зависит от многих факторов, в том числе от территориального расположения, профиля и организационной структуры медицинской организации, ее мощности, кадрового и иного ресурсного обеспечения и др.

При реализации платных медицинских услуг с использованием подходов, обозначенных нами как первый вариант, специализированное подразделение, существующее сверх установленного штатного расписания, является самостоятельным в пределах своей компетенции в структуре медицинской организации. При этом сверхбюджетными составляющими являются не только штат сотрудников и выделенные площади, а также медицинское оборудование, лекарственные препараты и другие расходные материалы.

Рассмотрение основных преимуществ, проблем и особенностей перечисленных вариантов свидетельствует о следующем (табл. 3, 4)

Таблица 3

Характеристика основных преимуществ, проблем и особенностей первого варианта организации и оказания платных услуг

Основные преимущества

Основные проблемы

Особенности

1) возможность полного автономного учета всех ресурсных затрат (рабочего времени персонала, амортизации оборудования, коммунальных расходов, средств, для закупки лекарственных препаратов, мягкого инвентаря, моющих и дезсредств и др.);

2) удобство ведения отдельного статистического, бухгалтерского и налогового учета, что исключает возможность нарушения финансовой дисциплины и отчетных данных, а также двойную оплату услуг из различных источников, т.е. минимализация риска нарушения законодательства;

3) возможность оказания необходимого внимания к пациентам, оплатившим услуги, минимизация очередности и времени ожидания услуг.

1) дефицит площадей, необходимых для создания отдельных подразделений;

2) необходимость привлечения дополнительных кадровых ресурсов при имеющем место кадровом дефиците основных работников;

3) финансовые затраты, в том числе на ресурсное обеспечение, например, закупку дорогостоящего оборудования, оплату труда персонала и др. расходы, которые могут стать катастрофичными при отсутствии достаточного потока пациентов.

Эффективность работы требует:

1) реализации концепции маркетинга, учитывающей конъюнктуру рынка, возможность производства востребованных и конкурентоспособных медицинских услуг и другие аспекты;

2) формирования достаточного и постоянного потока пациентов;

3) создания благоприятного имиджа медицинской организации.

Таблица 4

Характеристика основных преимуществ, проблем и особенностей второго варианта организации и оказания платных услуг

Основные преимущества

Основные проблемы

Особенности

1) отсутствие необходимости на первоначальном этапе во вложении дополнительных материально-технических, финансовых и иных ресурсов, привлечении дополнительных кадров и т.д.

1) существенное повышение степени риска нарушений законодательства о приносящей доход деятельности;

2) сложности ведения отдельного статистического, бухгалтерского и налогового учета;

3) более интенсивное использование ресурсной базы медицинской организации зачастую без ее должного возмещения за счет поступающих внебюджетных средств;

4) сложности разделения потоков и маршрутизации пациентов, получающих платные медицинские услуги и услуги по ОМС, что вызывает возникновение конфликтных ситуаций;

5) вероятность сокращения гарантированной медицинской помощи населению вследствие увеличения объемов оказания платных услуг в медицинской организации;

6) возникновение возможного неравенства в отношении медицинского персонала к пациентам, получающим медицинскую помощь на платной основе и в рамках ОМС;

7) отсутствие достаточной комфортности при организации и оказании платных услуг (отдельной записи, регистрации, приема и индивидуального лечения пациентов), что негативно сказывается на потребительской активности и качестве предоставляемых медицинских услуг.

Эффективность работы требует:

1) постоянных организационных усилий руководителей и исполнителей медицинских услуг по решению текущих проблем по оказанию платных услуг и услуг по ОМС, снижению возникающей напряженности;

2) постоянного и действенного контроля организации и качества оказания всех видов медицинских услуг, соблюдения действующего законодательства со стороны всех уполномоченный организаций и специалистов.

Подход к оказанию платных услуг в государственных медицинских организациях, при котором формируется отдельный штат сотрудников и выделяются для этих целей площади (кабинеты, отделения) - вариант N 1, является актуальным для крупных лечебно-профилактических центров или узкоспециализированных поликлиник.

Второй вариант, наиболее часто применяемый в государственных медицинских организациях, заключается в оказании платных услуг силами медицинского персонала (утвержденного штатным расписанием), в их основное рабочее время, без выделения самостоятельных структурных подразделений. Для него также характерен ряд преимуществ, проблем и особенностей.

Применение данного варианта актуально при небольшом количестве оказываемых услуг в медицинской организации, а также в период становления и развития приносящей доход деятельности.

Выбор конкретного варианта в медицинской организации зависит многих факторов и может изменяться, в зависимости от стадии развития данного направления деятельности.

По мере увеличения объемов предоставляемых услуг назрела необходимость пересмотра и оптимизации их оказания. Предпосылками для организации самостоятельной организационно-функциональной модели являются следующие факторы:

1) увеличивающийся спрос на предоставляемые медицинские услуги со стороны страховых компаний, в рамках ДМС;

2) переход на одноканальное финансирование, с сохраняющимся финансовым дефицитом;

3) изменения нормативно-правовой базы, регламентирующей данный вид деятельности учреждения, с расширением прав и возможностей руководителей в данной сфере;

4) накопленный опыт медицинских организаций в данной сфере деятельности.

Таким образом, анализ вариантов оказания платных медицинских услуг в государственных медицинских организациях свидетельствует о том, что необходима разработка унифицированных организационно-функциональных моделей совершенствования указанной деятельности, с целью повышения объема и качества оказываемых медицинских услуг и минимизации рисков.

В соответствии с законодательством РФ каждому гражданину предоставляется бесплатное медицинское обслуживание. Полис обязательного медицинского страхования (ОМС) - это документ, гарантирующий получение определенного пакета бесплатных медуслуг. Однако помимо бесплатного лечения по ОМС, граждане могут воспользоваться и рядом платных услуг.

Правильное лечение - это залог повышения качества и продолжительности жизни каждого человека. Поэтому так важно при возникшей необходимости вовремя и в полном объеме получать высококачественную медицинскую помощь. Рассмотрим, в каких случаях медицинские услуги потребуется оплатить.

Возможность получения платной помощи по полису ОМС

Перечень медицинских услуг, которые могут быть предоставлены населению за определенное денежное вознаграждение, перечислены в особом списке, принятом и утвержденном Постановлением Правительства РФ № 291 от 16.04.2012 года. Это обширный перечень, в который входят как непосредственно некоторые виды диагностики, консультации специалистов и т. д., так и услуги, повышающие комфортность прохождения лечения и процедур (палаты повышенной комфортности в больницах, предоставление услуг мед. специалиста на дому и т. д.).

Обратите внимание! Неотложная помощь гражданам оказывается бесплатно в медицинских учреждениях с различной формой собственности (даже в частных клиниках), что регламентируется Законом РФ № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан».

Все виды лечения и обследований (а при стационарном обслуживании – и лекарства), прописанные врачом при приеме по полису ОМС, являются бесплатными. Доктор имеет право рекомендовать платную услугу только в том случае, если в бесплатном формате она недоступна в данном регионе или же в качестве альтернативного варианта. В последнем случае врач обязан предупредить гражданина о наличии бесплатного варианта предоставления услуги и взять с него письменную расписку об уведомлении. Пациент же по своему желанию может воспользоваться платными медицинскими услугами из перечня, утвержденного на законодательном уровне. Данный список приведен в последнем разделе нашей статьи.

Какие платные медуслуги можно получить по ОМС?

Выбор платных медуслуг зависит от желания пациента или же от рекомендации лечащего врача, если таковые не включены в список медпомощи, предоставляемой бесплатно. Если пациент сомневается в том, что какой-либо вид обследования, процедуры, услуги не включен в пакет бесплатных, то он должен обратиться в страховую компанию, которая выдала ему полис ОМС. Получить консультацию у страховщика можно по номеру телефона «горячей линии», указанному в полисе, или же непосредственно в офисе страховой фирмы. Очевидно, что за все услуги, не входящие в пакет бесплатного медобслуживания, придется оплачивать из собственного кармана. Существует определенный порядок предоставления платной медицинской помощи.

Следует знать, что перед тем, как оказать какую-либо медицинскую услугу, учреждение, ее предоставляющее, обязано заключить с пациентом договор. Этот документ должен содержать реквизиты учреждения и пациента, наименование услуги, порядок ее оказания, сумму оплаты, дату составления документа, подписи сторон и оттиск официальной печати. К договору должен прилагаться документ, подтверждающий факт оплаты (кассовый или товарный чек, расходно-кассовый ордер или др.). Перечисленный пакет документов является подтверждением оказания услуги пациенту.

Если же окажется, что полученная платная услуга, рекомендованная врачом, включена в бесплатный пакет ОМС, то пациент может вернуть потраченные деньги. Для этого гражданин должен предъявить страховщику такие документы, как заявление на возврат денежных средств, направление, выданное врачом на приеме в рамках ОМС, договор и чек.

Перечень платных услуг медобслуживания, которые можно получить по полису ОМС

Некоторые виды медицинских услуг действительно предоставляются только за деньги. Их перечень должен быть вывешен на видном месте в любом медицинском учреждении. Чаще всего, к таким услугам относятся: консультации специалистов, проводимые по вашей личной инициативе; медицинское обеспечение частных мероприятий; анонимное лечение; диагностика и процедуры на дому и т.д. Перечень медуслуг, предоставляемых за определенную плату, довольно обширен. В частности в него входят следующие услуги:

  • Анонимное диагностирование и лечение (кроме ВИЧ-инфекции);
  • Лечебные, консультационные и диагностические манипуляции, проводимые на дому, в том числе после выписки из стационара (кроме случаев, когда пациент физически не способен посетить медучреждение);
  • Лечение сексологических проблем;
  • Искусственное оплодотворение;
  • Логопедическое лечение взрослых пациентов;
  • Профилактические прививки (кроме вакцинаций, предусмотренных государственной программой);
  • Санаторное лечение (кроме детского и специализированного для взрослых пациентов);
  • Косметологические процедуры;
  • Стоматологическое протезирование (кроме случаев, предусмотренных законодательством);
  • Психологическая помощь;
  • Обучение уходу за больными и навыкам оказания первой помощи;
  • Бытовые и сервисные услуги при проведении лечения.

Стоит отметить, что некоторые из перечисленных пунктов в определенных субъектах РФ могут быть включены в перечень территориальной программы ОМС. Поэтому, при возникновении конкретного страхового случая, прежде чем платить, нужно обратиться в страховую компанию за консультацией.

Настоящее положение “О порядке и условиях предоставления платных медицинских услуг» (далее – Положение) в Государственном автономном учреждении здравоохранения «Московский научно-практический центр медицинской реабилитации, восстановительной и спортивной медицины Департамента здравоохранения города Москвы» (далее – Центр) разработано в соответствии с Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, Федеральным законом Российской Федерации от 21.11.2011 г. № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации», Федеральным законом Российской Федерации от 29 ноября 2010г № 326-ФЗ «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации», Законом Российской Федерации от 7 февраля 1992г № 2300-1 «О защите прав потребителей», Постановлением Правительства РФ от 4 октября 2012 г. N 1006 “Об утверждении Правил предоставления медицинскими организациями платных медицинских услуг”, Приказом Департамента здравоохранения города Москвы от 2 октября 2013г. № 944 «Об утверждении правил оказания платных услуг гражданам и юридическим лицам государственными организациями системы здравоохранения города Москвы», Постановлением Правительства Москвы от 24 декабря 2013 года № 892-ПП «О Территориальной программе государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи в городе Москве на 2014 год и плановый период 2015 и 2016 годов», Бюджетным кодексом Российской Федерации, Налоговым кодексом Российской Федерации, Уставом Центра, лицензией на осуществление медицинской деятельности.

Положение определяет порядок и условия предоставления платных медицинских услуг населению в Центре, а также порядок расходования полученных средств, в том числе на оплату труда работников, принимающих участие в оказании платных медицинских услуг.

Оказание платных медицинских услуг Центром способствует более полному удовлетворению потребности населения в медицинской и медико-социальной помощи, а также привлечению дополнительных финансовых средств на материально-техническое развитие Центра и материальное поощрение его работников.

1. Основные понятия

Платные медицинские услуги – медицинские услуги, предоставляемые на возмездной основе за счет личных средств граждан, средств юридических лиц и иных средств на основании договоров, в том числе договоров добровольного медицинского страхования.

Потребитель – физическое лицо, имеющее намерение получить либо получающее платные медицинские услуги лично в соответствии с договором. Потребитель, получающий платные медицинские услуги, является пациентом, на которого распространяется действие Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации».

Законный представитель – лицо, выступающее в интересах пациента – лица, не достигшего определенного гражданским законодательством возраста наступления дееспособности, и граждан, признанных в установленном законом порядке недееспособными, ограниченно дееспособными и т.п.

Заказчик – физическое (юридическое) лицо, имеющее намерение заказать (приобрести) либо заказывающее (приобретающее) платные медицинские услуги в соответствии с договором в пользу потребителя.

Медицинская услуга – медицинское вмешательство или комплекс медицинских вмешательств, направленных на профилактику, диагностику и лечение заболеваний, имеющих самостоятельное законченное значение и определенную стоимость.

Медицинская помощь – комплекс мероприятий (включая медицинские услуги, организационно-технические мероприятия, санитарно-противоэпидемические мероприятия, лекарственное обеспечение и др.), направленных на поддержание и восстановление здоровья.

Услуги медицинского сервиса (платные немедицинские услуги) – бытовые, сервисные, транспортные и иные услуги пациентам, предоставляемые дополнительно в филиалах Центра в процессе оказания медицинской помощи, но не являющиеся элементами медицинской помощи.

Программа государственных гарантий обеспечения населения РФ бесплатной медицинской помощью (далее – Программа) – программа медицинской помощи населению, оказываемая медицинским учреждением на бесплатной для населения основе и финансируемая из средств государственного бюджета.

Территориальная программа государственных гарантий оказания населению города Москвы бесплатной медицинской помощи – программа государственных гарантий оказания населению города Москвы бесплатной медицинской помощи (далее – Территориальная программа), включающая в себя территориальную программу обязательного медицинского страхования, установленную в соответствии с законодательством Российской Федерации об обязательном медицинском страховании.

Государственные целевые программы медицинской помощи – программы целевой медицинской помощи определенным контингентам населения (обычно социально-значимые заболевания или те, при которых используются дорогостоящие методы лечения) в части профилактики и лечения заболеваний, на которые выделяется целевым назначением финансирование из средств бюджетов разных уровней.

Полис медицинский страховой – документ, выдаваемый застрахованному, удостоверяющий факт страхования в данной страховой организации и определяющий объем оказания медицинской помощи в соответствии с договором обязательного или добровольного медицинского страхования.

Цена (тариф) на медицинскую услугу – сумма денежных средств, которую потребитель (заказчик) должен оплатить, а медицинская организация за эту сумму предоставить определенную медицинскую услугу.

2. Порядок оказания платных медицинских услуг

2.1. Основанием для оказания платных медицинских услуг является:

2.1.1. отсутствие соответствующих медицинских услуг в Программе, Территориальной программе и (или) целевых программах по медицинской помощи; отсутствие обязательств по оплате данного вида медицинской помощи (медицинской услуги) из средств бюджета и государственных внебюджетных фондов;

2.1.2. оказание медицинских услуг на иных условиях, чем предусмотрено Программой, Территориальными программами и (или) целевыми программами по желанию потребителя (заказчика), включая в том числе:

– установление индивидуального поста медицинского наблюдения при лечении в условиях стационара;

– применение лекарственных препаратов, не входящих в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов, если их назначение и применение не обусловлено жизненными показаниями или заменой из-за индивидуальной непереносимости лекарственных препаратов, входящих в указанный перечень, а также применение медицинских изделий, лечебного питания, в том числе специализированных продуктов лечебного питания, не предусмотренных стандартами медицинской помощи;

2.1.3. оказание платных медицинских услуг гражданам иностранных государств, лицам без гражданства, за исключением лиц, застрахованных по обязательному медицинскому страхованию, и гражданам Российской Федерации, не проживающим постоянно на ее территории и не являющимся застрахованными по обязательному медицинскому страхованию, если иное не предусмотрено международными договорами Российской Федерации;

2.1.4. самостоятельное обращение за получением платных медицинских услуг, за исключением случаев и порядка, предусмотренных статьей 21 Федерального закона от 21 ноября 2011 года N 323-ФЗ “Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации”, и случаев оказания скорой, в том числе скорой специализированной, медицинской помощи и медицинской помощи, оказываемой в неотложной или экстренной форме.

2.1.5. предоставление услуг медицинского сервиса: индивидуальный медицинский пост, а также дополнительные услуги, предоставляемые в процессе оказания медицинской помощи, в том числе бытовые и сервисные: индивидуальное приготовление или заказ блюд по желанию больного, размещение в палате повышенной комфортности и другие услуги, предоставляемые дополнительно при оказании медицинской помощи.

2.2. Платные медицинские услуги не могут быть оказаны в филиалах Центра:

2.2.1. взамен услуг, выполняемых в рамках государственного (муниципального) задания, за исключением случаев выполнения его в полном объеме и на условиях, прописанных в п.п. 2.1.1. – 2.1.5.;

2.2.2. не допускается без согласия граждан оказывать дополнительные услуги за плату, а также обусловливать оказание одних услуг обязательным исполнением других;

2.2.3. при получении медицинской помощи в филиалах Центра в рамках Территориальной программы оказания бесплатной медицинской помощи не подлежат оплате следующие услуги:

– назначение и применение по медицинским показаниям лекарственных препаратов (в случаях их замены из-за непереносимости, отторжения), не входящих в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов;

– размещение в маломестных палатах (боксах) пациентов по медицинским и (или) эпидемиологическим показаниям;

– медико-транспортные услуги при оказании медицинской помощи в рамках стандартов медицинской помощи (обследования и лечения пациента в условиях стационара круглосуточного пребывания) при отсутствии возможности их проведения медицинской или иной организацией, оказывающей медицинскую помощь пациенту.

2.2.4. не могут быть предоставлены за плату медицинские услуги при оказании скорой медицинской помощи, которая предоставляется безотлагательно при состояниях, требующих медицинского вмешательства по экстренным показаниям (при несчастных случаях, травмах, отравлениях и других состояниях и заболеваниях).

2.3. Порядок предоставления платных медицинских услуг в Центре регламентируется Положением о порядке и условиях предоставления платных услуг в Центре, разработанным на основании «Правил оказания платных услуг гражданам и юридическим лицам государственными организациями системы здравоохранения города Москвы» и утвержденными директором Центра внутренними нормативными документами (приказами, правилами внутреннего трудового распорядка, коллективными договорами, графиками работы и др.), а также другими требованиями действующего законодательства.

2.4. Дата начала оказания платных медицинских услуг, перечень оказываемых филиалами Центра платных медицинских услуг, цены (тарифы) на платные медицинские услуги, а также изменения перечня платных медицинских услуг и изменения цен (тарифов) утверждаются приказом директора Центра.

2.4.1. Перечень на платные медицинские услуги составляются с указанием кодов оказываемых платных услуг в соответствии с утвержденной номенклатурой медицинских услуг и утверждается приказом Директора.

2.4.2. В случае прекращения оказания платных услуг Центр в 3-дневный срок направляет в Департамент здравоохранения города Москвы соответствующую информацию с целью внесения изменений в реестр государственных организаций, оказывающих платные услуги, на официальном сайте Департамента здравоохранения города Москвы.

2.5. Оказание платных медицинских услуг может осуществляться во всех структурных подразделениях (отделениях, палатах, кабинетах) филиалов Центра, в том числе и в специально организованных структурных подразделениях (отделениях, палатах, кабинетах).

2.5.1. Специально организованное структурное подразделение (отделение, палата, кабинет), оказывающее исключительно платные услуги, в своей деятельности руководствуется положением “Об отделении (палате, кабинете) по оказанию платных медицинских услуг населению”.

2.6. Предоставление платных медицинских услуг в филиалах Центра осуществляется специалистами, утвержденными распоряжением заведующего филиалом.

2.6.1. В число работников, принимающих участие в оказании платных медицинских услуг в филиалах Центра, могут включаться специалисты из научных отделов Центра, при наличии соответствующего медицинского образования на условиях совместительства.

2.6.2. Для осуществления работы по оказанию платных медицинских услуг в Центре могут вводиться дополнительные должности медицинского и другого персонала, оплата труда которого осуществляется за счет средств, получаемых от реализации платных медицинских услуг.

2.7. Предоставление платных медицинских услуг работниками филиалов Центра в амбулаторных условиях может осуществляться в основное рабочее время и на основном рабочем месте за счет повышения интенсивности труда специалиста при незначительном увеличении (до 3-х пациентов в смену) – нормы нагрузки, либо невыполнении плановой нагрузки. В случае большого объема платных услуг – по отдельному графику приема специалистов. В стационарных условиях и параклинических подразделениях допускается предоставление платных медицинских услуг в основное рабочее время и на основном рабочем месте.

2.7.1. В специально организованных структурных подразделениях (отделениях, палатах, кабинетах) платные медицинские услуги оказываются по графику работы в этих подразделениях.

2.7.2. При предоставлении платных медицинских услуг режим работы филиалов может быть установлен по отдельному графику при условии его согласования с Департаментом здравоохранения города Москвы.

2.7.3. При этом не должны ухудшаться доступность, качество и объем медицинских услуг, оказываемых в Центре в рамках Программы, Территориальной программы госгарантий оказания бесплатной медицинской помощи населению города Москвы, целевых комплексных программ.

2.8. Платные медицинские услуги, их виды, объемы и условия оказания должны соответствовать лицензионным требованиям, условиям договора, стандартам и порядкам оказания медицинской помощи, нормативным документам (требованиям), установленным Министерством здравоохранения Российской Федерации и другим установленным законодательством требованиям.

2.9. Платные медицинские услуги могут предоставляться в полном объеме стандарта медицинской помощи, либо в качестве разовых консультаций, процедур, диагностических исследований и иных услуг, в том числе сверх выполняемых стандартов.

2.10. Требования к оказанию платных медицинских услуг, в том числе к содержанию стандартов, порядков и условий оказания медицинской помощи, сервисных, и других услуг определяются по соглашению сторон и могут быть выше, чем это предусмотрено стандартами, порядками и иными нормативными документами (требованиями), утвержденными Министерством здравоохранения Российской Федерации, а также стандартами, порядками, условиями и требованиями, установленными на их основании иными федеральными и региональными органами исполнительной власти.

2.11. Предоставляемые платные медицинские услуги населению должны соответствовать требованиям, предъявляемым к методам диагностики, профилактики, лечения, медицинским технологиям, лекарственным средствам, иммунобиологическим препаратам и дезинфекционным средствам, разрешенным на территории Российской Федерации.

2.12. Источниками финансирования при оказании платных медицинских услуг являются:

– средства страховых организаций, работающих в системе добровольного медицинского страхования;

– средства организаций, предприятий, учреждений;

– личные средства граждан;

– средства Фонда социального страхования;

– другие средства, разрешенные законодательством.

2.13. Платные медицинские услуги населению осуществляются Центром в рамках договоров. Договора заключаются в письменной форме в соответствии с требованиями к их содержанию, установленными федеральным законодательством о порядке оказания платных услуг государственными организациями.

2.14. Заключение Центром договоров на посреднические услуги по привлечению пациентов сторонними организациями не допускается.

3. Условия предоставления платных медицинских услуг

3.1. Наличие заключенного договора на оказание платных медицинских услуг. При заключении договора потребителю (заказчику) предоставляется в доступной форме информация о возможности получения соответствующих видов и объемов медицинской помощи без взимания платы в рамках программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи и территориальной программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи.

3.2. Обязательным условием для оказания платных медицинских услуг в Центре является предоставление доступной и достоверной информации посредством размещения на сайте Центра в информационно-телекоммуникационной сети “Интернет”, а также на информационных стендах (стойках) в филиалах Центра.

3.2.1. Информация, размещенная на информационных стендах (стойках), должна быть доступна неограниченному кругу лиц в течение всего рабочего времени филиалов Центра и содержать следующие сведения: наименование и адрес места нахождения филиала; наличие действующей лицензии на осуществление медицинской деятельности; прейскурант платных медицинских услуг; сведения о медицинских работниках, участвующих в оказании платных медицинских услуг; режим работы филиала; график работы медицинских работников, участвующих в оказании платных медицинских услуг; адреса и телефоны органа исполнительной власти в сфере охраны здоровья граждан и службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека города Москвы.

3.2.2. Информационные стенды (стойки) располагаются в доступном для посетителей месте и оформляются таким образом, чтобы можно было свободно ознакомиться с размещенной на них информацией.

3.3. По требованию потребителя и (или) заказчика работники филиалов Центра предоставляют для ознакомления:

3.3.1 копию учредительного документа государственной организации (Устав Центра), положение о филиале, участвующем в предоставлении платных услуг;

3.3.2. копию лицензии на осуществление медицинской и иной подлежащей лицензированию деятельности с приложением перечня работ (услуг) в соответствии с лицензией.

3.4. При заключении договора по требованию потребителя (заказчика) должна предоставляется в доступной форме информация о платных услугах, содержащая следующие сведения:

3.4.1. порядки оказания медицинской помощи и стандарты медицинской помощи, применяемые при предоставлении платных медицинских услуг;

3.4.2. информация о конкретном медицинском работнике, предоставляющем соответствующую платную медицинскую услугу (его профессиональном образовании и квалификации);

3.4.3. информация о методах оказания медицинской помощи, связанных с ними рисках, возможных видах медицинского вмешательства, их последствиях и ожидаемых результатах оказания медицинской помощи;

3.4.4. перечень категорий потребителей, имеющих право на получение льгот, а также перечень льгот, предоставляемых при оказании платных медицинских услуг в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами и другие относящиеся к договору сведения.

3.5. Предоставление платных услуг гражданам осуществляется при наличии информированного добровольного согласия пациента до момента оказания медицинской услуги. При невозможности получения такого согласия самого пациента, оно должно быть получено от его законных представителей (опекунов). Факт информированного добровольного согласия на оказание платных медицинских услуг фиксируется в медицинской карте пациента.

3.6. По окончании оказания пациенту платной медицинской услуги ему выдается медицинское заключение установленной формы, при наличии временной нетрудоспособности – листок временной нетрудоспособности.

  1. Цены (тарифы) на платные медицинские услуги и порядок оплаты

4.1. Цены (тарифы) на медицинские услуги, предоставляемые населению за плату, определяются в соответствии с главой 25 Налогового кодекса Российской Федерации.

4.2. Прейскурант (цены) на медицинские услуги в Центре утверждается Директором Центра.

4.3 Сотрудники Центра оплачивают 70% от стоимости платных медицинских услуг в Прейскуранте.

4.4. Оплата медицинских услуг проводится путем безналичных расчетов через кредитные организации или путем внесения наличных денег непосредственно в кассу Центра с выдачей потребителю (заказчику) документа, подтверждающего оплату (контрольно-кассового чека, квитанции или иного бланка строгой отчетности (документа установленного образца).

4.5. Взимание денег непосредственно работниками Центра, осуществляющими оказание платных медицинских услуг, категорически запрещено.

4.6.. По требованию лица, оплатившего услуги, Центр обязан выдать Справку об оплате медицинских услуг для предоставления в налоговые органы Российской Федерации по форме, установленной приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации и Министерства Российской Федерации по налогам и сборам от 25 июля 2001 г. N 289/БГ-3-04/256 “О реализации постановления Правительства Российской Федерации от 19 марта 2001 года N 201 “Об утверждении перечней медицинских услуг и дорогостоящих видов лечения в медицинских организациях Российской Федерации, лекарственных средств, суммы оплаты которых за счет собственных средств налогоплательщика учитываются при определении суммы социального налогового вычета”.

4.7. Требования к платным медицинским услугам, в том числе к их объему и срокам оказания, определяются по соглашению сторон договора, если федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации не предусмотрены другие требования.

4.8. В случае если по каким–либо причинам, не зависящим от Центра, невозможно оказать пациенту медицинскую помощь (полностью или частично), то денежные средства подлежат возврату в безналичной форме на счет юридического лица по акту сверки, или пациенту (Заказчику) наличными по его заявлению, подписанному заведующим филиалом.

4.9. Средства, полученные за предоставленные платные медицинские услуги зачисляются на лицевой счет Центра в Департаменте финансов города Москвы для учета средств, полученных от приносящей доход деятельности.

  1. Ответственность и контроль за предоставлением платных медицинских услуг в Центре

6.1. В соответствии с законодательством Российской Федерации Центр несет ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение условий оказания платных медицинских услуг, несоблюдение требований, предъявляемых к методам диагностики, профилактики и лечения, обучения, а также за причинение вреда здоровью и жизни пациента.

6.2. Контроль за организацией работы по оказанию платных медицинских услуг, качеством их выполнения в филиалах Центра, ценами и порядком взимания денежных средств с населения осуществляют Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, Департамент здравоохранения города Москвы, а также другие государственные органы, на которые в соответствии с законами и иными правовыми актами федерального и регионального уровня возложена проверка деятельности государственных организаций.

6.3. В случае выявления нарушений в работе Центра по предоставлению платных медицинских услуг должностные лица несут ответственность в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации.

6.4. Вред, причиненный жизни и здоровью пациента в результате предоставления некачественной платной медицинской услуги, подлежит возмещению исполнителем в соответствии с законодательством Российской Федерации.

6.5. Настоящее Положение утверждается директором Центра, изменения и дополнения настоящего Положения вносятся приказами Директора Центра.

 

 

Это интересно: