→ Занятие по обучению грамоте в коррекционной подготовительной группе "звонкие комарики". Конспект НОД в подготовительной группе

Занятие по обучению грамоте в коррекционной подготовительной группе "звонкие комарики". Конспект НОД в подготовительной группе

Тема: Звук и буква «3»

Цели:

Уточнить произношение звуков [з], [зь] в изолированном виде, словах, фразах;

Развивать слуховое внимание, память;

Развивать мелкую моторику;

Артикуляционная гимнастика, сопряженная гимнастика:

Лексика; родственные слова, «назови ласково»;

Развитие фонематического слуха и восприятия «Добавь звук»;

Развитие графомоторных навыков.

Оборудование:

заяц - марионетка, открытка с изображением зубра, мяч, листы бумаги, карандаши.

Ход занятия.

Ι Вводная часть.

Угадайте, кто к нам сегодня придет в гости.

Это зверь лесной,

Меняет шубу зимой

Летом серый, зимой белый

Угадайте кто такой?

Для чего он меняет цвет своей шубки?

Давайте вспомним родственные слова.

Назовем зайца ласково: зайка, зайчик, зайчишка, заинька.

Заяц, зайчиха, зайчата, зайчонок (Загибают пальчики, начиная с большого.

В заячьей избе живут, Складывают ладони «крышей».

Заячью еду грызут. Пальцы - «зубки».

Какая зимой еда у зайцев? Что они едят зимой?

Зайчики кору грызут,

Грызунами их зовут.

ΙΙ Сопряженная гимнастика

Текст

Пальчиковая гимнастика

Артикуляционная гимнастика

  1. В холодный зимний вечер сел зайчик на пенёк, стал вспоминать о лете.

Кулачок - пенёк

Ушки зайца - вверху 2 пальца

«Лопаточка»

  1. Летом вода в ручейке веселая, по камушкам бежит, весело журчит.

Волнообразные движения сцепленными пальцами

«Индюк»

Бл-бл-бл…

  1. А зимой твердая, превращается в лед.

Стучат кулачками

«Лошадка»

цокают языком

  1. Стал зайчик замерзать, задрожал.

Пальчики - ушки дрожат

«Заборчик»

З-з-з…..

  1. Вдруг что-то зашумело, засвистело… Спрятался заяц за пенек.

«Уши» вверх - за кулачок

«Дятел»

Д-д-д…

  1. Стал заяц по сторонам оглядываться

Опускаем «ушки» из-за кулачка вправо - влево.

«Часики»

  1. Посмотрел вверх-вниз

Поднимают «головку»

Зайчика вверх, опускают вниз

«Качели»

  1. Понял заяц, что это ветер. По низу дует - свистит.

Расслабляющие движения пальцев по столу «пробегают»

«Улыбка»

С-с-с…

«Желобок»

  1. Вверху - деревья качает, ветвями шуршит.

Руки вверх, плавные движения из стороны в сторону.

«Парус»

Ш-ш-ш…

  1. Понял заяц, что ему ничего не угрожает, стал прыгать, песенку петь.

«Прыжки» пальцев по столу.

«Пианино»

Ла-ла-ла…

стало ему весело и тепло.

Когда зайчик замерзал, какой звук произносил?

(полный ответ) ...[з]

Когда это было?

Заяц замерзал зимой.

Какой звук повторяется? Как он звучит?

Подарим картинки Зиме и Зайцу.

ΙΙΙ Игра с мячом «Добавь словечко».

Слушаем внимательно,

Играем увлекательно.

Мячик я бросаю.

Фразу называю.

Кто мячик получает,

Тот словечко добавляет

И всю фразу повторяет.

1. Летом жарко, а зимой...

2. Летом день длинный, а зимой...

3. Летом вода жидкая, а зимой...

4. Летним вечером светло, а зимним...

5. Летом солнце высоко, а зимой...

6. Летний ветерок слабый, а зимний...

IVДинамическая пауза.

Зайцы скачут!

Скок-скок-скок!

Да на беленький снежок

Приседают, слушают,

Не идет ли волк.

Раз - согнуться, разогнуться

Два - нагнуться, потянуться

Три - в ладоши три хлопка

Головою три кивка.

V Сказки "Зима и Зайцы" Пальчики помогут запомнить сказку.

Замела Зима, завьюжила,

Занавесила все кружевом.

Метут по столу вправо-влево, движения ладоней по кругу «занавесочка».

Заросли в лесу заснежила,

Запросили зайцы вежливо

«Ушки».

Замерзаем, извини,

Ты, Зима, нам помоги!

«Дрожат» ушки-пальчики.

И сказала им Зима

Помогу я вам, друзья!

Сжимают - разжимают кулачки.

Ладонь обнимает другую.

Но и вы мне помогите,

Задачу для меня решите.

Грозят указательным пальцем.

Прислал загадку Зубр Захар.

Кулачок, указательный палец и мизинец подняты, немного согнуты.

Слова в записке написал

Показывают прямую вытянутую ладонь.

Этих слов не поняла я

Этих слов совсем не знаю.

Левая ладонь вправо-влево,

правая ладонь - вправо-влево

Убы, айцы, аросли,

Онтик, амок, аписи.

Соединяют Б.П. с остальной левой рукой правая рука

Заяц Знайка подсказал,

Он слова эти узнал

«Ушки».

Зубр, когда это писал,

Первую букву потерял.

«Голова зубра»

Указательный палец вверх «один»

Буква эта твоя и моя

«З» зовут её, друзья!

Ладошки сгибают вперед - к себе.

Складывают «з» из палочек.

VI Вопросы к сказке.

1. Как называется?

2. Почему зайцы стали замерзать?

Что сделала зима?

Замела Зима, завьюжила. Движение пальцев.

Занавесила все кружевом . Дети повторяют по 2 строчки.

3 . О чем попросили Зайцы Зиму?

Замерзаем, извини,

Ты, Зима, нам помоги!

4. Кто прислал загадку Зиме? Как его зовут?

Прислал загадку зубр Захар,

Слова в записке написал.

5. Какую букву забыл написать Зубр Захар?

6. Почему Зайчик сказал Зиме, что это буква твоя и моя?

VII Фонематический слух

Давайте с вами поиграем, Мяч катают по столу.

Будем «з» к словам прибавлять,

Будем зиме помогать.

«Убы», «айцы», «аросли», «онтик», «амок», «аписи», «авиток», «авод», «агадка», «адача», «анятие», «аколка», «анавес», «абор», «убр», «акладка».

VIII Буква «3».

Буква «3» - 2 завитка

Ладошки ты согни слегка.

Руки мы соединяем.

Правую над левой располагаем.

Букву 3 теперь мы знаем,

В какую сторону смотрит буква «3»

Ответ.

2. Нарисовать в воздухе букву 3.

IX Творческое воображение

Сказка закончилась, а мы так и не узнали, помогла Зима зайцам или нет. Как вы думаете, чем зима могла помочь зайцам?

Ответы.

Зима сугробов намела. Руки в «замок», ладони соединяют над

Зайцам сделала дома. Головой - «крыша», одна ладонь - в кольцо,

Вот заячьи избушки другая прикрывает кулачки.

В них зайцы прячут ушки.

X Графомоторные навыки.

Заячьи избушки из сугробов: рисование полукругов и кругов.

Печатать букву «3».

XI Итог занятия.


Цели занятия:

Закрепить правильное произношение и артикуляцию звуков «з, зь»;
- закрепить умения детей в установлении соответствия между органом артикуляционного аппарата и моделью артикуляции соответствующих звуков «з, зь»;
- развивать умения детей различать звук в слоговых рядах;
- развивать фонематические представления;
- продолжать развивать звуковой анализ и синтез слов;
- закрепить согласование существительных с глаголами, развитие навыков словообразования;
- развивать умение произносить слова, предложения с заданным звуком, выделять из текста;
- развитие мышления, воображения;
- знакомство с буквой «З», чтение слогов, слов, предложений.

Оборудование: картинки звездолета, « звездных человечков»,замка, животных (зебра, зубр, стрекоза, кузнечик, зайка, медузы), птиц (зяблик, поползень, зимородок, зарянка), растений (земляника, подберезовик), продукты (изюм, зефир), предметы (замок, гвозди, корзина, занавеска). Схемы звуков, буквы.

Ход занятия.

1. Организационный момент.

На какой планете мы живем? (На земле)
Кто мы? (Земляне, дети Земли.)
А кто живет на звездах? (Дети звезд.) Они посылают нам свои любимые звуки «З, Зь».

2. Сообщение темы занятия.

Дети звезд посылают нам звездные сигналы: з-з-з, зь-зь-зь.

3. Характеристика звуков детьми.

При произнесении звука З губы полураскрыты в улыбке, между зубами небольшая щель, широкий кончик язычка упирается в нижние зубы, спинка языка выгнута вверх, по средней части языка образуется желобок, воздушная струя проходит по желобку языка между зубами, голос работает.

Язычок широкий – ниже,
Кончик – к нижним зубкам ближе!
И со звонким ветерком
Звонко З-з-з… произнесём.
З заливисто звенит,
Звонко Зь в словах звучит!

Звук [З]- согласный, твердый, звонкий. Обозначается символом:

Звук [Зь]- согласный, мягкий, звонкий. Обозначается:

4. Развитие фонематического восприятия.

Дети звезд приглашают нас в гости. На чем мы отправимся в звездное путешествие? (На звездолете,)
Почему его так называют?.(Ответы детей)
Определите место звука «З» в слове звездолет? (Звук «З» в слове звездолет стоит в начале и середине слова). Логопед выставляет картинку звездолета.

Логопед читает стихотворение:

Звездолет мы смастерили.
К звездам путь открыть решили.
Звездолет, звездолет,
Отправляемся в полет.

5. Произношение звуков «З», «Зь» в слогах. Развитие просодии.

Логопед. Мы выходим на связь с обитателями Звезды. Вы будете произносить слоги с разной интонацией, при этом должны запомни слоги по порядку и не переставлять их. Иначе связь со звездой прервется.

ЗА-зо-зу- произнесите вопросительно;
Зя-зё-зе-зю- произнесите утвердительно»
Зве-звя-зве- произнесите удивительно;
Зву-зва-звы- произнесите радостно.

6. Произношение звуков в словах.

Логопед. Звездные дети просят нас с собой взять предметы, в названии которых есть звуки «З, Зь». Ребята, что возьмем? (Дети называют предметы и определяют место звука в слове).

Логопед. Догадайтесь, какой предмет я возьму, В его названии два звука «А», первый звук «В». Третий «З». Это …(ваза). А я еще хочу взять с собой «зди – гво». Что это? (Гвозди).

Логопед выставляет изображение замка.
Логопед. А можем ли мы взять с собой замок? Дети объясняют, что нет. Потому что зАмок — это здание, оно не войдет в звездолет.

Логопед. Скажите слово так, чтобы ударным стал звук «О». (ЗамОк) Чем похожи эти слова? Дети объясняют, а логопед показывает картинки этих предметов.

Логопед. Можно взять с собой и животных. (Выставляет картинки животных, а дети выбирают только тех в названии которых есть звуки «З, Зь»)

Логопед. Кого можно взять? (Зайку, козу, бизона, зубра, зебра, обезьяна, змея). Определите какой звук «З, Зь» находятся в слове и его позицию в слове? Дети можно взять насекомых, морских животных и птиц (Кузнечик, стрекоза, медуза, зяблик, поползень, зимородок, зарянка).

Логопед. Поставьте на верхнюю часть нашего звездолета слова со звуком «З», а на нижнюю – слова со звуком «Зь».

Логопед. Ребята давайте для угощения детей Звезды возьмем…(зефир, изюм, землянику). В этих словах вы услышали…(звук «зь»). Наверное, на Звезде не растут грибы, поэтому возьмем и гриб, но только тот, в названии которого есть звук «з» (Подберезовик). Правильно, а почему его так называют? (Они растут под березами).

Логопед. Мы всё с вами взяли. Как все эти предметы можно назвать? (груз). Что мы с нашим грузом сделаем? (погрузим). Отсек, где будет лежать груз, называют….(грузовым).

7. Согласование существительных с глаголами.

Логопед. В грузовом отсеке есть….(замок, задвижка, защелка, засов).
Замок мы что сделаем?..(закроем)
Защелку — защелкнем
Задвижку — задвинем.

8. Звучит музыка.

Логопед. Мы отправляемся в полет. Смотрите, вот Звезда.
Дети произнося слова:

К далекой Звезде добрались!
Звездолет наш опустись.
Нас встречают дети Звезд!

Логопед выставляет картинки Звездных детей.

9. Физминутка.

Мы летели высоко.
Мы летели низко.
Мы летели далеко.
Мы летели близко.
Добрались мы до Звезды.
Вот какие молодцы.

Декламация сопровождается движениями рук.

10. Звуко – слоговой анализ и синтез слов.

Логопед. Покажем предметы, которые привезли с земли. Найдите его. В названии предмета один слог, первый звук «з», второй звук «о». Что это? (Зонт). Измените слово так, чтобы в нем стало два слога (Зонтик). Назовите животное, в названии которого один слог.(зубр). Назовите животное в названии которого четыре слога и последний слог «на» (Обезьяна).

Логопед. Ребята давайте познакомим наших звездных детей со звуковым анализом слова. Разложите слово « ваза» на звуки и дайте характеристику каждому звуку (Работа со звуковыми схемами).

11. Знакомство с буквой «З»

Логопед. Угадайте какое слово спряталось в двух перепутанных слогах — «зон»-«би» (бизон). Назовите второй слог — Зон. Ребята, а одного звездного мальчика так зовут Зон, а имя девочки вы сможете сами отгадать если соедините звуки — а, з, а (Аза). Давайте выложим из букв имена наших звездных друзей. А в тетрадях напишем предложения:

У Азы зонт. У Зона бизон.

12. Итог занятия.

Логопед. Наше путешествие подходит к концу. Ребята мы с вами привезли с собой что-то вкусное (Зефир, изюм). Угостим наших звездных детей и сами попробуем.

А сейчас садитесь в наш звездолет, и мы отправляемся домой на Землю.

Жгутова Ирина Владимировна,
учитель- логопед.
Муниципальное бюджетное
дошкольное образовательное учреждение
детский сад №1 компенсирующего вида
г. Курганинска

Конспект НОД в подготовительной группе для детей с ФФНР по теме «Звуки [з], [з’], буква З»

Автор: Пышнограева Елена Николаевна, учитель-логопед МКДОУ «Детский сад № 4 общеразвивающего вида с приоритетным направлением по художественно-эстетическому воспитанию», г. Лиски
Описание материала : предлагаю вам конспект непосредственной образовательной деятельности для детей подготовительной группы по теме: «Звуки [з], [з’], буква З». Данный материал будет полезен воспитателям подготовительной группы, воспитателям логопедических групп, логопедам.
Конспект непосредственной образовательной деятельности в подготовительной группе для детей с ФФНР по теме «Звуки [з], [з’], буква З».
Интеграция образовательных областей «Развитие речи», «Познание», «Социализация».
Цель: Знакомство со звуками [з], [з’], буквой З,
Задачи:
Образовательные: Научить детей давать сравнительную характеристику звуков [з], [з’], закреплять умения составлять схемы слов, учить пересказывать тексты с опорой на наглядно-графический план.
Развивающие: Развить фонематический слух, память, логическое мышление, тонкую, общую и артикуляционную моторику.
Речевые: Развивать связную речь, умение четко и грамотно отвечать на поставленные вопросы.
Воспитательные: Воспитывать у дошкольников аккуратность, самостоятельность, любовь к природе, уважительное отношение к окружающим.
Демонстрационный материал:
Модели артикуляции звуков, куклы настроения, буква З, «Феи звуков».
Раздаточный материал:
Разрезные картинки, схемы слов, фишки синего, зеленого, красного цвета, зеркала, части буквы З, бумага, простой карандаш.
Методические приемы: игровая ситуация, беседа-диалог, физкультминутка, пальчиковая гимнастика, подведение итога.
Ход НОД
ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ
Логопед.
Ребята, вспомните правила поведения на занятии:
1, 2, 3, 4, 5 –
Будем мы сейчас опять:
Смотреть, слушать, размышлять,
Но друг другу не мешать,
Внятно, четко говорить,
Не вертеться, не шалить.
Посмотрите на модели звуков. Сядет тот, кто отгадает слово.

(небо, дождь, гром, друг, лес, дом)
ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ
Логопед.
Достаньте из белого конверта части, соберите разрезную картинку.
Отгадайте загадки.
Отгадку назовет тот, у кого такая картинка.
Угадайте, что за шапка
Меха целая охапка.
Шапка бегает в бору У стволов грызет кору. (заяц)

Лежит веревка, Шипит плутовка. Брать её опасно, Укусит. Ясно? (змея)

От дождя
спасает, А сам намокает. Хотя намокает, Но не промокает. (зонт)

Он могучий и с рогами,
В шерстяной жилетке, На спине огромный горб, Ест траву, а так же ветки! (зубр)

Чёрненькая собачка,
Свернувшись, лежит,
Не лает, не кусает,
А в дом не пускает. (замок)

Друг за другом встали доски,
Как тигриные полоски.
Только тигр не убежит –
Грядки с луком сторожит. (забор.)

Логопед.
Произнесите первый звук в каждом слове?
Правильно, это звук [з]. Возьмите зеркала, произнесите звук [з]. Что происходит с губами, когда вы произносите этот звук?
Дети: «Улыбаются».
Логопед: А язычок?
Дети: «Лежит у нижних зубов».
Логопед: Какой дует ветерок при произнесении звука?
Дети: Холодный.
Логопед. На сегодняшнем занятии мы познакомимся со звуками [з], [з’] и буквой З.
Звуки [з] и [з’] обозначаются буквой З. Посмотрите на нее.
З – не просто завитушка,
З – пружинка, крендель, стружка.
Извиваюсь, словно змейка.
Срисовать меня сумей-ка!

Возьмите синий конверт. Выложите букву З из частей.


На что похожа буква З?
На эту букву посмотри, Она совсем как цифра три.
Произнесите звук [з]. Охарактеризуйте его.


Произнесите мягкий звук.
Хлопните в ладоши, когда услышите звуки [з], [з’] в словах:
зонт, жаба, корзина, мак, зебра, жираф, рыба, земляника, суп, медуза, насос, замок, забор.
Возьмите схемы слов.
Определите место звука [з] в словах: забота, коза, зубы, медуза.


Составьте схему слова зал.
Получите из зал – ал – ла – зил.
ФИЗМИНУТКА
Сегодня из снежного, мокрого кома
Мы снежную бабу слепили у дома.
Стоит наша баба у самых ворот.
Никто не проедет, никто не пройдет.
Знакома она уже всей детворе.
А Жучка все лает: «Чужой во дворе!»
Игра с мячом «Наоборот»:
день-…, грусть-…, зло-…, холод-…, ложь-…, друг-…, юг-…, чистота-…, отдых-…
И мы продолжаем работу.
Послушайте рассказ.
Захар шел по лесу и увидел рябину. На дереве росли ягоды. Мальчик протянул руку и сорвал гроздь. «Покормлю птичек», - подумал Захар. Вдруг прилетел снегирь. Он выхватил ягоды и сел на дерево. Мальчик потер лоб. Чудеса!
- Что увидел мальчик?
- Что росло на дереве?
- Что сделал Захар?
- О чем он подумал?
- Кто прилетел?
- Что сделал снегирь?
- Что сделал Захар?
- Возьмите бумагу и карандаш. Изобразите предложения графически.
- Но сначала подготовим пальчики к работе:
1, 2, 3, 4, 5,
Мы во двор пошли гулять.
Бабу снежную лепили,
Птичек крошками кормили,
С горки мы потом катались,
А еще в снегу валялись.
Все в снегу домой пришли.
Съели суп и спать легли.

Перескажите рассказ.
- Посмотрите на кукол настроения. Выберите ту, у которой такое же настроение, как у Захара.


- Почему выбрали эту куклу? (грусть, радость, спокойствие, гнев, страх, удивление)
ИТОГ ЗАНЯТИЯ
- С какими звуками познакомились на сегодняшнем занятии?
- Какой буквой обозначаются эти звуки?

Разделы: Логопедия

Цели:

  1. Познакомить со звуками [З], [З’], буквой З.
  2. Вырабатывать навык четкого произношения звуков « [З], [З’]» , формировать умения детей различать звуки по твердости и мягкости.
  3. Определять положение звука в слове.
  4. Развивать слуховое восприятие, внимание, фонематический слух.
  5. Развивать связную речь (умение составить простое распространённое предложение).
  6. Воспитывать положительную установку на участие в занятии, доброжелательное отношение друг к другу.

Оборудование: синий круг, зеленый круг, карточка с буквой «З» (из азбуки), рабочие тетради, касса букв, цветные карандаши, предметные картинки:

  • ЗОНТ, КОРЗИНА, ЗЕБРА, ЗЕМЛЯНИКА, МЕДУЗА, ЗАМОК, ЗАБОР.
  • ДОМИКИ С ЗЕЛЕНОЙ И СИНЕЙ КРЫШЕЙ.
  • ВАЗА – РОЗА, ЗАЯЦ – БЕРЕЗА, ГРУЗОВИК – АРБУЗЫ, ЛИЗА – ЗОНТИК.

Ход занятия

I . Организационный момент

Логопед : Раз, два – повернись и в камариков превратись.

Изобразите большого комара, который летит и поет свою песенку.

Дети : З – З – З

Логопед : А теперь превращаемся в маленького комарика, и поем его песенку.

Дети : Зь – Зь – Зь

II . Основная часть

1. Знакомство со звуками

Логопед : Посмотрите на доску и назовите нарисованные на картинках предметы: ЗОНТ, КОРЗИНА, ЗЕБРА, ЗЕМЛЯНИКА, МЕДУЗА, ЗАМОК, ЗАБОР. (Приложение №1)

Какой звук мы слышим в каждом слове?

Логопед : Правильно это звук З. Возьмите зеркала, произнесите звук [З] и посмотрите как вы его произносите. Что происходит с губами, когда вы произносите звук [З]?

Дети : «Улыбаются».

Логопед : А язычок?

Дети: «Лежит у нижних зубов».

Логопед : А теперь давайте посмотрим, какой дует ветерок при произнесении звука.

Дети : Холодный.

Логопед : Молодцы, а сейчас мы с вами поиграем.

2. Д/И «Поймай комара»

Логопед : Я буду произносить, разные звуки, слоги и слова в которых встречается звук [З]. Как только вы его услышите, хлопните в ладоши.

  • М - З - Р – З - К – Т – З ……;
  • МА – ЗА – СО – ЗО – ПО – ЗЫ – СИ – ЗИ ……;
  • ЗЕБРА – МАК – РЫБА – ЗАБОТ – ЗАМОК – НАСОС - ЗЕМЛЯНИКА - …..;

Молодцы вы замечательно справились с заданием. А сейчас давайте сравним звуки [З], [З’] между собой. (Логопед проводит сравнительную характеристику звуков. )

Звук [З] – согласный, звонкий, твердый. Его мы будем обозначать синим цветом.

Звук [З’] – согласный, звонкий, мягкий. Его мы обозначим зеленым цветом.

3. Д/И «Подушка – камень»

Логопед предлагает детям определить какие звуки он будет выделять голосом в слогах и словах в которых встречается звуки [З],[З’].

Логопед : Сейчас я буду называть слоги и слова в которых есть звуки [З], [З’], а вы должны определить мягкий или твердый звук в слове и показать соответствующий знак. (Приложение №2)

ЗА – ЗИ – ЗУ – ЗО – ЗЕ – ЗЫ – ЗЯ – ЗЮ

ЗАМОК – ЗЕБРА – ЗАБОР – ЗУБР – ЗЕМЛЯ – ЗВЕЗДА – ЗИМА – ВЕЗЕТ – и др.

4. Пальчиковая гимнастика «Замок»

Исходное положение: Ладони прижать друг к другу, пальцы переплести. Далее движениями имитировать слова стихотворения.

На двери висит замок,
(Быстро соединять пальцы в замок и разъединять)
Кто его открыть бы смог?
Потянули!
(Пальцы - в замке, потянуть, не расцепляя)
Покрутили!
(Подвигать сцепленными пальцами от себя, к себе)
Постучали!
(Пальцы остаются в замке, постучать основаниями ладоней друг о друга).
И открыли!
(Расцепить пальцы).

5. Д/И «Новоселье»

Логопед : Рассмотрите домики, лежащие у вас на столе. Обратите внимание у одного домика крыша синего цвета, а у другого зеленого цвета. А так же у вас на столах лежат карточки с изображением предметов в названии которых есть звуки [З],[З’], вы должны поселить их в домики. (Приложение №3)

Логопед : Как вы думаете, какие звуки будут жить в домике с синей крышей?

Дети : В названиях которых слышится твердый звук [З].

Логопед : А в домике с зеленой крышей?

Дети : В названиях которых слышится мягкий звук [З’].

Логопед : Молодцы, кроме того, обратите внимание, в каждом домике есть схема, по которой вы узнаете место звука в слове: начало, середина и конец. Расселите все слова – картинки, рассуждая так: в слове КОРЗИНА слышится мягкий звук [З’], значит поселим его в домик с зеленой крышей, а сам звук находится в середине слова, то поселим его в центральную колонку. (Аналогично проводится работа с другими словами).

6. Д / И «Составь предложение»

Логопед предлагает детям составить предложения по паре картинок.

ВАЗА – РОЗА, ЗАЯЦ – БЕРЕЗА, ГРУЗОВИК – АРБУЗЫ, ЛИЗА – ЗОНТИК и др.

7. Физминутка «Зайки»

Зайки белые сидят
И ушами шевелят.
Вот так, вот так,
И ушами шевелят.
Зайкам холодно сидеть,
Надо лапки им погреть.
Вот так, вот так,
Надо лапки им погреть.
Зайкам холодно стоять
Надо зайкам поплясать.
Вот так, вот так,
Надо зайкам поплясать.

Выполняют движения в соответствии с текстом.

8. Работа в тетради

Знакомство с буквой «З»

Логопед : Посмотрите, вот буква «З». (Выставляется карточка с изображением буквы «З»).

Логопед : Найдите букву «З» в своей тетради. Проведите по ней пальчиком (обведите) и раскрасьте ее синим карандашом.

Напечатайте букву «З» в своих тетрадях.

9. Работа с кассой букв. Д/И «Составь словечко»

  • Дети составляют слова из звуков: [К], [О], [З], [А], [З], [О], [Н], [Т], [З], [И], [М], [А].
  • Выкладывают из букв и печатают в тетради предложение: У Кати зонт.

III. Итог занятия, оценка детей.

Ребята, вспомните, с каким звуком мы сегодня познакомились на занятии?

Какой это звук?

Каким цветом обозначаем?

Что понравилось больше всего?

Список литературы

  1. Агранович З.Е. В помощь логопедам и родителям: Сб. домаш. заданий для преодоления недоразвития фонемат. строрны речи у ст. дошкольников / З.Е. Агранович; Худож. О.Р. Гофман. -СПб.: Детство-Пресс, 2004.-147 c.
  2. Косинова Е. Уроки логопеда. Игры для развития речи. ООО Издательство «Эксмо», 2011. – 174 с.
  3. Лиманская О.Н. Конспекты логопедических занятий. Первый год обучения. – М.: ТЦ. Сфера, 2010. – 128 с. – (Логопед в ДОУ).
  4. Лиманская О.Н. Конспекты логопедических занятий. Второй год обучения. – М.: ТЦ. Сфера, 2010. – 176 с. – (Логопед в ДОУ).
  5. Миронова Н. М. Развиваем фонематическое восприятие. Планы конспекты занятий с детьми старшего дошкольного возраста с речевыми нарушениями. – М.: Издательство ГНОМ и Д, 2010. – 48 с.

Дата публикации: 12.04.18

НРМОБУ «Усть-ганская СОШ»

Конспект НОД по обучению грамоте детей в подготовительной к школе группе

Учитель-логопед: Капитан Е.Ю.

«Усть-Юганская СОШ», 2018г.

«Как заяц зиму выгонял. Звуки (З-Зь). Буква (З)»

Образовательные задачи. Знакомство со звуками (З-Зь) и буквой (З). Совершенствование навыков звукового и слогового анализа и синтеза, анализа и синтеза предложений. Совершенствование навыка чтения слогов, слов с буквой (З).

Развивающие задачи. Развитие фонематического восприятия, тонкой и общей моторики.

Воспитательные задачи. Формирование взаимопонимания, доброжелательности, самостоятельности, инициативности, ответственности.

Оборудование. Дидактическое пособие «Птичка» для определения места звука в слове на каждого ребенка, набор «Предложение.Слова.Слоги» на каждого ребенка, индивидуальныекассы букв, фишки трех цветов –«светофоры» на каждого ребенка.

Ход занятия:

  • Организационный момент:
  • Дети, какое время года наступило? (весна). Да, весна, а зима не хочет уходить, она поселилась в замкеи радуется. (СЛАЙД-1). А хотите расскажу вам сказку про зиму и заца?
  • А в это время в лесу холодно, голодно зверям. (СЛАЙД-3). Собрались звери на совет и решили отправить выгонять Зиму самого сильного, самого смелого, самого отважного…..Зайца! (СЛАЙД-3).
  • Физминутка. Ребята, а давайте поможем зверям (дети стоят в кругу).
  • Пока звери спорили, нужен медведь или нет, Зима смеялась, хохотала, да так, что потеряла что-то (букву (З) ). (СЛАЙД -6).
  • Все звери кричат на Зиму (логопед произносить отдельные слова –Уйди, да, ага, иди…) , а Зима не понимает. Ребята, нужно опять помочь нашим героям: нужно подобрать правильно слова, со смыслом. Что это получится? (ответы детей). Правильно, предложение. Какие правила предложения мы знаем?
  • Зима поняла, что сильные противники попались ей, что не справиться ей с Зайцем и его друзьями и убежала (СЛАЙД – 7). Звери в лесу радуются, наступила весна, долгожданное тепло. И мы с вами помогли Зайцу прогнать Зиму, молодцы. А что для этого сделали?
  • ИТОГ занятия.

Ребята, садится тот, кто прочитает слова с изученными буквами (слова написаны на доске).

Скажите, какой звук мы слышим в словеЗЗЗЗ ИМА? (ответы детей).

Давайте определим характеристику звука (З ): (Д/пособие «Сломанный телевизор» - шаблон телевизора прикладывается к губам логопеда, где видно артикуляцию звука)- звук согласный, мягкий, звонкий, обозначается зеленым цветом (ответы детей).

У зимы есть подруга-Зебра, почему? (ответы детей). (СЛАЙД-2).

Зима сказала Зебре, чтобы она дарила ей каждый день подарки с ее любимым звуком (ЗЬ). Зебра принесла корзину для подарков и стала звать на помощь помощников – пришел Козел. Давайте подумаем, почему Зебра взяла корзину, а не сумку и пришел Козел, а не Коза? (ответы детей). Сейчас возьмите пособие «Птички» для определения места звука в слове и найдем, где Зима спрятала свой звук в этих словах (дети работают с пособием). Зебра и Козел решили подарить Зиме:

Газету, зеркало, резинки, сова - почему? Что лишнее? (ответы детей).

(Во время появления очередной картинки проводятся речевые игры с этой картинкой: «Один – много», «Из чего сделаны», «Однокоренные слова», а также определение места звука в слове.)

Подумал Заяц, погоревал, а деваться некуда.

Ребята, а какой звенящий звук мы слышим в словеЗЗЗЗаяц? (ответы детей).(Проводится аналогичная работа со звуком (З), как со звуком (ЗЬ)).

А теперь давайте поиграем: я называю разные звуки, а вы поднимаете определенный цвет светофора. (Развитие фонематического слуха, закрепление ранее изученных звуков – дети поднимают карточки синего,красного, зеленого цветов).

Идет Заяц по лесу, а навстречу ему Зима. (СЛАЙД-4)

Уходи, Зима!!!-говорит боязливо заяц.

Нет, не уйду никуда, мне и здесь хорошо, а ты один со мной не справишься! Ха-ха-ха!

Опечалился Заяц, горевал-горевал и придумал позвать друзей (СЛАЙД-5): Змею, она позвала козу, у козы большие глаза, коза позвала кузнечика, кузнечик привез с собой воз.(Во время появления каждой картинки определяется место звука в слове с пособием «Птички») .Что такое воз? (формирование знаний о слове).

К словам будем добавлять маленькое слово –ЗА - будет получаться другое слово:

Змея говорит: -Я буду кидать в Зиму снежки. А мы с вами будем – ЗА кидывать Зиму –дети имитируют движение .

Заяц говорит: - Я буду носить Змее снежки. А мы с вами будем – За носить – имитация детьми.

Глаза будут манить Зиму. А мы – ЗА манивать – вращение глазами и головой.

Кузнечик говорит: - Я буду пугать Зиму. А мы – ЗА пугивать- вращение руками.

Звери будут катить воз со снежками. А мы с вами – ЗА катывать –имитация. МОЛОДЦЫ, садитесь на места.

Еще заяц позвал медведя – он нужен? Почему? (ответы детей).

На что похоже? Это фотография наших звуков- (З-Зь), буква (З).

А теперь прочитаем слоги с нашей буквой (З)- (чтение слогов, слов).

1.Предложение пишется с большой буквы.

2.В конце предложения ставится точка.

3.Слова пишутся отдельно.

Молодцы! А теперь придумаем предложение, чтобы Зима: ушла, убежала, ускакала….(дети называют глаголы действия).

А какая Зима? (дети называют прилагательные).

(В ходе работы дети придумали предложение:

ЗЛОБНАЯ ЗИМА УБЕГАЕТ.)

Сейчас выполним с вами разбор предложения(выполняется разбор по схеме: предложение, количество слов, слогов, звуко-буквенныйанализ слова Зима.

 

 

Это интересно: